Авторский блог Агамали Мамедов 20:17 8 ноября 2018

Персидская глинопись. Законы Кей Кобада

легендарный Царь Лохрасп (Арватаспа) собрал из лоскутков империю персов
0

Долго правил Лохрасп - потомок великого Кей Кобада, железной рукой соединил он Великую страну персов. Орлиным взглядом он осматривал свои владения, переданные ему в правление Кей Кавусом. Притихли все соседи, перестали заглядываться на персидские земли. И Запад и Север не помышляли о персидском богатстве более. На Востоке давно сидел на троне его поданный, а Юг охранял самый большой в мире флот. Когда все корабли вставали в ряд… не виден был горизонт. От всплеска весел начиналась буря на море. Ежедневно более 50 караванов привозили дань. Множилось богатство Персии великой, которой он служил каждой частицей своего тела и души своей. Но все равно не был спокоен Лохрасп, многое он повидал. Слишком многое. Не зря весь лоб был иссечен морщинами. Не зря он ходил к мудрецам и пророкам всех мастей. Видел и взлёт государств и крах. Видел как Слово создавало страну и как оно рушило всё. Долго он правил, многих он принимал из других стран. И внимательно слушал, слушал подолгу и внимал. Умел он слушать. И грусть нападала на великого Царя. И ведь не поймут его со временем, будут проклинать его, не будет ему нигде покоя. Кому объяснишь, что он все делал для своей страны. Помнил он древнюю притчу о том, что не сохранившие своих волков, будут охраняемы чужими собаками. Крепко он запомнил это. И следовал этому. Надо было быть жестоким, он становился таким, подкупить кого-то, он не чурался этого. Правда, не сам, а через других. Не Волчье дело это - торговаться. Не мог он понять этих менял, поощрял, но не понимал. Здоровый свободный мужчина, сменивший боевого коня на лавку не вызывал доверия. Но он пользовался их услугами, они помогали выкупить из плена его воинов, покупали слонов и верблюдов. Никто из приближенных не смел заниматься этим, даже изредка. Слишком уж «прилипала» душа их к сему делу. Поторговавшись раз, они теряли доблесть в боях. Крепко это усвоил Лохрасп. Говорили ему странники, что великие государства были завоеваны «карликами», ибо некому было воевать. Неприступные крепости просто предавались охраной. Все торговали. И всем. Сказал он своему народу: «Торговать можно, но только 2-м из ста и только чужестранцам. Народ мой сеет, пашет, растит детей, защищает это все. Мы не менялы». И назвал это законом Кобада по имени своего великого прародителя. Не всем пришелся сей закон по душе. Роскошь въелась в души многих. Лохрасп, одевшись в лохмотья ходил по площадям и рынкам. И слушал, слушал всех. Он понял, что вельможи и знать уже совсем не хотели воевать и детей своих берегли, пряча в горах и отдаленных деревнях. Хмурился Царь, не мог он это простить своим ветеранам, ведь не торговцами и менялами они вместе росли, делились последней пригоршней риса, прикрывали спины друг друга от стрел. Как же так произошло? Кем же хотят видеть своих детей они? Укутанными в шелка, вместо кожаных грубых доспехов? Спящими вечно дома на мехах, вместо степной ковыли? Не будет так! И издал он 2-й закон Кобада-Все семьи, укрывшие своих детей от военной службы, обязаны продать своих чад с 14 лет мужского пола на 5 зим в рабство. Половина денег в государеву казну, половина вам на содержание. Не хотели трудностей детям, берегли от невзгод. Значит, они получат это по-другому и сполна. Дети сами возмужают. Жизнь заставит. Обратно принимаются все юноши. Но владеть землей будет лишь тот, кто сбежал из рабства или выучился наукам. Много задач стояло перед Персией и нужны были ей дерзкие юноши и грамотные тоже. Содрогнулась Персия, такого никогда не было. Ведь они с честью в боях сохранили свою страну. И право на покой и уют заслужили в боях. И пошли гонцы к Лохраспу. Потекли к нему потоком неисчерпаемым друзья. Предлагали подождать чуть, простить их, сменить детей на большее количество рабов. Или просто внести всю сумму в казну. Но непреклонен был Лохрасп. Чтил он законы. И всех приучал к этому. А кто не понимал, тот становился врагом Персии. Это был их выбор, жестокий, но весьма поучительный. Не только наказывал их Царь, он менял чиновников каждые 3 зимы. Управлял южной провинцией, поработай в восточных землях. Пробыл два срока наместником царя, побудь один срок (3 зимы) на охране границ Персии, в дальней крепости. Не давал им обрасти родней и негой роскоши. Подтянулись все, делом занялись. Неизвестно куда следующий раз пошлют, кто дела твои проверяет и как доносит наверх. И что еще проверит царь? Стрельбу из лука с лошади на ходу, гонку на верблюдах, борьбу с разъяренным быком или новое что-то он узнал от странников? А Гайсар (знатный вельможа) жаловался, что ему устроили экзамен по игре в сатрандж (шахматы) и по быстроте запоминания. И Гайсар, не прошедший все это был направлен в дальний караван-сарай в пустыне собирателем подати. И главное, на каждого члена семьи по верблюду для поклажи. И все! Весь нажитый скарб на одного верблюда? Остальное отдать вдовам. Пришлось Гайсару и распустить своих рабов и наложниц. Как же он без них и они без него? И уж давно он не был в пустыне…Не понимал этого Лохрасп. Ведь это же для Персии делается. Нельзя любить и Родину и мишуру драгоценностей. Что-то одно.

