Авторский блог Михаил Уткин 14:31 3 ноября 2019

По поводу одного Совета.

Размышления о Госсовете в Калининграде

На днях в Калининградской области прошел Госсовет посвященный медицине. Он подробно освещался в СМИ, а «Россия 24» давала подробные репортажи. Это надо было смотреть. Оно того стоило.

Для начала пару слов о современном состоянии медицины. Если коротко, то оно приближается к катастрофическому. В недалекой от Москвы Тверской области огромная нехватка врачей и среднего медперсонала. И это при том, что в городе есть свой мединститут (теперь, кажется академия или университет). И дипломы этого института всегда ценились. Что же говорить о более далеких регионах. Среди них есть такие, где нехватка медперсонала 60%. Проще говоря, огромное количество людей в стране вообще лишены любой медицинской помощи. И на этом фоне нам рассказывают о резком росте продолжительности жизни народа.

Самое интересное, что на Совет собрались губернаторы, многие из которых лично разваливали здравоохранение, а президент неоднократно говорил, что поддерживает эту реформу. Реформу, которая была разработана в США. Об этом я уже подробно писал.

И так собрались губернаторы, специально отобранная общественность. И начался цирк. Но для начала о другом. Специально отобранная общественность попросила президента построить велодорожку. Президент согласился. Наблюдая подобные сцены, а они разыгрываются регулярно, я всегда задаю себе вопрос: «Неужели в окружении президента нет человека, который объяснил бы вождю, что это прямая дискредитация власти?» Что если президент занимается велодорожками или колодцами, то местная власть недееспособна и ее надо менять. А он, похоже, получает удовольствие от решения таких проблем. Вы можете себе представить, чтоб у Трампа просили построить велодорожку где-нибудь в Оклахоме? Думаю если бы такой чудик в Штатах и нашелся, то окружающие повертели бы пальцем у виска.

Дали слово волонтерам. Кто такой волонтер в медицине? Никто! Он максимум может исполнять обязанности санитара. Судно вынести, утку вымыть, постель заправить. Короче говоря «подай, принеси, пошел вон» И с этими людьми президент обсуждает ситуацию в здравоохранении. Как говорится, приехали. Волонтеры предложили расширить опыт Москвы, по созданию в местах скопления людей медицинских павильонов. О чем разговор? Например, в парке Горького, куда человек пришел культурно отдохнуть, попить пивка или чего покрепче, поставить палатку с врачом. Культурно отдохнувший может заглянуть в палатку, излить душу доктору, померить давление ну итд. Как понимаете, ни о каком серьезном лечении в павильоне разговор идти не может. Просто дискредитация профессии.

Но это не все. Любое помещение, где будут обследовать и лечить людей должно быть лицензировано и отвечать определенным требованиям. Все виды медицинской деятельности должны быть вписаны в лицензию. Кто и как будет лицензировать палатки? А дело это кропотливое и длительное. Но и это еще не все. Для того чтобы врача отправить в парк сидеть в палатке или павильоне, его надо откуда-то взять. Откуда? Правильно, из той же поликлиники. Как там насчет перемены мест слагаемых и суммы? Академиев не кончали? Если в поликлинику к врачу придет человек с подозрением на инфаркт миокарда, то там можно экстренно сделать ЭКГ, если с подозрением на хирургическую патологию, то пригласить из соседнего кабинета хирурга, если конечно еще не разогнали всех узких специалистов. А в палатке? То-то и оно. А президент согласился с волонтерами, что интересный опыт с павильонами надо распространять. Как говорится, профессионалы нашли друг друга.

