Авторский блог Светлана Тишкина 17:07 12 июля 2017

Первые шаги в Церковь

                О духовных беседах и выборе крёстных     



Первые шаги в Церковь

О духовных беседах и выборе крёстных

Сегодня я пришла в Свято-Казанский храм к архимандриту Тихону (Ильгову), благочинному Луганского округа №2, руководителю епархиального отдела по делам молодёжи, чтобы задать вопросы, ответы на которые ищут те, кто делает первые шаги в Церковь нашу святую.

– Отец Тихон, к Вам приходят люди со своими страхами, проблемами, переживаниями. Какие вопросы они чаще всего задают?

– Нельзя сказать, что какие-то вопросы чаще задают люди, а какие-то – реже, по той причине, что любой человек, который приходит в храм, имеет возможность пообщаться со священником (то ли со мной, то ли со служащим, то ли с требным), который каждому человеку может уделить своё внимание. Вопросы люди задают самые разноплановые, потому что у каждого человека есть свои мысли, своё духовное возрастание. У кого-то возникают серьёзные вопросы по духовной жизни, у кого-то – семейные и бытовые, а у кого-то – новоначальные. Когда человек только приходит в храм, ему всё интересно и, естественно, что он сталкивается с вопросами, на которые не находит ответа самостоятельно.

Поначалу, в большей степени, люди могут интересоваться самим богослужением, вопросами, которые возникают во время молитвы. Когда человек молится, ему какие-то слова или фразы могут быть непонятны. Некоторые спрашивают, как правильно подготовиться к исповеди и причастию. Когда в церковь приходит новоначальный человек, чаще всего встреча со священником оборачивается не ответом на какой-то один вопрос, а обстоятельной беседой, потому что человека нужно привлечь к пониманию того, что духовная жизнь является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И как мы будем строить наши духовные приоритеты в жизни, так и будут складываться наши дальнейшие поступки и действия на протяжении всей жизнедеятельности.

– О. Тихон, посоветуйте этим новоначальным людям, как и когда им лучше подходить к батюшке с личными вопросами. Ведь на службе не прервёшь священника и складывается такое впечатление, что батюшка недоступен.

– Конечно же, батюшка недоступен во время богослужения. Это однозначно. Либо совершается Божественная литургия, либо молебен, либо всенощное бдение, либо какая-то треба, никто ни на какие вопросы отвечать не будет, потому что непосредственно идёт молитва, на которой священник стоит перед Богом, перед Престолом Всевышнего и от лица верующего народа просит за верующий народ. Лучше всего с личным вопросом подойти тогда, когда нет богослужения: в будние дни, когда батюшка более свободен, либо в праздничные и воскресные дни по окончанию богослужений. Когда заканчивается служба, священник обычно говорит проповедь-наставление и потом всем подаёт крест. Вот когда человек подходит к кресту, он может спросить: «Батюшка, можно с вами пообщаться?» И священник уже заранее понимает, что у него предстоит беседа и говорит человеку, чтобы он ожидал его.

В нашем храме есть свой распорядок, есть свечница на свечном ящике, которая знает расписание священника, что и за чем у него идёт по внутреннему расписанию. Она тоже может записать человека на беседу. Очень важно, чтобы человек не просто пришёл в храм, приложился к иконам, свечку поставил, развернулся и ушёл, а чтобы человек начинал жить верой православной, поэтому вот такие беседы необходимы. И пусть люди не боятся подходить к батюшкам, потому что священники понимают значимость жизни духовной, которая должна стать приоритетом для человека, для всей его семьи, для общества и для самой Церкви Христовой.

– А много ли заблуждений приходится рассеивать?

– Как таковых веяний сектантских, слава Богу, в православной среде у нас здесь не наблюдается. В основном, людей можно разделить на два типа. Первый тип людей это те, которые интересуются и ищут, где правда, где истина, где то, как правильно понимать какие-то явления. Такие люди задают вопросы, высказывают своё суждение, священник им отвечает, поправляет, если они не правы в чём-то, корректирует их логику рассуждения, и они понимают в какое русло им двигаться дальше.

А есть люди второго типа, которые приходят, в некотором смысле, закостенелые в своём понимании. И не важно в чём: либо в догматическом понимании, либо в нравственном плане, либо в бытовом отношении. Человек не понимает, но проявляет свою гордость и эгоизм, пытаясь ещё и в своём мнении убедить священника. С такими людьми, конечно, тяжелее работать, сложнее общаться, но, однако же, священник им показывает другую точку зрения, и говорит, что не обязательно то, что они считают правильным, является догматом. Это, прежде всего, их субъективная точка зрения, но она, порой, может привести человека к неправильному приоритету христианина в жизни. На это указывается в мягкой христианской форме, чтобы человека не обидеть, потому что он пришёл на общение всё-таки. И если человек готов слушать, то он воспринимает сказанное ему. Если не готов, то он не воспринимает доводов священника.

