Авторский блог Надежда Диас 12:11 5 февраля 2017

Петровские реформы.

Продолжая разговор о деятельности Петра Первого.

Можно успешно воевать с внешними врагами, если все хорошо устроено внутри страны. Царь Петр понимал, что его страна не сможет существовать без хорошо развитой промышленности, поэтому несколько важных указов посвятил преобразованиям именно в этой области. Благодаря этим мерам, количество мануфактур при этом царе выросло в 3 раза (а по некоторым данным - даже в 6 раз).

В 1719 году указ Петра Алексеевича позволил всем жителям государства «заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы»(А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина "История России", "Проспект", Москва, 2005, стр.137). По указу от 1721 заводчикам-недворянам было разрешено покупать и переселять крестьян на заводы, а на Урале и в Карелии крестьян стали приписывать к заводам и они на них отрабатывали свои подати.

Развивалось и ремесло. В 1722 году вышел указ о создании ремесленных цехов в городах.

Получаемые промышленные товары нуждались в сбыте, и с 1724 года Петр стал поощрять купечество, вывозящее товары за границу.

Хозяйство России нуждалось в технике и механизации, поэтому 11 мая 1721 года вышел указ об уборке хлеба косами вместо серпов. Царь мотивировал это тем, что так делают «в Курляндии, в Лифляндии, и в Прусах» (А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина "Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней", "Проспект", Москва, 1999, стр.168), потому что это быстрее и выгоднее.

Сильное государство должно обеспечивать себя едой и промышленной продукцией, и иметь возможность торговать этой продукцией. А промышленная продукция будет в необходимом объеме и хорошего качества только тогда, когда будет развиваться наука.

Петру Алексеевичу в наследство от предков досталась дикая варварская страна, которая нуждалась в обучении и в знаниях. Людей приходилось обучать всему - даже культурному поведению в обществе и этикету. Для этих целей была выпущена книга «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Данная книга стала очень модной в те далекие времена. И имелась у многих богатых людей.

А 28 января 1724 года была основана Академия Наук, в которой «учились бы языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги» (А.С.Орлов и др. "Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней", "Проспект", Москва, 1999, стр.176). «К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первой образ называется Университет; второй - Академия или социетет художеств и наук»(А.С.Орлов и др. "Хрестоматия по истории России с древнейших времён и до наших дней", "Проспект", Москва, 1999, стр.176). В Университете было решено открыть четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины и философии.

Я уже писала о том, что в Кунсткамере царь собирал все удивительное, что было связано с человеческой жизнью, в формалине хранились необыкновенные препараты. Петр Алексеевич хотел, чтобы в его стране ученые-биологи хорошо знали анатомию и физиологию человека. Он понимал, что без развития науки империя развиваться не может. К сожалению, это понимают не все и далеко не всегда. Что сказал бы царь Петр, если бы узнал, что через 100 лет после его смерти Михаил Леонтьевич Магницкий, работая в Министерстве духовных дел и просвещения, приказал профессорам Казанского университета уничтожить все анатомические препараты человека, хранящиеся в этом учебном заведении? Царь Петр выгнал бы сразу такого человека из Министерства просвещения!

В начале ноября 2013 года немецкая газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» так прокомментировала реорганизацию Российской Академии Наук: «Созданной почти триста лет назад Петром Первым академией, которая даже при советской власти пользовалась относительной независимостью и в послевоенное время взрастила впечатляющее число нобелевских лауреатов по физике, в будущем будет руководить менеджер, сам не являющийся ученым. Тем самым РАН перестает существовать в своей прежней форме. Реформа РАН может стать гвоздем в крышку гроба России как научной нации»("Советская Россия", 7 ноября 2013, №126(13925), стр.7). Создавать трудно - разрушать легко.

