Авторский блог Андрей Ведяев 02:26 7 апреля 2018

Полвека с Йоханом Вайсом

Исполнилось 85 лет Станиславу Любшину, исполнителю роли советского разведчика Александра Белова (Йохана Вайса) в легендарном фильме "Щит и меч" (1968). Был ли у Йохана Вайса прототип?

6 апреля 2018 года свой 85-й юбилей отмечает замечательный советский актёр Станислав Андреевич Любшин. Одновременно в этом году исполняется 50 лет выходу на экраны его главного фильма «Щит и меч» — четырёхсерийной эпопеи о советском разведчике Александре Белове, выехавшем в 1940 году в рейх под именем Йохана Вайса (от нем. Weiss — белый), этнического немца, репатриировавшегося из Риги вместе со своим другом Генрихом Шварцкопфом, дядя которого в то время уже занимал высокий пост в СС.

— Который теперь час?
— Без семи.
— Точнее?
— Без семи... На Ваших?
— Тоже самое. Пройдёмся?
— Не сердитесь. Я ведь старше Вас. Дело не в звании.
— Пожелаю Вам тёпленького местечка в германской разведке, в абвере. Вживаться, вживаться, вживаться. Нужен Йохан Вайс. Не нужен и ещё долго будет не нужен Александр Белов.

Впервые в советском кино зритель погружается в аутентичную призрачно-готическую атмосферу Третьего рейха, звучат народные мелодии с характерными ломаными размерами строф и зычными рефренами типа «Schwarz-braun ist die Haselnuss» («Чёрно-коричневый орешник»), марш вермахта «Erika» («Эрика, вереск»), нацистский партийный гимн «Horst-Wessel-Lied» («Песня Хорста Весселя») и «Песнь немцев» – государственный гимн Германии «Deutschland über alles» («Германия превыше всего»).

— Спокойствие! Тишина! Ахтунг! Выход запрещен! Регистрация! Новые документы! Поздравляю с прибытием! Рейх! Народ! Фюрер!
— Господин офицер, я не женат.
— Тебе нужно мое благословение?
—Это не может мне помешать найти хорошее место?
— Еще один по твоей линии, Шульц. Шофер. Просит найти ему девку, чтобы начать
немедленно плодить солдат для фюрера.
— Когда проработаешь 20 часов, а потом идешь не домой, а в казарму, все равно пустишь кого-нибудь под одеяло… Ничего, скоро мне дадут землю.
— На это можно рассчитывать?
— Конечно. Каждый получит свой кусок. Я член партии. Вступила еще до того, как мы стали хозяевами Европы.
— А где предполагаете получить?
— Многие поговаривают об Украине…

двойной клик - редактировать изображение

Пользуясь покровительством Шварцкопфа, Вайс попадает в Абвер, делает там карьеру и в 1944 году оказывается в Главном Управлении Имперской безопасности (РСХА), где он в звании гауптштурмфюрера СС становится помощником шефа внешней разведки СД (VI отдел РСХА), бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, который в фильме выведен в образе бригадефюрера СС Зонненберга – здесь возникает очевидная параллель с более поздним фильмом «Семнадцать мгновений весны». Ведь все эти фильмы делались не из воздуха, а под патронажем КГБ СССР, и, соответственно, имеют историческую и документальную основу. На тот момент еще были живы многие действующие лица, ведь после войны прошло всего четверть века.

— Однако он молод...
— Если это недостаток, я исправлю его. Со временем.
— ...и смел.
— Виноват.
— Я ценю мужество. Через 20 минут Вас расстреляют.
— Это капитуляция с вашей стороны.
— Не надо бравировать. Смерть – единственное, с чем следует считаться.
— Вы понимаете по-русски?
— Да, я русский.
— Вы – немец, Йохан Вайс. Инструктор разведшколы.
— А может быть, вы ошиблись? Я – офицер.
— У нас генералы иногда рыдают, как дети.
— Идите за оберфюрером.
— Прекрасно выглядите, Ангелика.
— Вы тоже.
— Следуйте за бригадефюрером.
— Это Вас расстреливали?
— Да, мой фюрер.
— Почему же Вас не расстреляли? Если Вы дадите малейший повод, приговор будет приведен в исполнение.

