Сообщество «Учебный космос России» 12:37 1 сентября 2018

Первое Сентября:русская школа и космосознание

Духовный всеобуч России. Русская школа и космосознание. Кабинет астрономо-космонавтики.

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ: РУССКАЯ ШКОЛА И КОСМОСОЗНАНИЕ

(Школьный –кабинет истории астрономии и космосознания)

Переход от СЛОВА к реальному ДЕЛУ: ликвидация «астрономической неграмотности»

в общеобразовательной да и (что греха таить) в высшей школе. «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу», - мудрое и весомое пожелание пушкинского героя-повествователя. «Солнце, луна и звёзды – краса небес, цветы и ягоды – краса гор, краса государства – человек», - восточная мудрость. «О вывези наш шар земной на колею иную… …человек есть чаша космических обособленностей… Да здравствует революция на земле и на небесах…» - провидческое упование есенинского лиро-автобиографического повествователя. «Люди, люди, высокие звёзды! Долететь бы мне только до вас», - пассионарное мечтание лирического героя Расула Гамзатова.

……………………………………………………………………………………………….

Реальной помощью школам и вузам может стать подготовка и «оцифровывание» в Интернете материалов для создания ТИПОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ АСТРОНОМИИ И КОСМОСОЗНАНИЯ.

К сожалению, опыт преподавания астрономических знаний во-многом практически утерян из-за «изгнания» уроков и занятий по АСТРОНОМИИ в учебных заведениях. Предстоит незамедлительно озаботиться подготовкой и переподготовкой профессионально «подкованных» педагогов-специалистов.

Для оказания помощи в самоподготовке (и «перепрофилировании») учительских кадров публикуем цикл методологических, методических, просветительско-образовательных материалов. В частности, предлагаются конкретные рекомендации по созданию ДИСТАНЦИОННОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ АСТРОНОМИИ И КОСМОСОВЕДЕНИЯ,

Дистанционно-интернетовско-«оцифрованная» информация, естественно, не исключает, а наоборот – побуждает к творческим поискам, воспитательно-образовательным импровизациям, энтузиастической пассионарности наставников и их питомцев.

Итак, каковы реальные «контуры» данных просветительско-культурологических кабинетов?

В оформлении используются иллюстрации, фотографии космосоградов, космодромов, обсерваторий, репродукции «космических» схем, чертежей, карт, формул, эпистолярия.

…………………………………………………………………………………………………

АЛЕКСАНДР ЧИЖЕВСКИЙ, выдающийся русский

космист-философ, соратник К.Э. Циолковского


Ночные небеса в сиянье тайном звезд
Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий.
Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст
Разъединяют нас. А мы – земные дети –
Глядим в ночной простор с поднятой головой,
Хотим в сиянье звезд постичь законы мира,
Соединив в одно их с жизнью роковой
И тросы протянув от нас до Альтаира.
Я, как и ты, смотря на лучезарный хор,
Стараюсь пристально проникнуть в сочетанья
Живой мозаики, хочу понять узор
Явлений жизненных и звездного сиянья.
Для нас с тобою мир – родное существо,
Столь близкое душе, столь родственно-простое,
Что наблюдать за ним – для мысли торжество,
И радостно будить молчанье вековое
В туманностях, во мглах, во глубине земной
И в излучениях – солярном или звездном,
Вскрывать покрытые глухою пеленой
Перед невеждами – космические бездны.
Для нас едино – всё: и в малом и большом.
Кровь общая течет по жилам всей вселенной.
Ты подошел ко мне, и мыслим мы вдвоем,
Вне всех времен земных, в отраде вдохновенной
И вне пространств земных. Бежит под нами мгла,
Стихии движутся в работе повсеместной,
Бьет хаос в берег наш; приветлива, светла,
Глядится жизнь сама из глубины небесной.
И явственно сквозь бег измышленных времен
И многомерные, крылатые пространства
Пронизывает мир незыблемый закон –
Стихий изменчивых под маской постоянства,
И вот редеет мгла. Из хаоса стремят
Формотворящие строительные токи,
Иные времена иным мирам дарят
И утверждают их движения на сроки.
И в созиданиях мы чувствуем полней
Взаимодействие стихий между собою –
И сопряженное влияние теней,
Отброшенных на нас вселенскою борьбою.
Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…
И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая
.

А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ. «ГИППОКРАТУ» .

