Сообщество «Форум» 14:41 15 июля 2018

Портреты любимых женщин

Искусство живописи в женских портретах

ПОРТРЕТЫ ЛЮБИМЫХ ЖЕНЩИН

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

А.Блок

Изобразительный язык прозы слаб, чтобы выразить всё очарование

женщины. Пожалуй, И.А. Бунин мог красиво сказать о женщинах.

Один из его шедевров – новелла «Чистый понедельник», созданная в

75 лет.

Великую галерею прелестных женщин оставили нам кисти художников.

В Эрмитаже, в 80-х годах прошлого века, случилось мне смотреть выставку шедевров западно-Европейского искусства, которую привёз в Россию А. Хаммер. В Москве эту выставку не случилось видеть, а в Ленинграде, по долгу службы, я бывал часто.

Привлёк моё внимание портрет пронзительно красивой женщины. Никогда не видел её в репродукциях и не знал имени художника. От полотна исходил мощный эмоциональный заряд, и невольно подумалось, что художник был влюблён в эту даму. Сразу возникли ассоциации: Симонетта Веспуччи у Боттичелли; молодая Полина Ковалёва-Жемчугова - Н.Аргунова; портрет Струйской – Ф.Рокотова; портрет Д. Хвостовой – О. Кипренского…

Подойдя ближе к картине, я разглядел гранат в её руке и прочитал надпись: «Прозерпина», лондонская галерея Тейт, Данте Габриель Россети, 1828-1882. И снова мгновенная цифровая ассоциация: М.Лермонтов (1814-1841). Загадочно…

В пояснении к картине сообщалось, что на полотне изображена Джейн Берден, жена приятеля, в которую художник был безнадёжно влюблён.

Античный миф повествует, что Прозерпина была дочерью богини плодородия Деметры и Зевса. Плутон – бог подземного царства похитил Прозерпину. Тогда Деметра, покинув Олимп, стала искать свою дочь. Безуспешные поиски привели к тому, что она перестала заботиться об урожае, всему живому стал грозить голод. Зевс повелел вернуть Прозерпину матери. Прежде чем исполнить приказ громовержца, Плутон дал Прозерпине съесть несколько зёрен граната, ибо гранат считался символом брака. Она становилась властительницей теней и не могла навсегда покинуть своего супруга. Но боги решили, что Прозерпина будет проводить две трети года с матерью, а одну треть – под землёй с Плутоном.

Компромиссное решение, которого, по-видимому, не удалось достичь Д.Г.Россети.

Приехав домой, я полистал избранные переводы В. Левика и во втором томе нашёл несколько стихотворений Д.Г. Россети. Он был ещё и поэтом, «главой, так называемого, «Прерафаэлитского братства», переводчиком итальянских поэтом средних веков. Вот строки из его сонета «Безмолвный полдень»:

Твоя рука лежит в траве, как гроздь,

И каждый кончик пальца – как цветок…

Стихи, разумеется, тоже о ней!

Гранат – символ любви, семьи, но кто-то добавил, что гранат – символ эротичности. Игорь Северянин знал об этом и сочинил «Поэму миньонет» - «Это было у моря», где: «…Королева играла – в башне замка - Шопена, / И, внимая Шопену, полюбил её паж…» И далее:

«…Королева просила перерезать гранат:

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово…»

Многим знакома картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (1445-1510); галерея Уффици, Флоренция. На картине изображена реальная женщина – Симонетта Веспуччи. Она приехала во Флоренцию, когда Боттичелли было 25 лет. Шёл 1470 год. На глазах художника прошла пылкая любовь двух молодых людей – Джулиано Медичи и Симонетты. Эта божественная женщина и молодой красивый юноша были для художника самыми дорогими и близкими людьми. В апреле 1476 года Симонетта умирает от чахотки. Ровно через два года, 26 апреля, погибает Джулиано Медичи. Он был заколот ножом наёмного убийцы во Флорентийском соборе. Симонетта оставила глубочайший след в жизни Боттичелли: на протяжении многих лет он постоянно воскрешает её в своей памяти и переносит на холст. Все мадонны навеяны её образом. В 1480 году он пишет портрет Симонетты в профиль; в 1482 году создаёт восхитительное полотно «Рождение Венеры», а в 1483 – «Венера и Марс».

О Боттичелли сказано много и подробно: его мадонны и Венеры «производят впечатление утраты, вызывают в нас этим чувство неизгладимой печали. Одни из них, утратили небо, другие землю. В одних полотнах - Боттичелли отрёкся от христианского мира, в других – от языческого. Он заключил себя в тот «средний мир», где души, недостойные ни ада, ни рая, сгорают священно-бесцельным пламенем творчества». В этом суждении дана точная характеристика практически всей живописи эпохи Возрождения. Мадонны не будут мироточить, как православные иконы…

Ко времени будет сказано, читателю нашему весьма затруднительно доехать до Лондона и до Флоренции, чтобы посетить галереи Тейт и Уффици. В то же время, можно посмотреть на «Русскую Венеру» Бориса Михайловича Кустодиева, что в музее Нижнего Новгорода. Художник создал эту картину в 1926 году, за год до смерти. С тяжёлым недугом, в коляске, правая рука отказывалась повиноваться, Кустодиев пишет радостное и жизнеутверждающее полотно. Какая сила любви! Ни единого грубого мазка, физически чувствуются нежные прикосновения кисти художника.