двойной клик - редактировать изображение

Что же можно сказать о прототипе Йохана Вайса? Прежде всего, это всеми любимый Вильям Генрихович Фишер, он же полковник Рудольф Иванович Абель. Этнический немец, родившийся в Англии, который до конца жизни говорил по-русски с явным акцентом, в 1930-е годы был учеником Якова Серебрянского, который фактически руководил параллельной разведкой, подчинявшейся лично председателю ОГПУ СССР. В задачи его группы входило проникновение на военно-стратегические объекты противника, создание нелегальных резидентур, диверсии, ликвидации. «Группа Яши» была наделена неограниченными полномочиями и проводила головокружительные операции по всему миру – казалось, для нее нет ничего невозможного. Во время войны Фишер стал активным участником чекистских операций «Монастырь» и «Березино». Для непосредственного руководства операцией «Березино» в Белоруссию в августе 1944 года выехали Эйтингон, Маклярский, Фишер, Серебрянский, Мордвинов, Гарбуз и «Гейне» – Александр Демьянов, к тому времени уже награжденный Железным крестом и орденом Красной Звезды. Перед этим в красногорском лагере для военнопленных Игорь Щорс завербовал оберст-лейтенанта Генриха Шерхорна. Работая под контролем, тот посылал в Берлин сообщения о диверсиях в тылу Красной Армии, а «Гейне», которому немцы безгранично доверяли, подтверждал их достоверность. Таким образом Шерхорн, повышенный в звании и награжденный Рыцарским крестом, до конца войны считался в Германии национальным героем и образцом солдата, в любой обстановке сохраняющего высокий боевой дух и верность фюреру. Гитлер послал на помощь Шерхорну начальника службы спецопераций РСХА Отто Скорцени с целью организовать прорыв мнимой группировки Шерхорна в Восточную Пруссию. Немецкие транспортные самолеты перебрасывали через линию фронта оружие, амуницию и диверсантов. Как пишет Судоплатов, «особо отличился В. Фишер, под видом немецкого офицера лично встречавший на полевом аэродроме диверсантов Скорцени».
Возможно ли, чтобы Фишер в рамках немецкой операции «Волшебный стрелок» побывал в ставке Гитлера и тем самым стал прототипом Александра Белова (Йохана Вайса)? Вполне, учитывая, что главная ставка фюрера «Волчье логово» («Wolfsschanze») и верховное главнокомандование вермахта, включая оперативный штаб, абвер и другие службы, находились там же, в Восточной Пруссии, недалеко от города Растенбург (ныне Кентшин, Польша). Ставка использовалась с 21 июня 1941 года до 20 ноября 1944 года и была окончательно покинута только 25 января 1945 года в связи с выходом передовых частей Красной Армии к Ангербургу в 15 км от ставки. Намек на то, что Абель-Фишер мог бывать там, содержится в фильме «Мёртвый сезон» (1968), сценарий которого был написан на основе материалов, предоставленных КГБ СССР при участии самого Абеля и Молодого:

— Константин Тимофеич... Вы случайно не были в партизанах?
— Н-нет, не приходилось.
— А на каком фронте вы служили?
— Я при главном штабе служил. Шифровальщиком.
— Кто там у вас заправлял?
— Генерал Гальдер, а потом Йодль... Я ведь при немецком штабе служил…

