Авторский блог Владимир Ашик 00:00 11 июля 2013

Подводный космос

В начале 1990-х годов как будто какая-то вражеская рука прошлась по рядам отряда. Экипажи, которые десять лет занимались подготовкой и морскими испытаниями атомных глубоководных станций были переформированы. Наиболее опытные гидронавты были демобилизованы, а из их личных дел были изъяты любые упоминания о том, что они когда-то были гидронавтами

Что такое гидронавтика в СССР и России

Слово гидронавтика образовано от двух греческих слов hydria — вода и nautical — навигация. В "Федеральной целевой программе развития глубоководной деятельности и гидронавтики в Российской Федерации" даётся такое определение: гидронавтика — отрасль науки и техники, занимающаяся исследованием и освоением придонного слоя и дна Мирового океана с помощью глубоководных подводных аппаратов.
Данное определение гидронавтики является далеко не точным, так как совершенно не определено, когда же начинается эта самая глубоководность. И совершенно не понятно, чем отличается подводный аппарат от подводной лодки, и чем гидронавты отличаются от подводников, которые на своих подводных лодках уже давно освоили придонный слой?
В середине 1970-х годов этот вопрос был решён просто: экипажи спасательных и рабочих подводных аппаратов приказом министра обороны были объявлены подводниками, а экипажи комплексов "Селигер" и атомных глубоководных станций — гидронавтами. При этом и те, и другие занимались исследованием и освоением придонного слоя, а расчётные глубины их аппаратов отличались очень ненамного. На "Поиске-6" простые подводники погружались в три раза глубже штатных гидронавтов. А экипажи гражданских подводных аппаратов называли себя гидронавтами вообще незаконно.
О гражданских гидронавтах хорошо сказал Леонид Пилунский: "Пилот или, как было принято говорить у нас, капитан подводного аппарата — профессия редчайшая. Их было меньше, чем космонавтов. Впрочем, слово "профессия" необходимо взять в кавычки — такой профессии не было. Были люди, осваивавшие морские глубины, а в перечне, в списке профессий в СССР не было".
Из сказанного можно сделать вывод, что во времена СССР единая политика по исследованию и освоению Мирового океана сформирована не была. Подводные аппараты строили, закупали и эксплуатировали Министерство рыбного хозяйства, Академия наук СССР и Министерство обороны, и каждое из этих ведомств строго охраняло свои интересы.
С развалом Советского Союза большая часть подводных аппаратов была уничтожена. База "Гидронавт" осталась на территории Украины и очень быстро была разграблена и распродана. Была расформирована 288-я группа подводных лодок специального назначения, которая принимала от промышленности спасательные и рабочие ПА и готовила для них экипажи. 10-й отряд гидронавтов сохранился, но пережил тяжелейшие времена, когда его офицеры по полгода не получали зарплаты.
Только в начале 2000-х годов в России была разработана и принята "Федеральная целевая программа развития глубоководной деятельности и гидронавтики в Российской Федерации", которая основные вопросы гидронавтики так и не прояснила.
Но я отвлёкся от вопроса, что же такое подводный аппарат и кто является первым гидронавтом России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определить, чем же подводный аппарат отличается от подводной лодки. Военный энциклопедический словарь сообщает, что подводная лодка — это боевой корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении, а подводный аппарат — это техническое средство для проведения различных работ в исследовании под водой.
Первый подводный аппарат (ПА) в России "для проведения различных работ" был построен в 1923 году для поиска сокровищ на дне Балаклавской бухты. В начале ХХ века в Крыму существовала легенда о том, что на борту английского парохода "Принц", разбившегося о скалы в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 года, находился большой груз золотых монет для выплаты жалованья английским оккупантам, высадившимся в Крыму.
Инженер Языков В.С. предложил начальнику НКВД Дзержинскому Ф.Э. построить подводный аппарат (гидростат) и с его помощью поднять золото. НКВД выделил средства, и по проекту инженера Даниленко Е.Г. был построен гидростат весом 10 тонн, в котором 5 человек могли погружаться на глубину 150 метров. Изобретатель называл свой аппарат ЕГД, но позднее его переименовали в "ЭПРОН-1".
В середине 1925 года останки "Принца" были обнаружены, но никакого золота на его борту не было. Группа инженера Языкова В.С. показала высокую эффективность своей работы и её переформировали в Экспедицию подводных работ особого назначения, сокращённо ЭПРОН. В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН переформировали в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
Гидростатат "ЭПРОН-1" оказался слишком тяжёл и неудобен в работе, манипуляторное устройство было неработоспособно. В 1927 году начальник технической части Экспедиции подводных работ особого назначения инженер Каплановский А.З. спроектировал и построил небольшой одноместный гидростат "ЭПРОН-2", который мог погружаться на 100 метров.
В 1944 году для Аварийно-спасательной службы ВМФ по проекту инженера Каплановского А.З. был построен одноместный гидростат ГКС-В, рассчитанный на глубины до 400 метров, из которого командир мог руководить работой водолазов на грунте.
Таким образом, до начала 1950-х годов никакой подводной техники для исследования и освоения океана с СССР не сущесствовало.

