Сообщество «Форум» 20:15 29 сентября 2016

По чину Мелхиседека

Повествование пойдет о странном непонимании многими людьми вопроса: как могут быть одной национальности люди, имеющие разные этнические корни? Почему люди одной национальности могут быть одновременно потомками основателей разных больших групп народов, разных эпонимов. Речь пойдет о потомках Сима и потомках Иафета; речь пойдет о том, как Промыслом Божьим был создан народ, родство которого передавалось не "по крови", а по Вере.

Повествование пойдет о странном, на мой взгляд, непонимании многими людьми вопроса: как могут быть одной национальности люди, имеющие разные этнические корни? Почему люди одной национальности могут быть одновременно потомками основателей разных народов, представителями разных эпонимов больших групп народов. Речь пойдет о потомках Сима и потомках Иафета; речь пойдет о том, как Промыслом Божьим был создан народ, родство которого передавалось не "по крови", а по Вере. Я попробую развеять некоторые распространенные заблуждения на этот счет, в силу своего понимания.

Необходимо начать с того утверждения, что в ветхозаветные времена была прямая связь с созданием Богом народа, и религией, которую тот народ должен был исповедовать. Нельзя было быть представителем этого народа и не исповедовать ту религию, которой этот народ должен был придерживаться по Обетованию. Обетование было непреложным, и должно было действовать всегда и во всем, проявляясь в каждом поступке (даже самом обыденном). В этом заключался Замысел, Который установил предел всему человечеству на право грешить, и обрел силу Закона. Не желающим подчиняться Закону был указан путь в никуда, наглядно продемонстрированный Богом через судьбу городов Содома и Гоморры.

Народ, которому поручалось эта Роль, принимал и Веру, становясь евреями. И успех этим людям сопутствовал только тогда, пока было Благоволение к ним Бога, Которое вылилось в становление еврейского государства. Но как только Благоволение пропадало – исчезало и государство. Случалось это по многим причинам и не раз. И в немалой мере по причине разделения самих евреев: на "евреев дома Иакова" и на "евреев семени Иакова"; на "иудеев, которые не евреи" и на "евреев, которые не иудеи". Не зря сказано: "дом, разделившийся сам в себе, не устоит".

Если в ветхозаветные времена про человека говорили что он - еврей, то всем было понятно, что этот человек ветхозаветной веры; и здесь, до поры до времени, не нужно было ничего уточнять. Но так было не всегда, а только тогда, когда сами евреи не "ходили кривыми путями", т.е. не становились язычниками. Многие из бед евреев происходили именно по причине принятия значительной частью народа языческих верований, непотребных и скверных. И тогда многие пророки и ветхозаветные святые платили своими жизнями, борясь с проявлениями язычества в народе.

Проявления язычества длились столетиями, и у окружавших евреев народов исчезло понимание того, кто же такие евреи: язычники они; или люди, исповедующие Единого Бога? Тогда и появился термин "иудаизм", т.е. появилось уточнение принадлежности евреев именно к Вере в Бога, Единого и Неделимого, Бога Авраама, Исаака и Иакова.

В Библии (и только в Библии: ни в Торе, ни в Танахе нет книг Маккавейских) впервые такое уточнение прозвучало на страницах Второй Книги Маккавейской «Между тем Иуда Маккавей и бывшие с ним, тайно входя в селения, созывали сродников и, принимая оставшихся в Иудействе, собрали до шести тысяч мужей. Они взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» (2 Мак. 1:1-2). Как видно, ревнителей было совсем немного, о них сказано: «… также о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора, и о бывших с неба явлениях тем, которые подвизались за Иудеев столь ревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну и преследовали многочисленные толпы неприятелей, и воссоздали славный во всей вселенной храм, и освободили город, и восстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великим снисхождением умилосердился над ними…» (2 Мак. 2:21-23).

