Авторский блог Надежда Диас 16:13 12 сентября 2017

Поэзия мысли

225-летие Петра Андреевича Вяземского

В июле исполнилось 225 лет со дня рождения Петра Андреевича Вяземского.

Чем, в первую очередь, мне интересен этот человек, Пётр Андреевич Вяземский? Мое твердое убеждение, что поэзия не должна существовать без мысли. Красиво говорящие, но не вызывающие размышлений стихотворения, для меня не существуют. И поэзию Вяземского называли «поэзией мысли», он не писал стихотворений ни о чем, стихотворений только красивых и изящных по своей форме, но пустых по содержанию. Хотя и разрешал это другим, например, Языкову, о поэзии которого так писал Жуковскому: «Сколько живых звуков в лире Языкова. Мыслей мало, но разве в свежей и звонкой песне соловья не отзывается мысль Создателя?» (Н.М.Языков. Златоглавая, святая... Москва, «Русский мир», 2003, стр.448).

О себе же Петр Андреевич писал в «Автобиографическом введении» так: ««Странное дело: очень люблю и высоко ценю певучесть чужих стихов, а сам в стихах своих нисколько не гонюсь за певучестью. Никогда не пожертвовал звуку мыслью моею». Что правда, то правда. Читая стихи Вяземского, нередко спотыкаешься о тяжелые, не отшлифованные фразы. Но при этом дивишься глубине его мыслей, которые и в несовершенной огранке звучат как афоризмы» (Вадим Соколов. Рядом с Пушкиным. Харьков. Издательско-коммерческое предприятие «Паритет ЛТД», 1991, стр.122). Немало афоризмов Петра Андреевича использовал Пушкин. Например, эпиграф к первой главе «Евгения Онегина»: «И жить торопится и чувствовать спешит». Эта фраза взята из стихотворения Вяземского «Первый снег». Но в то же время Александр Сергеевич журил друга за избыток мыслей. В 1826 году он писал так: «Твои стихи к мнимой красавице (ах, извини: счастливице) слишком умны. А поэзия, прости господи, должна быть глуповата» (С.М.Петров. История русской литературы 19 века (первая половина). Москва, «Просвещение», 1973, стр.60) Я бы не согласилась с этим высказыванием Пушкина именно по отношению к этому стихотворению, так как считаю, что Вяземский затронул в нем очень важную тему, о которой тогда не было принято говорить - это тема равенства полов. Для Вяземского эта тема, возможно, была более заметна из-за истории его семьи. Его мать была замужней ирландкой тогда, когда встретила отца Вяземского, Андрея Ивановича. И Андрей Иванович увез ее от мужа. История редчайшая в те времена. Но не будь ее, этой истории, Петр Андреевич вряд ли бы посоветовал женщине в своем стихотворении основывать свою супружескую жизнь только на любви. А он пишет:

«Где в двух сердцах нет тайного сродства,

Поверья общего, сочувствия, понятья,

Там холодны любви права,

Там холодны любви объятья!» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.170).

«И горе смертному, который в слепоте

Взысканьям общества сей вышний дар уступит,

Иль, робко жертвуя приличью и тщете,

Земные выгоды его ценою купит» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.172).

Второе, что меня заинтересовало в Петре Андреевиче, это его деятельность на ниве народного просвещения. С 1855 по 1857 год он занимался именно этим. И в его наследии мы можем обнаружить статью под названием «Несколько слов о народном просвещении в настоящее время» (1855). Я много лет работала в школе, и проблемы народного просвещения сильно меня волнуют. И, конечно, я нашла эту статью. И нашла в ней мысли, которые я разделяю. И которые и ныне звучат очень современно. Это:

«Экономическія сокращенія министерства финансовъ, не только у насъ, но и въ другихъ государствахъ, всего охотнѣе падаютъ на него. Его считаютъ какимъ-то второстепеннымъ учрежденіемъ, и другіе смотрятъ на него свысока. Оно предъ другими находится на какомъ-то учительскомъ положеніи: обращаются съ нимъ, какъ въ старинныхъ барскихъ домахъ обращались съ домашними учителями: на продовольствія ихъ отпускались сальныя свѣчи, за столомъ учительское вино и такъ далѣе.

Упомянувъ объ экономическихъ сокращеніяхъ, нельзя не замѣтить, что неумѣстныя экономіи по этому министерству, опять-таки не исключительно у насъ, а почти вездѣ -- то же, что была бы въ сельскомъ хозяйствѣ экономія на посѣвъ». (П.А.Вяземский. Несколько слов о народном просвещении в настоящее время knigolubu.ru/russian_classic/vyazem...,стр.1, 01.02.2014)

«Министерство просвѣщенія сѣетъ, а другія министерства жнутъ на обработанныхъ имъ поляхъ.

