Сообщество «Hi-Hume Research» 17:37 6 сентября 2019

Перепрограммирование смерти

Эволюционный и социальный генезис феномена старости

В.М. Дильман формулирует понятие «история смерти», её генезис в природе и в обществе. Логика такова. В природе одноклеточные были бессмертны, но гибли от малейших изменений внешней среды. Многоклеточные обрели нарастающую автономию от перепадов параметров внешней среды, но получили «внутренние» причины смерти, от «старости».

В обществе побеждая голод, войны и инфекционные эпидемии, человеческая «история смерти» словно повторяет в этом вопросе путь эволюции – «природной истории смерти». По мере развития цивилизации устраняются «внешние» причины смерти, в разы удлиняется средний срок жизни. Но, начиная с определённого возраста (завершения взросления), проявляются «внутренние» причины смерти («возрастные заболевания»)…

1.

В.М. Дильман совершенно не учитывает социально-исторический характер «внутренней» человеческой физиологии, её зависимость от модели жизнедеятельности, сознания (в свою очередь, определяемых уровнем развития производительных сил и общественных отношений).

Дело вовсе не во «внешних» и «внутренних» для организма причинах старения и смерти. Такая постановка вопроса уводит внимание в сторону, изменение «внешних условий» вторично, является фоном.

Смерть в любом случае наступает от внутренних причин, неспособности организма выровнять общий баланс при резком сильном изменении некоторых частных параметров физиологии, восстановиться, регенирировать. Эти внутренние критически опасные изменения соотносятся с жизненными ресурсами организма, «запасом здоровья», адаптационными возможностями, а также с такими причинами, как характер и сила изменений внешней среды и жизнедеятельности самого организма.

На деле речь должна идти о таких изменениях самого организма, которые ведут его не к развитию, а к деградации и гибели. Ответственность за неспособность так развиться, чтобы «прогнуть мир под себя» (изменив и сам мир, и развив самого себя), лежит на самом организме.

Человек способен менять и окружающий мир («внешние факторы»), и самого себя («внутренние факторы») посредством сознательного изменения своей жизнедеятельности (нервно-физической активности и физиологии).

2.

Самое сложное понять, что причиной «возрастных заболеваний» являются не неодолимые «внешние» причины, вроде плохой экологии или «гена старения и смерти». Очень нелегко осознать, что главной причиной является собственная жизнедеятельность взрослого человека, которая не носит абсолютного характера. Точнее, о типе жизнедеятельности взрослых, который можно обозначить как «старящий». Такой имеет в наше время почти что всеобщее распространение.

Именно благодаря ему не какие-то неблагоприятные внешние или генетические причины, а собственная жизнедеятельность взрослого человека становится несовместимой с его дальнейшей жизнью. Почему именно так, и нельзя ли её изменить таким образом, чтобы она не приходила в противоречие сама с собой, не была «самоубийственной»?..

Для явных самоубийц всё достаточно очевидно, и локализовано в единой точке времени-пространства, в единоразовом акте самоубийства. При старении, вызревании факторов, появлении и развитии хронических «возрастных заболеваний», причины намного менее очевидны. Огромная совокупность взаимосвязанных разных причин размыта, рассредоточена в тысячах и тысячах событий, поступков на протяжении десятилетий.

Процессы «старения», деградации взрослого организма являются необходимым, закономерным усугубляющимся результатом многолетнего «старящего образа жизни». Но этот образ жизни не является единственно возможным, не исключает полностью противоположного, развивающего. Определение образа жизни и его выстраивание полностью (или почти полностью) зависят от самого человека.

3.

Таким образом, главными причинами старения и смерти человека на уровне отдельной личности являются:

· отсутствие информации о необходимой связи старения со «старящим образом жизни»;

· полном согласии с «необходимостью» дряхления и смерти от старости;

· нежелании воспринимать иную точку зрения и тем более что-то сделать, чтобы изменить «старящий» образ жизни на «развивающий».

На уровне общества вопрос если и не «отмены смерти», то существенного увеличения полноценного здорового долголетия упирается в необходимость революционных перемен. Если и не общественного устройства в целом (коммунистической революции), то в:

· ряде гуманитарных наук (в первую очередь в социальной философии и медицине),

· общественном сознании (морали, социальной и индивидуальной психологии, моделях «возрастного» поведения);

· распределении трудовых ресурсов;

· пересмотре планов экономического развития;

· организации здравоохранения и социального обеспечении.

4.

В таком ракурсе «возрастные болезни» (по сути старение как таковое на определённом возрастном этапе) есть не что иное, как неумение общества организовать жизнедеятельность взрослых в условиях цивилизации так, чтобы их внутренняя физиология не заходила в гибельный тупик всех известных «возрастных болезней».

Это фактически неспособность, неумение нынешних взрослых человеческих организмов полноценно, не путём деградации, «приспособиться» к многолетней жизни в условиях «чрезмерного» (относительно) изобилия внешних жизненных ресурсов. Что возможно упорядочиванием жизни общества и каждого человека, формированием пресловутых разумных потребностей (полноценно и всесторонне развивающих взрослых).

Коммунистический идеал разумных потребностей не сводится к вечной добровольной «диете». Напротив, речь о бесконечном развитии, всестороннем и гармоничном, об усилении, обогащении, расширении многообразия этих потребностей. Интегральной потребностью выступает потребность в самом развитии, причём ускоряющемся. В таком ключе применительно к взрослому человеку его физиология подстраивается под выполнение этой задачи -- обеспечивать развивающую жизнедеятельность.

Это социально-биологический механизм преодоления унаследованных «пределов роста, развития» функциональным путём, дальнейшим развитием способностей, возможностей взрослого, зрелого организма. Путь профилактики «возрастных болезней цивилизации», самого «старения», расширения полноценного долголетия в «идеальных» физиологических параметрах 25 лет на неопределённо продолжительный возраст.

Источник: BIS Journal

1.0x