Авторский блог Игорь Шумейко 14:22 26 мая 2018

Часовые Родины

Пограничники - всенародные любимцы СССР

Любимцы СССР, лётчики, — удаль, обаяние невиданной новизны: многие города и углы необъятной страны в 1930-х впервые увидали самолёт. Но другая любовь, предмет народной заботы и гордости, пограничники, вроде не имели в арсенале новинок: только винтовка, лошадь, собака…

В завершаемой книге об истории ВЛКСМ я рассматриваю и этот пример величайшей эмпатии, солидарных чувств. Лозунг "Комсомолец — на самолёт!" привёл в авиакружки, лётные школы 150 тысяч человек. Это уже огромная, потрясающая цифра, сказавшаяся в войну… Но военлётами, "сталинскими соколами", покорителями скоростей, высоты ощущали себя и все 150 миллионов. Скорости новых истребителей И-15 передавались, проецировались на скорость работы ткачих, токарей, трактористов.

Предполагаю, и в "пограничной" всенародной любви была своя метафора: СССР — единое молодое, тугое тело, границы — его кожа. Их охрана — сродни тогдашнему культу гигиены, спорта.

Необходимость обороны, охраны границ, "СССР во вражеском окружении" — не была "накачкой сверху". Вся страна следила за "лицевым счётом" знаменитого пограничника Никиты Карацупы из Гродековского погранотряда на самом Дальнем Востоке: 467 нарушителей, пойманных или убитых — когда задержания превращались в бой. Все знали даже кличку его собаки: Индус (тёмная масть).

Директор Музея погранвойск, герой другой эпохи, защищавший в 1990-е афгано-таджикскую границу, Николай Берсенёв, рассказывал: СССР обучал специалистов-пограничников новорожденных стран (Индия, Вьетнам), и Никита Фёдорович был самым востребованным учителем… Когда Индия прислала своих курсантов, в учебных брошюрах поменяли кличку знаменитой собаки на Ингус, но все, помня Индуса, оговаривались.

Чуть южнее заставы Карацупы пограничникам довелось в 1938 г. открыть долгую "военную страду": бои на озере Хасан, потом Халхин-Гол, Советско-финская, Великая Отечественная, Советско-японская… Целая "семилетка", закончившаяся практически в тех же местах, где началась летом 1938-го.

От тех боев пошла песня "… в эту ночь решили самураи перейти границу у реки…" Правда, в фильме "Три танкиста": "У высоких берегов Амура", — но это общий ориентир Дальнего Востока, самая знаменитая река. А "перейти границу самураи" решили (и перешли) у реки Туманной близ озера Хасан. Потом и "самураев" по политически резонам заменили на "вражьи стаи", но эмоциональный порыв "к границе" — остался…

А "туманы над рекой" Туманной, ведут и к песне — по общенародной известности уже почти гимну… "Катюша"! Главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя знаменитому оружию, гвардейскому миномёту, в современных терминах — "системе залпового огня".

Благодаря ветерану-пограничнику, историку Анатолию Смирнову, узнал восхитительный сюжет. Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним почти на свою "малую родину" — в Хасанский погранотряд. В боях с японцами сражалась рядом с мужем, была награждена. Вскоре на место боёв (тоже примета времени!) приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так и родилась Песня Эпохи.

Не дивно ли? "Катюша", бившая под Сталинградом, Курском, дошедшая до Берлина, наречена в честь героини Хасана!

И "привет Катюши" — тоже высокое обобщение: сражалась у Хасана рядом с мужем одна Катюша, а ждали, "сберегая любовь", сотни тысяч.

Дальневосточный пограничник другой эпохи генерал Виктор Егоров рассказывал, как к нему в Погранинститут приехал митрополит Питирим и развернул внимавшим курсантам метафору границ страны — границ меж Добром и Злом…

Народное сопереживание, творческая любовь… Знаменитый литературный критик Лев Александрович Аннинский пяти лет от роду, в фильме "Подкидыш" играл мальчика, вообразившего себя… пограничной собакой. То есть игравшего в пограничную собаку.

А отец мальчика, Александр Иванов-Аннинский, был тогда, говоря по-сов­ре­мен­ному, "продюсером" фильма "Александр Невский". Лев Александрович рассказал мне, как в мосфильмовской многотиражке он нашёл статью Сергея Эйзенштейна…

1938 год. Режиссёр подгоняет съёмочный коллектив: "Будем учиться у собственного героя. Огненными буквами должны стоять перед нами темпы реализации картины. С ещё большей яркостью встало перед нами ощущение этой необходимости в дни инцидента на нашей дальневосточной границе. Отрубили рога интервенционной скотине, как Александр “отрубил рога” фон Балку. Гордый самурай, как магистр ордена тевтонских рыцарей, преклонил колени… На границе не спят. Не будем спать и мы. Большевистские темпы несут жизнь и победу! Заслуженный деятель искусств Сергей Эйзенштейн".

Потрясающий пример духовной переклички. От тевтонских рыцарей — к самураям, от Чудского озера — к озеру Хасан. "Ледовое побоище" снимали летом, посыпанный мел, как вспоминал Александр Аннинский, "дал оптический эффект льда". (Лев Александрович включил воспоминания отца в прекрасную книгу "Жизнь Иванова", там есть эти подробности). А монтировали фильм "Александр Невский", поразив страну и весь мир такими темпами кинопроизводства, действительно днями-ночами: ведь "…и на границе не спят!". Вот так. Признанный мировой гений, которому сидеть бы в своей башне из слоновой кости (быть выше народных сует, политики) — а он мыслями на хасанской границе, почти пограничной собакой подгоняет, рычит — прямо как пятилетний сын его продюсера.

А пограничники попали даже в знаменитый футбольный гимн, перед матчами играемый и сейчас (правда, без слов):

Эй, вратарь, готовься к бою!

Часовым ты поставлен у ворот.

Ты представь, что за тобою

Полоса пограничная идёт!

Военную "семилетку" 1938-1945 годов открыли пограничники у Хасана. Им же довелось ранним утром 22 июня первыми отплатить стране за всенародную любовь, внимание.

1.0x