Авторский блог Валерий Скрипко 10:47 27 апреля 2019

ПОД СВЕТОМ ПОЛНОЙ ЛУНЫ

день и ночь на Святой земле

Валерий Скрипко

ПОД СВЕТОМ ПОЛНОЙ ЛУНЫ

1.

Я улетал в Тель-Авив, чтобы совершить паломничество на Святую землю. В аэропорту Шереметьево рядом со мною поместилась молодая женщина. Она звонила своему другу: просила его прилететь в Испанию, где они смогут побыть вместе три дня! Друг, кажется, согласился. Я был рад за них.

За столиками баров – пьют вино пассажиры-работники фирм и офисов, люди в белых рубашках и черных галстуках. Бокалы сделаны по голливудским стандартам. Жизнь тоже - бездумный слепок из западных образцов. И как же они, должно быть, мучаются? Душа у многих – еще томится памятью предков, их жаждой жить полнотой чувств…восторгами и подвигами. А здесь …всё расписано, всё от ума и от выгоды. Нигде не увидишь тёплых, сочувственных глаз - сразу оценка на предмет коммерческого интереса.

За окнами аэропорта, на просторах России, еще очень мало реального производства новых ценностей. Вся эта рыночная «тусовка» занимается обслуживанием капиталов, которые образовались от добычи полезных ископаемых. Нынешний всемирный потребитель выстроил «под себя» всё существующее пространство. Десятки тысяч людей стараются, чтобы в считанные часы этот потребитель оказался на берегу океана, погрелся на солнышке. Для него работают авиадиспетчеры, пилоты, в чудовищном количестве сжигается авиационный керосин, мёрзнут в тундре добытчики нефти.

При этом, самое важное, чтобы никто из «посторонних лиц», страдающих от бедности, не попросил своей доли. Иначе, полнота комфорта будет утеряна!

Моя соседка по скамье в аэропорту Шереметьево вряд ли задумывалась о таких высоких материях. Мирская жизнь её заполнена земными радостями. Захочет ли когда-нибудь её душа радостей другой, духовной жизни без условностей и ограничений общества потребления? Кто знает? Наш средний класс уже не может жить, не впрыснув в себя очередную порцию адреналина! В этом смысле он «наркозависим!» Надоест бить баклуши на песке у океана, потянет его на водные лыжи; потом ненасытный потребитель поедет искать возбуждения в горы. Напитает кровь адреналином от риска в горах, купит ружьё и оплатит труд егеря, чтобы погнал на него какого-нибудь зверя! Адреналин! Без него уже не шагу! Надо выдумывать развлечения-всё круче и опаснее! И не дай Бог, когда в этих поисках кто-то становится на его пути.

Несчастные, они никогда не насытятся…

Лет десять назад я придумал изречение: над судьбой человека дьявол смеётся в начале и середине жизни- Господь смеётся в конце!

Господь смеётся, потому- что увлечённый Князем мира человек всегда кончает плохо, все его потуги обрести счастье с помощью советов из Преисподней - смешны и нелепы! А конец- карикатурен!

Я улечу, и сегодня вечером буду в Иерусалиме. Мне легче, я погружусь в благодать Святых мест! Когда-то Эрнст Ренан в своей книге «Жизнь Иисуса» очень верно определил, что наш Спаситель почувствовал «необходимость переворота, который бы всколыхнул бы землю, сверху донизу» (1)

Представители всех религий до Христа и язычники прятали от посторонних глаз самые сокровенные глубины своей души, где «спит» совесть, где тоскует невостребованная любовь к людям. Скрывая в себе этот дар Бога, все были заняты материальными заботами: У этого вида существования не было никакого будущего, кроме поедания друг друга до последнего человечка.

Порой, наивно кажется, что не лучше было бы Богу в «приказном порядке» перенастроить человека, разжечь в нём жажду жизни духовной! Ну, хотя бы для того, чтобы не потерять его окончательно!

Однако, похоже, что «силовой вариант» в Царствии Небесном даже не рассматривался. Потому- что внутренне человек еще был не готов! Его нельзя было заставить любить ближнего, потому что в нём еще недостаточно самой способности Любви.

О любви надо было заявить! Показать её как чудо! Как высшее благо. Надо было научить любить! Для этого и явился Иисус Христос! Вера будила, будоражила, звала! Чтобы созреть и стать по силе достойной любви Небесной, наша земная способность к любви должна пройти все испытания земных зверств и насилия, всю ту неправду и жестокость мира, которую таит в себе наша плоть!

Примечание:

1)Э.Ренан «Жизнь Иисуса», издательство «обновление», М,1991 год. С 79

2.

Примерно в десять часов вечера мы стали собираться на ночную службу в Иерусалим. До Старого города добираться на автобусе десять-пятнадцать минут. Месяц март. Ночь.

В Вифлееме затишье- ни шума автомобилей, ни голосов прохожих. Всё словно оцепенело перед будущим торжеством группы паломников, которые собрались на причастие в Храме Гроба Господня.

Днём от долгой ходьбы у меня болели ноги, но к одиннадцати никаких недомоганий уже нет, усталость улетучилась…Вместо этого - радостный покой- ведь идёшь на Причащение к Спасителю своему.