Министерство просвѣщенія имѣетъ дѣло съ дѣтскимъ и юношескимъ возрастомъ. Оба возраста требуютъ особаго вниманія, попечительности, но и снисхожденія. Министерство просвѣщенія есть собственно министерство народнаго воспитанія, а воспитаніе и имѣетъ предметомъ искоренять недостатки, худыя наклонности и пороки, свойственные человѣчеству.

Оно не только не можетъ и не должно отказываться отъ исправленія этихъ худыхъ наклонностей и пороковъ, но обязано...» (П.А.Вяземский. Несколько слов о народном просвещении в настоящее время knigolubu.ru/russian_classic/vyazem..., стр.2, 01.02.2014)

С чиновниками, которые вредили народному просвещению, Петр Андреевич боролся с помощью хлестких эпиграмм. Таковые и были написаны на Магницкого и на Рунича («Надписи к портретам»),

а в стихотворении «1828 год» есть строчки, которые мне понравились, как бывшему учителю. Вот они:

«Где грамота - там просвещенье;

Где просвещенье - там добро» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.204).

Но, к моему сожалению, на посту товарища министра народного просвещения стареющий Вяземский сам «проводил жесткую политику, не сочувствуя даже официальному либерализму 1850-х годов» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.42).

Чем, кроме народного просвещения и литературы занимался Вяземский? Что было ему интересно?

Обратимся немного к его биографии.

Поэт родился в Москве 12 июля 1792 года. Отец его, князь Андрей Иванович, имел огромную библиотеку, насчитывающую пять тысяч томов. Это были сочинения Вольтера, Монтеня, Ларошфуко, Буало, Лафонтена, Фенелона, Дидро, Руссо, Гельвеция, Даламбера.

Осенью 1805 года отец поместил Петра в иезуитский коллегиум патера Чижа, а затем перевел его учиться в благородный пансион при новооткрытом Петербургском педагогическом институте. В 1807 году Петр вернулся в Москву, где брал уроки у профессоров Московского университета. В 1808 году он печатает свои первые стихи и статьи. В 1811 получает звание камер-юнкера (и отказывается от него), и в этом же году женится на Вере Федоровне Гагариной, с которой проживает в браке 67 лет. И в старости так напишет о своей супруге:

«С тобой я с глазу на глаз в тихом

Восторге радость знал вполне» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.383).

25 июля 1812 года Вяземский поступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении адъютантом графа Милорадовича и был представлен к награждению орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. «Не ищите имени моего въ лѣтописи этой битвы; но я подъ ядрами находился въ сей день при Милорадовичѣ» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Отрывки из критических статей Вяземского, 01.02.2014), - скажет он впоследствии. «И под ним во время боя были убиты две лошади», - добавлю я.

В 1816 году Петр Андреевич вступает в литературное общество «Арзамас».

"Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве [1819-1821], где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении Н. Н. Новосильцевым проекта конституции для России» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., В.Нечаева. Вяземский, 01.02.2014).

«В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I гр. Воронцовым. В результате - В. был отстранен от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных "увлечений молодости", Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., В.Нечаева. Вяземский, 01.02.2014).

« В 1845 году Вяземский был назначен на совсем уже неподходящую для него должность директора Государственного заемного банка...»(lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014). А в 1855, когда к власти пришел Александр Второй, он был утвержден в должности товарища министра народного просвещения. «В 1858 был уволен в отставку и с 1863 года до конца жизни оставался за границей, лишь временами наезжая домой» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.25). И скончался в 1878 году в Баден-Бадене.

У Вяземского было особое отношение к религии. Он написал «Палестину» и «Масленицу на чужой стороне» (второе стихотворение при советской власти считалось одним из слабых творений поэта, а сейчас его печатают в газетах под рубрикой «Хорошая литература»). И хотя Вяземский был автором этих произведений, «каноническим верующим человеком Вяземский не стал. Вся его последующая жизнь прошла в мучительных метаниях: принятие религиозных догматов сменялось всплесками богоборчества» (М.Гиллельсон. Петр Андреевич Вяземский lib.2-all.com/?book=107106, стр.7, 01.02.2014). Эта цитата о религиозных воззрениях Вяземского взята из работы М. Гиллельсона о поэте. А Ивинский Д.П. пишет об этом несколько иначе: «Он не был атеистом в точном смысле этого слова, но и не мог преодолеть той дистанции, которая отделяет человека колеблющегося или сомневающегося от верующего» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.27).