Опять он пошёл в пещеры к ветеранам и долго беседовал с ними. Вспоминали боевые походы, друзей, которых потеряли, раны физические и душевные. Долго сидел с ними царь. Многое они обсудили и, конечно же, последние решения Царя. Последним высказался Одноглазый Альшан и сказал жестко: «Ты сам нас приучил все мерить золотом, за каждый город мы получали драгоценности. По-разному это поняли воины твои. Одни это оценили как символический знак нашего воинского братства. А другие как плату за участие. И все теперь будет определяться золотом. Не обессудь за горькие слова. А теперь ты хочешь, что б все разом отказались от этого? Ведь чем дальше мы от сражений, тем величественнее видим свое участие в боях. Так уж человек устроен. И свое богатство он не считает чрезмерным. Он считает, что заслужил это. Ты назначал верных, а требуешь как с умных. Чего же с них взять? Вот и хватает ума у них лишь на наживание добра». Вспыхнул вначале Лохрасп, ведь для них, для верных борцов старался, что б семьи не голодали, пока отцы воюют. Но понял он, понял мелкую душу их, подверженную алчности и зависти. И ушел на 3 ночи в уединение, не ел и не пил он все 3 дня. Вышел внешне спокойным, ни с кем не говорил он. Огорчился Одноглазый Альшан, может зря они, как всегда впрочем, полезли к нему со своей правдой? Но не могли они по-другому. Много сражений они прошли вместе и часто лишь правда спасала их. Да и терять им было нечего. И лет много и клятва верности, еще данная Кей Кобаду Великому. Но умели они ждать. Ждал и Лохрасп. И дождался таки первых самых дерзких, сбежавших из рабства. И когда их стало больше ста, собрал их на Горе в той же священной пещере. Каждый рассказывал о своем рабстве. Подолгу, подробно. Попросил Лохрасп своих боевых друзей (пригодились они вновь) следить за глазами рассказчиков. Убрать лжецов, скрытых трусов, тех, кто жил в рабстве как женщина. Не нужны они. И семьи их заждались, поди. Им вполне можно и иным чем-то заняться, в виде исключения, как же настрадались, небось. Попросил Лохрасп убрать и одержимых местью. Мешать это все будет. Пусть в гарнизоны дальние идут. И осталось их 45. Отважных, дерзких, молодых волков. Далее надо б ума им набраться. Три месяца они оттачивали воинское искусство, отсеялось еще 8. Непреклонны были старики, знали цену учебе. Два часа в день писали стихи и час играли в сатрандж. Отсеялось еще 5. На последнем этапе он сам разбивал глиняные таблички со стихами великих и изображения Великих правителей Персии. И надо было это все собрать с завязанными глазами на ощупь. И осталось их всего 28. За это время ветераны с караванами прошлись по полисам, где в рабстве были отроки. Послушали всех, разузнали все по дням. Дали всем оценку. Правдивую и горькую. Но Лохрасп оставил всех. Просто он знал всем цену. Они будут его проводниками на местах. Собрал их вновь, какая же перемена в них произошла. Заматерели и возмужали Волчата, в глазах не только дерзость, но и ум. Каждый должен был коротко сказать, что в этих странах понравилось и стоит перенять, а что отвергнуть на корню. Рассказали