Сообщество «Салон» 00:00 30 мая 2013

Похищение балета

На "Benois de la Danse-2013" слу­чи­лось не­по­пра­ви­мое. Пьер Ла­котт, ку­мир мос­ков­ско­го бо­мон­да, вы­шел на сце­ну Боль­шо­го те­а­т­ра, что­бы по­лу­чить приз фе­с­ти­ва­ля в но­ми­на­ции "За жизнь в ис­кус­ст­ве". И вдруг, он — эм­б­ле­ма ба­ле­та Па­ри­жа, один из ве­ли­чай­ших пред­ста­ви­те­лей за­пад­ной хо­рео­гра­фии — стал при­зна­вать­ся в люб­ви к Рос­сии, рас­ска­зы­вал о сво­ем пе­да­го­ге — ве­ли­кой рус­ской ба­ле­ри­не Лю­бо­ви Его­ро­вой, ба­ле­ри­не еще Им­пе­ра­тор­ско­го Ма­ри­ин­ско­го те­а­т­ра, бла­го­да­ря ко­то­рой он вот сей­час име­ет честь вый­ти на сце­ну Боль­шо­го те­а­т­ра

"Сей­час не са­мое под­хо­дя­щее вре­мя го­во­рить о три­ум­фе рус­ско­го ба­ле­та", — за­яви­ла в ин­тер­вью жур­на­лу "Ком­мер­сантъ-Weekend" Та­ма­ра Ро­хо, ис­пан­ская ба­ле­ри­на, экс-при­ма Ко­вент-Гар­де­на, се­го­дня — ху­до­же­ст­вен­ный ди­рек­тор Ан­г­лий­ско­го на­ци­о­наль­но­го ба­ле­та. С вы­со­ты баш­ни Та­у­эр луч­ше знать, что да как у вар­ва­ров на те­а­т­ре. А в Лон­до­не пуб­ли­ка — она изы­с­кан­на, она "це­нит ка­че­ст­во ис­пол­не­ния, а не его про­ис­хож­де­ние", тог­да как рус­ским не да­но тан­це­вать "мо­дерн". "Рос­сий­ская га­зе­та" — ин­фор­ма­ци­он­ный спон­сор фе­с­ти­ва­ля "Benois de la Danse-2013" — вру­чили Та­ма­ре Ро­хо спе­ци­аль­ный по­да­рок.
Ба­лет. За этим фа­са­дом из воз­душ­но­с­ти Силь­фид, ро­ман­ти­че­с­ких грёз Жи­зе­ли, за ко­вар­ст­вом злых сил не­из­мен­но по­беж­да­ла по­ли­ти­ка. За "боль­шим ба­ле­том" — "боль­шая по­ли­ти­ка". В фе­е­рии "Спя­щей кра­са­ви­цы" Пе­ти­па сле­пи­ла со сце­ны брил­ли­ан­та­ми и ру­би­на­ми рос­кошь Рос­сии. В три­ум­фе "Ива­на Гроз­но­го" Гри­го­ро­ви­ча в си­я­нии зо­ло­та хо­руг­вей не­сли Ве­ст­ни­ки по­бе­ды зна­ме­ние не­по­бе­ди­мо­с­ти Ру­си. Ни один по­сол не сде­лал столь­ко для сла­вы Рос­сии, го­во­рил Бе­нуа, сколь­ко Дя­ги­лев "Рус­ски­ми се­зо­на­ми". Ро­берт Кен­не­ди ин­ког­ни­то при­ле­тал в Моск­ву, что­бы, скры­ва­ясь в фал­дах бар­ха­та Цен­т­раль­ной ло­жи, смо­т­реть на Пли­сец­кую в "Ле­бе­ди­ном озе­ре". Ула­но­ва в дни га­с­т­ро­лей Боль­шо­го те­а­т­ра в США встре­ча­лась с Джо­ном Кен­не­ди, то был вклад в разреше­ние Ка­риб­ско­го кри­зи­са. Легенды и мифы "большого балета"
Фе­с­ти­валь "Benois de la Danse" — про­ект, го­во­ря со­вре­мен­ным язы­ком, Юрия Гри­го­ро­ви­ча — про­во­дит­ся каж­дый год, в 1992-м при­нят под па­тро­наж ЮНЕ­С­КО. Жю­ри, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят вы­да­ю­щи­е­ся ар­ти­с­ты ми­ра, ба­лет­мей­сте­ры — гла­вы круп­ней­ших те­а­т­ров, вы­дви­га­ет но­ми­нан­тов и вы­би­ра­ет из их чис­ла луч­ших. Ге­о­гра­фия уча­ст­ни­ков фе­с­ти­ва­ля — стра­ны Ев­ро­пы, Аме­ри­ки, Азии, а на­ка­ну­не "Benois de la Danse-2013" в орг­ко­ми­тет при­шло пись­мо из Аф­ри­ки. На­ци­о­наль­ный ба­лет Ни­ге­рии вы­ра­зил же­ла­ние при­сут­ст­во­вать по­ка в ран­ге на­блю­да­те­ля, но, воз­мож­но, стать и уча­ст­ни­ком фе­с­ти­ва­ля. На­до ли го­во­рить: пре­стиж фе­с­ти­ва­ля — в име­ни ма­э­с­т­ро Гри­го­ро­ви­ча, что сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой эпо­ху Боль­шо­го те­а­т­ра под на­зва­ни­ем "Зо­ло­той век".