П.А.Вяземский умер без причастия, хотя его жена даже послала телеграмму Императрице с просьбой отговорить своего мужа от такого поступка. Но ничего не помогло. Следовательно, это было крайне важным для поэта, было его осознанным решением. И не будем забывать о том, что «Русский бог» и стихотворение «Свой катехизис сплошь прилежно изуча» написаны именно им,

Петром Андреевичем, и во втором стихотворении он называет бога палачом. Почему? Я думаю, что такое отношение к религии возникло у поэта из-за перенесенных им страданий - у него умерли четыре сына и две дочери, падчерица сына, которую он нежно любил, также умерла в 27-летнем возрасте, и я уж и не говорю о том, что он пережил многих своих близких друзей.

В течение своей жизни он сотрудничал - писал стихи, критические статьи, публицистику, делал переводы с иностранных языков - с журналами «Современник» (издатель - Пушкин), «Московский телеграф» (издатели - сам Вяземский и Полевой), «Вестник Европы», «Санкт-Петербургский вестник», «Сын Отечества», «Благонамеренный», «Новости литературы», «Полярная звезда», «Северные цветы» и «Литературной газетой» (издатели - Дельвиг и Сомов) и др.

Вяземский прожил долгую жизнь и общался со многими интересными людьми. Назову некоторых: это Жуковский, Батюшков, В.Л. Пушкин, Давыдов, Северин, Ал. Тургенев, Ф.Толстой, Н.Полевой, Дельвиг, Плетнев, Дмитриев, Языков, Боратынский, Кольцов, Чаадаев.

Люди, окружавшие поэта, конечно, оказали влияние на его творчество - и на содержание его произведений, и на художественное их оформление. Так, пять стихотворений Петр Андреевич посвятил бесстрашному участнику войны 1812 года, своему другу Денису Давыдову («К партизану-поэту» («Анакреон под дуломаном...» и «Давыдов, баловень счастливый»), «Давыдов! где ты? что ты? сроду...», «Эперне», «К старому гусару»). Жуковскому посвящены стихи: «Послание к Жуковскому в деревню», «К моим друзьям Жуковскому, Батюшкову, Северину», «Послание к Жуковскому из Москвы, в конце 1812 года», «К В.А.Жуковскому», «Песнь на день рождения В.А.Жуковского». Пара стихотворений написана для Батюшкова. Это «Шумит по рощам ветр осенний...» и «Мой милый, мой поэт...». Друзья-поэты тоже отвечали Вяземскому в стихах. Такие произведения мы находим у Жуковского, Языкова. А Василий Львович Пушкин первый обратился к Вяземскому стихами, а тот, в свою очередь, написал «Ответ на послание Василью Львовичу Пушкину».

Иногда Вяземский защищал в стихах или эпиграммах своих кумиров - Жуковского и Карамзина. И такое бывало.

Однако самое сильное влияние на творчество Вяземского оказал Александр Сергеевич Пушкин. Смерть Пушкина, как писали современники Вяземского, заставила его замолчать почти на десятилетие. Когда гроб с Пушкиным выносили из дома на Мойке, Петр Андреевич остановил процессию и с рыданиями упал перед гробом на колени. Так велико было его горе.

Это горе потом прорвется и в стихотворении «На память». Петр Андреевич напишет:

«Что навсегда умолк любимый наш поэт,

Что скорбь постигла нас, что Пушкина уж нет» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.253).

А Пушкин так писал о Вяземском:

«Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой...» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., В.И.Коровин. Счастливый Вяземский, 01.02.2014).

Поэты познакомились тогда, когда Александр Сергеевич еще учился в Царскосельском лицее.

Дядя Пушкина, Василий Львович, привез Вяземского познакомиться со своим племянником.

Подружились они быстро, хотя Петр Андреевич был старше Пушкина на 7 лет. И как пишет Юрий Тынянов в своем романе «Пушкин», уже в день знакомства «Пушкин с Вяземским по-братски, по-лицейски взялись за руки и пошли осматривать все углы новых владений (Царское Село - Н.Д.)» (Юрий Тынянов. Пушкин. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение, 1976, стр.381). Друзья состояли в постоянной переписке . А. Гессен в своем труде »...Москва, я думал о тебе!» приводит выдержки из десяти писем, написанных ими друг другу. В письмах они высказывали друг другу свои мнения о новых творениях друг друга, писали самое сокровенное о своей личной жизни и даже наставляли на путь истинный. Так Вяземский в одном из своих писем, узнав об избрании Александра Сергеевича в члены Общества любителей российской словесности при Московском Университете, советовал Пушкину «отказаться от этого «постыдного членства»» (А.Гессен. »...Москва, я думал о тебе!». Пушкин в Москве. Москва. Издательство «Детская литература», 1968, стр. 181), так как одновременно с ним в члены общества был принят Фаддей Булгарин, агент Третьего отделения.

Дружили они и семьями, так Пушкин переписывался с женой Вяземского Верой Федоровной, а Вяземский в 1825 году посвятил стихотворение Ольге Пушкиной, сестре поэта, а через много лет после смерти поэта посвятил чудесное стихотворение Наталье Николаевне, его вдове.

Конечно, друзья бывали и в гостях друг у друга. Пушкин гостил и в Остафьево, в имении Вяземского, и бывал в его московском доме в Вознесенском переулке. Александр Сергеевич особо выделял Вяземского, и только ему, одному-единственному, прочитал сожженную десятую главу «Евгения Онегина» «по какому-то не дошедшему до нас списку или по памяти» (А.Гессен. »...Москва, я думал о тебе!». Пушкин в Москве. Москва. Издательство «Детская литература», 1968, стр.215).

Поэзия была самим воздухом и для Пушкина, и для Вяземского, и поэтому они писали друг другу и в стихах. Г.М.Фридлендер даже написал об этом исследование под названием «Поэтический диалог Пушкина с Вяземским», я же ограничусь одним фактом этого диалога.

Стихотворение «Море» было написано Петром Андреевичем летом 1826 г., «после того как до Вяземского в Ревель дошло известие о казни пяти декабристов. Вяземский сообщил «Море» Пушкину в письме от 31 июля 1826 г.» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.454). «Декабрьская катастрофа, ужас перед расправой над лучшими людьми России составляют подтекст стихотворения «Море». Так его и воспринял Пушкин, ответивший Вяземскому в письме от 14 августа» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.454) стихотворением «Так море, древний душегубец...», которое заканчивалось словами:

«На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.454).

Пушкин не забыл Вяземского и в своем романе «Евгений Онегин», и сделал его одним из действуюших лиц. В седьмой главе мы читаем:

«У скучной тетки Таню встретя,

К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел» (Сочинения А.С.Пушкина в одной книге. Золотой том. Полное собрание. Издательский дом в Москве «Имидж», 1993, стр.182).

В зрелом возрасте и в старости большое влияние на творчество Вяземского оказывал Ф.И.Тютчев. Исследователь поэзии Тютчева А.Л.Осповат в своей книге «Как слово наше отзовется...» пишет: «Плетнев и Вяземский войдут в тесный литературный круг Тютчева, который в 1844 году вернулся в Россию» (А.Л.Осповат. «Как слово наше отзовется...». О первом сборнике Ф.И.Тютчева. Москва, «Книга», 1980, стр.28). Сам Вяземский, узнав о смерти Федора Ивановича, напишет: «Петербург понес невозвратимую потерю в Тютчеве. Он оживлял однообразное молчание его своими разнородными мотивами, то острыми и насмешливыми, то грациозными, глубокими и всегда своеобразными» (А.Л.Осповат. «Как слово наше отзовется...». О первом сборнике Ф.И.Тютчева. Москва, «Книга», 1980, стр.87).

Воздействие лирики Тютчева особенно сказалось на стихотворении «Опять я слышу этот шум...», написанном в 1867 году, в котором с большой выразительностью описана природа прибрежного Крыма.

Был еще один человек, оказавший сильное влияние на творчество Вяземского, и это муж его сестры, Екатерины Андреевны, Николай Михайлович Карамзин. Андрей Иванович Вяземский мечтал увидеть своего сына на ниве точных наук, и Николай Михайлович также не одобрял литературную деятельность своего родственника. Но, как пишет Е.Н.Купреянова, «подлинными соратниками и продолжателями Карамзина - создателя «нового слога» русской художественной и исторической прозы - явились, однако, не прозаики 1800-1810-х гг., а заявившие о себе тогда молодые поэты: Жуковский, Батюшков, Вяземский и другие воинствующие карамзинисты, к которым примыкал и молодой Пушкин» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.28).

Литературовед Л.Гинзбург пишет о влиянии Батюшкова на ранние стихи Вяземского («Весеннее утро»): «В этом стихотворении Вяземского 1815 года узнаем характерные "батюшковские" черты - мифологические образы, устойчивые формулы условного поэтического языка ("час упоений", "крыло мечтаний", "звезда свиданий", "таинственный свод", "шепот вод" и т.д.»(lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014).

И, действительно, это хорошо видно в этом стихотворении поэта , опубликованном в «Амфионе».Сам Жуковский правил это произведение и делал к нему замечания. В итоге он написал: «Превосходная пьеса а la Batuschkow».

(продолжение следует)

1.0x