Спасательные подводные аппараты СССР и России

Опыт Великой Отечественной войны показал, что спускаемые со спасательных судов водолазы далеко не всегда могут оказывать помощь аварийным подводным лодкам, лежащим на грунте. Подводники много обсуждали между собой, что на флоте должны быть спасательные ПЛ, которые могли бы подходить к лежащим на грунте аварийным ПЛ, оказывать помощь экипажу или скрытно эвакуировать его.
Сразу после окончания войны судостроительная промышленность восстанавливала корабельный состав ВМФ СССР, и создавать новые спасательные средства не было возможности. Для АСС закупили в Италии несколько наблюдательных камер фирмы Галеацци и построили два десятка наблюдательных камер собственной конструкции НК-300.
В начале 1950-х годов на вооружение ВМФ СССР начали поступать новые подводные лодки, с предельными глубинами погружения до 300 метров. На этих глубинах водолазы не могли оказать экипажам никакой помощи, и самостоятельно выйти из ПЛ в случае аварии с таких глубин подводники не могли. Командование ВМФ поставило перед промышленностью задачу спроектировать спасательный подводный аппарат, который мог бы доставлять подводников с аварийной ПЛ на борт спасательной ПЛ. Опытный спасательный подводный аппарат назвали управляемый подводный снаряд, сокращённо УПС.
Создание первых автономных подводных аппаратов в СССР началось с Постановления СМ СССР №-0962-432, в соответствии с которым в 1961 годах на заводе "Красное Сормово" в Горьком для определения необходимых маневренных качеств ПА, при стыковке с ПЛ, а также отработки приемов управления при переходе УПС с одной ПЛ на другую и при посадке на комингс-площадку ПЛ.
Для несения УПС ВМФ серийная ПЛ С-63 была модернизирована в экспериментальную спасательную ПЛ проекта 666. На С-43 установили оборудование для несения УПС и барокомплекс.
В 1962 году УПС под командованием капитан-лейтенанта Глушкова Б.А., впервые в мировой практике, доставил "сухим" способом в подводном положении с борта С-63(пр.666) капитана 3 ранга АСС ВМФ Никитинского А.И. на борт "аварийной ПЛ".
19 сентября 1967 года Совета министров СССР и ЦК КПСС приняли Постановление № 872-285, в соответствии с которым началось создание спасательных и рабочих ПА для АСС ВМФ.
Все проекты спасательных ПА, которые назывались спасательный подводный снаряд, сокращённо СПС, разрабатывались в Горьком в ЦКБ "Лазурит". Всего было разработано четыре поколения спасательных ПА: 1-е поколение пр.1837 для работ на глубинах до 500 метров, 2-е поколение пр.1837К с теми же глубинами погружения, 3-е поколение пр.1851"Приз" с глубиной погружения до 1000 метров и 4-е поколение пр.18270 "Бестер" с глубиной погружения до 780 метров. СПС 1-го и 2-го поколений могли доставляться к месту работ судном-носителем или спасательной ПЛ пр.940.
В 1970 году на КЧФ флот прибыл первый спасательный ПА АПС-1(пр.1837). Командиром аппарата назначен лейтенант Маврин В.И.
