Авторский блог Михаил Уткин 20:35 11 августа 2017

Первый боевой вылет.

Посвящается дню авиации 12 августа. Публикуется небольшой отрывок из воспоминаний моего отца.

Это отрывок из воспоминаний моего отца. Уткина Михаила Дмитриевича, (1922-1991), полковника ВВС, ветерана войны с Германией и Японией. В послевоенное время служил на Дальнем Востоке и в Москве в должности командира отряда, принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия. Командовал отдельной смешанной авиаэскадрильей на Камчатке (полигон Кура) и авиационным полком в г. Мирный (космодром Плесецк). Закончил службу старшим летчиком инспектором авиации ракетных войск. Награжден семью орденами и пятнадцатью медалями. Ранее воспоминания не публиковались

Дню авиации посвящается.

В июне 1943 года я был выпущен из училища в звании младший лейтенант и направлен на фронт летчиком в 340 полк АДД. (авиация дальнего действия) Полк был вооружен самолетами Ли-2 .

Ли-2 это модификация выпускавшегося нашей промышленностью того времени пассажирского самолета ПС-84, лицензия на который была куплена в США. Главным конструктором самолета был русский авиаконструктор Сикорский, эмигрировавший после революции в США. Под руководством авиаконструктора Лисунова на самолет ПС-84 поставили вращающуюся турель с крупнокалиберным пулеметом УБТ, два скорострельных пулемета ШКАС в хвосте, один пулемет в носу. Под центропланом (брюхом) самолета установили 4 бомбодержателя. После этого самолет стал называться Ли-2. Полной заправки горючим нагруженного самолета хватало на 7 часов полета.

В АДД самолет использовался, как дальний бомбардировщик способный нести 4 бомбы на внешней подвеске. Максимальная внешняя бомбовая загрузка самолета 1200 кг. Подвешивались 2 бомбы по 500 кг и 2 по 100 кг. Нормальная загрузка 4 бомбы по 250 кг. Кроме бомбометания этот многоцелевой самолет использовался для выброски парашютных десантов, диверсионных групп в глубокий тыл врага (мог брать на борт 28 человек), для доставки людей, оружия, боеприпасов партизанам, как парашютным, так и посадочным способом на площадки обозначенные партизанами.

По прибытии в полк меня поселили в деревенском глинобитном доме на втором этаже нар, где жил летный состав моей эскадрильи. Определили в экипаж. Приказано было в десятидневный срок изучить конструкцию самолета, двигателя, оборудования, инструкции по эксплуатации, район полетов итп и сдать зачет. В срок я уложился, после чего получил по 5 учебных полетов днем и ночью и в качестве второго летчика был направлен на выполнение боевого задания ночью на бомбардировку железнодорожного узла в глубоком тылу противника в городе Брест.

Много пришлось выполнить боевых заданий, но особенно запомнилось первое. Маршрут полета выбирался с учетом расположения зениток и аэродромов истребительной авиации противника. Линия фронта хорошо просматривалась с высоты полета ночью по пожарам и перестрелкам из всех видов оружия трассирующими снарядами и очередями из автоматического оружия. При подходе к цели самолет был встречен, как мне показалось, морем разноцветного трассирующего огня зенитной артиллерии. Казалось в твой самолет, вернее в твои глаза направлены сотни рвущихся огней, но к счастью в этот раз не задевших самолет. Перед нашим подлетом к цели самолет нашего полка сбросил осветительные бомбы САБЫ, которые медленно снижались и освещали цель. В этот момент мы и другие самолеты нашего полка встали на боевой курс и при появлении цели в перекрестке прицела штурманы нажимали кнопки сброса бомб. На боевом курсе летчик обязан точно выдерживать заданные высоту и курс, не смотря на ураганный огонь по самолету зениток противника. Освободившись от бомб, маневрируя от огня зениток кренами и высотой, ушли от цели, но самолет тут же был схвачен перекрестными лучами нескольких зенитных прожекторов, лучи которых использовала зенитная артиллерия для ведения прицельного огня по самолету. Башенному стрелку нашего самолета огнем пулемета УБТ удалось погасить один прожектор и скольжением на снижении мы вырвались из захвата прожекторов, и ушли из зоны огня зениток.

На рассвете произвели благополучную посадку на своем аэродроме. С аэродрома нас привезли на завтрак в летную столовую, выдали положенные после выполнения боевого задания 100 граммов водки, но после завтрака экипажи еще долго не расходились и делились пережитыми впечатлениями.

Восемьдесят шесть боевых вылетов мне пришлось выполнить во время Великой Отечественной войны. Бомбил железнодорожные узлы городов: Чоп, Луженец, Белосток, Варшава, Кутка, Познань, Бреслау, Берлин и др. Приходилось выбрасывать диверсионные группы в Польше, Венгрии, Чехословакии, Германии. Несколько вылетов выполнил по доставке людей, оружия, боеприпасов партизанам Чехословакии осажденных немцами в районе городов Звалинь, Байска-Быстрица. Это были очень сложные и опасные боевые задания, выполненные на подготовленный партизанами аэродром «Три-Дуба», который был расположен в котловане Карпатских гор. Многие мои товарищи остались навсегда в этих лесистых горах. Были ночи, в которые с боевого задания не возвращались до 6 экипажей полка, а это 36 товарищей с которыми ты спал на одних нарах. Многих сбивали обученные ведению ночного боя немецкие истребители, некоторые погибали от столкновения с горными вершинами при пробивании облаков над аэродромом посадки.

Всевышний, судьба распорядились пройти мне это пекло и остаться живым и невредимым в порой безвыходных ситуациях. Несколько раз приходилось возвращаться с боевого задания на пробитом осколками снарядов самолете, которые по счастливой случайности не угодили в жизненно важные агрегаты (бензо- и маслобаки, двигатели, органы управления и др.)

При пробивании облаков в районе аэродрома в Карпатах, вовремя включенные фары осветили гору, от столкновения с которой спас резкий отворот в сторону. Удавалось вовремя скрыться от истребителя противника входом в облака. Много было и других критических ситуаций.

1.0x