Авторский блог Лев Козленко 16:23 17 августа 2018

Поминальный сегмент бытия как вызов живым

а чем это не нравственный закон?

Поминальный сегмент бытия как нравственный

вызов живым.

"...Человек в других людях и есть душа человека... В других Вы были, в других и останетесь."

Б.Пастернак, "Доктор Живаго"

Поминание усопших(поминки) – хорошо известное ритуальное действие, или обряд, имеющее место во всех религиозных конфессиях со свойственными каждой из них особенностями. Мой личный жизненный опыт позволяет мне обсуждать поминки исключительно в православной традиции.

Считается, что человек по- настоящему умирает тогда, когда о нём перестают помнить. Отсюда дни и сроки поминок: день похорон(третий после кончины), девятый день после смерти, 40-й день(сороковины), годовщина, третий год и так далее. Вспоминая об усопшем стараются подчеркнуть светлые моменты жизни поминаемого, его хорошие поступки и дела.

Вглядываясь в этическую сторону поминального обряда, я сделал вывод о том, что сосредоточиваться на потусторонней жизни усопшего, его благополучии явно недостаточно и как бы однобоко. Устанавливая связь (трансцедентную) с обитателем мира иного и наделяя его всем светлым и добрым, не справедливо ли было самим живым в какой то мере тому хорошему и светлому соответствовать?? Смысл таков, что если ты видишь в усопшем светлое и доброе, то значит в силах поселить это и в себе, в своей душе. В этом и будет моральное право вести

разговор с обитателем мира иного. На протяжении жизни, глубоко переживая уход родных и близких, человек, подчёркивающий их лучшие черты, обязан и себя изменить в лучшую сторону на столько, на сколько он на это способен. Участвуя в целом ряде поминальных обрядов не формально, а с полной отдачей себя ( без этого нечего и

участвовать) человек получает в руки большую программу самосовершенствования, которой хватит ему на всю жизнь. И по сути каждые новые поминки будут добавлять к этому вызову что то своё. А если не добавлять, то по крайней мере оживлять прошлый вызов.

Наблюдая повсеместное ухудшение человеческих отношений в нашей сегодняшней жизни, нетрудно сделать вывод о том, что поминальному обряду не хватает подлинности и полноты переживаний его участников. Как будто их отключает и включает какой то таймер. Человек скорбит, но как бы не в полную силу, а порой просто, соблюдая приличие, определённым образом себя ведёт. Как статист, то есть чисто формально.

Считаю, что в определённой степени проявить подлинность полноту и глубину переживания поминального обряда мешает алкоголь. В православной традиции спиртного не было. Но поскольку нынче алкогольные изделия прочно прописались в обряде, есть резон это объяснить. Последнее сделать не трудно, поскольку видим в обряде не что иное, как водку! Именно водка наводит на мысль, что её протолкнули люди, имеющие зависимость от алкоголя. Дошло до того, что алкоголики караулят похороны и поминки. Отдавая дань ложной традиции ,участники поминок в той или иной мере жертвуют подлинностью, полнотой и глубиной переживания события. В точном соответствии с физиологией центральной нервной системы. А указанный нами высокий этический аспект преобразования личности на пути духовного восхождения заставляет настаивать на исключении алкоголя из поминального обряда.

"Итак, будьте совершенны,как совершен Отец ваш Небесный."

Матф. 5, 48.

Не уж то не готовы мы к тому,

Чтоб встать на путь земного совершенства?

1.0x