Среди этих подвижников была и св. Соломония, на глазах у которой были казнены семь ее сыновей - одни из немногих евреев, не пожелавших менять свою веру на языческую – Эллинизм, навязываемую Антиохом Эпифаном: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл. В то время дело дошло до того, что евреи стали приносить жертвы в Храме на языческом алтаре. Эллинизации осознано и деятельно противостояли совсем немногие, в частности первокнижник Елизар (был казнен язычниками) и священник Маттафий, который от отчаяния, что евреи становятся язычниками, решился на убийство евреев, приносящих жертвы языческим богам. Тогда же со стороны языческих властей и начались преследования евреев, не приносящих жертву "олимпийским богам", которые вскоре стали тотальными, а в среде немногих евреев, верных Богу, прозвучал призыв "мы веры иудейской".

Библия не сохранила имен погибших отроков и их матери, однако их имена сохранены в Священном Предании христиан (отмечается день памяти 14 августа). К большому сожалению, Маккавейские мученики должным образом почитаются только православными христианами. Их останки похоронены в Соборе Святого Георгия (Стамбул) и церкви Святого Андрея в Келне, ныне католической. Но сначала они были похоронены в Антиохии, в то время Сирийском городе, где, спустя несколько столетий, был воздвигнут один из первых христианских храмов.

Но, несмотря на столь серьезные события происходящие в те времена (ок. 160 г. до н.э.), люди принимали иудейскую веру, потому что хотели стать евреями (а не иудеями). И только из-за чрезвычайных обстоятельств, связанных с переходом многих евреев в язычество, с подачи Иуды Маккавея, появился термин "иудей" для "размежевания" одних евреев от других.

Почему так? А вот почему. Разве Авраам был евреем с рождения? Нет, не был. Здесь есть некоторая неясность, но выбор – какой национальности был Авраам (тогда еще Аврам) – небольшой. Авраам мог быть халдеем, мог быть шумером, но, скорее всего, Авраам был Арамеем, как и его родной брат Нахор, как и его внук – Иаков, про которого сказано: «Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный» (Второзаконие 26:5).

Или, может, Сара, жена Авраама, была еврейкой? Нет, не была. Как же они стали евреями? Да, так и стали, по Обетованию Господнему приняли еврейство, т.е. перешли на сторону Господа, приняв все, что Он повелел. Об этом хорошо сказано в ветхозаветном Бытие. У лиц мужского пола это было связано с внешним обрядом, наглядным, который нельзя было скрыть. Аврам прошел обряд в девяностолетнем возрасте, осознано, приняв повеление Бога. С этого момента он стал Авраамом, и стал евреем. Ведь и имя Аврам (Арам), по сути, означает "Сириец". Арам это древнее название Сирии, в которой жили в то время Арамеи. Собственно говоря, и само слово "еврей" (иври), впервые произнесенное Моисеем только в отношении Авраама, говорит лишь в значении "переходящий", "кочующий". Есть еще мнение, что слово "еврей" означает то, что Авраам был потомком Евера. Но у Евера было много потомков, а первым евреем стал только Авраам.

А почему, собственно, только Авраам? Почему его родной брат Нахор евреем не стал? Есть черта, которая отличала Авраама от остальных родственников - его доброта и приветливость ко всем: и к своим, и к чужим. Господь являлся к Аврааму (Бытие 18:2) в лице трех странников, как сказано во "время дневного зноя", когда Авраам сидел у шатра. Кто это был точно никто не знает, говорят, что явилась Сама Троица, т.е. все три проявления Бога: Бог-Отец, Бог-Сын (он еще назван Логосом) и Бог-Дух Святой; другие говорят, что среди тех трех был только Логос (Господь Христос, Он же Бог-Сын) с двумя ангелами. Но ничего не напоминало в их облике небесных гостей, и Авраам, по обычному гостеприимству своему, отнесся к ним так, как относился ко всем: вымыл им ноги и пригласил в шатер. Так же в свое время отнесется и Лот к трем Странникам, разрушившим затем Содом и Гоморру. Доброта и черта гостеприимства была и у Лота. Но евреями удостоились стать только семья Авраама, т.е. в то время только сам Авраам и его жена. Лот потерял жену и спился, Нахор (брат Авраама) остался язычником, Фарра – их отец - еще раньше отказался от предложения стать евреем и ушел.