До эпохи Петра в России применялись дикие казни и пытки, в отличие от Европы существовало отношение к женщине, как к бессловесному существу низшего рода. При Петре многое изменилось. Женщины из богатых семей перестали сидеть взаперти в своих девичьих комнатах, стали выходить в свет, появляться на Ассамблеях, устраиваемых царем. А некоторые даже начали понемногу учиться. Именно при этом императоре русские женщины впервые смогли выехать за пределы страны и увидеть свет.

Эти перемены в эпоху Петра не ускользнули и от литераторов. Советский писатель Алексей Толстой в своем историческом романе «Петр Первый» пишет о переменах в жизни женщин в те времена.

Одной из главных героинь романа становится Александра Ивановна Волкова. Побывав вместе с мужем за границей, Александра и свой дом изменила по иноземному образцу. Сделала гостиную, вместо лавок купила голландские стулья, для утехи гостей завела музыкальный ящик, шахматы, трубки и табак. Вместо сундуков и ларцов поставила шкафы с дорогой посудой. И отца своего стала заставлять часто бриться и менять парики. И главное, Александра и книги читает, и знает поэтому много. Конечно, еще мало, таких, как она, но знакомые ей женщины смотрят на нее и берут с нее пример.

Алексей Толстой был писателем реалистом, поэтому он хоть и написал об Александре, но по его роману видно, что она все же исключение в те времена, а большинство женщин живут в нищете и бесправии. Жуткую картину рисует писатель, описывая казнь женщины, убившей своего мужа. Женщину по шею закопали в землю, и она медленно умирает. Царь Петр, прислушавшись к своим иностранным друзьям, приказывает заменить эту страшную казнь на расстрел. Но даже и ему не приходит в голову спросить женщину, почему она это сделала. "Женщина, поднявшая руку на мужчину, даже, если он бил и мучил ее, все равно не имеет равных прав с мужчиной, не имеет права даже защитить себя» - так рассуждает даже прогрессивный для своего времени царь.

И хотя женщины, в основном, оставались бесправными, все же при Петре Алексеевиче произошло много перемен в социальной политике и государственном устройстве России, так в 1714 году был издан Указ о единонаследии, в 1722 последовало издание Табели о рангах, благодаря которому «порода отступила перед чином» - «господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий» (А.С.Орлов и др. "История России", "Проспект", Москва, 1999, стр.139). Это было важным новшеством для страны. Император Петр в первую очередь оценивал людей по их уму и знаниям. Подобный случай описан Иваном Голиковым в его анекдотах о Петре, о подобном рассказывается и в книге «Россия молодая» (Лука Александрович Калмыков), и в оперетте «Табачный капитан».

В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения для взимания ежегодной подушной подати.

Петр принял страну, в которой царила коррупция и разбой. Людей, грабящих на дорогах, по приказу царя приговаривали к смертной казни. Нужны были суды. И в 1721 году для суда, сбора налогов и городского благоустройства был создан Главный магистрат.

При Петре российская казна перестала платить дань крымскому хану.

В 1724 указ Петра запретил крестьянам уходить на заработки от помещиков без их на то разрешения (в этом видны начатки паспортной системы), но в целом этот указ дает нам понять, что Петр Первый был жестоким крепостником. И его реформы большей части населения, а это были крепостные крестьяне, не коснулись. И именно эти крепостные сгонялись на строительство нового города Санкт-Петербурга, и погибали там от непосильного труда. Тяжелая жизнь простых людей вызвала восстания в Астрахани и на Дону под предводительством Кондратия Буславина. А волнения в Башкирии продолжались долгих семь лет. Но Петр, хоть и был реформатором, об отмене крепостного права не думал. А люди страдали. Вот как рассказывает о своей жизни один из них в романе «Россия молодая»: «Поклонишься не так - бит будешь на боярской конюшне смертно. Земля не уродила - кнуты, оброк не сполна в боярский амбар привез - батоги, ребра ломают, на виску вздергивают, последнюю деньгу из-за щеки рвут клещами. Девок наших к себе во дворы волокут, бесчестят; приглянется какая - из-под венца честного уведут, потом - на дальний скотный двор...» (Орий Герман, "Россия молодая", Москва, "ЭКСМО-ПРЕСС", 2001, книга 1, стр.128).

