Авторский блог Аркадий Болашенко 16:32 30 октября 2019

Почему я не антисоветчик

Я не помню хорошо двух своих дядей по отцовской линии Ивана и Емельяна, расстрелянных где-то под Тулой в 1938 году за антисоветскую деятельность. Мать рассказывала мне , что Емельян был остёр на язык и на колхозном собрании мог себе позволить иронически двусмысленное высказывание о том, что единоличникам раньше жилось плохо – ели только щи с мясом, да кашу с салом. Финалом, приведшим его к аресту стал случай, когда на праздник Первомая, будучи подвыпившим, он сбросил с сельсовета красный флаг сказав, что эта выцветшая, почти белая тряпка, позорит советскую власть, которая жалеет деньги на новый флаг.

Иван, не трепался языком, но из-за зажиточного своего хозяйства, считался подкулачником и загремел за кампанию с братом.

Я представляю себе тройку огэпэушников, ведущих допрос дядей, безусловно понимающих, что они выносят смертный приговор, не соответствующий степени вины подсудимых, но на них давит указание начальства – не миндальничать с политическими врагами, общая обстановка в стране накалённая жестокой ежовщиной.

Мои дяди стали жертвами, не дождавшись отката несправедливо завышенной жестокости, после последующей статьи Сталина «Головокружение от успехов», осудившей чрезмерное увлечение репрессивными мерами и неразборчивость в степени наказаний.

Разумеется, описанное действо советской власти, также как и расстрел царской семьи легло чёрным пятном на оценку её действий и будет таким до конца моей жизни. Но, при этом, я отчётливо вижу логику в том, что нельзя по действиям отдельных лиц, отдельных событий делать оценку, всему обществу или эпохе. Надо суммировать все хорошее и плохое и только тогда выносить общую оценку происходящему или ушедшей эпохе. И ещё, нельзя путать оценки теории и практики. Например, неудачи с утверждением на земле чисто социалистического или коммунистического строя не означают потерю их привлекательности, как гуманистического одухотворенного , справедливого образа жизни людей, а показали лишь трудности переформатирования сознания людей в отдельно взятой стране.

Исходя из сказанного, вернусь к перечислению конкретно того, что дало нашей семье советское государство. Моим родителям - отцу крестьянину и рабочему, а матери швее, оно дало возможность увидеть старшего сына, ставшим заслуженным художником России, членом Правления Московского общества художников, дочь членом союза журналистов, редактором отдела областной газеты, младшего сына начальником отдела НИИ, кандидатом технических наук. Если припомнить, что учёбу, хорошее жильё всем и многое другое, государство дало бесплатно, то я совершенно обоснованно могу назвать его моим родным государством.

Что даёт мне сегодня не социалистическое, а капиталистическое государство. Оно, слава Богу, выдает мне на прожитие пенсию, за 50 лет работы в советское время и ……. Одну треть пенсии отбирает, через своих шустрых бизнюков, за проживание в квартире, полученной раньше от советской власти. Далее, трудно найти в памяти какую либо льготу, кроме усечённой от прежней медицинской помощи.

Так какое право я имею, задним числом строить претензии к прошлому советскому периоду жизни, к государству, в которое я вложил частицу своего труда и которое, естественно, было моим родным государством, со всеми его недостатками, проявляемыми отдельными кадровыми представителями и большей чем сейчас человечностью, царившей во всём обществе.

Считаю нужным делом дать такую краткую публикацию в «День всеобщей скорби».

1.0x