ПЕРВАЯ ИЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ЧЬИ КАРТИНЫ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЛУВРЕ
Авторский блог Евпраксия Макошева 21:01 8 августа 2019

ПЕРВАЯ ИЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ЧЬИ КАРТИНЫ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЛУВРЕ

До 22 августа в Ново-Иерусалимском подмосковном музейно-монастырском комплексе г.Истры открыта выставка работ Марии Башкирцевой из собрания редкостей коллекционеров семьи Швец.
1


    ПЕРВАЯ  ИЗ  РУССКИХ  ХУДОЖНИКОВ, ЧЬИ РАБОТЫ ЭКСПОНИРОВАЛИСЬ

                                                 В   ЛУВРЕ


                                       МАРИЯ     БАШКИРЦЕВА

   Сегодня я выбрала несколько иной формат для своей публикации, в которой главное слово отдаю собирательнице работ Марии Башкирцевой, самоотверженно отдающей своему делу годы увлечённого труда, Татьяне Дмитриевне Швец, директору фонда имени Марии Башкирцевой. Её статья о Марии опубликована чуть ниже, после моего краткого предисловия. 


 Мы встретились с ней на выставке работ известнейшей в мире в конце  XIX - начале XX века русской художницы, писательницы и вокалистки, которая в настоящее время незаслуженно позабыта на Родине и уже почти неизвестна широкой публике, но имя которой в каталогах выставок прошлых двух столетий стояло в одном ряду с именами Васнецова, Шишкина, Репина, Левитана, Боголюбова...  Дневник, содержавший прямые и откровенные высказывания, мысли и наблюдения юной девушки, ставшей затем молодой женщиной передового, социально и политически активного слоя европейцев, взорвал общественность и стал бестселлером не только во Франции, но и во всей Европе конца XIX века.
  Радостно, что в России находятся сегодня люди, возвращающие нам, соотечественникам, утраченные и разбросанные по частным коллекциям всего мира работы нашей великой предшественницы, ушедшей из жизни совсем молодой, особенно учитывая, какое огромное и разнообразное наследие успела оставить. 

Выставка, до 22 августа проходящая в современном музейном комплексе подмосковного монастырского Ново-Иерусалимского ансамбля вместе с другими потрясающими художественными выставками комплекса и недавно открывшейся золотой коллекцией, соперничающей по праву с коллекций оружейной палаты, включает все работы Марии Башкирцевой, которые удалось за последние десятилетия собрать во всём мире семье Татьяны Дмитриевны и Николая Николаевича Швец. Некоторые живописные работы были приобретены ими совсем недавно и представляют жемчужину коллекции, так как считались утраченными,- последнее упоминание о них содержалось в каталоге посмертной выставки, а в последующие сто тридцать лет о них ничего не было известно. Поиск наследия Башкирцевой семья Швец ведёт постоянно, изучая материалы архивов и музеев России и других стран.
 В любом случае, музей Нового Иерусалима совместно с собирателями сегодня предоставил нам возможность увидеть большое количество конкурсных работ Марии парижского периода жизни, в которые были вложены все старания и умения художницы, желавшей добиться победы.

 

  Целью семьи Швец сегодня остаётся мечта о музее имени Башкирцевой на её Родине, где ими куплена земля на месте бывшего имения рода художницы. Ну и конечно, организация выставки, где могли бы быть одновременно собраны все картины Башкирцевой, находящиеся в разных музеях мира. Не только в Лувре, но и в Метрополитен-музее США, в Одене, в Ницце, в Чикаго, Днепропетровске, Красноярске, Русском музее Петербурга и многих-многих других. Итак, ниже статья Татьяны Дмитриевны Швец о Марии Башкирцевой:

