Авторский блог Людмила Диковицкая 16:52 11 июня 2017

Победоносная, или Потому что люблю

10 июня - День рождения Ильи Сергеевича Глазунова. Поздравляю эпистолярно - экскурсом статей, что создавались в контексте времени. Благословение Небес да пребудет с Вами. Мира, здоровья, преуспеяния! Мы Благодарны Вам!

Люблю!

Неукротимый дух, неутомимая душа России, Илья Сергеевич Глазунов!

Люблю Вас, как миллионы русских людей, но в отличие от них, нахожу в себе дерзновение признаться в этом; пьедестально приветствую Вас как уникальное явление современной России, её культурного наследия, чему подтверждением лучезарное средоточие национального величия – златоглавый Кремль, отреставрированный Вами с любовью, талантом и почитанием, по-царски величаво, ратно и подвижнически.

Люблю как божественную одухотворённость и русский символ, как загадочную легенду и реального человека, как мытаря, искателя, творца и страстотерпца, стоически не отдающего на поругание извечные ценности Земли Русской, - богатой, щедрой, пленительной сокровищницы Вселенной.

Люблю как великого русского художника эпохи реализма, нашедшего в себе силы, желание и волю не быть бедным и невостребованным в России!

Люблю Вас за созданную Вами в сакральном районе Москвы - на Волхонке – картинную галерею. За грандиозный размах в ней русского таланта с его вечными поисками смысла жизни. За богатство и разнообразие экспонируемых материалов, щедро предоставленных Вами из семейного архива.

Люблю за вкус, изыск, гармонию залов, переносящих ценителей прекрасного подобно сказочному ковру-самолёту в другие века, поколения, эпохи.

Люблю глубоко и философски осмысленные красотой Вашего сердца образы далёких и близких, чужих и родных, знаменитых и безвестных героев Ваших полотен.

Люблю, молчаливо провожаемая по залам, то спокойными, то тревожными взглядами Ваших картинных героев, безмолвное общение с Вами, благотворно продолжающееся и в роскошном буфете галереи, утончённо сочетающем в своём оформлении русское и западноевропейское начала, а в меню – пикантный французский жюльен и аппетитные запечено-фаршированные яблоки с будто дореволюционным, поместным, бунинским ароматом.

Люблю Вас и за воссоздаваемую альма-матер многих живописцев-подвижников, где Вашей волей, как ректора академии, первозданно сохраняются парадная чистота, божественная красота, планетарная умиротворённость.

Люблю Дни открытых дверей - ежегодно в последнее воскресенье мая. В старинном академическом здании на Мясницкой собираются под сенью Муз окрылённые и благодарные почитатели Вашего таланта - побродить по гостеприимным залам уже вузовской картинной галереи, пообщаться с Вами, поглощая новости как из рупора «Совинформбюро», поприветствовать взыскательно подобранную избранностью ректорского гения команду преподавателей. Среди них - и даровитые выпускники академии, получившие заслуженное признание в мире и не забывшие при этом Россию и Глазунова. Присуще ему и шедевры создавать, и кропотливо хозяйствовать, коленопреклоненно оживляя архитектурную мозаику столицы - «музыку, застывшую в камне», и меценатски опекать студентов, обучающихся в музейной Академии и живущих рядом с ней, – в современно отреставрированном особняке на Сретенке.

Люблю за нежную, пламенную, плодами щедро обозначенную любовь к России и её народу. Свет Вашей любви и озаряет вселенскую любовь к такому призрачному сейчас миру; преданность ему Вы монолитно утверждаете не только полотном художника - летописным повествованием Земли, но и русской речью, защищая её как планетарную душу Вселенной.

Люблю за то, что Вы полны многообещающей энергии, молодецкого задора, творческих замыслов и веры в воцарение былого монархического величия России, сокровенное сердце которого – первопрестольная Москва.

Люблю всем сердцем! Воспеваю всей душой! Горжусь за всю Россию!

Успехов Вам, дорогой Илья Сергеевич! Талантливых и благодарных учеников-соратников, способных вместе с Вами из руин и пепла воскрешать раритеты русского многонационального искусства! Вселенского понимания Вам! Восторга в душе! Гордости за Россию, олицетворением которой и есть Ваш - Народного художника России Ильи Глазунова – Дом-музей на венценосной Волхонке!

