Авторский блог Игорь Шумейко 14:22 26 мая 2018

Часовые Родины

Пограничники - всенародные любимцы СССР
16

Любимцы СССР, лётчики, — удаль, обаяние невиданной новизны: многие города и углы необъятной страны в 1930-х впервые увидали самолёт. Но другая любовь, предмет народной заботы и гордости, пограничники, вроде не имели в арсенале новинок: только винтовка, лошадь, собака…

В завершаемой книге об истории ВЛКСМ я рассматриваю и этот пример величайшей эмпатии, солидарных чувств. Лозунг "Комсомолец — на самолёт!" привёл в авиакружки, лётные школы 150 тысяч человек. Это уже огромная, потрясающая цифра, сказавшаяся в войну… Но военлётами, "сталинскими соколами", покорителями скоростей, высоты ощущали себя и все 150 миллионов. Скорости новых истребителей И-15 передавались, проецировались на скорость работы ткачих, токарей, трактористов.

Предполагаю, и в "пограничной" всенародной любви была своя метафора: СССР — единое молодое, тугое тело, границы — его кожа. Их охрана — сродни тогдашнему культу гигиены, спорта.

Необходимость обороны, охраны границ, "СССР во вражеском окружении" — не была "накачкой сверху". Вся страна следила за "лицевым счётом" знаменитого пограничника Никиты Карацупы из Гродековского погранотряда на самом Дальнем Востоке: 467 нарушителей, пойманных или убитых — когда задержания превращались в бой. Все знали даже кличку его собаки: Индус (тёмная масть).

Директор Музея погранвойск, герой другой эпохи, защищавший в 1990-е афгано-таджикскую границу, Николай Берсенёв, рассказывал: СССР обучал специалистов-пограничников новорожденных стран (Индия, Вьетнам), и Никита Фёдорович был самым востребованным учителем… Когда Индия прислала своих курсантов, в учебных брошюрах поменяли кличку знаменитой собаки на Ингус, но все, помня Индуса, оговаривались.

Чуть южнее заставы Карацупы пограничникам довелось в 1938 г. открыть долгую "военную страду": бои на озере Хасан, потом Халхин-Гол, Советско-финская, Великая Отечественная, Советско-японская… Целая "семилетка", закончившаяся практически в тех же местах, где началась летом 1938-го.

От тех боев пошла песня "… в эту ночь решили самураи перейти границу у реки…" Правда, в фильме "Три танкиста": "У высоких берегов Амура", — но это общий ориентир Дальнего Востока, самая знаменитая река. А "перейти границу самураи" решили (и перешли) у реки Туманной близ озера Хасан. Потом и "самураев" по политически резонам заменили на "вражьи стаи", но эмоциональный порыв "к границе" — остался…

А "туманы над рекой" Туманной, ведут и к песне — по общенародной известности уже почти гимну… "Катюша"! Главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя знаменитому оружию, гвардейскому миномёту, в современных терминах — "системе залпового огня".

Благодаря ветерану-пограничнику, историку Анатолию Смирнову, узнал восхитительный сюжет. Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним почти на свою "малую родину" — в Хасанский погранотряд. В боях с японцами сражалась рядом с мужем, была награждена. Вскоре на место боёв (тоже примета времени!) приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так и родилась Песня Эпохи.

Не дивно ли? "Катюша", бившая под Сталинградом, Курском, дошедшая до Берлина, наречена в честь героини Хасана!

И "привет Катюши" — тоже высокое обобщение: сражалась у Хасана рядом с мужем одна Катюша, а ждали, "сберегая любовь", сотни тысяч.

Дальневосточный пограничник другой эпохи генерал Виктор Егоров рассказывал, как к нему в Погранинститут приехал митрополит Питирим и развернул внимавшим курсантам метафору границ страны — границ меж Добром и Злом…

Народное сопереживание, творческая любовь… Знаменитый литературный критик Лев Александрович Аннинский пяти лет от роду, в фильме "Подкидыш" играл мальчика, вообразившего себя… пограничной собакой. То есть игравшего в пограничную собаку.

А отец мальчика, Александр Иванов-Аннинский, был тогда, говоря по-сов­ре­мен­ному, "продюсером" фильма "Александр Невский". Лев Александрович рассказал мне, как в мосфильмовской многотиражке он нашёл статью Сергея Эйзенштейна…

1938 год. Режиссёр подгоняет съёмочный коллектив: "Будем учиться у собственного героя. Огненными буквами должны стоять перед нами темпы реализации картины. С ещё большей яркостью встало перед нами ощущение этой необходимости в дни инцидента на нашей дальневосточной границе. Отрубили рога интервенционной скотине, как Александр “отрубил рога” фон Балку. Гордый самурай, как магистр ордена тевтонских рыцарей, преклонил колени… На границе не спят. Не будем спать и мы. Большевистские темпы несут жизнь и победу! Заслуженный деятель искусств Сергей Эйзенштейн".