С ата­ки на Юрия Гри­го­ро­ви­ча и на­ча­лась пресс-кон­фе­рен­ция "Benois de la Danse-2013". Что ду­ма­ет ма­э­с­т­ро о ба­ле­те, ес­ли все эти "Ле­бе­ди" да "Те­ни" — ку­рам на смех, нерв­но ку­рят в сто­рон­ке со­вре­мен­но­го тан­ца. Иван Лиш­ка, ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Ба­вар­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ба­ле­та, под­дер­жал ан­т­ре к ми­к­ро­фо­ну жур­на­ли­с­тов. Ве­ду­щие хо­рео­гра­фы, — за­ве­рил, — се­го­дня на За­па­де. Идёт по­иск но­вых ре­ше­ний и но­вых форм. Хо­рео­гра­фы ре­ша­ют за­да­чи воз­мож­но­с­ти те­ла че­ло­ве­ка, ло­ма­ют сте­рео­ти­пы пла­с­ти­ки. И что ни хо­рео­граф се­го­дня — то Пе­рель­ман плюс "ин­ст­ру­мент для фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­с­ти". Ко­ро­че, рус­ский ба­лет ка­пут, со­вре­мен­ный та­нец да здрав­ст­ву­ет. Пе­тер­бург не­за­мед­ли­тель­но вы­шел на смс-связь: "Ро­хо? Ка­кое она име­ет от­но­ше­ние к ба­ле­ту?" "Гла­ва Ан­г­лий­ско­го На­ци­о­наль­но­го ба­ле­та", — па­ри­ру­ет Моск­ва. "Не на­до нам та­ко­го ба­ле­та". Сно­бизм Пе­тер­бур­га не­вы­но­сим про­сто. Рас­суж­да­ет ка­те­го­ри­я­ми "Са­дов Ар­ми­ды". Пресс-кон­фе­рен­ция не за­да­лась. Пред­се­да­тель жю­ри фе­с­ти­ва­ля Юрий Гри­го­ро­вич на­пом­нил вы­со­ко­му со­бра­нию о вли­я­нии на рус­ский ба­лет и фран­цуз­ской шко­лы в ли­це Дид­ло и ита­ль­ян­ской шко­лы в ли­це Че­кет­ти. Се­ме­на упа­ли в пло­до­род­ную поч­ву и да­ли ми­ру столь ди­ко­вин­ный цве­ток, как рус­ский ба­лет. Ита­ль­ян­цы луч­ше всех по­ют, за­клю­чил ма­э­с­т­ро, а рус­ские — луч­ше всех тан­цу­ют. Раз­го­вор за­вер­шил­ся на ра­дость всем при­сут­ст­ву­ю­щим.
21 мая со­сто­я­лась 21-я тор­же­ст­вен­ная це­ре­мо­ния вру­че­ния при­за фе­с­ти­ва­ля "Benois de la Danse". Ис­то­ри­че­с­кую сце­ну Боль­шо­го те­а­т­ра "при­че­са­ли" под хай-тек. Сле­ва и спра­ва — ря­ды сту­ль­ев, крас­ная до­рож­ка по­се­ре­ди­не. Ве­ду­щая це­ре­мо­нии Ма­ри­на Алек­сан­д­ро­ва — уже не "при­ма-ба­ле­ри­на Боль­шо­го те­а­т­ра", а — "звез­да". "Звез­да Боль­шо­го те­а­т­ра". Ме­та­фо­ру: "Benois de la Danse — ба­лет­ный Ос­кар" ре­жис­сер це­ре­мо­нии счи­тал бук­валь­но. Смо­т­реть на Гол­ли­вуд в Боль­шом — за­ня­тие из за­бав­ных. Нет-нет, да и про­мельк­нет шаль­ная мысль: не в па­ви­ль­о­нах ли Хол­мов брон­зо­вые кан­де­ля­б­ры вы­ст­ра­и­ва­ют нын­че де­ко­ра­ции Им­пе­рии Ка­во­са? Но вот по­сле­до­вал га­ла-кон­церт. Див­ная, как пух Эо­ла, Ма­рия Ко­чет­ко­ва (со­ли­ст­ка Ба­ле­та Сан-Фран­ци­с­ко) вы­зва­ла всплеск ап­ло­ди­с­мен­тов в па-де-де из ба­ле­та "Жи­зель", Да­рия Кли­мен­то­ва и Ва­дим Мун­та­ги­ров — со­ли­с­ты Ан­г­лий­ско­го на­ци­о­наль­но­го ба­ле­та — вы­шли в хо­лод­ном, ака­де­мич­ном па-де-де из "Спя­щей