С Днём Открытых дверей Академию! С наступающим Днём рождения и Вас! Долгие Вам лета! И во Славу, во Благо так любимых Вами Москвы, Санкт-Петербурга, Киева!

С благодарностью, давно и искренне любящая Вас, Людмила Диковицкая.

Врата памяти, или

Потому что люблю.

Давным-давно, до появления письменности, человек вдохновлён был распевать стихами даже о повседневности. Он пел песню жизни, вселенское знание которой обуславливалось его памятью. Из века в век передавала она летописные напевы грядущим поколениям, что сохраняли мудрость как любовь.

Любовью о любви суждено и мне, теперь рукописно, рассказать, чтобы вняли и под колокольный звон сердца пропели дифирамб таланту как созидателю. Рождён он был в стране, по злому року переставшей называться Российской Империей, но, всё же, не разучившейся говорить по-русски. Русская речь во спасение и приведёт судьбоносной дорогой творца-живописца в Москву, на Мясницкую, где стараниями, как подвигом, создана будет Академия. В народе нарекут её «Глазуновкой».

И воссияет она красотой и славой, воскрешая имена и шедевры, что в контексте современной нам жизни утвердятся эталоном классики в изобразительных видах искусства.

Лицезреть эталон, по счастью, возможно не только на расстоянии. Например, с бульварного кольца, в огнях вечерней Москвы или бликах порой такого щедрого московского солнца…

Ежегодно в последнее воскресенье мая, согласно уже нововведённой традиции, в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества принимают гостей, распахивая не только двери уникального учебного заведения, но и музейные запасники, что создавались во имя возрождающегося культурного наследия страны. Оно как врата памяти, свойственно которым раскрывать свои объятия для всего лучшего, что озарится достоянием нации.

Уже сейчас на него, по статусу академическое и по зову души парадное, засматриваются пришедшие пропутешествовать во святая святых, будто по страницам русской и всемирной истории. Помпезные колоннады, витиеватая лепнина, бархатом и зеркалами украшенные галерейные холлы, пленяют пришедших на миг, как навечно. Сохранить, тем самым продлевая встречу-единение, многим помогает фотокамера. Она запечатлевает сиюминутное общение, превращая его в вечность, посредством генетического критерия преобразуя род человеческий в бессмертие. На него и запрограммирован всяк, живущий в России, взлелеянный, увы, страданиями, как лаской. Потому из зала в зал созревает в душе надрывно звучащий крик, как стон народа, свыкшегося с лишениями, обидами, наветами...

Огромных размеров полотна передают национальную трагедию «убогой и всесильной матушки Руси». Словно пытаясь в ней разобраться, отшлифовывают навык мастерства как профессионализм и безвестные пока молодые дарования, и успевшие снискать славу глазуновцы. Их собирательным вдохновением и перемещаемся в конференц-зал, своей красотой, роскошью, магизмом – коронационный, превращающий студентов в мастеров-профессионалов. Здесь происходит таинство защиты дипломных работ, настраиваются на которые уже абитуриенты, пришедшие сюда же пообщаться с легендарным ректором и художником Ильёй Сергеевичем Глазуновым. Ему не привыкать собирать залы своих почитателей, не уставая консолидировать русский народ, словом и делом подвигая его на осознание величия созданной им же в веках и поколениях культуры. Ради неё – вершины духовного предначертания человека – и не изменил живописец Глазунов России, умело кодирующей в родном языке осмысленное отношение к Земле-планете и Космосу, её сопровождающему.

Чистые пруды как божественное словосочетание, творение, эпоха, философски роднят миллионы людей – ценителей прекрасного, ради которых, кажется, и сохранились воспоминания о чистоте устремлений и дел наших предков. Сретенка – встреча, ориентирующая на благодарность в воспоминаниях. Вратами памяти открывает она путь в первопрестольную бриллиантам-дарованиям, чей блеск, по наказу А.В. Суворова, «следует очищать и показывать всему миру». Вот и едут одарённые дети в Москву, чтобы по трудам и способностям беспристрастно оценили их в академии, продолжающей традиции императорской школы живописи. В музейном здании одного из лучших ВУЗов мира познают премудрость и профессионализм те, кого одаряют бесплатными кисточками, холстами, красками. По-отечески поддерживают праздничными и каникулярными пособиями. Организуют практику в именитейших музеях России и за её пределами. А после трудов праведных ждут в двух шагах от академического здания на Мясницкой в поистине роскошном особняке-гостинице, что непривычно называть общежитием. Студенты знают: это квартиры, как принято теперь утверждать, vip-класса, с золочёными обоями и ажурными шторами на дорогих карнизах. По-домашнему и с изыском обустроенные кухни многим только предстоит оценить по достоинству.

