Авторский блог Надежда Диас 18:47 16 января 2017

Половое воспитание на Кубе.

Краткий анализ учебников и дискуссий.

Сегодня мы много говорим о необходимости сексуального воспитания. На улицах полно книжных лавок, которые пестреют книгами с пошлыми рисунками и заголовками. И большинство этих книг не воспитывает, а, к сожалению, только развращает. Или учит тому, чему учить не надо. Да и какая может быть радость от секса, если нет настоящей любви?

Почему мы перестали проповедовать воспитание настоящих чувств? Вспомните, как говорили о воспитании чувств Макаренко и Сухомлинский, наши великие педагоги. Можно ли проводить такое половое воспитание молодежи, при котором бы и чувства воспитывались, и изучались бы аспекты физиологического и анатомического плана? Можно, такой опыт есть. Передо мной учебник «Половое воспитание», изданный в 1988 году на Кубе под руководством доктора Моники Краузе Петерс. Этот учебник – малая частичка того полового воспитания, которое проводится на Кубе. Там в половом воспитании молодежи принимают участие радио, телевидение, множество газет и журналов, общественные организации (например, «Федерация кубинских женщин» и др.)

Первые страницы учебника посвящены круглому столу, проведенному в газете «Хувентуд Ребельде». Круглый стол пытался осветить различные проблемы полового воспитания. В круглом столе участвовали:

Вильма Эспин, замещающий член Политбюро и Центрального Комитета партии, Президент Федерации Кубинских женщин и Постоянной Комиссии Внимания к Детству, юношеству и равенству прав женщин;

Доктор медицинских наук Селезтино Альварес Лахончере – Президент Нацональной Группы по Работе по Половому Воспитанию;

Доктор Моника Краузе Петерс – Координатор Национальной Группы по Работе по Половому воспитанию - и другие.

Отвечая на вопрос, какие аспекты изучает половое воспитание и кто должен в нем участвовать, Вильма Эспин сказала следующее: «Половое воспитание начинается с жизнью. С тех пор, когда ребенок маленький, с тех пор, когда он пьет материнское молоко, уже есть вещи, которые он замечает: различия между отцом и матерью. С первых моментов, в которые ребенок начинает познавать, он может начать воспринимать в нормальной и естественной форме различия между мужчиной и женщиной, и функции, которые они выполняют в жизни. Мы проводим половое воспитание в этой манере, а не как грубую инструкцию в момент, когда наступает половое влечение (курсив мой – Н.Д.).

Мы говорим это потому что, даже в детском саду, когда мальчик и девочка играют, некоторые ошибающиеся думают, что есть игрушки для мальчиков, и есть игрушки для девочек, и мальчик не должен играть с игрушкою девочки. Уже это начинает создавать травмы в мальчиках, и создавать трудности.

Если им дать возможность взять на себя нормально роли отца и матери – матери девочки и отца мальчика, то само собой разумеется – что врач или кто бы то ни было, избежали бы многих трудностей, которые иногда случаются. А это и есть половое воспитание. Это делиться вещами, когда играют в домики, не говорить, что это берет мальчик, а это берет девочка, уже это есть чувство равенства: это половое воспитание в глубоком идеологическом смысле» (стр.8).

«Поэтому жизненно важно пытаться приготовить нас самих, приготовить врачей, учителей, родителей, для того, чтобы по всем каналам дети, молодежь, могли получить информацию, в которой нуждаются по этой теме, так же, как и по всем другим темам жизни, чтобы они были приготовленными к семейной жизни, могли по-настоящему построить семью со всеми возможностями быть счастливыми» (стр.9).

На Кубе проводится политика сокращения рождаемости. До 1959 года рождаемость была очень велика. Часто в семьях было 10-13 детей. В 70-е годы начали создавать Национальную Группу по Половому воспитанию. И сейчас проводится мысль, что желательно иметь двоих детей, тогда семья будет всем обеспечена, и сможет нормально их воспитывать. Да и женщины теперь не домашние хозяйки, как раньше. Они работают на производстве, занимаются общественной работой, учатся. Для того, чтобы они могли стать действительно личностями, нужно, чтобы они не рожали детей не в 11 или в 17 лет, а тогда, когда уже закончат учебу, станут специалистами своего дела. Тем более, что ранние роды очень опасны и для матери и для ребенка своими осложнениями, поэтому очень важно научить население пользоваться контрацептивами, тогда не будет нежеланных детей, тогда женщины будут делать меньше абортов (а аборт очень опасен для здоровья - это постоянно подчеркивается в литературе). Получается цепочка: меньше абортов – больше здоровых женщин – и, как результат, больше здоровых рождающихся детей.

