Сообщество «Учебный космос России» 10:22 21 апреля 2017

Первые страницы Ленинианы

Дистанционные экспозиции современной культуры (МТОДУЗ; Москва - Троицк)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ЛЕНИНИАНЫ

1

«Головы его глобус суровый – География новая нам»

Головы его глобус суровый-

География новая нам.

Он, веков, разбивая оковы,

Шар земной расколол пополам:

Труд и праздность, богатый и нищий –

Расступившихся полюса два;

Позади – чёрных дел пепелище,

Впереди – вешних зорь мурава…».

А. Каменский (Липецкий).

«Я поймал бы за усы сомовьи Силу предков, вросшую в века"…

В 1962 году в Липецком книжном издательстве вышла монографическая работа известного педагога и литературоведа Алексея Яковлевича Силаева «А л е к с е й

Л и п е ц к и й», положившая начало обстоятельному исследованию и включению в круг чтения произведений А.В. Каменского (А.Липецкого).

Рязанские, тамбовские, липецкие краеведы открыли новые страницы во взаимоотношениях «липецкого Есенина» с современниками-«сопутниками».

Общественный и этический идеал его одухотворялся романтической утопичностью. «Россия моя, тучевая Россия, Что ж солнца не видно на небе твоем?» - вопрошает его лирический (автобиографический) герой («Моя Русь», 1915). Революционные события страшили его стихией безудержного разгула. В стихотворении «В зареве революции» (1917), признавая неизбежность революционного насилия («Дерзай, титан! Ты встал и пали цепи, Как вешняя ты зашумел река»). Поэт призывает пощадить шедевры искусства, «гармонию святую».

В наследии «липецкого Есенина» есть мощный пласт «педагогических» жанров, лирики и прозы о школе, подрастающем поколении, становлении личности, жизненной позиции человека (и здесь немало весомых «перекличек» с Сергеем Есениным).

Процитируем мало известное его стихотворение с выразительным «нацеленным» заглавием – «Народный учитель» с посвящением «сестре, учительнице В.В. Кузнецовой»:

За дождём – трехлоскутное поле,

Ворох туч у осин на горбах.

Но по осени весело в школе,

Как весной на веселых лугах.

Дома нудно шуршат по дерюгам

Тараканы – запечный изюм, -

В школе сладок с наставником-другом

Алый клевер забрезживших дум.

«По-иному, ребята учёба:

С буквы Л мы алфавит начнём:

Ленин – азбука наша и проба,

Наша первая грамота в нём…

Остерегаясь буквализма и прямолинейности сравнений, всё-таки напомним есенинское из «Анны Снегиной»: «Дрожали, качались ступени, Но помню Под звон головы: «Скажи, Кто такое Ленин?» Я тихо ответил: «Он - вы». В есенинском «Гуляй-поле» есть иронично-почтительная портретная характеристика

«сурового гения» («Он с лысиною, как поднос, Глядел скромней из самых скромных… А он с сопливой детворой Зимой катался на салазках… Он вроде сфинкса предо мной. Я не пойму, какою силой Сумел потрясть он шар земной? Но он потряс…»).

«Я поймал бы за усы сомовьи силу предков, вросшую в века»…

А.Липецкий по-своему поэтически «расшифровывает» явившегося преображающейся России «сфинкса»: «Головы его глобус суровый – География новая нам. Он, веков, разбивая оковы, Шар земной расколол пополам: Труд и праздность, богатый и нищий – Расступившихся полюса два; Позади – чёрных дел пепелище, Впереди – вешних зорь мурава…». Упования самой «народной учительницы», да и лирического (автобиографического) героя А.Липецкого (как, впрочем, и есенинского повествователя) утопичен, даже сентиментально-романтически наивен («И не жадничать грамоту копим, - Всю механику тайн разуметь, Вместо дурьей болотистой топи Знать железо и красную медь: И не спьяну вальяжничать чинно, Заломив выше звезд козырек, - С поля жизни выпалывать рано Курослепы и дикий чеснок!..»). Но в этом утопизме, в этой житейской наивности, в этих мечтательно-прекраснодушных упованиях – гуманистический пафос, человеколюбческий настрой («Так весь день… А как дымной соломой Вечер вспухнет у школьных ворот, На костёр кумачёвый крестпома Всё к тому же учителю слёт…»).

2

ЛЕНИНИАНА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ

28 января 1725г. умер первый российский император - Петр Алексеевич Романов. «Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» – эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых верных, преданных, мудрых сподвижников Петра Первого.

