Авторский блог Дмитрий Скворцов 15:32 22 августа 2017

Первый шаг к облегчению судьбы бразильского добровольца ЛДНР Рафаэля Лусварги сделан

Что дальше?

Рассказывает адвокат Валентин Рыбин

Как сообщал «Политнавигатор», апелляционный суд отменил ранее вынесенный приговор Печерского райсуда Киева о 13-летнем заключении бразильца Рафаэля Маркеса Лусварги, воевавшего за ЛДНР. Ранее ему было предъявлено обвинение по статье ст. 258-3 (ч. 1) УК Украины «Участие в террористической группе или террористической организации» и до 8 лет по ст. 260 (ч. 2) «Участие в деятельности не предусмотренных законом вооруженных формирований».

Бывший доброволец был схвачен сотрудниками СБУ и прокуратуры Киева в аэропорту «Борисполь», куда он прилетел уже из Бразилии. Перед тем он вернулся на родину после заключения Минских соглашений.

«Политнавигатор» связался с адвокатом бразильца Валентином Рыбиным (на верхнем фото слева, выслушивает обвинителя), чтобы выяснить, благодаря чему удалось добиться отмены ранее вынесенного приговора.

Валентин Рыбин: Я не видел ещё текста решения апелляционного суда (на момент интервью он не был ещё готов, – Д.С.). Но судя по всему были услышаны следующие наши доводы.

Первое. Печерским судом была нарушена территориальная подсудность (что однозначно влечет отмену любого вынесенного им приговора). Так, сторона обвинения перечисляет населённые пункты на Донбассе, в боевых действиях около которых якобы принимал участие мой подзащитный. Но при этом та же сторона обвинения обращается в киевский суд, который находится за 1000 км от тех мест. И при этом даже не обосновывает причину нарушения территориальной подсудности. Но самое главное – Печерский суд принимает этот обвинительный акт, и… тоже не обосновывает, почему он вообще этим занимается.

Второй довод связан с вопиющими нарушениями прав подсудимого, причем тех прав (вплоть до освобождения от ответственности за добровольное прекращение участия в незаконных вооружённых формированиях), о наличии которых его даже не уведомили в нарушение уголовно-процессуального кодекса (подробнее – на видео заседания апелляционного суда Киева, – Д.С.).

Ну и наконец, мы ещё даже не поднимали вопрос законности того, что именно Украина выманила Рафаэля Лусварги (уже добровольно покинувшего вооружённое формирование), присылая ему письма о приглашении на работу по его специальности. Даже заплатили за билет на самолёт.

Дмитрий Скворцов: То есть, Украина в лице государственных органов его выманила?

Валентин Рыбин: Да, конечно. Служба безопасности Украины писала письма от известной международной компании, которая занимается морскими перевозками, предлагая Рафаэлю работу в качестве охранника на судне.

Дмитрий Скворцов: Сейчас решением апелляционного суда возмущаются наци из «С14». «Политнавигатор» упоминал, что они присутствовали на заседании. Как, по-вашему, ощущалось ли их давление на суд?

Валентин Рыбин: «С14» – обычная фашистская шпана. Это в 2014-м эти недоумки могли какое-то давление на суды оказывать. Сейчас уже никто не воспринимает их угрозы. Суд не дал им возможности перекрикивать адвоката и внимательно выслушал наши доводы (в чем можно убедиться на с 9 мин. видеоролика выше)

Дмитрий Скворцов: А, скажите, где согласно украинскому закону, должно было рассматриваться дело Лусварги?

Валентин Рыбин: Скорее всего, либо в Павлоградском районном суде, либо в суде Шевченковского района Киева, на территории которого находится управление СБУ, которое вело досудебное расследование.
Сейчас нами сделан первый шаг: отменён приговор Печерского суда, и уголовное производство в отношении Рафаэля будет рассмотрено в суде первой инстанции с самого начала. Имеем все основания надеяться, что судебное рассмотрение пройдёт в полном объёме, как предписано законом, а не по сокращённой процедуре, как это – в нарушение УПК – было в Печерском суде.

Дмитрий Скворцов: Можно ли ожидать уменьшение срока или даже его отсрочку, не говоря уже об освобождении из-под стражи на период рассмотрения в связи с «добровольным выходом из вооружённой организации».

Валентин Рыбин: Пока рано об этом говорить. Первая задача – добиться справедливого процесса, в котором будут рассмотрены все доказательства, как виновности, так и невиновности моего подзащитного. Главное, что нам дадут возможность быть услышанными. Речь идёт о гражданине другого государства, и у международных правозащитных организаций должно быть приковано особое внимание к данному процессу.

Дмитрий Скворцов: А какова позиция собственно бразильского консульства?

Валентин Рыбин: Вы могли бы у них узнать, позвонить…

Дмитрий Скворцов: Звонил, узнавал. Не ощутил особого участия. Трижды просил у них Библию на португальском языке, о которой давно и сам просит Рафаэль консула. Ответ такой: «Понимаете, у нас тут в посольстве и консульстве все атеисты, и Библии нет». Вы можете поверить, что в посольстве латиноамериканской страны все атеисты? Спрашиваю: «Неужели нельзя дипломатической почтой заказать хотя бы? Вы же всё равно посылки из Бразилии получаете?». Бубнят что-то вроде «Это вообще-то не наша компетенция» или обещают ответить через несколько дней, но не отвечают.
Ездили люди в Фастов, в местный католический монастырь (или костёл, точно не знаю). Просили у тамошних католиков-поляков содействия. Те тоже отвечают, что надо по почте заказывать, а это денег стоит… Такое вот «христианское милосердие и солидарность».
Слава Богу, когда написал об этом в Фейсбуке, отозвались люди и из Киева (человек сам распечатал на принтере и быстро сшил в полиграфической фирме), и из Москвы (атеист Армен Мартиросян, кстати), и из Нью-Йорка, и из Торонто. И теперь у раба Божьего Рафаила на несколько месяцев литературы православной на португальском языке.

Валентин Рыбин: Я не раз обращался в посольство с просьбой организовать какую-то минимальную передачу. Но мне ответили, что у них не предусмотрено соответствующей статьи расходов. Людям даже не приходит в голову, что для какой-то мелочи можно и не к бюджетным средствам обратиться, а просто сброситься и помочь соотечественнику.

Дмитрий Скворцов: Рафаэль, действительно, лишь в самом необходимом нуждается – средствах гигиены, стиральном порошке, шоколадке там какой-то… Он даже сигарет и чая не просит, хотя это самая ходовая валюта в тюрьме.
Впрочем, не исключено, что именно консульство «закрыло вопрос», о котором сообщал «Политнавигатор». В январе, кода иностранец был переведен на Лукьяновку, уголовники увидели в нём источник обогащения, и «поставили его на счётчик». В итоге он, и без того покалеченный в следственном изоляторе СБУ (перелом носа, выбитые зубы), был жестоко избит. Усугубляет положение, то, что Рафаэль с трудом говорит по-русски, а на него «наезжают» по «фене».

Валентин Рыбин: Ставили ли его на счётчик, я не знаю, поскольку не был ещё его адвокатом, но главное, что после этого он в целях безопасности оказался в одиночной камере. Конечно, достаточно тяжело находиться там одному длительный период. Но очень помогают книги, которые собрали люди. Рафаэль рисует. Я пытаюсь быть его связным с родителями. Письма пересылаем…
К тому же я попросил администрацию СИЗО, чтобы мой подзащитный выходил на прогулки, не пересекаясь с «урками».

Дмитрий Скворцов: Рисование, это давнее хобби, или он в тюрьме начал?

Валентин Рыбин: Судя по достаточно серьезному уровню работ, давнее.

Дмитрий Скворцов: А есть рисунки, которые мы могли бы опубликовать?

Валентин Рыбин: Я их все уже отправил родителям Рафаэля, но новые, наверное, смогу в электронном виде переслать вам.

Дмитрий Скворцов: Заранее благодарен.
А читателям сообщу, что желающие помочь Рафаэлю Лусварги передачами, могут связаться со мной через «Фейсбук» или оформить передачу через интернет-магазин для заключённых http://kiev.peredacha.com.ua/ или http://dostavka.cnet.com.ua/. Думаю, и что-то нескоропортящееся из еды (жара) будет для него приятным сюрпризом.

1.0x