Авторский блог Антон Александров 09:32 9 марта 2017

Почему КВН уже не смешной?

механизм юмора функционирует за счёт искажения и уничтожения вполне конкретных "смыслов" – разрушении  целостности различных социальных концептов  и образов

Я не смотрю КВН с прошлого тысячелетия. Кто в армии служил, тот в цирке не смеется, а я как раз в 99 году "освободился" условно досрочно. Ну это шутка, конечно, - корни этой проблемы залегли намного глубже, чем посттравматический шок от службы в рядах армии РФ.

Дотошный читатель спросит - а как же ты можешь знать, что КВН не смешной, если ты его не смотришь?

Дорогие ребята, я нахожусь на таком уровне посвящения, что мне, для того, чтобы чего-то там узнать, телевизор уже смотреть необязательно - "работаю" напрямую через коллективное бессознательное. Лечу по фотографии, на расстоянии и без греха. Ну вы поняли.

Итак, вернемся к КВН. Куда пропали хорошие шутки, вернее смешные шутки, а еще вернее - актуальные шутки? Может "старые" сценаристы обленились, а новое поколение не справляется? Вряд ли. Скорее наоборот, сценаристы в силу ряда объективных причин стали только профессиональнее - дело не в них.

Глобально, проблема заключается в том, что шутить больше не над чем. Дело в том, что механизм юмора функционирует за счёт искажения и уничтожения вполне конкретных "смыслов" – разрушении целостности различных социальных концептов и образов. И вот эти самые смыслы и образы кончились - вернее, они окончательно разрушены, то есть смеяться над ними уже технически невозможно.

Вспомните, на чем "поднялся" КВН в конце 80-ых? Правильно - на разрушении прежде табуированных "советских" смыслов и образов. Эта знаменитая реплика "Партия - дай порулить!", она была безумно смешной потому как существовал цельный образ коммунистического СССР. Как только СССР рухнул, шутка, как по волшебству, перестала быть смешной. Совпадение? Не думаю.

Потом начались 90-ые, появились новые смыслы и новые глобальные социальные проекты - Либерализм, Демократия, рыночная экономика, свободное потребление. Помните как смеялись над рекламой? Да это была просто золотая жила. Однако, к началу 2000 годов было разрушено все, до чего могли дотянутся руки юмористов. Прежних "святынь" почти не осталось. Никто больше не верил ни в демократию, ни в рекламу, ни в экономику - соответственно, смеяться над этим с той же интенсивностью уже не получалось.

Ушлые армяне вовремя интуитивно прочухали эту проблему и в 2003 году создали Камеди Клаб, который начал окучивать образы, которые были недоступны КВН из-за соображения цензуры. Но как вы догадываетесь, ничто не вечно под луной и шутки про наркотики и проституток тоже вскоре приелись.

Таким образом, КВН сегодня питается в прямом смысле объедками образов и трупами больших проектов. Что у нас там сегодня в тренде? Нанотехнологии, футбол, что? Ничего хорошего - в смысле смешного, из этого получиться не может - не тот масштаб. Отдельные репризы - да, возможны, а вот что-то большее - уже нет.

Конечно, где то "на донышке" еще остались некоторые неразрушенные образы, над которыми возможно смеяться, но они уже не в формате телевидения. Например, сейчас в ютубе активно высмеивается образ матери и материнства. О новых форматах юмора я недавно писал вот здесь.


Ну и посмотрите, для восстановления исторической памяти, этот знаменитый номер про "Партия - дай порулить!" Очень показательно.

1.0x