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ РУССКОГО КОСМСИЗМА:

В.И. Вернадский (1863 – 1945); С.Н. Булгаков (1871 – 1944); Н.А. Бердяев (1874 – 1948);

П.А. Флоренский (1882 – 1937); А.Л Чижевский (1897 – 1964); А.К. Манеев (1921 - );

Умов Бугаев

КАЛЕНЕДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ ИСТОРИИ АСТРОНОМИИ И КОСМОСОЗНАНИЯ

Например, в 2017 году – юбилейные даты Циолковского, Лодыгина, Чижевского, Флоренского.

БИБЛИОТЕЧКА ТРУДОВ «ОСНОВАТЕЛЕЙ ПУТЕЙ», НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ ОБ АСТРОНОМИИ И КОСМОСЕ, ВИДЕО И ЗВУКОЗАПИСИ.

УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ, ДИАПОЗИТИВЫ, МЕТОДОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ:

«Очевидное-невероятное. – «О сколько нам открытий чудных

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦИКЛ БУКЛЕТОВ-ЭКСПОЗИЦИЙ:

Примеры:

«МОЖЕТ СОБСТВЕННЫХ ПЛАТОНОВ И БЫСТРЫХ РАЗУМОМ НЕВТОНОВ РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ РОЖДАТЬ… М.В. ЛОМОНОСОВ»;

«И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ… М.Ю. ЛЕРМОНТОВ».

«Под большим шатром голубых небес – вижу даль полей зеленеется» (И.С. Никитин).

КОСМИЗМ МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ПРИШВИНА (1873 - ). «Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но поролйди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания…»

С.А. ЕСЕНИН (1895 -1925): «человек есть чаша космических обособленностей… О, вывези наш шар земной на колею иную…». – «О, край разливов грозных и тихих вешних сил, здесь по заре и звёздам я школу проходил».

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И КОСМОНАВТЫ. КОСМОНАВТЫ О ЕСЕНИНЕ.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

БУКЛЕТЫ, «РАСКЛАДУШКИ», БРОШЮРЫ

«Над мглой космической он пел…» (физик-космист УМОВ)

И было: много, много дум;
И метафизики, и шумов…
И строгой физикой мой ум
Переполнял: профессор Умов.
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию,
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновские вихри,
И что огромные миры
В атомных силах не утихли…

Никола́й Алексе́евич У́мов

(23 января (4 февраля) 1846, Симбирск15 (28) января 1915, Москва) — физик-теоретик, философ-космист, профессор Новороссийского и Московского университетов.

Научная деятельность

Решил в общем виде задачу о распределении электрических токов на проводящих поверхностях произвольного вида (1875). Экспериментально исследовал диффузию веществ в водных растворах, поляризацию света в мутных средах, открыл эффект хроматической деполяризации лучей света, падающих на матовую поверхность (1888—1891).

В 1900-е годы провёл анализ многих формул Гаусса теории земного магнетизма. Впервые связал шаровые функции формул Гаусса с распределением магнитных масс в теле Земли (магнитными аномалиями).

Задолго до А. Эйнштейна обсуждал в своих работах[5] формулу E = k m c 2 {\displaystyle E=kmc^{2}} E=kmc^{2}, выведенную ранее Генрихом Шраммом[6], которая, по его предположению, связывала плотность массы и энергии гипотетического светоносного эфира. Впоследствии эта зависимость была строго выведена, без какого-либо коэффициента k и для всех видов материи, Эйнштейном в специальной теории относительности (СТО). Одним из первых русских учёных оценил значение СТО.

Впервые ввёл в науку такие основополагающие понятия, как скорость и направление движения энергии, плотность энергии в данной точке среды, пространственная локализация потока энергии. Однако, не обобщил эти понятия на другие виды энергии, кроме энергии в упругих телах. В 1884 году понятие потока электромагнитной энергии ввел Д. Пойнтинг, используя для описания распространения энергии вектор, называемый в российской научной традиции «вектором Умова — Пойнтинга» (в западной научной традиции — «вектор Пойнтинга»).

………………………………………………………………………………………………..

РУССКОЕ «УМНИЧЕСТВО» И КОСМИЗМ

«РУССКОГО ФАУСТА» В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Князь Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1 [13] августа 1804[7], Москва — 27 февраля [11 марта] 1869, Москва) — русский писатель и мыслитель-космист эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823-25 гг. председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 г. директор Румянцевского музея. В середине 1840-х гг. перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. С 1861 г. сенатор.

Как писатель и мыслитель, князь Одоевский долгое время находился под влиянием Гофмана и Шеллинга. Увлекался оккультными учениями, за что получил прозвище «русского Фауста»[9]. Известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии, продолжал традиции просветительской сатиры

Для творчества Одоевского характерно увлечение философско-мистическими учениями, прежде всего масонскими умствованиями Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. На это время приходится расцвет его литературного творчества. Он пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы».

