Сообщество «Салон» 00:00 7 ноября 2013

Подъятие Божьих рук

В Тамбове 30-31 октября состоялось открытие Патриаршего фестиваля хора храма Христа Спасителя "Песнопения Христианского мира". Идею фестиваля весной этого года предложил его нынешний художественный руководитель, регент Патриаршего хора Илья Толкачёв. Он, как и все болеющие душой за русское искусство художники, сознаёт, что в современной России большая музыка — и церковная, и народная, и академическая — от народа во многом оторвана

Жизнь людей музыкального искусства – это в основном не радостные аплодисменты слушателей, а тяжкий, не всегда благодарный труд, исполненный сомнений и разочарований. Но бывают дни, когда получается всё, мечты становятся явью, музыка как будто отрывается от земли и воспаряет в небо, и творцы этой музыки объединяются с посетителями концерта в едином восторженном служении высшим духовным силам. Собственно, ради таких минут и тратят музыканты десятилетия на профессиональное образование, тренируют до изнеможения пальцы и слух…

Именно такие музыкальные действа прошли в Тамбове 30-31 октября 2013 года. Там состоялось открытие Патриаршего фестиваля хора храма Христа Спасителя «Песнопения Христианского мира». Идею фестиваля весной этого года предложил его нынешний художественный руководитель, регент Патриаршего хора Илья Толкачёв. Он, как и все болеющие душой за русское искусство художники, сознаёт, что в современной России большая музыка – и церковная, и народная, и академическая – от народа во многом оторвана. Стоит отъехать от столицы на 50 километров, и даже по радио нельзя услышать музыку, возвышающую душу – остаётся только эстрада. Даже в большинстве областных центров, не говоря уж о районных, нет настоящих оркестров и хоров. Таким образом, большинство жителей России при декларируемой «свободе выбора», в том числе и музыкального, почти полностью лишены возможности услышать Баха, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Свиридова, великих мастеров Синодального училища церковного пения. Современные же композиторы исключены из народного сознания практически абсолютно. Русский человек сегодня может прожить жизнь, так никогда и не услышав настоящую живую музыку. И это в стране, которая ещё 100 лет назад потрясала мир наивысшим развитием хорового дела…

Но, по Божьей милости, повсюду есть православные храмы. Вновь, как и в предыдущие смутные времена, Церковь является почти единственной хранительницей христианской культуры, в том числе и певческой. При этом сегодня даже в больших городах нечасто увидишь на клиросе хор – всё больше ансамбли из трёх-четырёх женщин. Мужчин почти нет. Трудно отыскать людей, обладающих слухом и вкусом. Ситуация срочно нуждается в посильном исправлении. Пример высокохудожественного православного пения мастеров из Патриаршего хора храма Христа Спасителя под руководством может стать катализатором возрождения русских певческих традиций – считают организаторы фестиваля. Итак, было решено провести долговременную серию концертов христианской классической и современной музыки в епархиальных центрах России. Получив благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Илья Толкачёв привлёк к проекту композитора Ивана Вишневского, ставшего президентом фестиваля. В команду вошли также Сергей Бушмакин (исполнительный директор) и Татьяна Максименкова, лидер Союз поддержки молодежных инициатив «Форпост» (генеральный директор). С их приходом фестиваль получил, кроме музыкально-концертного, и отчётливое детско-юношеское измерение.

Почему фестиваль начался в Тамбове? Конечно, это и дань уважения великому Сергею Рахманинову, большая и лучшая часть жизни которого прошла в тамбовской Ивановке. Важно, что именно в 2013 году мир отмечает 140-летие автора «Всенощного бдения». Также организаторы говорят, что узнали о крепкой постановке музыкального дела в Тамбовской области ещё 8 лет назад, когда состоялся задуманный Георгием Свиридовым и воплощённый Национальным Свиридовским фондом фестиваль «Всероссийские хоровые ассамблеи». Его концерты с огромным успехом прошли в 2005-2006 гг. в десятках городов от Калининграда до Камчатки, что привлекло в хоры сотни молодых людей и стало толчком для расцвета хорового искусства в ряде областей России. Украшением того фестиваля стал Тамбовский хор имени Рахманинова под руководством Владимира Козлякова. Этот коллектив стал одним из лучших исполнителей новой русской музыки, проведя премьеры сочинений Ивана Вишневского, Владимира Довганя, Алексея Ларина, Андрея Микиты… Так что у тамбовцев есть привычка к сложной музыке, и очевидно, что тамбовские власти сознают важность музыкального дела.

Ожидание успешного открытия фестиваля в Тамбове категорически подтвердилось. При помощи митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, проректора семинарии священника Виктора Лисюнина, советника губернатора Тамбовской области Юрия Савинкова, Фонда поддержки населения города Тамбов и Тамбовской области имени И.П. Савинкова, местной администрации события фестиваля прошли, без преувеличения, с триумфом.

В начале первого этапа Патриаршего фестиваля хора храма Христа Спасителя «Песнопения Христианского мира» состоялся конкурс местной певческой молодёжи, в котором приняли участие 26 солистов и коллективов. Членами жюри под председательством Ивана Вишневского лучшими были признаны ансамбль русских народных инструментов «Домино» и воспитанник школы при музыкальном театре Владислава Юрьева Арек Арикян. Победители конкурса выступят на Рождественском гала-концерте в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя.

Потом режиссёр Мария Гарелина провела для заинтересованных тамбовцев урок сценического мастерства, а Иван Вишневский и Андрей Микита – мастер-класс для местных музыкантов, где рассказали о принципах хоровой аранжировки и православной музыке XXI века. Это, казалось бы, сугубо профессиональное, вовсе не развлекательное мероприятие собрало такое количество участников, какое сделало бы честь иному столичному концерту. И, наконец, состоялся сам концерт хора храма Христа Спасителя, где, несмотря на установленные дополнительные ряды стульев, множество людей стояло в проходах. Это действо с блеском опровергло мнение ряда музыкантов о том, что современная музыка нелюбима слушателями. Ведь звучали только сочинения композиторов XX века (Сергея Рахманинова, Александра Александрова, Николая Голованова, Георгия Свиридова) и нашего времени (Ильи Толкачёва, Ивана Вишневского, Антона Вискова, Андрея Микиты). «Забыла обо всем мирском, о мирской суете, о тех заботах, которые повседневно нас окружают, и окунулась в нездешний мир духовной музыки», – поделилась впечатлениями слушательница Любовь Спирина, выразив солидарное мнение зала.

А ещё руководители фестиваля откликнулись на призыв директор рахманиновского музея в Ивановке Александра Ермакова, который попросил всех доброхотов помочь в преодолении «нотного голода» в русской провинции. Партнёр фестиваля, издательство «Современная музыка» оперативно отпечатало ноты лучших сочинений музыкальных классиков, и они были переданы в дар сельским музыкальным школам.

Итак, первый опыт Патриаршего фестиваля вышел вовсе не комом. Всё это, конечно, невозможно было бы без Божьей помощи. Недаром, возвращаясь в автобусе домой, усталые, но счастливые хористы и руководители фестиваля напевали из свиридовско-есенинской «Отчалившей Руси»:

И ни единый камень,

Через пращу и лук,

Не подобьет над нами

Подъятье Божьих рук.

На фото: проректорТамбовской семинарии священник Виктор Лисюнин, президент фестиваля Иван Вишневский, композитор Андрей Микита и куратор детских программ фестиваля Мария Гарелина перед началом мастер-классов.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x