В1724 году Петр Первый предпринял попытку искоренить нищенство, но его смерть в 1725 остановила ход реформ.

В.О.Ключевский в своей работе «Жизнь Петра Великого до Северной войны» пишет о том, что, будучи в Англии, Петр Алексеевич «скрытно» посетил Верхнюю палату парламента, где «видел короля на троне и всех вельмож королевства на скамьях. Выслушав прения с помощью переводчика, Петр сказал своим русским спутникам: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду, вот чему надо учиться у англичан» ( В.О.Ключевский "Исторические портреты", Москва, издательство "Правда", 1990,стр.171). Как видно из этого отрывка, Петра Алексеевича с юности интересовала тема государственного устройства, и, конечно, он попытался преобразовать органы управления России так, как ему казалось лучше для управления. В 1711 году был учрежден Сенат, а в 1718-1721 годах для управления государством были созданы 10 коллегий (потом их стало 12). В 1721 году была учреждена особая коллегия - Синод. С ее созданием церковь начинала подчиняться государству. Затем был сделан еще один шаг в этом же направлении - была упразднена должность патриарха. «В 1722 были утверждены штаты церковнослужителей» (А.С.Орлов и др. "История России", "Проспект", Москва, 2005,стр.141).

С целью лучшего управления страной, в 1708 году вся территория была поделена на 8 губерний, губернии на провинции, а провинции, в свою очередь, на уезды.

В 1722 году Петр издал очень прогрессивный, с моей точки зрения, указ о престолонаследии. По этому указу наследник назначался исходя из интересов государства (а мы знаем, как царь Петр относился к талантливым людям!). И мог быть смещен с должности, если не оправдает надежд. Сопротивление указу приравнивалось с государственной измене. Историки связывают данный указ с тем, что царевич Алексей не оправдал надежд отца, но я думаю, что это очень узкий подход, ведь и в наши дни этот указ вызывает восхищение потомков.

Дальнейшее усиление власти Петра Первого произошло тогда, когда в 1721 году во время празднования мира со шведами его провозгласили императором, а Россию - империей.

Император, обладающий неограниченной властью, должен думать, прежде всего, о том, чтобы народ в его стране жил хорошо, но страна большая, и в ней живут люди разных национальностей и религий. По рассказам историков, например, Якова Штелина (1709-1785), царь Петр, еще находясь в Амстердаме, заметил, что там уживаются люди разных религий и национальностей, так и постарался сделать и в своем государстве. Штелин пишет о том, что Петр Алексеевич не стал преследовать старообрядцев, ограничившись только тем, что им было приказано носить «на спине продолговатый четырехугольный лоскуток красного и желтого сукна» (А.С.Орлов и др. "История России", "Проспект", Москва, 2005, стр.141-142). Однако же картины Сурикова и роман Алексея Толстого рассказывают совсем иное. Кроме этого, существует и такой исторический факт: на старообрядцев была наложена двойная подать.

Колоссальная работа, которая была проведена за время царствования Петра, была под силу только неординарной личности. И действительно, этот царь был наделен уникальными личностными чертами. Характер у него был волевой и решительный, он был трудолюбив, много знал и умел. Был искусен в 14 ремеслах. Датский посланник Юст Юль писал: «Царь часто развлекается точением и путешествуя, возит станок за собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры» (А.С.Орлов и др. "Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней", "Проспект", Москва, 1999, стр.161).

Об умении царя обращаться с топором говорят следующие строчки поэта Апполона Майкова:

«Сам топор вот так и ходит,

Так и тычет долото -

И челнок на славу вышел,

А ведь был что решето»( "Вечерняя Москва", 7-14 ноября 2013, № 44 (26544), стр.41).