Потрясающий пример духовной переклички. От тевтонских рыцарей — к самураям, от Чудского озера — к озеру Хасан. "Ледовое побоище" снимали летом, посыпанный мел, как вспоминал Александр Аннинский, "дал оптический эффект льда". (Лев Александрович включил воспоминания отца в прекрасную книгу "Жизнь Иванова", там есть эти подробности). А монтировали фильм "Александр Невский", поразив страну и весь мир такими темпами кинопроизводства, действительно днями-ночами: ведь "…и на границе не спят!". Вот так. Признанный мировой гений, которому сидеть бы в своей башне из слоновой кости (быть выше народных сует, политики) — а он мыслями на хасанской границе, почти пограничной собакой подгоняет, рычит — прямо как пятилетний сын его продюсера.

А пограничники попали даже в знаменитый футбольный гимн, перед матчами играемый и сейчас (правда, без слов):

Эй, вратарь, готовься к бою!

Часовым ты поставлен у ворот.

Ты представь, что за тобою

Полоса пограничная идёт!

Военную "семилетку" 1938-1945 годов открыли пограничники у Хасана. Им же довелось ранним утром 22 июня первыми отплатить стране за всенародную любовь, внимание. 

6 0 5 152
10 октября 2018
2 0 5 462
20 сентября 2018
0 0 6 259
Комментарии Написать свой комментарий
26 мая 2018 в 16:20

Могли бы вспомнить и к/ф Джульбарс, ещё довоенный, и настоящего живого Джульбарса, собака-минёр, награждена была медалью...

26 мая 2018 в 16:23

Сердечное спасибо Тебе, Игорь, за дело малое по тиражу, да большое по значению
для нашего общего дела.
http://zavtra.ru/blogs/v_religii_pobedi-_spasenie_chelovechestva

А это моя статья здесь о Религии Победы. Оттуда мотив о малости наших усилий.

26 мая 2018 в 16:54

Ну, здесь ведь главное, кто любимцы девушек. А это, несомненно, моряки. Наибольшим спросом пользуются слепоглухонемые капитаны дальнего плавания.

26 мая 2018 в 18:50

С наступающим праздником - Днем пограничника. Хорошие ребята, лучшие из лучших.

27 мая 2018 в 11:40

Тема близкая. Лучшие годы своей жизни я прожил в Хасанском районе Приморья. От границы 18 км тайги. Пионерское лето моей матери проходило на заставе Ушагоу (теперь Полтавка), где в тридцатые служит Никита Фёдорович Карацупа. А потом на должности начальника этой заставы, уже в сороковые, служил мой дядька. Дед мой был конюхом в гродековском пагранотряде, бабка пекла хлеб. Карацупу знали лично.

27 мая 2018 в 14:12

народ, недавно нашел уникальный способ как быстро накачать пресс (и другие мышцы) без физических усилий, диет и прочей лабуды. После двух недель использования миостимулятора убрал пивное пузу и начали проступать кубики, подкачал бицепс и ноги, а жена убрала в талии пару сантиметров и сделала красивый живот. Дa и прикoл что нe надo ничeгo дeлать прocтo надeл и включил, этo рeальнo cамый лeнивый и быcтрый cпocоб похудеть и подкaчатьcя, да и стоит копейки/. Вот здесь я о нем и вычитал--- http://myway.2sms.ru

27 мая 2018 в 16:55

" Вскоре на место боёв (тоже примета времени!) приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так и родилась Песня Эпохи".

То-то ни Блантер, ни Исаковский про эту "примету времени" не знали.

"Однажды композитора Матвея Блантера, автора "Партизана Железняка", "Песни о Щорсе", "В путь-дорожку дальнюю" и других популярных песен пригласили в редакцию одного из только что организованных журналов. Известный московский литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. "И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!" - заявил Василий Александрович...

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Тогда же Исаковский показал мне заранее написанное для меня (к сожалению, в несколько несвойственной ему куплетной форме) стихотворение "Тетушка Христина". Честно говоря, оно мне не очень понравилось. Но песню я все-таки сочинил. Ее горячо одобрили, опубликовали и даже выплатили нам повышенный гонорар... И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, а настроение не радужное: нам, авторам, первый совместный опус не казался удачным. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой...
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью - я почувствовал ее в игре ударений на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать...

Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему...

Договорились и уехали отдыхать в Крым - Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.

- А песня для программы была очень нужна - продолжает Блантер. - Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие "Катюшей"...

"Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю, - писал Михаил Васильевич Исаковский. - Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти...""
http://libryansk.ru/katyusha/

Т.е. место написания песни - Москва и Крым, а отнюдь не "место боёв". И пограничник - обобщенный образ. К тому же строки

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед

явно предполагают, что песня долна лететь на запад - к польской (или уже германской) границе.

27 мая 2018 в 22:27

«К сожалению, - вспоминал друг поэта А. Рыжиков, - о причинах, побудивших написать стихотворение «Катюша», Михаил Васильевич ничего не рассказал при жизни. Но он довольно подробно рассказал о том, как создавал его. Первые две строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. И он отложил стихи. Весною в редакции газета «Правда» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку.
Михаил Васильевич вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру. Скоро он забыл об этом, не веря, что из его незаконченных стихов может что-либо получиться. По-другому отнесся к незаконченным стихам композитор, и летом, встретившись с Михаилом Васильевичем, сказал, что музыку «Катюши» он написал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие...»