                  Две грани её блистательного таланта
 
      «Я видел её только раз,
         я видел её в течение одного часа,
         я не забуду её никогда…» - писал французский поэт Франсуа Коппе о своей встрече     с Марией Башкирцевой.Её личность привлекала внимание многих выдающихся людей того времени, даже сегодня ею восхищаются те, кто хотя бы раз увидел её полотна или прочитал её «Дневник».Она прожила всего неполных 26 лет, но успела оставить в искусстве и в литературе свой яркий след, покорив сердца людей благодаря настоящему мастерству живописца и искреннему слову писателя. Среди многих талантов, которыми была наделена Мария, именно живопись и литература принесли ей известность. Главным героем её литературного произведения, её исповедального дневника, была она сама - женщина-художница, преодолевающая все препятствия судьбы и условности своего времени.  
Двое... Два гения в хрупком теле юной девушки, чахнущей от туберкулеза. Но обо всем по порядку...  
  Долгое время годом её рождения считали 1860-й: этот год высечен на стене часовни на могиле Марии на кладбищеПасси в Париже. Однако, сомнения возникли после того, как французская исследовательница Колет Коснье изучила рукописи дневника Башкирцевой, хранящиеся в Национальной Библиотеке Франции. Она обнаружила, что при подготовке к изданию его текст был подвергнут серьёзной цензуре: из него были изъяты целые страницы, вычеркнуты многие события, исправлены даты. КолетКоснье сделала вывод, что родные скрывали истину о дате рождения Марии. Причиной тому явились семейные тайны, связанные с невозможностью публично объявить о настоящей дате рождении дочери. Подтвердить это удалось только в 2007 году, когда в Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга было обнаружено личное дело её отца, в нём были указаны даты рождения его детей - Марии и Павла. Предположение Колет Коснье оказалось верным: Мария родилась 12 ноября 1858 года (24 ноября по новому стилю).
    Мария родилась в дворянской семье в имении Гавронцына Полтавщине. Отец, Константин Павлович Башкирцев, отставной военный, был предводителем уездного дворянства. Мать, Мария Степановна, принадлежала к старинному дворянскому роду Бабаниных. Семейная жизнь её родителей не сложилась. Вскоре после рождения детей, Марии и Павла, Мария Степановна ушла от мужа и вернулась с детьми в имение своего отца в селе ЧерняковкаЧутовского уезда, где и прошли детские годы Марии. В 1870 году  вместе с матерью и её родными она уехала за границу. После двухлетнего путешествия по Европе семейство поселилось на юге Франции, в г. Ницца.
  Первая детская влюблённость побудила Марию начать вести дневник. Она росла впечатлительной, склонной к самоанализу, жила скрытой от окружающих напряжённой духовной жизнью и не находила понимания среди своих родственников, поэтому всё сокровенное она доверяла лишьсвоему дневнику. Её дневник – это правдивая исповедь обо всех событиях её жизни, это ежедневные наблюдения за состоянием собственной души без лицемерия и обмана: «…Я писала и пишу безусловно искренно именно потому, что надеюсь быть изданной и прочитанной. Если бы эта книга не представляла точной, абсолютной, строгой правды, она не имела бы никакого смысла. И я не только все время говорю то, что думаю, но могу сказать, что никогда, ни на одну минуту не хотела смягчать того, что могло бы выставить меня в смешном или невыгодном свете». 
    С самого детства ею владело неудержимое стремление к славе. В славе и только в славе она полагала цель своей жизни: «Слава, популярность, известность повсюду – вот мои грёзы, мои мечты». Возможно, причиной тому послужила скандальная репутация семьи Бабаниных: пьяныевыходки беспутного дядюшки Жоржа (родного брата её матери), замужество её тёти Надежды с престарелым вдовцом Фадеем Романовым, наследники которого обвинили Бабаниных в его отравлении и завладении его богатым наследством. Всё это порождало сплетни и пересуды ижестоко ранило хрупкую душу юной Марии. Поэтому она стремилась добиться успеха и славы, самоутвердиться,покорив сердца людей своим талантом: «Я же постараюсь дать обществу пример, показавши ему в себе женщину, ставшую чем-то, несмотря на все препятствия, которые оно создавало ей».
  Окружённая ежедневной заботой родных, Мария рославластной и самолюбивой. Но именно эти качества всочетании с её одарённостью, твёрдостью характера иневероятным трудолюбием сыграли важную роль в продвижении к известности и славе.