О смелости Петра Великого говорят его собственные слова: «Воинстину и мы не под лапу, а в самый рот неприятелю идем, однако ж не боимся»( Юрий Герман "Россия молодая", Москва, "ЭКСМО-ПРЕСС", 2001, книга 2, стр.56).

Петр пытается все важные вещи делать сам. Вот как об этом пишет Юрий Герман: «Дежурный денщик рассказал, что Петр Алексеевич на утренней заре с Виниусом ускакали на Пушечный двор - смотреть новые мортиры. Оттуда должен был побывать на учении бутырского и Семеновского полков» (Юрий Герман "Россия молодая", Москва, "ЭКСМО-ПРЕСС", 2001, книга 1, стр.559-560).

По рассказу Ивана Голикова, получив весть о кончине государя Петра, люди плакали и рыдали, а Матюшкин потерял сознание. Даже иностранцы были очень сильно расстроены. Такова была личность Петра Великого. В наше время, я думаю, его можно сопоставить только с Уго Чавесом и Фиделем Кастро. Именно такое всеобщее горе царило в Венесуэле, когда умер Чавес. Всех восхищала его смелость и решительность, поэтому даже в далекой от Венесуэлы Москве одна из улиц была названа его именем. А когда умер Фидель, в горе пребывали все разумные люди на планете.

Но вернемся в Россию. Современник Петра Феофан Прокопович, посвятивший ему свою трагедию «Владимир», произнес над царем замечательную надгробную речь. В ней очень хорошо сказано о личности Петра Первого. «Посмотрим, говорит оратор, кем был для нас Петр Великий, оценим его роль для России. Он был ее непобедимым Самсоном, разорвавшим пасть шведскому льву, мужественным мореплавателем Иафетом. пустившим в плавание русский флот и заставившим уважать новый трехцветный флаг России. Он был ее законодателем, как Моисей, и столь же мудрым и справедливым судьей, как библейский Соломон. Наконец, он, как Константин - византийский император, - дал новое устройство ее церкви» ("Пётр Великий". Воспоминания, дневниковые записи. Анекдоты. Культурно-просветительское общество "Пушкинский фонд"Санкт-Петербурга, "Третья волна", Париж-Москва-Нью-Йорк, ТОО "ВНЕШСИГМА", 1993, стр. 226).

Так говорил современник Петра. Но слава и память не иссякали. В 1801 году Иван Голиков, всю жизнь собиравший сведения о царе, выпустил 30 томов, посвященных жизни Петра Великого. В наше время ветераны флота ежегодно возлагают цветы к памятнику Петру Первому на Измайловском острове. В музее «Декоративно-прикладного искусства» в Москве видно насколько царь любим в русском народе, как он до сих пор вдохновляет мастеров на создание шедевров. Так, живописцы Палеха изготовили шкатулку с изображением Петра Первого под названием «Прорубая окно в Европу», а мастер Богородской игрушки сделал своего царя из дерева - «Петр Первый на коне». В Голландии до сих пор бережно сохраняют домик, в котором жил русский царь, когда обучался корабельному делу. «В заповеднике «Коломенское» появился новый экспонат - точная копия домика. в котором Петр Первый жил в Голландии в 1697 году, когда путешествовал по Европе. Изготовили копию в Нидерландах как подарок России в честь Года дружбы, а собирали домик военные строители этой страны» ("Вечерняя Москва", 17-24 октября 2013, № 41 (26520), стр.9). В новогоднюю ночь мы частенько вспоминаем царя Петра Алексеевича, так как это он ввел новый календарь и подарил нам замечательный праздник Новогодней елки. Надеюсь, что и наши потомки будут вспоминать Петра Алексеевича добрым словом, так как за годы его правления «Россия из отсталой страны превратилась в великую европейскую державу, и за это мы и называем царя-преобразователя ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ» (Валерий Воскобойников "Жизнь замечательных детей", Москва, ОНИКС, 2008, стр.27). И связываем с ним рождение Российской империи.

1.0x