Vladimir Barakhnin :
"Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед

явно предполагают, что песня долна лететь на запад - к польской (или уже германской) границе."
Конечно же вывод, сделаный Vladimir Barakhnin, единственно верный.
Это же подтверждают и такие строки:

"И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет."

Ну не могло же, в самом деле, "дальнее пограничье" быть где-то далеко от европейской части СССР, тем более, как всем известно, летом 1938 года Германия. разгромив Польшу, стала граничит с СССР.

28 мая 2018 в 03:16

"тем более, как всем известно, летом 1938 года Германия. разгромив Польшу, стала граничит с СССР".

Всем известно, что произошло это осенью 1939 года, т.е. к моменту выхода в свет "Катюши" западная граница была с враждебной Польшей.

28 мая 2018 в 12:14

Vladimir
Barakhnin
"явно предполагают, что песня долна лететь на запад - к польской (или уже германской) границе."
===============================================================
"Катюша" стала исполнятся летом 1938 года, значит и Германия именно в это время стала граничить с СССР, а все выдумки про 1 сентября 1939 года просто наглая ложь, как и, якобы повлиявшие на создание песни, события на Дальнем Востоке...

27 мая 2018 в 20:53

С Праздником, зеленые фуражки, 28 мая осушим бокалы за тех кто в наряде!

28 мая 2018 в 07:19

Сегодня СМИ озвучили сообщение нынешнего командующего погранвойсками России о том, что проникновение украинских диверсантов в Крым и Ростовскую область не исключено. А где же дозоры, секреты, патрули? Где контрольно-следовая полоса? Ах да, границы же нет! Она даже не демаркирована. Песню "Катюша" замечательную поем, воспоминаниями живем героическими. Давайте еще "Три танкиста"! Там уж точно не про Германию. Урал, Западная Сибирь, Алтай стали пограничными регионами, как в 18 веке. Сегодня граница "прозрачна", как никогда. Дронами ее охранять будем? Дронами хорошо недвижимость у граждан выявлять. Вон уже и спутники моим участком займутся. А я то думал, с чего это Рагозина на "Роскосмос" направили. Ему границу точно нельзя доверять! А кому можно? Только "зеленым фуражкам". Валерий Журавлев! У нас в нарядах все гламурное сообщество. А в наряде по охране государственной границы настоящие мужики!

28 мая 2018 в 07:40

К сожалению, у нас сейчас вместо Пограничных войск создана Пограничная служба, с довольно запутанной структурой. Кроме того, несмотря на то, что протяженность границы осталась почти такая же, как в СССР, численность охраняющих ее снизилась вдвое и это притом, что напряженность на наших рубежах будет постоянно нарастать. Вот поэтому группу диверсантов, высадившихся в Крыму, встречает не пограничный наряд, а группа во главе с полковником ФСБ, погибшим во врнмя этой операции.. С праздником 42-й дважды Краснознаменный отряд, в/ч 2087!

28 мая 2018 в 09:13

Благодарю откликнувшихся и повторяю: версия происхождения Катюши на которую базировался - изложена пограничником (ветераном погранвойск затем главредом журнала "Чекист Приморья") - покойным Анатолием Смирновым

+ откликнувшимся Господам-исследователям
" Т.е. место написания песни - Москва и Крым, а отнюдь не "место боёв". И пограничник - обобщенный образ. К тому же строки
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
явно предполагают, что песня долна лететь на запад - к польской (или уже германской) границе."

- Да, господа, дописывать песню авторы могли и в Крыму
-НО а ваш подход: - проигнорировать записанное "дальнее пограничье" (образ обобщенный - не обращаем внимание)
- и разглядеть польскую и германскую границу!!!
"Ты лети за ясным солнцем вслед" - явно предполагают, что песня долна лететь на запад - к польской (или уже германской) границе."
- Гениально, господа!! - Все пограничники мира позавидуют ТАКОЙ зоркости
а собака Индус - ТАКОМУ нюху!!

28 мая 2018 в 10:33

Дык солнце движется с востока на запад, так что на Дальний Восток песня может прилететь "вслед за солнцем" разве что из Калифорнии.

Ну и поездка Баснера и Исаковского на Хасан не подтверждается никакими их мемуарами или биографиями.

28 мая 2018 в 12:40

Vladimir Barakhnin
"Ну и поездка Баснера и Исаковского на Хасан не подтверждается никакими их мемуарами или биографиями."
================================================================
Японские провокации на Дальнем Востоке начались почти сразу же после захвата ими Маньчжурии в 1931 году и шли по нарастающей. Особенно жесткими были бои на озере Хасан и реке Туманной. "Поплыли туманы над рекой". Поездки представителей общественности, в том числе деятелей культуры и искусства, в этот удаленный уголок страны были не редкостью, поскольку его развитию уделялось большое внимание.