Редчайший, воистину музейный оазис благополучия и духовности в историческом центре Москвы – на Сретенке и Мясницкой - детище Глазунова и его сподвижников, выстраивающихся, встречая мэтра, словно по-боевому демонстрируя сплочённость рядов перед лицом опасности, что нищетой и безысходностью постигла многих в современной России.

Цивилизационным бедствием прошлась разорённость по культуре страны, на диво обойдя островок величия и надежды, – РАЖВиЗ.

С начала третьего тысячелетия и я пленяюсь лучезарной красотой, что гармонично дополняется содержанием. Именно оно как дух творения и предзнаменовало основание в 1987 году музейной альма-матер теперь многих, гордящихся и сокровенно академическим, – библиотекой.

Переступая порог врачевательницы умов и сердец, попадаешь в другое измерение. Параллельный мир будто замер в твою честь, околдовывая антикварной красотой. Винтовой лестницей она возвышает тебя над обыденностью, окрыляя мечтой о совершенстве. Его ты и будешь создавать своими руками, помыслами, сердцем, преобразуя себя, страну, весь мир во имя любви и жизни, в которой навсегда с тобой земной и доступный человек-сеятель, а в одночасье и возвышенно-недосягаемый герой-триумфатор Илья Сергеевич Глазунов. Неутомимо и по-бояновски поёт он славу Отечеству. Любовь к нему – источнику вдохновений – не иссякает. Она рукописно создаёт вечность во имя и благо России.

Победоносная, или Кто «прогнулся», а кто и облизнулся…

Потому, что уже и по усам текло, а в рот не попало. На всё воля, сами знаете чья. И, судя по сему, не одолеть Вам, господа, хорошие ли, плохие, ту, на которую давно ополчаетесь. А вместе с ней не одолеть по провидению Божию и Россию, за которой Богородица, – символ хрупкий, нежный, но всесильный, потому что непорочный.

Венчает она своим Образом светлым и Москву, сохранившуюся в веках и поколениях. Возрождается венценосная трудами и стараниями тех, кто, как вы глаголете, будто калёным железом жжёте, опять «прогнулся», живя безбедно и не совсем с вами в унисон.

Да и как иначе? Вы всё больше из России, а они - в неё. Триумфаторами и мытарями, в одночасье, отправившись по сусекам скрести, чтоб на возрождение России хватило. Спасибо всем помогавшим – состоявшимся высокопоставленным да студентам, что подобно глазуновцам, в альма-матер верили.

Вот и я, ходом истории убеждаемая, что «не принимается пророк в своём Отечестве» и что «лицом к лицу лица не увидать», но «большое видится на расстоянье», опять взялась за перо, экскурсируя по недавнему прошлому, утверждая настоящее. И хоть на йоту стараясь убедить вас, господа, «право-левые»: «Не плюйте в русский колодец – пригодится водицы напиться». Тем более, что и глазуновская академия, куда без барыша возьмут, – по одному только таланту, даже в кризис (а вы им опять не на шутку пугаете, благодаря, очевидно, тьме-тьмущей «авторитетных» экономистов, финансистов и прочих «специалистов») хорошеет, являя собой символ России. И Сретенка всё больше преображается, встречая юбилейно-победоносную Весну, и музыка всемирно известных юбиляров Чайковского и Свиридова опять звучит в России и для неё в исполнении Большого Симфонического Оркестра под управлением Владимира Федосеева. Дай Бог, и литературно-музыкальные беседы Ольги Доброхотовой возродятся, возвращая пиететное отношение к классике, как основе культуры. И всё благодаря труду, таланту, творчеству – слагаемым успеха, что преуспеянием окрыляет душу человеческую, вдохновляя её на свершения, как на подвиг. На него, явленный в лице Академии Глазунова и её ректора, и приезжал посмотреть ещё в 2007 году президент Путин. Побывал он и в картинной галерее на венценосной Волхонке. Оценил её по достоинству и ждёт от нас того же. Чтобы вняли и обустроили, наконец, Россию по музейно-академическому примеру Глазунова. Ведь почти ушла, как с молотка, держава великая. И нечего сравнивать её с империями – английской да французской. Некорректно, господа. Равно, как и похваляться кулинарными и прочими пристрастиями, когда народ, за тебя воевавший, голодает в мирное время. И потому, что честный.