Дальше, еще интереснее. Президент предложил из студентов медиков создавать что-то типа стройотрядов, но занимающихся в каникулы лечением людей в глубинке. А как насчет того, что студент не несет юридическую ответственность за свои действия. У него нет документа подтверждающего право на лечение людей и соответствующие манипуляции. И как вы себе это представляете? Приказ всем бабкам в глубинке срочно заболеть в июле потому, что приедут студенты? Они налечат. Нет, нас, конечно, снимали на старших курсах с занятий во время эпидемий гриппа. Но мы работали в тех же поликлиниках под контролем участковых врачей и ответственность несли они. Кроме того всегда была возможность посоветоваться с опытными врачами и преподавателями. И на практике на старших курсах мы работали под контролем опытных врачей. Бесконтрольная самостоятельная деятельность исключалась. Помню, на эпидемии моим участком был знаменитый Столешников переулок. К удивлению многие очень симпатичные с виду особнячки внутри оказались настоящими клоповниками.

Короче студентов надо посылать туда, где есть опытные врачи, а если они и так есть, то зачем нужны студенты.

И еще немного о студентах и врачах. Дело в том, что студент закончивший мединститут это еще не врач, это полуфабрикат. И так не только в России, так и в других странах. Для превращения бывшего студента во врача создана отдельная система образования и работы. Если смотрели американские фильмы о медицине, то там это все показано. В таких странах как США, Великобритания и многих других после института человек заканчивает резидентуру. По тем специальностям что попроще (например, семейный врач) она длится 2 года, по самым сложным (хирургия, анестезиология) аж 4 года. В эти годы резиденты пашут как ломовые лошади под контролем старших товарищей. Они не обладают всеми правами врачей, и зарплата у них снижена.

В России сложилась несколько иная система. На здравоохранении экономили. У нас была двухгодичная ординатура или одногодичная интернатура. Но эта система работала и неплохо работала. На сегодняшний день ординатуры платные, далеко не всем по карману, а интернатуру вообще отменили. Теперь в поликлинику идет работать полуфабрикат. Если бы передо мной стояла задача резко снизить качество здравоохранения и резко увеличить количество врачебных ошибок, я бы принял точно такие же решения. Видимо эта задача перед кем-то стояла. Кроме того в медицине резко уменьшается количество русских врачей. Платно учиться у нас предпочитают несколько другие национальности.

Сейчас по ТВ идет сериал «Скорая помощь». Как человек в молодости отдавший этой работе почти 4 года (по распределению) я пытался его смотреть, но выдержал только полторы серии. Безграмотность, глупость на глупости. Вероятно, сценариста выгнали с 3 курса мединститута. Авторы фильма даже не попытались узнать, как устроена и функционирует московская скорая помощь. Что заведующая подстанцией не является работодателем даже для медиков, а тем более для водителей. Она никого на работу не принимает и не увольняет. Зритель может поверить, что есть такая комиссия, в которую может прийти водитель, ответить на пару вопросов и получить сертификат врача. Дальше- лечи не хочу. Водитель без документа, дающего право на лечебную работу должен быть строго наказан, а дальше и уволен за вмешательство в работу сертифицированных медиков. А у них там водила бьет по морде врача и это сходит с рук. Дальше не буду. Там дурь в каждой серии.

Госсовет, о котором мы говорили, оказался точной политической копией безграмотного сериала. Где больше тупости – еще вопрос.

Какие первоочередные меры нужны нашему здравоохранению?

-Резкое расширение количества бюджетных мест в мединститутах.

-Введение распределения для тех, кто учился на бюджете. Ничего в распределении страшного нет. Мы все честно отработали 3 года по распределению. Пошло только на пользу.

-Обязательное возвращение бесплатной интернатуры. Четкое разделение ординатуры на платную и бесплатную. Одно дело если ординатура по сексопатологии. Она в дальнейшем себя быстро окупит. И совсем другое дело ординатура по фтизиатрии. Не должен платить человек, который будет лечить больных туберкулезом, и подвергать свое здоровье и жизнь опасности. И так надо прошерстить все специальности. Если серьезно не хватает каких-то специалистов, то ординатура, хотя бы временно, должна быть бесплатной.

Впрочем, зачем я все это пишу? Владимир Владимирович с волонтерами лучше знает что нужно. А результат все мы видим.

1.0x