Пётр Великий… Иван Грозный… Екатерина Великая… Ульянов-Ленин… Джугашвили-Сталин… Как говорится, был культ, но были и личности…

Евгений Замятин в статье «О литературе, революции, энтропии и прочем» полемически заявляет : «…Мир живёт только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры – ересь: завтра – непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль. Сегодня отрицает вчера, но является отрицанием отрицания – завтра: всё тот же диалектический путь, грандиозной параболой уносящий мир в бесконечность. Тезис – вчера, антитезис – сегодня, и синтез – завтра».

Не одно десятилетие кипят страсти вокруг подвигов, деяний, злодеяний и добрых дел пращуров, дедичей и отчичей…

«Борис Годунов»

ДРАГОЦЕННОЙ ДЛЯ РОССИЯН ПАМЯТИ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАМЗИНА
сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает

Александр Пушкин


Пимен

(пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют
.

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.

(Пишет.

**************************************************************

…Движение времени… Оценки, переоценки… Миллионы восхищаются Петром Великим. . Для других же он - «злодей», «деспот», «тиран», даже «антихрист»…

Петровские реформы первой четверти 18 века стали поворотным моментом истории государства Российского…. Реформы Петра Великого оценивались по – разному, но мало кто отваживался отрицать их значимость, судьбоносность… - «Россия молодая мужала с гением Петра» (А.С. Пушкин).

…Лениниана в живописи. Лениниана в скульптуре. Лениниана в музыке. Театральная Лениниана. Изобразительно-выразительная, художественно-прикладная Лениниана.

Лениниана в кино и телевидении. Лениниана в литературе, искусстве, культуре…

Видимо, необходимо на ближайшие годы определить запрет-мораторий на вмешательство, связанное с Красной площадью и Кремлём…

Сергей Есенин Кантата Спите, любимые братья, Снова родная земля Неколебимые рати Движет под стены Кремля. Новые в мире зачатья, Зарево красных зарниц... Спите, любимые братья, В свете нетленных гробниц. Солнце златою печатью Стражем стоит у ворот... Спите, любимые братья, Мимо вас движется ратью К зорям вселенским народ.

1918

…Движение времени… Время было такое…

Пустошь Мир вам, в земле почившие!— За садом Погост рабов, погост дворовых наших: Две десятины пустоши, волнистой От бугорков могильных. Ни креста, Ни деревца. Местами уцелели Лишь каменные плиты, да и то Изъеденные временем, как оспой... Теперь их скоро выберут — и будут Выпахивать то пористые кости, То суздальские черные иконки. Мир вам, давно забытые!— Кто знает Их имена простые? Жили — в страхе, В безвестности — почили. Иногда В селе ковали цепи, засекали, На поселенье гнали. Но стихал Однообразный бабий плач — и снова Шли дни труда, покорности и страха... Теперь от этой жизни уцелели Лишь каменные плиты. А пройдет Железный плуг — и пустошь всколосится Густою рожью. Кости удобряют... Мир вам, неотомщенные!— Свидетель Великого и подлого, бессильныйСвидетель зверств, расстрелов, пыток, казней, Я, чье чело отмечено навеки Клеймом раба, невольника, холопа, Я говорю почившим: «Спите, спите! Не вы одни страдали: внуки ваших Владык и повелителей испили Не меньше вас из горькой чаши рабства!»

И В А Н Б У Н И Н.

«ПЕСНЯ ПРОЛЕТАРИЕВ»

Кто добыл во тьме рудников миллионы?
Кто сталь для солдатских штыков отточил?
Воздвиг из гранита и мрамора троны,
В ненастье и холод за плугом ходил?
Кто дал богачам и вино и пшеницу
И горько томится в нужде безысходной?
Не ты ль, пролетарий, рабочий голодный?
Кто с ранней зари и до поздней полночи
Стонал, надрывался под грохот машин,
Тяжелым трудом ослеплял себе очи,
Чтоб в роскоши жил фабрикант-господин?
Кто мощно вертит колесо мировое
И гибнет бесправным, как червь непригодный?
Не ты ль, пролетарий, рабочий голодный?
Кто гнету насилья века обрекался,
В оковах неволи боролся и жил,
Под знаменем красным геройски сражался
И кровь неповинную жертвенно лил?
О вестник победы!.. Титан непреклонный!
Ты молнии бросил из сумрака ночи…
Вперед — на борьбу, пролетарий, рабочий!..
Пусть пламя борьбы разрастется пожаром
И бурей пройдет среди братьев всех стран!..
Твердыни насилья мы рушим недаром…
Могуч и един наш воинственный стан…
Победно мы строим мир новый, свободный…
Пусть враг нас встречает предательством черным!
Победа близка, пролетарий голодный!..

А. БОГДАНОВ-ВОЛЖСКИЙ.

(продолжение следует)

1.0x