Всего для ВМФ СССР было поострено 14 спасательных ПА. В 1969-79 годах было построено 5 спасательных ПА 1-го поколения пр.1837 АС-1, АС-2, АС-3, АС-5 и АС-11, в 1979-82, для спасательных ПЛ "Ленок" было построено 4 спасательных ПА 2-го поколения АС-14, АС-16, АС-18 и АС-19, в 1982-88 годах были построены 4 спасательных ПА 3-го поколения пр.1851"Приз" — АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34. В 1989-94 годах был построен спасательный ПА 4-го поколения АС-36 пр.18270 "Бестер". Сейчас на ЛАО строится второй спасательный ПА 4-го поколения.
Спасательные подводные аппараты были распределены по флотам следующим образом: на Черноморском флоте в Севастополе в составе 288-й группы ПЛ служили три спасательных ПА 1-го поколения пр.1837 — АС-1, АС-5 и АС-11; на Северном флоте — АС-16, АС-18, АС-34 и АС-36; на Тихоокеанском флоте — АС-2, АС-3, АС-14, АС-19, АС-28 и АС-30; на Балтийском флоте — АС-26, в помощь которому затем пришёл АС-5.
1 октября, 1972 года, примерно в 6 километрах от порта Адлер в море упал пассажирский самолёт Ил-18. Погибли 112 человек. Для поисков была задействована вся имеющаяся в распоряжении военного и гражданского флотов СССР поисковая техника. Проведённая в течение месяца поисковая операция показала, что находящаяся на вооружении ВМФ поисковая аппаратура не способна найти лежащий на грунте самолёт, место падения которого известно только приблизительно.
В 1976 и 1979 годах на вооружение Тихоокеанского и Северного флотов были приняты спасательные ПЛ проекта 940, которые могли производить допоиск аварийной ПЛ и спасение экипажей аварийных ПЛ "сухим" способом с помощью двух спасательных ПА с глубин до 500 метров, спасение экипажей "мокрым" способом с глубин до 120 метров, выполнение водолазных работ на глубинах до 200 метров, проведение декомпрессионных работ и оказание медицинской помощи, обеспечение испытаний новой подводной техники. ПЛ пр.940 могла выполнять спасательные работы в подводном положении на протяжении 60 часов, после чего должна была всплывать для зарядки АБ.
В отсутствие аварий и катастроф спасательные ПЛ не бездельничали. Они проводили поиск и подъём затонувших самолётов, мин, торпед и ракет, обеспечивали глубоководные испытания ПЛ, выполняли различные водолазные работы на больших глубинах.
В спасении аварийной ПЛ принимала участие только одна спасательная ПЛ БС-468, когда в 1983 году в заливе Петра Великого погибла ПЛ С-178.
В 1995 года, не выслужив положенный им срок службы и не выработав моторесурс, обе спасательные ПЛ были списаны вместе со своими спасательными аппаратами.
Когда в августе 2000 года погибала ПЛ К-141"Курск", спасательные работы вели экипажи рабочего ПА АС-32, а также спасательных ПА АС-34 и АС-36. Гидронавты-спасатели сделали всё, что могли, и даже больше. Не их вина, что комингс-площадка К-141"Курск" была повреждена и состыковаться они технически не могли. И нам всем повезло, что это так. Потому что к тому моменту, когда "Курск" был обнаружен, в 9-м отсеке уже произошёл пожар, и последние члены экипажа "Курска" погибли. Если бы экипажам АС-34 или АС-36 удалось сесть на комингс-площадку "Курска" и открыть люк, то спасатели бы, скорее всего, погибли, так как после пожара газовый состав воздуха в 9-м отсеке был смертельным для человека.