   С юного возраста Мария тянулась к знаниям: «В 12 лет я попросила дать мне учителей, я сама составила программу. Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно…». За пять месяцев занятий она освоила курс, который в лицее проходили за три года: литература, история, математика, физика, химия, естественные науки. Она серьёзно увлеклась философией, много читала. Кроме русского и французского языков Мария владела английским и итальянским, самостоятельно выучила латынь и древнегреческий, чтобы знакомиться с произведениями античных авторов в оригинале. Мария с поразительной лёгкостью овладела игрой на гитаре, мандолине, цитре, арфе и рояле. Природа наделила её удивительно красивым голосом меццо-сопрано и ярким драматическим талантом. Девушка мечтала статьпевицей, строила большие планы: «Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…» В 1876 она пришла на прослушивание к известному парижскому знатоку вокала, профессору Вартэлю, который высоко оценил её вокальные данные и даже пророчил ей блестящее будущее певицы. Но жестокая болезнь помешала её планам. После очередной простуды Мария лишилась своего прекрасного голоса, а затем начала постепенно глохнуть. Крушение заветной мечты приводило девушку в отчаяние, но её творческая натура все же нашла возможность проявить свои дарования. В дневнике она записывает: «Бог оставил мне живопись… Я хочу от всего отказаться ради живописи».
  В 1877 году вместе с родными Мария переезжает в Париж и поступает в частную Академию живописи РодольфаЖюлиана. Это событие стало поворотным моментом в её жизни. Метущейся душой Марии овладевает единственная страсть – страсть к живописи:
«Искусство! Если бы передо мною не стояло это магическое слово, я бы, кажется, умерла. Я представляю его себе как светлую звезду — там, где-то, вдали, и я забываю все остальное, и я пойду к нему, устремив глаза к этому свету». Её коллеги и преподаватели поначалу воспринимали её желание стать художницей, как каприз богатой аристократки, но уже очень скоро Жюлиан сообщилеё матери: «Я думал, что это каприз балованного ребёнка, но, должен сознаться, она действительно работает, у неё есть воля и она действительно хорошо одарена».
   Настойчивость и поразительное трудолюбие Марии в сочетании с выдающимися способностями принесли первые плоды. Мария быстро догоняет своих коллег по мастерской и уже через пятнадцать месяцев после начала учёбы (в январе 1879 г.) получает медаль на конкурсе среди учениц Академии. А весной 1880 года на знаменитом парижском Салоне (ежегодной художественной выставке) впервые была выставлена её картина – «Молодая женщина, читающая «К вопросу о разводе» Александра Дюма», подписанная Мари Константен Рюс. Большое дарование Башкирцевой проявилось и в выборе сюжета. Тема развода была выбрана ею не случайно, актуальность этой темы была связана с зарождением феминистического движения в Европе. На картине изображена Дина Бабанина (двоюродная сестра Марии), увлечённо читающая книгу, вызвавшую в обществецелую бурю споров о необходимости законодательноразрешить развод.
  На Салон 1881 года Мария готовит огромное полотно «В мастерской Жюлиана», подписывая его Мадемуазель Андрей. Произведение отличалось сложной и удачной композицией, твердостью рисунка и теплотой колорита. Всего за несколько лет Мария создала множество этюдов, рисунков и живописных полотен: «Портрет Дины», «Три улыбки», «Портрет мадам Р.В.», «Портрет БожидараКарагеоргиевича», «Дождевой зонтик», «Автопортрет с палитрой», «Приговорённый к смерти». Параллельно с масляной живописью она работала в технике пастели, которая позволяла ей добиваться нежнейших нюансов в передаче цвета. Мария пробовала себя и в скульптуре, создала несколько этюдов, работала над скульптурой «ГореНавсикаи». Её наставник скульптор Сен-Марсо высоко оценивал её способности.