В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своём сочинении Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

Подводя итог под своими литературными занятиями, Одоевский выпустил сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844). В качестве обрамления использована философская беседа между несколькими молодыми людьми. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, в качестве мотора и цели всех человеческих действий рассматривающей исключительно полезное начало.

«Русские ночи» как итоговое произведение Одоевского воплотили разочарование, которое он испытывал в направлении движения современного общества и литературы. Место сочинительства в его жизни отныне занимает работа на благо общества, помощь реальным людям. В 1846 году В. Ф. Одоевский был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея

В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет Одоевский писал: «То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами». Бесспорным фактом для него было и то, что «с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше». Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за «одностороннего погружения в материальную природу» может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в «мир грез» современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой «невыносимую тоску».

* * *

……………………………………………………………………………………………

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЛОДЫГИН (1847- 1923). Патент на первую в мире электролампу получен Лодыгиным 11 июля 1874 года. Космосознание включает в себя многие его изобретения в различных областях электротехники, электрохимии, военного дела, электротранспорта.

* * *

…………………………………………………………………………………………….

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧАПЛЫГИН (1869 1942). Вместе с «отцом русской авиации» Н.Е. Жуковским возглавлял работы в области отечественного самолётостроения. За создание новых типов самолётов в феврале 1941 года первым среди русских учёных удостоен звания Героя Социалистического Труда. Советские лётчики-соколы, крылатые герои Великой Отечественной войны, с благодарностью отмечали научный подвиг С.А. Чаплыгина, учёного-патриота.

* * *

Мудрое слово Ломоносова, Державина, Радищева, Крылова, Жуковского, Карамзина…

Николай Михайлович Карамзин: «Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть Греки, Римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная История великими воспоминаниями украшает мир для ума, а Российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы - красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами». Предисловие к «Истории Государства Российского».

Напомним пушкинские слова о Карамзине, об о т к р ы т и и Р о с с и и . Нравственно-духовные уроки Карамзина… Карамзинские заветы… Карамзинские традиции… - «Жизнь наша делится на две эпохи: первую проводим мы в будущем,а вторую – в прошедшем, когда горячая юность пройдет», - говорил Карамзин.

* * *

«Джордано Бруно» русского поэта Ивана Бунина:

«Ковчег под предводительством осла — Вот мир людей. Живите во Вселенной. Земля — вертеп обмана, лжи и зла. Живите красотою неизменной. Ты, мать-земля, душе моей близка — И далека. Люблю я смех и радость, Но в радости моей — всегда тоска, В тоске всегда — таинственная сладость!» И вот он посох странника берет: Простите, келий сумрачные своды! Его душа, всем чуждая, живет Теперь одним: дыханием свободы. «Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь: Я свергну трон слепой и мрачной веры. Вы в капище: я распахну вам дверь На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы Ни бездне бездн, ни жизни грани нет. Мы остановим солнце Птоломея — И вихрь миров, несметный сонм планет, Пред нами развернется, пламенея!»

И он дерзнул на все — вплоть до небес. Но разрушенье — жажда созиданья, И, разрушая, жаждал он чудес — Божественной гармонии Созданья. Глаза сияют, дерзкая мечта В мир откровений радостных уносит. Лишь в истине — и цель и красота. Но тем сильнее сердце жизни просит. «Ты, девочка! ты, с ангельским лицом, Поющая над старой звонкой лютней! Я мог твоим быть другом и отцом... Но я один. Нет в мире бесприютней! Высоко нес я стяг своей любви. Но есть другие радости, другие: Оледенив желания свои, Я только твой, познание — софия!»

И вот опять он странник. И опять Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго Его лицо. Враги, вам не понять, Что бог есть Свет. И он умрет за бога. «Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем Проникнут богом — жизнью, красотою. Живя и умирая, мы живем Единою, всемирною Душою. Ты, с лютнею! Мечты твоих очей Не эту ль Жизнь и Радость отражали? Ты, солнце! вы, созвездия ночей! Вы только этой Радостью дышали». И маленький тревожный человек С блестящим взглядом, ярким и холодным, Идет в огонь. «Умерший в рабский век Бессмертием венчается — в свободном! Я умираю — ибо так хочу. Развей, палач, развей мой прах, презренный! Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!— Он мысль мою развеет по Вселенной!»

1.0x