Эту грациозную и гармоничную женщину, созданную воображением художника, очень любил Валерий Павлович Чкалов. Местный художник рассказывали мне, что в 30-е годы картину прятали в запасник. В.Чкалов, каждый раз приходя в музей, бранился с сотрудниками, и картину в его присутствии возвращали на место. Не могли ослушаться – Чкалов был другом Сталина.

Для поклонников живописи, самое доступное место, конечно же, Третьяковская галерея. Портретная живопись русских художников - это сплошная влюблённость…

Только одно перечисление займёт несколько страниц, от известной «Кружевницы» Василия Андреевича Тропинина, создано в 1823 году, до блистательных портретов Валентина Серова, к примеру: «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 год.

Нельзя обойти молчанием портреты знаменитой красавицы Ю.П. Самойловой, Карла Брюллова…

О портрете «Кружевница» можно сказать, что это не только любование, но и нравственный урок! Никто, никогда не сидел без дела.

Будь ты красавица из красавиц, но корову доить нужно, тесто замесить нужно, одежонку - пошить и украсить себя кружевами, сплетёнными на коклюшках…

Портретная живопись В. Серова – превосходна! Мне нравится его изображение К. Коровина, на диване, где внизу чёрный жирный мазок «малярной» кистью. Вот тебе импрессионист.

То - другая увлекательная тема: Коров и Серовин…

Д.Г. Левицкий - портрет М.А. Дьяковой. Этой умной и очаровательной девушке было посвящено немало стихов. Она входила в известный : «Державенский кружок», где собиралось самое талантливое поколение того времени. Против воли родителей вышла замуж за архитектора и поэта Н.А.Львова.

В зале Ф.С. Рокотова есть удивительный портрет Александры Петровны Струйской. О нём я уже упоминал, в статье: «Информатор в мире книг» , 18 апр.2017 г.

В зале Ореста Кипренского можно видеть скромный портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. Он совсем не выделяется яркостью колорита и как бы даже не заметен. Но его надо увидеть… Кипренский работал над портретом в 1814 году. Ему 32 года, он избалован славой, подолгу живёт в Италии. Галерея Уффицы заказывает ему автопортрет – первому из русских художников. В 1813 году им создана серия графических портретов участников Отечественной войны, изящных гусаров, полных достоинства, чести и мужества. И вдруг – глубоко интимный портрет Дарьи Николаевны. Вдохновенное мастерство живописи не оставляет сомнения, что Кипренский был увлечён этой женщиной: доброта и нежность во взгляде больших чёрных глаз, любование молчаливым достоинством и скромным очарованием женственности…

Дарья Николаевна, урождённая Арсеньева, приходилась дальней родственницей бабушки М.Ю.Лермонтова. Вышла замуж за сенатора Василия Семёновича Хвостова, который был намного старше её. Она стала третьей его женой. Милая спокойная сдержанность… «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Портреты любимых женщин пишутся на особом психологическом настрое. Он угадывается даже через века: «Любовь нам говорит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…». Это – одно из главных правил духовной жизни и нормального существования человека.

Конечно же, необходимо рассказать о знаменитом портрете Марьи Ивановны Лопухиной, (1779-1803 г.г.), кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Марья Ивановна – в девичестве Толстая, была дочерью генерала и старшей сестрой легендарной личности Фёдора Ивановича Толстого (1782 – 1846 г.г.) американца. А.С. Грибоедов в «Горе от ума» сказал о нём:

…Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку не чист;

Да умный человек не может быть не плутом…

Сестра Марья Ивановна была старше своего брата на 3 года, и в возрасте 24 лет ушла из жизни. По-видимому, замужество её, с егермейстером Степаном Авраамовичем Лопухиным (военный чин: генерал – лейтенант), было не удачным. С.А. Лопухин был массоном, впрочем, как и её отец. Липкая зараза, как эпидемия, привнесённая с Запада…

Портрет М.И. Лопухиной – это подлинная красота – душевная и лирическая, присущая русской женщине, русской ПРИРОДЕ! Эмоциональная воздушная дымка на полотне, и разумеется влюблённость художника – не оставляют никаких сомнений.

Яков Полонский в 1885 году в скажет:

Она давно прошла и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражала

Страданье – тень любви, и мысль – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта трезвость тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Идите в Третьяковку. «Третьяковка – дар бесценный», о чём изредка вещает ТВ, канал «Культура», в 20-ти минутном, всего-то (!) рассказе о русских художниках.

В галерее во всей полноте представлено национальное русское искусство в живописи. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) собирал только русскую живопись, справедливо полагая, что она не последней будет в мировом наследии культуры!

Московские купцы – меценаты были богатыри русского духа!

1.0x