Авторский блог Василий Шахов 06:17 25 июля 2017

Пирамида совести и гибель совестеградов

Дистанц-лекторий МТОДУЗ (Троицк-в-Москве) В.В.Шахова . "За далью - даль"... "Оптимистическая трагедия"...

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ПИРАМИДА СОВЕСТИ И ГИБЕЛЬ СОВЕСТЕГРАДОВ

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Н.В. ГОГОЛЬ. «ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА ИЛИ МЕРТВЫЕ ДУШИ»

………………………………………………………………………………………………

Василий Дмитриевич Фёдоров

ПРОРОЧЕСТВО

Я жить И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир
Ужасающих предчувствий, Над чёрной бездною стою. Меня охватывает дрожь,
Когда смотрю В провал заклятый. О, человечество, Куда ты, Куда ты, милое,
Идёшь? Меня охватывает страх. Небрежно К собственному дому,Ты к счастью
Не пришло земному, Что ищешь ты В других мирах?

Меня охватывает гнев. Утраты восполняя скудно,Ты истребляешь
Безрассудно Природы Вековой посев. Меня ещё тряхнет не раз. Ты жадное,
Алкая пищи, Глядишь на мир, Как жирный нищий, Украдкой
Евший про запас.

Земи Не вечна благодать. Когда далёкого потомка
Ты пустишь по миру С котомкой, Ей будет Нечего подать.
Прости
Настойчивость мою. Уже в плену Тех дальних сроков.
Твой самый добрый Из пророков, Я жить И мыслить устаю.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ.
Из книги *Третьи петухи*.
………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………….


Людей не видя пред собой,
Не замечая в сквере лавочки,
По улице идет слепой,
Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,
Пройдут вперед,
И тотчас, торопясь вмешаться,
Какой-то зрячий призовет
Быть чуткими
И не толкаться.

Но слышу голос я его,
Негромкий в человечьем гуде:
- Толкайтесь... Это ничего...
Я буду знать,
Что рядом - люди.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ. «С л е п о й».

К этим «нацеленным» эпиграфам хотелось бы (как информацию к размышлению и оппонированию-комментированию) прибавить сюжетно-психологические линии из сочинений Сергея Есенина и Юрия Кузнецова.

Помните – есенинское: Шел Господь пытать людей в любови, выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве, жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, на тропинке, с клюшкою железной, и подумал: «Вишь, какой убогой,- знать, от голода качается, болезный». Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь».

 И ещё: «Атомная сказка» Юрия Кузнецова… - «Эту сказку счастливую слышал 
Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. 
И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. - Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело 
И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака». 

1.

ПО МОТИВАМ КОММЕНТАРИЕВ К ЭССЕ

«РУИНЫ НАУКОГРАДОВ: ТУПИКИ БЕЗ РАЗВИТИЯ»

…В своё время эмэнесы, скучавшие в ветшающих, затерявшихся в дебрях подмосковных «академгородков», но тогда ещё державшихся «на плаву» ускорения и перестройки, НИИ, острословили по поводу Леонида Ильича как скромного деятеля в эпоху «женщины, которая поёт». Потом «всё переворотилось» в царствование Бориса Николаевича. Но спор «физиков» и «лириков» некоторое время продолжался…А потом?

Потом эти самые эмэнесы обнаружили, что их «г р а д ы» стали бурно зарастать травой забвения… И вот сейчас место «женщины, которая поёт» для создания с в о е й э п о х и занял Владимир Вольфович…

А что случилось с этими самыми наукоградами?.. Помните: «Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе, - Острижен по последней моде, Как dandy лондонский, одет; И наконец увидел свет…». У нынешних эмэнесов же – всё гораздо хуже…

…Руинирование… В подмосковных пущах – немало «беспризорных» корпусов и зданий… Некогда здесь бурлила научная мысль, кипела творческая энергия, человечество то и дело узнавало и осознавало открытие за открытием, постижение за постижением, достижение за достижением… Созвездие гениальных имён… Басов, Александров, Прохоров, Гинзбург, Абрикосов, Верещагин, Пушков… Тамм, Черенков, Франк, Папанин…

…Руинирование… Можно провести даже «дистанционную экскурсию», напомнив о замечательных именах, достопамятных событиях, «земли родной минувшей судьбе»…

2.

ЭХО ОПТИМИСТИЧЕСКИХ ТРАГЕДИЙ МИНУВШЕГО


"Не зря, должно быть, сын востока,
Он до конца являл черты
Своей крутой, своей жестокой
Неправоты.
И правоты.

Но кто из нас годится в судьи —
Решать, кто прав, кто виноват?

О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?


Не мы ль, певцы почетной темы,
Мир извещавшие спроста.
Что и о нем самом поэмы
Нам лично он вложил в уста?

Не те ли все, что в чинном зале.
И рта открыть ему не дав,
Уже, вставая, восклицали:
«Ура! Он снова будет прав…»?

Что ж, если опыт вышел боком,
Кому пенять, что он таков?
Великий Ленин не был богом
И не учил творить богов.

Кому пенять! Страна, держава
В суровых буднях трудовых
Ту славу имени держала
На вышках строек мировых.

И русских воинов отвага
Ее от волжских берегов
Несла до черных стен рейхстага
На жарком темени стволов…"

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ.

Обнадёживает и вызывает чувство удовлетворения то обстоятельство, что всё чаще вступают в сферу дискуссионно-полемического комментирования авторы, которых озаботили не только инфляционно-бытовые процессы на рынках, но и бытийно-цивилизационные прогнозы («оптимистические трагедии», «диалектика душ»).

На дистанционный «круглый стол» всё чаще привлекаются мудрые классики: здесь и Лао Цзи с Конфуцием, и Христос с Буддой, и «бочковый» Диоген, и Джордано Бруно, и Дон-Кихот, и Гёте с «Фаустом», и Себастьян Брант с его «Кораблём дураков», и Свифт с Щедриным, и Эзоп с «Пирамидой» Леонида Леонова, и Проханов с его «Гибелью городов»…

…Реплики, остроты, метафоры, пополнение фольклора… Валите всё на Чубайса… Валите всё на большевиков… Коммунист Христос… Эти пионеры в Америке скальпы снимали с аборигенов… Европа на закате, нищие духом обитатели дряхлеющего полуострова Евразии…

Для тех, кто не декларативно, не просто «почёсывая душу», не просто амбициозничая, а всерьёз решил заняться самообразованием (Лев Николаевич скромничал: «Я чтец хороший»), настоятельно рекомендую осилить вторую часть «Фауста», «Жизнь Клима Самгина», «Апокриф Еноха» и «Пирамиду» Леонида Максимовича Леонова…

(продолжение следует

1.0x