Рабочие подводные аппараты

В середине 1960-х годов предельная глубина погружения новых ПЛ уже составляла 400 метров. Основным средством спасения подводников с предельных глубин был водолазный колокол, но для посадки водолазного колокола на комингс-площадку её необходимо было очистить и подготовить.
В 1964 году в Горьком на заводе "Красное Сормово" по проекту СКБ-112 была построена опытовая рабочая камера РК-680, в которой два гидронавта могли погружаться на глубину 500 метров и с помощью манипуляторов выполнять работы на корпусе лежащей на грунте ПЛ. Конструкция оказалась удачной. Для флота построили около десятка рабочих камер РК-680, которыми вооружили спасательные суда ВМФ. РК-680 находятся на вооружении СПАСР России до сих пор. Но РК-680, по сути, была привязным гидростатом, а флоту были нужны автономные рабочие аппараты, которые могли бы осуществлять допоиск и обследования затонувших ПЛ или других объектов, остропивать лежащие на грунте предметы для их подъема грузовыми средствами судна-носителя. Для этого рабочие ПА были оборудованы манипуляторами.
В 1969 году на дне Баренцева моря была обнаружена подводная лодка С-80, которая погибла 27 января 1961 года. РК-680 выполнила большой объём работ по подготовке к подъёму ПЛ С-80.
Для выполнения этих задач в ЦКБ "Лазурит" были спроектированы рабочие ПА, которые первоначально назывались автономный рабочий снаряд, сокращённо АРС. В 1971 году опытовый АРС-10, под командованием лейтенанта Карелина Ю.С., вошёл в состав АСС ЧФ.
Всего для ВМФ было построено 16 рабочих ПА: 11 ПА для работы на глубинах до 500 метров, 4 ПА для работ на глубинах до 2000 метров и три для глубин до 6000 метров.
В 1970-83 годах было построено 7 рабочих ПА 1-го поколения пр.1839 для работ на глубинах до 500 метров АС-4, АС-9, АС-10, АС-12, АС-17, АС-20, АС-22; 4 рабочих ПА 2-го поколения пр.18392 АС-25, АС-29, АС-32 и "BRAVO", для тех же глубин.
В 1969-89 годах для работ на глубинах до 2000 метров были построены 4 рабочих ПА проекта 1832"Поиск-2" АС-6, АС-8, АС-24 и АС-27.
7 апреля 1980 года Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 278-83 на Министерство геологии СССР были возложены функции по обеспечению геополитических интересов страны в области изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана. Для выполнения этих работ в СПМБМ "Малахит" по заказу Министерства геологии СССР был разработан проект автономного обитаемый рабочего ПА, а в Ленинграде на ЛАО было начало изготовление деталей будущих глубоководников. В середине 1990-х годов Мингео отказалось от реализации проекта, и работы были переданы ВМФ. В начале 2000-х годов в состав 10-го отряда гидронавтов вошли две подводные лодки специального назначения проекта 16811 АС-37 "Русь" и АС-39 "Консул".
Рабочие подводные аппараты были распределены по флотам следующим образом:
На Черноморском флоте в Севастополе в составе 288-й группы ПЛ служили три рабочих ПА 1-го поколения АС-4, АС-10, АС-17 и два рабочих ПА проекта 1832 АС-6 и АС-8;
На Северном флоте — АС-9, АС-22(пр.1839), АС-32(пр.18392),АС-24(пр.1832);
На Тихоокеанском флоте — АС-12, АС-20(пр.1839), АС-29(пр18392) и АС-27(пр.1832).
На Балтийском флоте — АС-26, в помощь которому затем пришёл АС-5.
Рабочий ПА "BRAVO" был построен по заказу Академии наук СССР для проведения подводных исследований. Заводские и государственные испытания "BRAVO" провели офицеры 288-й группы ПЛ специального назначения КЧФ и передали на борт НИС "Академик Алексей Крылов".
В 1967-87 годах по проекту ЛПМБ "Рубин" для ВМФ создавался рабочий ПА с глубиной погружения 6000 метров проекта 1906 "Поиск-6". При закладке "Поиск-6" получил тактический номер АГА-7, впоследствии АС-7.
20 августа 1985 года АС-7(пр.1603) в 20 часов 14 минут в районе Камчатского разлома и достиг глубины в точке с координатами 51°54,15’СШ и 160°54,3’ЗД достиг глубины 6 016 метров. Экипаж погружения: командир АС-7 Павлов А.В., помощник по ЭМЧ Милашевский В.В., помощник по НИР Севрюгин М.И., ответственный сдатчик Лазута Л.П. и Председатель комиссии государственной приёмки Герасимов И.К.
10 июля 1987 года АС-7 под командованием Петюха В.И. погрузился на глубину 5 300 метров. Это было последнее погружение. Через 2 месяца ГК ВМФ адмирал Флота Чернавин В.Н. приказал испытания АС-7 прекратить, а сам аппарат списать.
Рабочие аппараты хорошо показали себя в составе ВМФ и выполнили огромный объём работ. На сегодня в России находится только один рабочий ПА АС-27 в составе Тихоокеанского флота. Задачи, которые раньше выполняли рабочие ПА, сегодня возложены на спасательные ПА.