двойной клик - редактировать изображение

Известный историк спецслужб Николай Михайлович Долгополов беседовал с Олегом Вайнштоком, сыном сценариста фильма «Мёртвый сезон» Владимира Петровича Вайнштока (литературный псевдоним — В. Владимиров). Так вот Олег, ссылаясь на отца, который много общался с Абелем, утверждает: «Он служил в оперативном отделе штаба Вермахта, и реплика Баниониса о том, что сначала командовал Гальдер, а потом Йодль, указывает конкретный штаб – генеральный штаб сухопутных сил Германии… Подтверждением косвенным, конечно, не документальным, может служить признание Рудольфа Ивановича моему отцу. Это было уже после выхода книги Кожевникова “Щит и меч”. Так вот, Абель говорил, что, если у нас были свои люди в гестапо, то он мог вытащить бумажник из кармана Гитлера, которого видел в среднем один раз в месяц… Я верю рассказанному отцом. Он был очень точен в словах, в оценках. Рудольфа Ивановича уважал исключительно».

— Друзей не вредно выбирать по тому месту, которое они занимают в рейхе.
— Я не могу предложить свою дружбу фюреру...

Бывший в начале 1960-х годов заместителем начальника внешней разведки ПГУ КГБ СССР, генерал-лейтенант Виталий Григорьевич Павлов в своей книге «Операция “Снег”» (1996) пишет: «Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля. […] Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов). […] Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. […] Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать своё имя с таким героем». И хотя всё как раз наоборот – многое из написанного самим Виталием Григорьевичем, в частности, в его книге «Трагедии советской разведки» (2000), вызывает недоумение – тем не менее он однозначно указывает на Абеля как на прототип Йохана Вайса.

— Но я, извините, до этого не знал...
— Вам и теперь не надлежит ничего знать, кроме того, что вы ничего не должны знать. Ничего!

Но у Вайса есть и другой прототип. Это Александр Пантелеймонович Святогоров (оперативный псевдоним «Зорич»), готовивший в составе 4-го Управления НКВД-НКГБ, которым руководил Павел Анатольевич Судоплатов, диверсантов для заброски в тыл немцев на Украину. Сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 года Святогорова в качестве командира разведывательно-диверсионной группы забрасывают на территорию Польши, в Люблинское воеводство, с целью проникновения в абвер и гестапо. Его базой становится один из местных партизанских отрядов. «Мы готовили наших разведчиков, сочиняли им легенды, – рассказал Александр Пантелеймонович в своем интервью незадолго до смерти в 2008 году. – В августе 44-го года под Бродами дивизию СС “Галичина” разгромили. Так вот, остатки этой дивизии остались на территории оккупированной немцами Польши. И к нам, на партизанскую базу, приходили группы из этой дивизии, говорили примерно так: “Оце ми прийшли до вас добровільно. Ось наша зброя. Так, ми служили німцям, але зрозуміли, що вони нас обдурюють, що збудувати самостійну Україну вони ніколи нам не дозволять. Бандеру вони вже заарештували. Ви нам довіртесь – і ми вам допомагатимемо…”. И я со своим помощником Толей Коваленко отобрал из них наиболее пригодных ребят и задействовал в своих операциях. При этом и я, и они действовали под прикрытием того, что мы – бойцы дивизии СС “Галичина”. Мы выследили шефа одного из подразделений гестапо. В его кабинете заложили взрывчатку. И взорвали…»

— «Каждому своё», — пусть получат то, что они обещали узникам Бухенвальда.

Чтобы проникнуть в Люблинскую разведшколу, в которой для заброски в советский тыл готовили диверсионные группы из власовцев и других предателей, Александр Святогоров под видом хорунжего дивизии СС «Галичина» завязал разговор с одним из начальников школы, сообщив ему, что мечтал бы быть полезным «великой Германии» и заняться «настоящим делом».

— Я не попадал в окружение, я сдался сам! Я принципиальный противник советского строя.
— В профсоюзах состояли?
— Состоял насильственно.
— Вам надо дать политическую оценку советской системе.
— Зачем?
— Если Вы надумаете вернуться назад, вас повесят на первом же столбе.
— И так повесят.