   Три с половиной года Мария посвятила учёбе в Академии. Отдавая должное успехам своей ученицы, Родольф Жюлианпризнавал: «Теперь вам нужно самой работать; всё, чему можно было научиться, вы изучили». Мария много ездила по городам Франции, Италии, Испании, Германии, изучая произведения классических мастеров, целые дни проводя в картинных галереях. Её суждения об искусстве становились более зрелыми. Особенно она ценила реалистическое искусство, творения великих мастеров прошлого. Из современных художников её особенно восхищало творчество Жюля Бастьен-Лепажа, выдающегося французского художника-реалиста. Его творчество ценили русские художники – В.Суриков, В. Серов, И. Левитан. Знакомство, а затем и дружба с Бастьен-Лепажем оказали значительное влияние на Марию Башкирцеву. В своём творчестве она шла по его стопам, а в общении с ним находила понимание иподдержку. Этот невысокий, не очень красивый человек, выходец из крестьян Лотарингии, трогательно и с любовью изображающий жизнь простых людей и тяжёлый крестьянский труд, стал для неё и наставником, и близким по духу человеком. И как знать, если бы они оба не ушли из жизни так рано (Бастьен-Лепаж умер в 36 лет и пережил Марию всего на полтора месяца), возможно, эта духовная близость переросла бы в настоящую большую любовь?..
    Однако вместе с талантом и успехом стремительно развивалась и неизлечимая болезнь Марии. Её здоровье уже давно было подорвано, всё труднее давалась ей творческая работа из-за сильных болей, слабости и температуры – главных признаков чахотки. Мария обречённо осознавала свою трагедию и спешила работать, превозмогая страдания: «Мне кажется, свеча моя разрезана на четыре части, и она горит со всех концов…». Удовлетворение она находила в работе, по 12-14 часов трудилась за мольбертом: «По временам я чувствую такой сильный подъём духа, такое стремление к чему-нибудь великому, что едва касаюсь ногами земли. Меня только ужасает мысль, что у меня не хватает времени сделать всё, что я хотела бы. Такое состояние, может быть, и обессиливает, но я счастлива».  
  В своём творчестве Башкирцева часто обращалась к образам обездоленных людей – нищих, бедняков,каторжников, деклассированных элементов, называя их просто «выразительные». Особенно проникновенно она изображала детей. В её полотне «Жан и Жак» сливаются высокая поэзия и суровая правда жизни. Мария с особой нежностью изображает двух мальчиков из бедных кварталов. В парижской прессе незамедлительно появляются отзывы об этой картине, выставленной на Салоне 1883 года. Газета «Журналь дез артист» пишет: «Мадемуазель Башкирцева постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз… Эта умная и неустрашимая художница много работает и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине». Русская пресса также обратила внимание на молодую талантливую соотечественницу. Журнал «Новое время» публикует статью, посвящённую Башкирцевой, а«Всемирная иллюстрация» поместила репродукцию картины «Жан и Жак» на первой странице.
    В 1884 году жанровая картина «Митинг» принесла Марии настоящее признание, картина понравилась публике, была отмечена прессой. Это полотно поражает прекрасной композицией, богатством образов простых уличных мальчишек, тонко переданной атмосферой их взаимоотношений. Картина настолько хороша, что некоторые критики выражали сомнение в её авторстве, усматривая в ней руку Бастьен-Лепажа. Однако большинство критиков, признавая бесспорное его влияние на творчество Башкирцевой, вместе с тем отмечали яркую самобытность её полотен.
 Мария принимает участие в выставке, организованнойобществом женщин-художниц, где экспонируется её картина-триптих «Три улыбки». А 19 марта 1884 года «Кружок русских художников» под руководством А.П. Боголюбова единогласно избирает её своим членом.
    В последние годы жизни Мария обращается к одному из самых драматических сюжетов Евангелия, к днямоплакивания Христа. Этот сюжет она воплотила в полотне «Святые жёны у могилы Христа», которое, к сожалению,так и не успела закончить (теперь оно находится в часовне на её могиле). Она написала много этюдов для этой картины, один из которых подарила художникуБоголюбову. Её работы «Митинг», «Портрет Армандины» и «Парижанка» были куплены французским правительством для парижских музеев. Мария Башкирцева стала первой среди русских художников, чьи картины экспонировались в Лувре.
    После отъезда за границу Мария трижды побывала на родине: в 1876-м, 1881-м и 1882 годах. Любимые с детства картины родной природы, общение с отцом, с простыми крестьянами, участие в народных праздниках, знакомство с творчеством русских писателей, паломническая поездка в Киево-Печерскую Лавру, – всё это значительно обогатило её духовно. Почти половину жизни Мария прожила во Франции, но всё же она не утратила внутренней связи с родиной, что положительно повлияло на всё её творчество.