кра­са­ви­цы"; со­ли­с­ты Боль­шо­го те­а­т­ра Ека­те­ри­на Кры­са­но­ва и Вла­ди­слав Лан­т­ра­тов — в ада­жио из ба­ле­та "Ба­я­дер­ка". Гнев: по­че­му но­ми­нан­ты и ла­у­ре­а­ты фе­с­ти­ва­ля все с рус­ски­ми фа­ми­ли­я­ми — по­га­си­ла гра­фич­но­с­тью ли­ний "Ва­ри­а­ция для двух пар" (хо­рео­гра­фия Ханс ван Ма­не­на, На­ци­о­наль­ный ба­лет Ни­дер­лан­дов), и сце­на из ба­ле­та "Да­ма с ка­ме­ли­я­ми" (хо­рео­гра­фия Джо­на Ной­май­е­ра, со­ли­с­ты Дат­ско­го Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та) по­лых­ну­ла изя­ще­ст­вом сти­ля бы­лой Ев­ро­пы. Да и по­мер­к­ла в "клюк­ве" сек­са. В ци­ви­ли­зо­ван­ном об­ще­ст­ве о сек­се по­го­во­рить за сто­лом, что ста­кан во­ды вы­пить. Па д`ак­сь­он (дей­ст­вен­ный та­нец) из ба­ле­та "Дочь фа­ра­о­на" (хо­рео­гра­фия Пье­ра Ла­кот­та) за­вер­шил га­ла-кон­церт. Гри­ма­са спли­на — не­бреж­ной ску­ки и то­с­ки — под­пу­д­ри­ла по­жар щек стра­даль­цам.
Де­ло в том, что на "Benois de la Danse-2013" слу­чи­лось не­по­пра­ви­мое. Пьер Ла­котт, ку­мир мос­ков­ско­го бо­мон­да, вы­шел на сце­ну Боль­шо­го те­а­т­ра, что­бы по­лу­чить приз фе­с­ти­ва­ля в но­ми­на­ции "За жизнь в ис­кус­ст­ве". И вдруг, он — эм­б­ле­ма ба­ле­та Па­ри­жа, один из ве­ли­чай­ших пред­ста­ви­те­лей за­пад­ной хо­рео­гра­фии — стал при­зна­вать­ся в люб­ви к Рос­сии, рас­ска­зы­вал о сво­ем пе­да­го­ге — ве­ли­кой рус­ской ба­ле­ри­не Лю­бо­ви Его­ро­вой, ба­ле­ри­не еще Им­пе­ра­тор­ско­го Ма­ри­ин­ско­го те­а­т­ра, бла­го­да­ря ко­то­рой он вот сей­час име­ет честь вый­ти на сце­ну Боль­шо­го те­а­т­ра.
…В ка­кой-то мо­мент ве­ли­чие твор­ца ока­зы­ва­ет­ся его на­ка­за­ни­ем. В ка­кой-то мо­мент "бе­ше­ные вол­ки вста­нут ла­па­ми на грудь". Вче­раш­ние льсте­цы вдруг обо­ра­чи­ва­ют­ся в го­ни­те­лей и, слов­но с по­ло­тен Бо­с­ха, сле­та­ют­ся на жерт­ву сла­вы чу­ди­ща мще­нья. Про­грес­са и "зо­ло­той ли­хо­рад­ки" тре­бу­ют от рус­ско­го ба­ле­та. Хит ба­лет­но­го се­зо­на — шоу из бор­цов су­мо и кри­во­но­гих шлюх у ше­с­та, про­би­ва­е­мое лу­ча­ми ла­зе­ра. По­ра­жа­ет дру­гое. С ка­ким deja vu ско­ла­чи­ва­ют­ся шай­ки из ли­бе­ра­лов и нацпа­т­ри­о­тов, из ру­со­фо­бов и ру­со­фи­лов для оче­ред­ной рас­пра­вы над рус­ским ге­ни­ем рус­ско­го ис­кус­ст­ва. И вот сей­час, ког­да я пи­шу эти стро­ки и за­глу­шаю ши­ка­нье взби­ра­ю­щих­ся из ла­во­чек во двор­цы в ад­ре­с фе­с­ти­ва­ля "Benois de la Danse-2013" и по­хло­пы­ва­ние по пле­чу Гри­го­ро­ви­ча, пы­та­юсь вспом­нить — бы­ла ли та стра­на? Ве­ли­чию и кра­со­те ко­то­рой ма­э­с­т­ро от­да­ёт всю свою жизнь. Но. "Сей­час не са­мое под­хо­дя­щее вре­мя го­во­рить о три­ум­фе рус­ско­го ба­ле­та". Фашизм - культ красоты.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x