Внедрив в школу своих людей, партизаны выбрали момент, когда школу посетил шеф люблинского гестапо штурмбанфюрер СС Акардт, и совершили налет, захватив документы и нескольких инструкторов. Сам Акардт был убит в перестрелке. В другой раз группа Святогорова захватила представителя шефа абвера – Вальтера Файленгауэра, который оказался одним из руководителей операции под кодовым названием «Сатурн». Под руководством Файленгауэра для заброски в советский тыл готовились диверсионные группы. Вскоре все засланные группы были ликвидированы.

двойной клик - редактировать изображение

Александр Пантелеймонович консультировал Вадима Кожевникова во время его работы над романом «Щит и меч», рассказывал писателю о жизни и быте люблинской разведшколы абвера. А когда снимался одноименный фильм, Станислав Любшин, исполнитель роли Йохана Вайса, также встречался со Святогоровым в Киеве и постарался как можно полнее воплотить в своем герое психологический портрет, срисованный с оригинала. Юлиан Семёнов, работая над сценарием фильма «Семнадцать мгновений весны», также обращался к Святогорову, на тот момент заместителю директора Института кибернетики Академии Наук Украины, за консультациями. Как-то в разговоре с ним Александр Пантелеймонович заметил, что всю правду о Николае Кузнецове в силу определенных обстоятельств общественность узнает еще не скоро, а что-то будет скрыто навечно… Да и сам «майор Зорич» унёс с собой в могилу многие тайны. До сих пор точно неизвестно, как ему удалось проникнуть в гестапо, а затем в одну из засекреченных разведшкол абвера, войти в доверие к командирам дивизии СС «Галичина»…

— Поздно пришли, господа. Кофе мы уже на том свете будем пить.
— Пошел к черту!
— Слушаюсь...

В фильме «Щит и меч» очень ярко показана еще одна сторона деятельности Святогорова и других разведывательно-диверсионных групп НКГБ – участие интернационалистов разных стран в совместной борьбе с фашизмом. В ходе Словацкого национального восстания разведывательно-диверсионная группа Святогорова «Зарубежные» в составе 12 человек была выброшена в октябре 1944 года в районе Банска-Бистрицы. Группа выполняла спецзадания руководителей словацкого восстания Карела Шмидке и Густава Гусака, а также командира партизанского движения Словакии Алексея Никитича Асмолова. В частности, по поручению Шмидке удалось организовать побег из фашистской тюрьмы генерального секретаря компартии Словакии Вильяма Широкого и члена ЦК Юлиуса Дюриша.

— Я должен включить вас в личный состав десанта. Имя, фамилия, национальность, профессия. Кто первый?
— Чехословакия. Яромир Дробны. Спортсмен я.
— Чехословак. Батя.
— Король обуви, миллионер!
— Я у Бати шил обувь. Я сапожник. Франта Юрасек мое имя.
— Я – Карл Кунерт. Из Германии. Был инженером.
— Тоже немец. Юрген Хениг. Солдат.
— Младен Миленкович. Югослав. Могу быть врачом.
— Мольнар Янош. Мадьяр. Буду кем – пока не знаю.
— Ежи Чижевский. Поляк. Учитель. С дипломом не успел.
— Что ж, товарищи интернационал, это наш не последний, но решительный бой!

двойной клик - редактировать изображение

— Товарищ капитан, вот его документы. Важная птица.
— Его нельзя допрашивать, генерал. Я возражаю! Он слеп. Ему кажется, что он среди своих, в немецком госпитале. Мы всячески поддерживаем его заблуждение. Если он узнает, что он в плену – смертельный исход.

— Мне за линию фронта надо.
— Нет ни линии, ни фронта.

Прожектор шарит осторожно по пригорку,
И ночь от этого нам кажется темней.
Который месяц не снимал я гимнастерку,
Который месяц не расстегивал ремней.
Есть у меня в запасе гильза от снаряда,
В кисете вышитом – душистый самосад.
Солдату лишнего имущества не надо.
Махнем, не глядя, как на фронте говорят.

двойной клик - редактировать изображение

– Шура, сынок...

1.0x