Проблема использования контрацептивов обсуждалась более, чем на 70 конференциях для молодежи (об этом сказано в учебнике). Причем обсуждалось не только сказанное выше, но и то, какие есть контрацептивы, в каком возрасте какой метод контрацепции лучше использовать, и другие проблемы. На Кубе очень важны такие конференции, так как до сих пор характерны ранние браки, и по статистике конца 80-х годов многие девушки рожали даже в 11 лет.

Перед нашей страной сейчас не стоит политика сокращения рождаемости, тем не менее, наверно, все-таки лучше использовать контрацептивы, чем делать аборт. Да, для взрослой женщины это лучше, а для молодой, только начинающей жить? Ей надо очень серьезно подумать, прежде чем она вступит в интимные отношения, как следует узнать партнера, познакомиться с его вкусами, привычками, взглядами(в учебнике эта мысль многократно повторяется). И здесь перед нами возникает, на мой взгляд, главный аспект полового воспитания – морально-нравственный.

Именно морально-нравственным проблемам-то и посвящена большая часть кубинского учебника по половому воспитанию. Но это не скучные догмы. Часто проблемы высвечены с исторической точки зрения, показаны причины и следствия различных ситуаций в жизни мужчины и женщины. В учебнике много сказано о равенстве мужчин и женщин, о том, какой должна быть пара будущего. Много здесь сказано и о таком явлении, как мачизм. В русском языке такого слова нет, по-испански же мачо – означает «самец». А мачизм – это социальное явление, при котором мужчина ставит себя выше женщины, не принимает участия в домашних делах, мотивируя это тем, что «он - мужчина» и т.д. Из-за мачизма происходит и такая ситуация, обсуждаемая в учебнике: «часто бывает, что мужчина не хочет идти на консультацию к врачу, даже тогда, когда пара не имеет детей и хочет иметь их; проходят месяцы и годы, и есть маленькая проблема в мужчине, а он даже и не узнал о ней, потому что не хочет пойти. Это и есть настоящий мачизм, настоящий мачистский пережиток»(стр.19). В такой ситуации в итоге семья разрушена, хотя на самом деле ее можно было бы спасти.

Другая важная вещь: ребят надо готовить к семейной жизни, учить и девочек, и мальчиков готовить еду, шить. В Центральном дворце пионеров в Гаване работают такие кружки(которые тоже являются частью полового воспитания). И в учебнике по половому воспитанию об этом говорится. Говорится и о том, что надо приучать юношей уступать в транспорте место девушкам, быть вежливыми с ними.

Моральные проблемы очень важны. Вот что сказала об этом Вильма Эспин во время круглого стола: «Раньше пытались вырастить девушку, как монашку, а мальчика, как развратника. Мы считаем, что не надо делать ни одну из этих двух вещей; не хотим ни монашек, ни развратников, ни священников, ни развратниц. Это наш критерий и наша цель: мы должны формировать мужчин и женщин искренних, порядочных, таких, которые умеют анализировать свои проблемы в правильной форме и, которые во всех аспектах жизни чувствуют, что мужчина и женщина будут оценены в одинаковой форме, и не только в своем браке, но и всем обществом в каких бы то ни было обстоятельствах» (стр.23).

Вильма Эспин сказала о том, что аморальные вещи нельзя разрешать ни мужчинам, ни женщинам, но также нельзя разрешать такую ситуацию, когда мужчине можно все, а женщине многое запрещено. Должна быть одна установка, один закон для мужчин и для женщин. Почему обманутая личность обычно «поставлена к стенке»(всеми осуждается, обвиняется)? «Это мачистские концепции, которые до сих пор существуют, и, которые, несомненно, глубоко несправедливы…» - говорит Вильма(стр.24).

Автор учебника «Половое воспитание» Моника Краузе говорит о другой моральной проблеме: мужчины считают, что они должны иметь специальный опыт перед женитьбой, а девушки не должны иметь его. Мы здесь сталкиваемся с пережитками прошлого. Так как раньше дочери бедных рабочих, крестьян вынуждены были заниматься проституцией, чтобы заработать деньги. И только дочери богатых людей могли сохранить свою девственность до свадьбы. А сейчас, когда в кубинском обществе все равноправны, нужно уважать каждую из женщин потому, что каждая из них сестра, мать, дочь. «Каждый раз, когда один юноша думает в такой несоответствующей форме, он должен понимать, что будет кто-то другой, кто также подумает о его сестре, его матери или его жене…»(стр.27).