Всё здесь, в Старом Городе, освящено им…длинные лестницы-тропинки, с двух сторон заросшие цветами, каменные ворота и ограды. Уже давно закрыты торговые склады и магазины, тусклый свет слегка освещает вечные камни, отшлифованные миллионами ног! Несколько лет назад здесь ступал босыми ногами большой русский писатель Владимир Крупин. В 1848-м году по камням проходил писатель Николай Васильевич Гоголь.

Над самим Храмом Гроба Господня в эту ночь висит полная луна! Чтобы её увидеть, надо откинуть голову назад до предела. В зените луна сегодня ближе всего к Земле и поэтому непривычно огромная. Мы стоим и смотрим на неё- окончательно завороженные.

Наподобие морских волн –толпа паломников бьётся прибоем об ограждение Кувуклии- маленькой часовенки.

Народу не меньше полутора тысяч. Польские католики завели магнитофонную запись органа. Музыка чудная, но звучит слишком громко и не слышно голосов греческих священников, читающих молитвы.

Один из них войдёт в кувуклию, поднимет чашу с вином со

священного камня, на котором воскрес Иисус Христос и

вынесет её нам…Я сделаю глоток этого Святого напитка, и долго, долго он будет

невыразимо приятно греть всё моё нутро!

А кусочек хлеба к вину станет телом Христовым!

3.

Вспоминаю утреннее посещение кувуклии - маленькой часовенки внутри Храма Гроба Господня. Часовенка окружает плиту, на которой воскрес наш Спаситель.

Первое, что поражает - особый воздух этого святого места. Такой бывает в пространстве русской печи, где каждый день разжигают огонь, и бушует пламя. Но все помнят, что в пламени земном много земных запахов - сосновой смолы или берёзовой коры. А после - остаётся сажа. И всё это вместе, после того, как печь остынет, создаёт сложную гамму привычных и родных запахов домашнего очага.

В кувуклии чувствуешь - да, огонь здесь был, но никаких запахов, присущих земному огню, здесь нет! Огонь здесь спускается каждый год на Пасху во втором часу дня по местному времени, но это Огонь Неземной!

Атмосфера в кувуклии от ежегодного схождения Благодатного огня имеет свою окраску, свой особый состав, влияющий на обоняние, но аналогов ей на земле не найти. Сравнить этот запах в земной жизни

НЕ С ЧЕМ!

Входящий в кувуклию, никогда не вдыхал воздух с таким явным напоминанием о Вечности. Это, по сути, аромат Благодатного огня, это - посланец Царствия Небесного... Но, несмотря на явно неземное происхождение, ЭТОТ ВОЗДУХ СВОЙ. РОДНОЙ, ЗНАКОМЫЙ.

Понять, почему он кажется на удивление знакомым, совершенно невозможно! Никто не демонстрировал его в церкви, никто никогда не ощущал его во сне, но ОН СОВСЕМ НЕ ЧУЖОЙ.

А плита Воскресения - она тоже ...РОДНАЯ! Несколько секунд движения к ней... Голоса у входа в кувуклию стихают....

И ВРЕМЕНИ БОЛЬШЕ НЕТ... ОНО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ... Его больше не ощущаешь ни по «тиканию» собственного пульса, ни по другим приметам. Я уже не задаю себе вопроса: сколько я здесь пробыл? Не фиксирую минуты, ни считаю их неосознанно. Понятие о времени из меня ПРОСТО УЛЕТУЧИЛОСЬ.

СОВСЕМ...

4.

Приходят на ум воспоминания грека Гермидия, который занимал должность биографа правителя Иудеи. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле.

Но вышло иначе. «Мы увидели свет от движущегося сверху сияющего облака. Затем раздался удар грома, от которого находившаяся стража в ужасе вскочила, а потом упала. В тот же миг огромный камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл вход. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека».

Все, кто видел могильный камень сразу после Воскресения, отмечают, что эта глыба весом две тонны была не просто отодвинута от входа в гробницу, но находилась в таком положении, будто её подняли и перенесли вверх по склону, поодаль от массивного сооружения гробницы.

Документальных свидетельств ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА было немало. Грек Гермидий видел только облако и слышал гром. Ученик Иисуса, Иоанн, взглянул на то место, где лежало тело Иисуса, и увидел гробовые пелены, ещё сохранившие форму тела и слегка опавшие, наподобие пустой куколки, из которой уже вылетела бабочка. Одного этого было достаточно, чтобы обратить в веру любого.

Были свидетели, которые видели спускающийся к плите широкий яркий луч света. Через несколько мгновений по этому лучу вверх поднялась и исчезла в небе светящаяся человеческая фигура.

Воскресшего Иисуса Христа затем видело более пятисот очевидцев. Первосвященник Каиафа послал своего помощника разведать подробности о распятии Иисуса. И ему доложили всё в деталях: Чудесное Воскресение состоялось!

ПУТЬ К ЦАРСТВИЮ НЕБЕСНОМУ, К СХОЖДЕНИЮ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ БЫЛ ПРОЛОЖЕН!

1.0x