Сообщество «Форум» 15:57 9 октября 2018

Портрет русского человека

Народному художнику Александру Шилову - 75 лет.

(статья была напечатана в газете “Садовое кольцо” № 4 (16) за 1996 год)

После перестройки народный художник СССР А.Шилов выставляется реже, и пару лет назад объяснил это своим желанием показывать свои произведения простым труженикам, а им не под силу оплачивать входные билеты. Билет на открытую ныне выставку в Малом Манеже стоит для взрослых 10 тысяч. Увидев эту цену, я сразу подумала: “4 пакета молока”. Как это дорого… Но я подозреваю, что Шилову пришлось отстаивать эту цену, наверняка, плата должна была быть ещё выше (примером этому является последняя выставка в музее имени Пушкина). И за 10 тысяч один из лучших художников России всё же стал недоступен для многих. Как когда-то были недоступны простому люду картины предшественников Шилова - Боровицкого, Тропинина, Брюллова. И только 1917 год открыл их для русских рабочих и крестьян.

Если вспомнить картины, написанные Александром Шиловым давно, то там, пожалуй, преобладают светлые тона, например, портрет Юрия Гагарина - светлый и радостный, видимо, и настроение у автора было такое же. А сейчас явно заметно преобладание тёмной краски. сюжетов грустных и трагичных.

Изменилось время, изменилось и содержание картин.

Хотя на выставке есть пейзажи Шилова (виды Подмосковья, Флоренция, Мальта и т.д.), но всё-таки главное в его творчестве - это портрет. Через его портретную галерею мы можем постичь современную нам Россию. Портреты, находящиеся здесь, я бы разделила на три группы: портреты служителей церкви, портреты знаменитых людей и портреты “простых” людей.

Трудно сравнивать, но, пожалуй, такое огромное количество портретов служителей церкви мы можем найти только у советского художника Корина, написавшего картину “Русь уходящая”, на которой запечатлены служители русской церкви начала ХХ века. Вспомнила я об этом картине и потому, что в 20-е годы, служители церкви - это были “Русь уходящая”. В наше же гнусное тяжелое время эта “Русь” опять пришла. И пришла не в образе старушки-монахини, а в образе молодой девушки, испугавшейся творимого зла и спрятавшейся за монастырской стеной в надежде обрести здесь покой. Но находит ли она его здесь?

Картина “За монастырской стеной”. Молодая монашка смотрит в окно своей кельи, вся её фигура в движении, тело устремлено вперёд, рука тянется туда, где за окном другая, пусть и трудная, но жизнь. И в глазах у неё тоска, могла бы она трудиться на благо своей Родины, растить детей. Но увы, история повела нас тупиковым путём. И обрекла это живое молодое существо на затворничество. А она могла бы пленять всех вокруг своей красотой и молодостью… Как прекрасна цыганка Нана, ровесница монашки, изображённая Александром Шиловым дважды! Это не цыганка, которая в неряшливом платье таскается по вокзалам. Подчёркнуто гордая красавица, ни тени распутства. А ткань её платья… Как удивительно выписана эта красная ткань… На втором же портрете Нана вообще “сродни королеве”, воротник на её кофте придаёт ей неожиданно царственный вид.

Описывая свои впечатления от выставки Шилова я уже не раз употребила слово “живое”. Это слово как нельзя лучше подходит к картинам Шилова. Когда стоишь рядом с портретом Сергея Бондарчука, то кажется, что этот старый седой человек сейчас сделает шаг вам навстречу, только затянется горящей в руке сигаретой.

В каждом из портретов священников виден не слуга божий, а живой человек, со своим характером, привычками и привязанностями. Вот один портрет - здесь виден сильный, жёсткий характер, на другом - хитрые-прехитрые глаза, на третьем так и угадывается любитель явств, а четвёртый, возможно, проявляет интерес к женскому полу. Кто-то из них любит музыку, кто-то вкладывает всю душу в создание удивительных по красоте вышивок (“Золотошвейка”).

На выставке Александра Шилова много портретов наших современников, политических деятелей, актёров, музыкантов: С.Говорухина, А.Стрельченко, Э.Панфиловой, С.Фёдорова, М.Ульянова, Я.Френкеля, В.Высоцкого и других. Есть здесь и портрет Брынцалова, в ярко-зелёном костюме, в пёстром попугаечном галстуке, с перстнем на руке. Видим позу сверхуверенного в себе человека. Зря улыбаетесь слыша его фамилию. Не так он прост, этот хозяин жизни, не так прост, не верите - посмотрите как следует на этот портрет. А наискосок от роскошного зелёного костюмчика мы видим то, что действительно волнует Шилова - одинокого стареющего бомжа, не в модном костюме, а в пальто с ободранным воротником. И стоит он не нужный никому, лишний человек на своей Родине. А за ним водосточная труба с объявлениями о продаже квартир. Только где же ему взять эти миллионы на крышу нал головой? Эти объявления не для него, как и сегодняшняя жизнь, которая создана для людей с крепкими локтями и с куском железа вместо сердца.

Контраст двух картин говорит сам за себя…

Дуща художника болит именно за униженных и оскорблённых, их лица чаще всего встречаются на выставке (“Вдвоём”, “В ожидании”, “Капитолина Ивановна”, “Пастух”, “Старый портной”, “101-й год жизни”, “Вдовы войны”),

С каким же укором и болью смотрят глаза стариков и старух с картин Шилова! Вот забытый всеми старик (“Забытый”). Он рисковал жизнью, защищая Родину, а теперь на его столе лишь корка хлеба и “Беломор”. Как получилось, что его подвиг забыт, никому не нужен?

Молодёжь тоже выброшена за борт жизни. “Как будет теперь жить воин-афганец? Как будет жить нищий калека? “ - как бы спрашивает нас Шилов.

Молящий взгляд калеки просит у нас помощи. Но нынче не Советская власть, сирых и убогих выбросили на улицы, как ненужный мусор. И Россия вся, как тот нищий, тоже согнулась и просит милостыню у Америки.

...Труд художника чем-то схож с шахтёрским. Знаете ли Вы, как трудится художник? Во время рисования он не может одевать тёплую одежду, кажется весь его организм, все мышцы, сердце, дыхание - всё работает над картиной. Невероятный физические и эмоциональные усилия нужны для создания произведения. И на автопортрете мы видим руки художника - это не тонкие, изящные ручки лентяя, а сильные, мужские руки рабочего человека.

Многое привлекает на выставке. Красота человеческого труда, красота человеческой мысли. Но стоит в одном зале женщина, от которой трудно отойти. Грустны её глаза, печалится она о чём-то, да и в руке кружевной платочек - слезу стереть. Привычен на ней русский костюм. Но не из прошлого века пришла она, не с картин Тропинина. Просто она русская женщина, певица Татьяна Петрова. А грустна она оттого, что болит у неё душа за Россию.

1.0x