  Уже в юности Мария всё чаще задумывалась о смерти, предчувствуя свою раннюю кончину: «Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться, и в конце концов – забвение, как будто бы никогда и не существовала…». Её волновала судьба заветного дневника, она надеялась, что когда-нибудь он будет издан: «Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в роли великой художницы; но, если я умру молодою, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным». Она пытается доверить рукопись уважаемому писателю, который сумел бы оценить этот «человеческий документ». Ей кажется, что именно писатели с их знанием человеческой души и сердца, с их пониманиемжизни и любви способны на благородство. Она обращается к Дюма-сыну, но он не ответил на её письмо. Тогда в марте1884 года Мария пишет письмо Мопассану в надежде, что после ее смерти он сумеет обеспечить ее Дневнику полную сохранность и неприкосновенность, если только ей удастся его заинтересовать, ведь он так избалован женским вниманием. Мопассан был заинтригован посланием умной и, несомненно, талантливой незнакомки. Поначалу его письма почти равнодушны, потом подозрительны, потом холодны и высокомерны, порой даже циничны. Этапереписка полна самой острой и ядовитой полемики. Огорчённая неуважительным характером одного из его писем, Мария прекратила переписку и не согласилась на встречу, о которой просил писатель.      
    Короткая, но такая насыщенная жизнь Марии Башкирцевой оборвалась 31 октября 1884 года на двадцать шестом году жизни. Её похоронили на кладбище Пасси в Париже. Через год на её могиле была возведена часовня, построенная по проекту архитектора Эмиля Бастьен-Лепажа, брата художника.
   В 1885 году Обществом женщин-художниц в Париже была организована посмертная выставка работ Марии Башкирцевой. На ней было представлено 100 живописных работ, 6 пастелей, 35 рисунков и 5 скульптур. В наше время её картины являются достоянием известных музеев Франции, России, Украины, Греции, Нидерландов, Сербии, Чехии, США. Музеи этих стран располагают одной-двумя работами художницы. И только в художественном музее Ниццы и в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранятся небольшие собрания её картин и рисунков. В 1908 году мать художницы передала более ста её работ в музей АлександраIII (ныне Государственный Русский музей) в Санкт-Петербурге. Здесь сейчас хранятся только 8 полотен и 13 рисунков, остальные 127 работ (среди них – эскизы, скульптурные этюды и полотна) в 1932 году были переданы на Украину по просьбе украинских работников искусства. К сожалению, в годы Великой отечественной войны большинство этих работ были утрачены. Среди них были особенно ценные: «Девушка и смерть», «Украинка», «Приговорённый к смерти», «Портрет Клер Карнобер», «Портрет госпожи Брисбен». Некоторые из них мы можем видеть на чёрно-белых фотографиях, недавно обнаруженных в фототеке Государственного Русского музея.
   В 1887 году, через три года после смерти Марии, в Париже был издан «Дневник Марии Башкирцевой» под редакциейАндрэ Терье. При подготовке первого издания «Дневника» из него было тщательно удалено всё, что бросало тень на репутацию родственников и на саму Марию, изменены некоторые записи и даже возраст Марии. Читателю надлежало видеть в ней не творческую, метущуюся натуру, не профессионального живописца, а юную аристократку, похищенную внезапной смертью.
    Вскоре после публикации «Дневник» стал одной из самых читаемых книг во Франции. Он многократно переиздавался и был переведён на все европейские языки. В России «Дневник» вышел отдельной книгой в 1893 году в Санкт-Петербурге в переводе Любови Гуревич.
  Многие выдающихся современники Марии Башкирцевойписали о ней: Франсуа Коппе, Уильям Гладстон, Анатоль Франс. Западная критика больше ощущала русскостьхудожницы, чем соотечественники, чьи отклики на её «Дневник» были неоднозначными. Ни Толстой, ни Чехов, эти великие хирурги человеческих душ, не оценили его. Но были и совсем другие мнения. Юный поэт, будущий глава символистов Валерий Брюсов писал: «Ничто так не воскрешает меня, как «Дневник» Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».Футурист Велимир Хлебников называл эту книгу«уникальным явлением мировой культуры… точным дневником духа». Илья Репин замечал в одном из писем:«По-моему, это была исключительная натура, конечно, недюжинная. Дерзость, отвага, самомнение в юные годы сопровождали многих гениальных людей. Она умерла так молода. А при такой кипучей идеями голове она, конечно, пошла бы гораздо дальше своего ментора Бастьена…». С.А. Андреевский – один из первых критиков, давший высокую оценку «Дневнику», в 1887 году писал: «Это книга единственная, которая никогда ещё не имела себе подобных и едва ли когда-нибудь повторится». Жажду славы и желание навсегда остаться в памяти человечества он считал признаком большого художественного таланта.