Учебник выступает против того, чтобы женщину рассматривали, как инструмент, как сексуальный объект. И мужчина, и женщина должны понимать, что интимные отношения – это не игра, что при них существует возможность нежелательной беременности, со всеми биологическими и психологическими, и социальными последствиями. Учебник выступает против ранних сексуальных связей, против тех юношей, которые хотят пополнить свой список «завоеваний», показать себя «мужчиной». «Они считают, что «занимаются любовью», но это не имеет ничего общего с любовью, как ее понимаем мы»,- пишут авторы учебника. «Любовь должна быть основана на влечении, ласке, уважении, солидарности, поддержке, на совместных побуждениях; на желании быть счастливым и сделать счастливым другого, дать любовь другому; это отношение, которое не разрешает эгоизма, в котором запрещено использовать другого, как объект, считая его своей собственностью; в ней аморально удовлетворять только свои личные желания без того, чтобы позаботиться о своей паре, это отношение, основанное также на равенстве прав и обязанностей женщины» (стр. 33-34). «К сожалению, мы наблюдаем, что есть молодежь, которая начинает с финала, начинает «занимаясь любовью» (в большинстве случаев речь идет о сексуальных связях без любви!), а когда задумываются, то видят, что не имеют условий для того, чтобы продолжать отношения стабильные, глубокие и длительные, а уже часто нанесен вред; по меньшей мере, один из двоих страдает в большинстве случаев, когда чувствует разочарование, крушение надежд и горькую правду, когда наконец понимает, что был использован, как объект для удовлетворения импульса и эгоизма другого»(стр.34).

Одна из статей учебника посвящена проблеме девственности, как одному из самых устаревших символов недооценки женщины, ведь до сих пор люди ошибочно ставят знак равенства между чистотой и девственностью. Как возник этот пережиток прошлого? Он возник из-за желания мужчины быть уверенным в том, что его наследство – его собственность – попадет в руки его собственных сыновей. «Когда глава семьи удалялся от своего очага на длительное время, он обеспечивал сохранность супружеской верности, одевая жене металлический пояс – пояс супружеской верности, ключ от которого, заперев его, хранил с большой осторожностью. По крайней мере с 11 века сохранились экземпляры таких «поясов верности», которые блокировали, более или менее, влагалище женщины для того, чтобы избежать сексуальных связей с другими мужчинами» (стр.39).

В учебнике опубликован круглый стол, проведенный с молодежью на эту тему. Ребята делятся различными мнениями, и в этом разговоре рождается истина. Один из учеников говорит о том, что нет необходимости знать девственница ли твоя невеста, главное, чтобы вы понимали и дополняли друг друга (певец Альфредо Родригес даже поет в одной из своих песен – «меня не интересует твое прошлое» - Н.Д.), имели общие вкусы и взгляды, были готовы помочь решить все трудные проблемы.

Одна из учениц говорит о том, что девушки часто не вступают в интимные отношения до свадьбы только потому, что уважают или бояться своих родителей. Другая ученица, продолжая данную тему, говорит о том, что папы часто говорят сыновьям: «Тебе нечего терять, ты - мужчина». Но девушка думает, что юноша, на самом деле, теряет свою ценность, свой престиж, хотя и будет в глазах друзей «отчаянным». Но каждый «укалыватель цветов» (продолжает данную тему один из преподавателей школы) впоследствии не будет счастлив и не осчастливит свою пару. Он, скорее всего, и во время семейной жизни будет следовать своим дурным привычкам. А его жена, разрешит ли ему это? «Какой плохой пример для детей!» - делает вывод преподаватель.

Третья ученица повествует о том, что часто друзья какого-либо юноши ведут себя неправильно. Видя, что юноша встречается все время с одной и той же девушкой, говорят ему о том, что он ведет себя глупо, не использует свою молодость. И юноша, послушав их, становится на путь Дон Жуана. И у него уже нет невесты, если таковая была. «Все это результат мачизма, оставленного нам в наследство», - заканчивает свое высказывание третья ученица.

В конце дискуссии доктор Моника Краузе сделала некоторые выводы, как то: "Необходимо, чтобы в отношениях между мужчиной и женщиной было уважение к себе и к своей спутнице, которая, быть может, станет матерью твоих детей. Когда юноши требуют доказать любовь началом интимных отношений, они поступают не по-товарищески, сексуальные отношения можно начать только тогда, когда этого желают двое. Перед тем, как вступить в интимные отношения, надо думать и о том, что, возможно, этот человек будет твоим спутником в будущем в течение 50 или 60 лет, поэтому надо взвесить все, как следует".

Лурдес Флорес Мадан написала в учебнике главу под названием «Половое воспитание с первого года жизни». Мадан в этой главе подчеркивает, что «грудному ребенку необходима атмосфера ласки и уверенности, созданная его родителями» (стр.54). «Желанные дети начинают жизнь с большим преимуществом, так как здоровая, ласковая и уверенная окружающая обстановка влияет на нормальное половое развитие ребенка», - подчеркивает Лурдес Мадан.

Далее в учебнике несколько глав посвящены анатомии и физиологии подростков. О чем написано в этих главах? Об особенностях мужского и женского организма. Здесь нет никакой пошлости, одна анатомия и физиология.

Определенная часть книги посвящена проблеме отцов и детей. Глава под названием «Счастливое событие может вызвать серъезные разногласия в браке» повествует о том, что когда родился ребенок, женщина должна уделять ему много внимания, она чувствует себя очень уставшей, поэтому в этом случае желание «заниматься любовью» может исчезнуть на какое-то время, но тогда ее спутник, который имеет меньше забот, должен сделать все возможное для того, чтобы помочь партнерше – разделить с ней заботы и поддержать морально. Но очень редко эта поддержка бывает оказана и из-за этого может разрушится брак. Авторы дают рекомендацию, как в такой ситуации можно наладить отношения. Они советуют провести вдвоем отпуск или конец недели, оставив с кем-нибудь малыша. Это может быть решением проблемы; тогда молодые родители начнут свои отношения как бы заново. Пара поймет, что любовь не заканчивается с появлением желанного ребенка, наоборот, дети дают возможность любить друг друга еще сильней.

Майра Родригес продолжает тему отцов и детей в главе «Почему разводиться также и с детьми?». Майра утверждает, что оба родителя отвечают за своих детей, и развод между родителями не должен вызвать развода с детьми.

«Почему вообще так много разводов?» - спрашивает молодежь доктора Монику Краузе.

Молодые часто еще не понимают, какого спутника жизни им надо, а уже вступают в интимные отношения. Отсюда и столько разводов. Одна из матерей, принимавшая участие в круглом столе, сказала о том, что девушки должны изучить до свадьбы все достоинства и недостатки своего жениха, например, знать, как он ест, говорит, как внешне выглядит, а то что-то ведь может потом и не понравиться, и явится как бы постоянным раздражителем. И вообще юноши и девушки могут иметь много друзей другого пола. Это только помогает им в жизни. Дружба между людьми разного пола возможна, и часто такая дружба обогащает нас духовно.

В прошлом, до 1959 года, хотя закон и утвердил развод, большинство женщин не могли воспользоваться этим правом, так как полностью зависели экономически от мужа. Теперь таких «фальшивых» союзов нет. Каждая женщина может, если надо, развестись.

Авторы учебника выступают против супружеской неверности. Они называют много причин такого поведения, но особо подчеркивают, что в большинстве случаев обманывает мужчина, и общество ему это прощает. А некоторые женщины, считая обманы характерными для мужского поведения в семье, прощают этом своим мужьям, в то время как совместная жизнь не должна строиться на обманах. В ней не место двойной морали. «Не те умные и отважные, кто обманывает, а те, кто способен установить по-настоящему гармоничные искренние и счастливые отношения», - делает вывод Нативидад Герреро, автор одной из глав о неверности.

В учебнике приводится много высказываний молодых людей: учащихся, студентов. И мы можем заметить общую тенденцию в отношениях между полами, слушая слова одного учащегося, который сказал: «Моя невеста и я имеем одинаковые права и обязанности. У меня нет пережитков мачиста. Когда она болеет, я стираю ей белье, она делает тоже самое, когда болею я»(стр.84).

Но как трудно изжить эти пережитки из семейных отношений! И в этом нам, в частности, может помочь кубинский учебник по половому воспитанию.

1998 г.

1.0x