Это стало просто неприличным – быть честным, когда встречают по одёжке и провожают тоже по ней.

Всё чаще вспоминается поэт Бессонов из трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», озвучивший сакраментальное: «Вы, Дарья Дмитриевна, святая или дура?..» С Ильёй Сергеевичем на пару, что всё о народе и чести его печётся. Заставляя облизываться тех, кто только то и делает, что советует народу «пояски затягивать», как это давным-давно, в начале «новой эры», сделал, пожалуй, первый из умников-самостийников – тогдашний премьер-министр Украины Ефим Звягильский, драпанувший затем в известном направлении с наворованными миллионами…

А по сему, нет доверия теперь к вам, бесценные вы наши. Уж больно вы, как подольский цирюльник-комедиант Голохвостый, «до денёг охочие». Вот и безбедный Глазунов вам поперёк. И не в классической комедии, а в реальной и обобранной вами России. Неужто, правда, и самобытная держава как символ красоты, света, знаний тоже вам мукой? Она, да, - другая! За неё-то, как за империю, и в перестройку ратовали, и побеждали на фронтах Великой Отечественной и Второй Мировой, чтобы вы опять всё переиначили? По-напёрсточьи совершая подмену, которую плебс, в роковой для него час опять не заметит. Охлос, к огромному сожалению, потому что. Он и в Древней Греции, и в Древнем Риме недалёким был, избирательного голоса ,кстати, не имея…

И Глазунов, и Проханов, и Федосеев с Доброхотовой всё ещё планетарно-государственно верят в него. Сама Русь-Матушка верит. Вот и совещается с ней Илья Сергеевич, не обворовывая русский народ, а приучая к созидательному сотворчеству. Потому навсегда в сокровищницах души человеческой память о героическом, что, как креатив и вменяемость, не присуще прожигателям жизни, способным оставлять после себя потоп или выжженную пустыню. Случается, и там спасаются души…

Как в тех хибарах с земляным полом и тусклой «лампочкой Ильича», мрачно, волей судьбы, осветившей и мне в эпоху «развитого социализма» крестьянское семейство хлебопашцев, не заработавшее круглосуточным трудом своим в колхозе даже на «Запорожец», а только на резиновые сапоги, что помогали месить непролазную грязь в тогда ещё советской деревне.

Из неё, увы, превращавшей и храмовые обители в скотные подворья, вырывались окрылённые идеей справедливости способные творить и мечтать потомки веками создававших монолит Российской Империи. Вырвавшись, стали только соглядатаями урбанизированной деревни, что уже ничего не производила, претерпевая от застройки улиц с аллегоричными названиями. Аналогично «Финансовому тупику» в Подмосковье, которые «преобразовали» живописные сельские окраины в фортификационные укрепрайоны со встроенными со всех сторон света видеокамерами. А всю страну – в финансовый лабиринт «детей лейтенанта Шмидта», победоносно завладевших в нём и искусством.

И, как сорвавшись с тормозов, несутся по дороге вседозволенности те, что успешно для себя перестраивают ментальность как культуру великого народа, всё ненасытнее отнимая и отнимая у него, не возводя при этом, как Глазунов, ни художественные галереи, ни храмы науки. А только насмехаясь над охлосом, что в русскоязычном прочтении с греческого стал просто лохом, претерпевающим в своей стране, как в Королевстве Кривых Зеркал, от непомерных аппетитов прохвостов. Ностальгируя по «Титанику», они, уже в агонии, загоняют Россию в машинное отделение, как в домну корабля-гиганта, пытаясь переплавить культурное достояние не ими создававшейся Империи. Вселенски прекрасная, щедрая, но гордая и непокорная для врага, она и теперь вымолит у Богородицы потерявшуюся среди сорнячных завалов дорогу к счастью. Потому что «сказка хоть и ложь, да в ней намёк – добрым молодцам…», не позабывшим: «Кто на Русь с мечом пойдёт – от меча и погибнет!»

1.0x