Недавно было у меня общение с одной женщиной, которая высказала мнение, что Бог есть «Абсолют» и начала приводить к этому примеры, полностью изменяя сущность Бога по догматическому учению веры. Я сначала думал, что это просто её ошибочное мнение, но когда услышал, что это её непосредственное утверждение, в котором она пытается убедить и меня, то я сказал ей, что христианство не приемлет её мнение по той причине, что мнение Церкви каким образом определять понятие бытия Бога уже сложилось в первые века христианства. У нас с ней была долгая беседа. У человека, конечно, были свои внутренние проблемы, поэтому, одно наложилось на другое. Надеюсь, что женщина эта услышала меня.

– Батюшка, многие люди мало знают о таинстве крещения, кого можно выбирать в крестные для ребёнка и как готовиться нужно крестным, чтобы не попадать в неловкое положение. Разоблачите ещё одно заблуждение, что роль крестного – всего-то в церкви постоять и ребёнка подержать во время таинства.

– Это очень важный вопрос, касательно всего нашего населения, потому что каждого человека могут пригласить стать крестным или крестной. Согласно православной традиции, в крестные ребёнку можно выбирать только православного человека. Желательно, чтобы он был знаком с церковными традициями и жил жизнью Церкви: для мальчика крёстный – мужчина, для девочки – женщина. Их обязанность научить крестника основам веры христианской и молитве. Крестными не могут быть родные отец и мать ребенка. Остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сёстры могут быть крестными. В миру сложилось досужее мнение, что муж и жена (из другой семьи) не могут быть крёстными у одного ребёнка. Это не так. Согласно Указа Святейшего Синода РПЦ 1810, 1837 года, муж и жена могут быть крёстными родителями чужого ребёнка. Это не является препятствием к их браку или поводом к его расторжению. Кроме этого, и беременная, и незамужняя женщины также могут быть крёстными и мальчиков и девочек.

Когда наступил перестроечный период 90-х, то там были распространены массовые крещения. Священники руководствовались только ответом на вопрос: «Имеете ли вы веру креститься во имя Святой Троицы, принять крещение в Православии?» Люди говорили «да» и их крестили в разных регионах, бывало, и сотнями за один раз. На тот момент это было правильно, потому что люди, принимая веру, воспринимали на себя часть христианской жизни. Далее Церковь более утверждалась в перестроечный период и вырабатывались некие правила понимания, что крёстный – это не обязательно прийти на день рождения, подарить ребёнку подарок и повыпивать с кумовьями, а крёстная или крёстный – должны нести ответственность за то чадо, за которое они дали ответ Богу.

По решению Синода Русской Православной Церкви, а так же местных епархиальных советов, эти вопросы обрели установленное правило. Есть такое понятие – катехизация перед таинством крещения, называется это «огласительные беседы». Если человек приходит и говорит «Мы хотим покрестить ребёнка», то, конечно, это желание приветствуется. С теми, кто будут крёстными родителями, священник проводит серию бесед, чтобы они понимали, что такое христианство и во что мы верим и, если не знают наизусть, то хотя бы бегло с листа могли прочитать молитву «Символ веры».

Они должны знать обязанности крёстной и крёстного по отношению к своему будущему чаду. Жизнь церкви тоже в этом обязательна, потому что ребёнка не только нужно покрестить, но его ещё нужно воцерковлять, учить молитве, приводить в храм, привлекать к участию в таинствах. То есть, такая практика, когда покрестили и на этом вся духовная жизнь завершилась, остаётся в прошлом. Крёстные родители наравне с родителями должны водить своих крестников в храм на причастие, на службу, в воскресную школу.

Сейчас к этому вопросу серьёзно относятся на всей территории Русской Православной Церкви. Для того, чтобы духовные родители чему-то обучали своих крестников, они и сами должны что-то знать, их самих нужно чему-то обучить. Вот сейчас и внедрено такое правило, по которому об окончании курсов согласительных бесед человек получает документ, что он прошёл обучение. На основании этого документа священник имеет право крестить. Об этом было распоряжение и Патриарха РПЦ (МП) и нашего правящего архиерея. Так должно быть в каждом храме, потому что наши крещёные дети – это потенциальные чада нашей церкви.

Родители же ради чего-то выбрали наш храм для крещения своего ребёнка. Либо они прихожане наши, либо бабушка их сюда ходит или ходила, либо кого-то крестили здесь из их родственников. Их дети – это и наши дети, которые здесь будут развиваться, заниматься в воскресной школе и так далее. Это всё жизнь церкви, это ещё и преемственность поколений, то есть необходимость.

– Батюшка, а как вы младенцев причащаете? Ведь им на первых месяцах жизни ещё и прикорм врачи не разрешают.

– Подход разный есть. Если это вообще грудной ребёнок, то причащаем «Кровью Христовой», а если уже ребёнок может взять частичку, то тогда причащаем частичкой «Тела Христова» с «Кровью Христовой». Но это уже практическая сторона таинства. Священник сам видит и, в дополнение, ещё и спрашивает у родителей причащался ранее младенец или нет, сможет он принять частицу или пока нет. Ребёнок есть ребёнок, за этим нужно внимательно следить.

Беседовала Светлана ТИШКИНА

1.0x