288-я группа подводных лодок специального назначения

21 сентября 1974 года в составе 37-го дивизиона спасательных судов АСС КЧФ была сформирована 288-я группа ПЛ СГ(подводных лодок специального назначения) с базированием на Южную бухту Севастополя. Командиром 288-й группы был назначен бывший командир опытовой ПЛ С-63 капитан 2 ранга Лей Леонид Григорьевич. В состав группы зачислили спасательный ПА АПС-1(пр.1837) под командованием старшего лейтенанта Маврина В., рабочий ПА АРС-10(пр.1839) под командованием старшего лейтенанта Карелина Ю.С.
Все военные подводные аппараты, которые строились для АСС ВМФ, поступали в 288-ю группу ПЛ СН. Штаб 288-й группы ПЛ СП организовывал проведение испытаний рабочих и спасательных ПА, готовил экипажи ПА и передавал их на флота.
В 1977 году все спасательные и рабочие ПА были отнесены для подводных лодок специального назначения и им присвоено общее наименование автономный снаряд (АС), с сохранением прежней нумерации.
Осенью 1977 года штурмовик Су-25 потерпел катастрофу над Чёрным морем и затонул у берегов Кавказа на глубине более 1700 метров. Поиски штурмовика на глубинах 1720-1850 метров выполнял АС-6(пр.1832). Было выполнено четыре погружения с борта спасательного судна "Коммуна".
В октябре 1978 года на Тихоокеанском флоте в базе ПЛ Рыбачий на борту РПК СН К-477, при проверке ракетного комплекса, из-за ошибки оператора произошла разампулизация ракеты. К-477 открыла крышку аварийной ракетной шахты, вышла в море и начала крейсировать под наблюдением надводных кораблей. Через несколько часов ракета взорвалась, и боеголовка, вылетев из шахты, упала в море. Поиски боеголовки выполняли спасательные ПА АС-2 и АС-3с борта спасательной ПЛ БС-468. АС-2 под управлением гидронавта-подводника Николая Доровского обнаружила искомую боеголовку — и водолазы подняли её на поверхность.
1 сентября 1983 года советские силы ПВО недалеко от острова Сахалин сбили американский самолет-разведчик "Боинг-747", нарушивший воздушное пространство СССР. По приказу командования ВМФ в 288-й группе ПЛ СН сформировали группу для поиска и обследования самолёта-разведчика и отправили во Владивосток. С борта спасательной ПЛ БС-468 сняли спасательные ПА АС-14 и АС-19 и погрузили их на борт спасательного судна "Георгий Козьмин", который вышел к месту катастрофы. ПА вместе с водолазами обследовали весь район падения самолёта в радиусе 300 метров и подняли со дна много разрушенных и поврежденных предметов, но ни экипажи ПА, ни водолазы ни разу не видели на дне тел пассажиров или их фрагменты. Да и кресел было обнаружено только 13 (по числу членов экипажа).
31 августа 1986 года в Новороссийской бухте погиб пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Тела погибших с борта теплохода поднимали водолазы, а поиск тел на грунте выполняли рабочие ПА АС-4 и АС-11 с борта спасательного судна "Эльбрус".
12 марта 2000 года во время учений в Баренцевом море в 11.32 от взрыва боезапаса в 1-м отсеке погиб атомный подводный крейсер К-141"Курск". В распоряжении командования СФ были: рабочий ПА АС-32(пр.18392), два спасательных ПА АС-34(пр.1855)"Приз" и АС-36(пр.18270)"Бестер".
Утром 13 марта спасательное судно "Михаил Рудницкий" пришло в район катастрофы, а вечером АС-32 обнаружил "Курск". Подводная лодка уже не подавала признаков жизни. Последние члены экипажа "Курска" погибли в результате объёмного пожара в 9-м отсеке. Экипажи спасательных ПА АС-34 и АС-36 совершили несколько попыток присоса к комингс-площадке, но неудачно, так как комингс-площадка была повреждена и стыковка была невозможна. Если бы спасателям удалось присосаться к комингс-площадке и открыть люк, они, скорее всего, бы погибли от удушья.
29 января 1997 года вышла директива штаба Черноморского флота №-52/016 об упразднении управления 288-й группы ПЛ специального назначения.
3 августа 2005 года спасательный ПА АС-28(пр.1855)"Приз", с борта СС "Георгий Козьмин", производил осмотр подводной антенны системы стационарного гидроакустического наблюдения в бухте Березовая на глубине 190 метров. Во время работ АС-28 зацепился кормовым оперением за обрывки рыбацких сетей, свисающих с антенной решётки, и, пытаясь освободиться, зацепился за 100-миллиметровые стальные троса, соединяющие антенну с 60-тонными якорями.
В распоряжении российских спасателей имеется спасательный ПА "Бестер", который можно было доставлять к месту аварии самолётом, командование ВМФ России было вынуждено обратиться за помощью к военно-морским силам Японии, Великобритании и США. Первым прибыл военно-транспортный самолет С-17А Королевских ВВС Великобритании, который доставил 29 британских специалистов и один подводный телеуправляемый аппарат "Scorpio-45". 7 августа англичане спустили под воду "Scorpio-45", который манипуляторами освободил АС-28 от рыболовных сетей, и АС-28 всплыл на поверхность.
Следует ли говорить, что если бы 288-я группа ПЛ СН была сохранена, наши гидронавты-подводники сами могли бы оказывать помощь.

