Авторский блог Борис Сергеев 16:25 20 ноября 2019

По плодам их узнаете их

Оцениваем итоги правления государственного деятеля

Завершение очередного общественно-политического периода в России неизбежно ставит вопрос об его итогах и их оценке. Очевидно, что объективности в представлении результатов, когда даже статистические органы вкупе со службами изучения общественного мнения вынуждены корректировать свои методики, в ближайшем времени ожидать трудно. Тем не менее, начнём хотя бы диалог на эту тему, отложив в сторону экономические рапорты, «мнения экспертов» и дежурные фразы вводной части «прямых линий». Что мы можем взять в качестве суммирующего итога тех изменений, которые произошли в общественной жизни страны за последние 20 лет? Не убеждения ли и поведение тех, кто был сформирован за эти годы? Тех, кто будучи свободен от наслоений прежних режимов, оказался основным объектом реформаторских усилий двух десятилетий. Тех, кто сейчас заканчивает школу и вступает во взрослую жизнь. Нынешнего поколения российских детей и подростков.

Такой подход тем более оправдан в условиях жесткого противостояния блоков и государств, когда именно молодым людям предстоит оказаться на переднем крае, как минимум, «гибридной» войны. Другими словами, прежде всего от их позиции зависит, сможет ли Россия принять очередной исторический вызов. Собственно говоря, ничего нового в таком подходе нет, если вспомнить, что ещё в 1866 году исход военной конфронтации связывался с ролью школьного образования:

««…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

В данном случае для нас неважно были эти слова сказаны малоизвестным профессором географии Пешелем или канцлером Бисмарком, важно то, что государственные деятели XIX века усматривали прямую связь между качеством подготовки и воспитания подрастающих поколений и исходом противостояния государств. Эту же тему продолжил и генерал-фельдмаршал Мольтке, уточняя, что под образованием имеется в виду не просто передача суммы знаний:

«Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается — его воспитанием».

Именно уважение к национальной традиции, осознание особой миссии, которую несёт нация, доверие к институтам власти способствует формированию готовности их защищать, в том числе с оружием в руках. Очевидно, что в условиях первой трети XXI века прямые военные конфликты европейских государств маловероятны - хотя и не могут быть полностью исключены - однако возможности для разрушения государства изнутри путём размывания традиций, уклада и даже языка с помощью «мягкой силы» возросли многократно. Противоборство, другими словами, переместилось в «сферу смыслов», общественного сознания, но это не делает его менее интенсивным, что ещё больше повышает роль воспитания новых поколений. Итак, что же мы имеем в этом плане в России?

Начнём с того, что в России от 1,5 до 4 миллионов беспризорных и безнадзорных детей, которые школу, скорее всего, не посещают. Более точные данные у государственных органов отсутствуют, задачей последних ныне является «создание банка данных - это один из первостепенных вопросов, которые Генеральная прокуратура ставит перед министерствами уже в течение нескольких лет» (подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/86003). Сказать что-либо о качестве воспитания этих детей невозможно, но вряд ли у них есть особые причины для гордости за страну, если по признанию уполномоченного по делам ребенка десятки тысяч детей-сирот не могут получить гарантированное государством жильё. К слову, масштабы детской беспризорности в нынешней России сопоставимы с периодом Гражданской войны.

Вернемся, однако, в школу. Точнее, в гимназию – ту самую, где учился Николай Десятниченко или «Коля из Уренгоя», как его знает большинство из наших сограждан. Того самого, заявившего о «невинно погибших» солдатах вермахта, попавших в плен под Сталинградом. Никто иной как пресс-секретарь Песков заявил по этому поводу: «Безусловно, выступление нашего школьника в бундестаге вряд ли требует какой-то реакции администрации президента», добавив, что ему не понятна «экзальтированная травля», которая началась в российском обществе. Видимо, пресс-секретарь полагает, что комментарии заместителя главы Администрации президента как раз и означают «отсутствие какой-либо реакции». В дополнение к такому отсутствию реакции, тогдашний губернатор Ямало-Ненецкого округа, а ныне министр природных ресурсов РФ Кобылкин приставляет к школьнику охрану (https://www.yar.kp.ru/daily/26759/3790959/. За чей счёт, хотелось бы знать? Вопрос риторический – за наш с вами. Таким образом, выступление «Коли из Уренгоя», размывающее грань между агрессором и жертвой, является позицией государственных властей России. Видимо, обеспечение сотрудничества между Газпромом и немецкой компанией Винтерсхалл, добывающей газ на Ямале, значит больше, чем память о погибших в Великой Отечественной. Ведь если немецкие солдаты, выжигавшие Сталинград, являются такими же «невинно погибшими» как и советские солдаты, его освобождавшие, то тогда каким прошлым нам гордиться?

Не говоря уж о настоящем, где Россия не присутствует практически ни в чем – даже на прошедшей зимней Олимпиаде ее представляли некие «атлеты из России» без флага и формы. Причём сделано это было по благословлению высшего государственного руководства. Стоит ли после этого удивляться, что 44% молодых российских граждан рассматривают для себя вариант эмиграции из страны (https://www.currenttime.tv/a/gallup-russia-emigration-putin/2)9861007.html)? «Где хорошо, там родина» - именно этому их учит и пример семьи самого президентского пресс-секретаря. И пример дочерей Ельцина. И дочери и внучек Горбачева.




1.0x