вначале о стране Пирамид. Никто и не понял для чего эти величественные сооружения. Долго спрашивал Лохрасп о них. Живет ли там кто-либо? Охраняют ли они границы? И когда узнал, что это лишь гробницы и служат лишь прославлению умерших, воскликнул: «Не бывать этому у нас!». Внимательно слушал об ирригации, о системе полива. И когда юноша протянул ему свитки с расчетами и схемой, был несказанно рад. Рассказали ему об учении Эбраима, который проповедовал всюду о Едином Боге. Слушал все это Лохрасп и размышлял. Из великой страны Чин принесли ему семена новых растений и производство фарфора. Из страны Больших слонов технологию шелкопрядства. Но не понравился им Восток своей непомерной жестокостью. Не могли они понять, что за разлитую воду можно лишиться головы. И наказания были настолько изощренными, что и невозможно пересказать. Юг отвратил своей привязанностью к торговле. И посему к разрозненности. Рассказали о производстве масел и благовоний. Остались северные страны. Вернее бывшие рабы северных стран. И радовался Лохрасп, что кто-то выучился разводить лошадей, кто-то кузнечному мастерству, а кто-то шитью обуви. Все сгодится в большом Государстве, спокойно стало, растет страна. Все пашут, сеют, куют и растят детей. Но этого мало, надо сохранить Персию, что б говорили на своем языке, поклонялись своим Богам. Вот уже появились некие Моралисты, что призывают всех к миру без войн. «Как же так….» - размышляет Лохрасп… «мы и одной зимы так не проживем. Мы будем постоянно совершенствоваться в морали, допустим. А соседи? Ковать мечи? Нет, не для этого создавалась Персия. Вот и юноши говорят, что единения на севере у них нет, каждый сам по себе. И кто объединил их? Моралист?». Говорили ему мудрецы об Эбраиме, который провозгласил единобожие. Не время это перенимать. Но здесь хоть мысль понятная. Единое государство, единый Правитель и Единый Бог. Что-то назревает… там…. в стране песков. Появилось множество проповедников разных. Но мы подождем. Не сказало Время своего слова. А это самый правдивый Судья!!! Не все законы наши готовы. И обратился он к народу Персии: «Вовеки вечные я вынес Вам истину отцов наших. И будут святы все те, кто следует им. И станут врагам Персии отвергшие их. Мы остаемся и передаем всем нашим поколениям, что мы сыновья великой Персии. Счастлив народ, что встречает Солнце, счастливы те, кто провожает его. И тот, кто постоянно видит снег и чистые прохладные реки. И тот, кто наблюдает за звездами в пустыне ночью один. И пусть будут всегда такими они. Но мы хотим жить у себя. И мы хотим остаться собой. Много нам придется принести священных Жертв, но мы сохраним ее. Будут взлеты и падения. Но чтя законы отцов, мы сохраним Персию!»

P.S.

Для справки: легендарный Персидский Царь Лохрасп (Арватаспа) правил Персией более 120 лет!!! Проявил себя талантливым царём. Издал множество законов. Боролся с идолами. Построил Храм Огня. Собрал из лоскутков империю персов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

27 октября 2018
7 0 10 113
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой