Авторский блог Алексей Анпилогов 20:28 17 июля 2018

Погружение Маска

Илону Маску рекомендовали "засунуть свою субмарину куда поглубже"

Основатель компаний SpaceX и Tesla Илон Маск оскорбил британского дайвера Верна Ансворта, участвовавшего в операции по спасению 12 школьников на севере Таиланда, назвав его "педофилом" за отказ использовать предложенный Маском высокотехнологичный спасательный "арсенал".

История о спасении подростковой футбольной команды и их тренера из пещеры Тхам Луанг на севере Таиланда уже дошла до своего хэппи-энда. Дети и тренер в целости и сохранности на поверхности, общественность ликует и восхищается подвигом спасателей, скорбит по погибшему волонтёру-аквалангисту Саману Кунану, который, рискуя жизнью, доставил детям баллоны с кислородом, но погиб на обратном пути.

Но есть один человек, который до сих пор считает, что спасение детей произошло "неправильно". Не по его сценарию, без его участия и оставив его, умного и успешного, вне магического круга всеобщего внимания. Этот человек — Илон Маск, руководитель компаний Space X и Tesla, икона современного американского бизнеса и объект почитания миллионов адептов-"маскофилов" по всему миру.

При этом удивительным образом Маск всё время пытается превратить последнюю точку в рассказе о его незначительном участии в истории спасения в многоточие. Напомним начало: Илон Маск предложил властям Таиланда использовать при спасении детей кустарную мини-субмарину, сделанную из частей ракеты Falcon 9. Всё шло просто замечательно, самодельную подлодку испытали в прозрачном бассейне, а пиар-служба Маска предвкушала сочные заголовки вида "Ракета Маска — доставка грузов в космос, спасение людей под водой". И тут — облом.

Власти Таиланда деликатно отказались от идеи Маска, посчитав её в условиях стеснённой и извилистой пещеры не оптимальным решением. Казалось бы, вот она, точка в твоей истории, порадуйся тому, что детей спасли, а свою подлодку продай восторженным фанатам. Продал же ты им самопальные огнемёты для "зомби-апокалипсиса", они ведь съели. И просят ещё добавки. Ну так и насыпь им "с горкой" новых историй, насчёт всемирного потопа и "ноева ковчега" в виде своей уникальной подлодки.

Точку ставит не просто какой-то политик и журналист, а человек, по сути, организовавший спасение детей. 63-летний Верн Ансворт — профессиональный дайвер-аквалангист, один из признанных специалистов по пещере Тхам Луанг, посвятивший её изучению многие годы. Именно Ансворт предложил привлечь к спасательной операции Рика Стэнтона и Джона Волантена — дайверов, которым удалось обнаружить школьников. Ансворт точно указал спасателям на место, где стоит искать пропавших. И их действительно нашли лишь в двухстах метрах. Ансворт пишет у себя на странице: "У него (Маска) не было ни малейшего представления о том, что из себя представляют проходы в пещере. Подлодка, как я понимаю, была около 1,7 метра в длину и жёсткой формы, так что она не могла бы огибать углы или препятствия". После чего весьма корректно рекомендует Илону Маску "засунуть свою субмарину куда поглубже" (в английском оригинале "побольнее"). И добавляет, что Маск лично был в пещере, но его "очень быстро попросили оттуда уйти".

Такого Маск уже стерпеть не смог — и тут же, не разобравшись кто есть кто, назвал Ансворта "педофилом" и написал, что не видел в пещере "этого британского экспата". А после того, как "читатели" Маска указали ему, что Ансворт фактически организовал и придумал реальную операцию по спасению детей, — просто удалил свою запись, осознав, что тут он уже попал в совершенно неприглядную историю.

двойной клик - редактировать изображение

Такой сюжет — альфа и омега подхода Илона Маска к бизнесу. Ведь ни для кого не секрет, что ни Tesla, ни Space X за более, чем 15 лет (!) своего пребывания в статусе "перспективных молодых компаний" (стартапов), так и не стали прибыльными. Как говорится, "девке скоро замуж", а успехов у неё — только три первых страницы букваря (если перевести на бытовой язык сухие цифры отчётов компаний Маска, когда "мама мыла раму" выдают за дифференциальное исчисление и интегралы).

Поэтому и приходится прикрывать такой бардак в реальном бизнесе всё новыми пиар-акциями. То красный родстер куда-то к Марсу запустить, то мегабатарейку в пустынной Австралии построить, то пытаться себя "спасителем детей" объявить. Правда, вот с последним пунктом не повезло, ну так это не беда. У Илона, нашего, Маска, в запасе есть ещё масса идей.

Где же "кощеева игла" подхода Маска и в чём будущая смерть Space X и Tesla?

Скорее всего, всё в том же небрежении в деталях, наглядно с субмариной, которая просто "не лезла" в узкие тайские пещеры. Уже, например, понятно, что хвалёный космический корабль Dragon вместо "одного года от чертежа до запуска" завяз в изнурительной десятилетней "доводке". Никто ведь не даст убить космонавтов на орбите! То же самое с электромобилями Tesla — красивый родстер оказался сущей головной болью: ломается, горит, "садит" батарейки и не соответствует никаким стандартам качества индустрии. Бывшие сотрудники Tesla рассказывают о бракованных деталях, которые ставят на новые машины, сотнях автомобилей с браком на внутренней приёмке компании, да и просто о нарушениях безопасности при сборке машин. Именно это погубит Маска, а не недостаток внимания мировых СМИ и его адептов.

Так что, пожалуй, хорошо, что детей спасали без него. Получилось быстро, качественно и без лишнего пиара.

1.0x