   Личность Марии Башкирцевой оказала сильное влияние и на юную Марину Цветаеву, которая считала Башкирцеву своим идеалом и посвятила ей свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». В письме В. Розанову она писала:«Марию Башкирцеву я люблю безумно, с безумной болью. Я целых два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама».
   «Дневник» Марии Башкирцевой, запечатлевший её жизнь с 12-летнего возраста и до самой смерти, позволяет читателюувидеть постепенное превращение самолюбивой, жаждущей славы, девочки-подростка в гуманную художницу, способную к состраданию, умеющую заглянуть в самую душу своего героя и распознать в ней всю глубину человеческой драмы. Последние записи в дневнике свидетельствуют, что слава, которой так жаждала она в юности, перестала быть главным устремлением в её жизни,творчество стало целью её существования. Но жизнь оказалась так коротка...
     Мечта Марии «остаться на земле во что бы то ни стало» осуществилась благодаря творениям её сердца и разума, в которых заключены талант, мысль, воля и страсть. Еёпрекрасные полотна по-прежнему волнуют, восхищают и вдохновляют каждого, кто прикасается к её уникальному творческому наследию.
    Чтобы сохранить память о знаменитой соотечественнице, в 2007 году в Москве был создан фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой». Его цель – популяризация творческого наследия Башкирцевой и создание музея на родине художницы. Для этого проводится работа по поиску утраченных картин и рисунков, фотографий, писем, документов и личных вещей Марии Башкирцевой, готовится к изданию на русском языке полный авторский текст её «Дневника». Проводятся международные конференции и дни памяти Марии Башкирцевой: на её родине в Полтаве, в Русском культурном центре в Париже, в Доме Русского зарубежья в Москве. В конце апреля в музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) откроется выставка, посвящённая жизни и творчеству Марии Башкирцевой. Впервые широкой публике будут представлены ранее неизвестные её полотна и рисунки, уникальные фотографии, личные вещи и первые издания «Дневника».
   В 2018 год был издан иллюстрированный альбома «Мария Башкирцева. Избранница судьбы», посвящённый 160-летию со дня её рождения. В этой книге собраны статьи о личности Башкирцевой, о её таланте живописца, литератора и музыканта, документы и уникальные фотографии Марии и её близких, в альбоме впервые представлен полный каталог её произведений, рассеянных по миру. 
  Однако есть вопросы, требующие особенного внимания и безотлагательных действий. Речь идёт о часовне на могиле Марии Башкирцевой на кладбище Пасси в Париже. Эта часовня, построенная по проекту французского архитектора Эмиля Бастьен-Лепажа, раньше представляла собой небольшой мемориальный музей, наполненный личными вещами художницы. Особую ценность представлялобольшое живописное полотно «Святые жёны у могилы Христа», которое теперь находится в удручающем состоянии. Ведь прошло уже 135 лет со дня смерти Башкирцевой, и за всё это время часовня не ремонтировалась, крыша её протекает, внутреннее убранство покрыто слоем плесени, а исторические ценности в этих условиях стремительно разрушаются.
  Власти Парижа ничего не предпринимают для спасения могилы Марии Башкирцевой, считая её частной собственностью (при этом имена владельцев не разглашаются), поэтому не занимаются ни реставрацией, ни спасением ценной картины, в то же время - не позволяют почитателям Башкирцевой самим что-либо предпринять длясохранения захоронения, полностью закрыв доступ в часовню.
  Обращение в управление кладбищ Парижа, в мэрию Парижа, в Национальную библиотеку Франции (где хранятся рукописи «Дневника») к Министру культурыФранции, в Посольства Франции и России никаких результатов пока не дали. И все же, фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой» надеется на помощь всех неравнодушных людей, способных оказать поддержку всохранении могилы нашей талантливой соотечественницы, творчество которой неразрывно связывает культуры двух стран - России и Франции.
Директор Фонда «Возрождение памяти Марии Башкирцевой»
Татьяна Швец

 

 

 


Материал подготовила Евпраксия Макошьева

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
9 августа 2019 в 13:26

Спасибо!