10-й отряд гидронавтов

В 1966 году для отработки новых технических средств по исследованию Мирового океана в СКБ-170 спроектирован комплекс "Архипелаг", состоящий из 3-х местной погружаемой капсулы и специальной ПЛ-носителя.
В начале 1970-х годов наблюдательная камера "Архипелага" затонула, но на основании накопленного опыта был разработан новый глубоководный комплекс "Селигер" и началось проектирование специальных глубоководных аппаратов, которые настолько отличались от атомных ПЛ и глубоководных ПА, что был введён новый класс кораблей, которые назвали атомные глубоководные станции, сокращённо АГС.
В октябре 1976 года, в соответствии с приказом ГК ВМФ, для подготовки экипажей глубоководных комплексов "Селигер" и атомных глубоководных станций, по образцу "1-го отряда космонавтов", был сформирован "10-й отряд гидронавтов". Был введен новый ВУС (военно-учётная специальность) "гидронавт", который присваивался членам экипажей глубоководных комплексов и атомных глубоководных станций. Кандидаты в гидронавты должны были прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, иметь за плечами не менее трех автономных походов и пройти медкомиссию по требованиям, которые предъявлялись к космонавтам. Кандидатура каждого будущего гидронавта рассматривалась лично главнокомандующим ВМФ, после этого кандидаты в гидронавты зачислялись в отряд, проходили двуххлетний курс обучения и, лишь успешно окончив который, зачислялись в экипажи.
Предполагалось, что гидронавты являются носителями особых государственных тайн и поэтому приходят в отряд навсегда. После обучения они 10-15 лет будут проходить службу в экипажах, а затем станут преподавателями в отряде, будут заниматься научной деятельностью, работать в конструкторских бюро и военной приёмке глубоководных средств.
Но на деле получилось совсем не так. В начале 1990-х годов как будто какая-то вражеская рука прошлась по рядам отряда. Экипажи, которые десять лет занимались подготовкой и морскими испытаниями атомных глубоководных станций были переформированы. Наиболее опытные гидронавты были демобилизованы, а из их личных дел были изъяты любые упоминания о том, что они когда-то были гидронавтами.

В начале 2000-х годов Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации приняла решения о разработке Концепции федеральной целевой программы развития глубоководной деятельности и гидронавтики в Российской Федерации, сокращённо ФЦП "Гидронавтика". В программе нашли отражение механизмы формирования мероприятий, формы и методы управления, но нет ни слова о простых гидронавтах, которые, в общем-то, и должны эту самую программу выполнять.

1.0x