И дальше - никто из лиц мужского пола не считался евреем, если не проходил Обряд. Евреем! А не иудеем! Не было тогда ни "иудеев", ни "иудаизма". И уж в любом случае эти слова не могли появиться раньше образования государства – Иудеи.

И прабабка Давида – Руфь (Рут), приняла не "иудаизм", а еврейство, которое в то время было связано с гонениями. Руфь была предупреждена, что с этого момента (принятия еврейства) она не имеет права скрывать это, и должна всем говорить, что она еврейка. Ей было сказано и то, что она будет гонима всегда и везде, как и все евреи в те времена. Но Руфь, доверившись Богу, в принятии еврейства была непреклонна.

Здесь уместно вспомнить и "сихемские события", когда по требованию Иакова, для улаживания возникшего конфликта, был обрезан (посвящен в евреи) целый народ. Правда народ небольшой, но и самих евреев тогда было не больше ста человек (мужчин). Но тогда все испортили два сына Иакова, народ тот по их подстрекательству был евреями уничтожен. Чуть позже и Иосиф ими же был продан в рабство египтянам (за 20 монет). А Иакову со своим небольшим народом пришлось скитаться по Палестине, спасаясь от гнева окружающих племен, расточая проклятия "свирепости" своих двух неразумных сыновей, задумавшим мстить за поруганную честь родственницы и осуществивших резню народа Сихема, несмотря на то, что конфликт Иаковым был с Еммором улажен. Но суть не в конфликте, а в готовности Иакова принять в евреи всех, кто пожелает, но при одном условии: веры в Бога, и, значит принятия еврейства.

В том, что у первого еврея, Авраама, не было мысли, что будущий народ, произошедший от него, не будет иметь преемства, – нет повода сомневаться. Преемство должно было быть. Оно и было у первого еврея - Авраама. Но преемство "не по крови", раз никто из предков Авраама не был евреем. Но тогда от кого? В Библии об этом сказано очень скупо, - но сказано. Речь идет о Мелхиседеке (царе Салима), царе праведности, которому поклонился Авраам. И не просто поклонился, а принес ему все, что необходимо было приносить только первосвященнику. Но ведь евреев, кроме Авраама, еще не было. Так кому же поклонился Авраам? Почему сказано в Библии, что у Мелхиседека не было ни отца, ни матери, и никто не знал, откуда он пришел и куда он пропал после (Евреям 7:1-10). А может быть не "он", а "Он"?

Мы, конечно, об этом можем только догадываться, но Авраам знал точно. Ведь именно от Авраама людям пришло знание о Мессии. Мало того, что Мессия должен был родиться не только именно у потомков Авраама, но и "по чину Мелхиседека". Мелхиседека… Может, это было первое воплощение Христа, но воплощение не человеческое, раз у Мелхиседека не было ни отца, ни матери? И если это так, то для какого народа было это Воплощение? Для какого народа Мелхиседек был "священником Бога Всевышнего"? Евреев еще не было. Какой народ претендовал на ту роль, которая была позже возложена на евреев? Куда делся этот народ? Не арии ли это были, пришедшие с севера с Мидянами? Но как они попали в Салим (впоследствии Иерусалим)?

Собственно, мы вступаем в область догадок. Но абсолютно точно - Аврааму Богом было поручено дело, перешедшее к нему по преемству от Мелхиседека, смысл которого - Рождение в том народе (еврейском) Царя царей, который "… поразит царей; совершит суд над народами…", а не создаст "сияющий град на холме".

Сказано: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя). Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Псалом Давида 109:1-4). Это сказано о грядущем Иисусе Христе.

1.0x