Авторский блог Василий Шахов 21:39 10 декабря 2017

"Перемена декораций" или декоративная мобилизация

"Перемена декораций" или декоративная мобилизация

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

«ПЕРЕМЕНА ДЕКОРАЦИЙ» ИЛИ

ДЕКОРАТИВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ-1

………………………………………………………………………………………………………….

Перечислим некоторые «нацеленные» заглавия публицистических эссе, критических откликов, пассионарно-темпераментных комментариев, которые фактически и концептуально выражают с у т ь, самую «сердцевину» злобы дня, «ревущих противоречий», бушующих в растревоженном «человейнике»-социуме; как-то: «Мобилизация или смерть»; «Призрак бродит по планете – призрак дебилизма»; «Зачем нам Олимпиада»; «Лицом к Империи»; «Патриотизм и интеллигентность»; «Паломничество в бундестаг»; «Я обломок страны, совок»; «Крестный и крестница. Наивный вопрос, который некому задать»; «Бунт гражданского общества»…

……………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

Из переполненной Господним гневом чаши Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! — Славянский мир, сомкнись тесней...«Единство, — возвестил оракул наших дней, —Быть может спаяно железом лишь и кровью...» Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней... «ДВА ЕДИНСТВА». Ф. И. Тютчев.

Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Грянь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи, Чашу вселенского горя Всю расплещи!.. Н. А. Некрасов.

«ЧАШУ В С Е Л Е Н С К О Г О горя всю расплещи…»… - взыскующе-настойчиво взывает некрасовский автобиографический герой-повествователь. – «Из переполненной Господним гневом чаши кровь льётся через край и Запад тонет в ней. Кровь хлынет и на вас…» - содрогаясь от боли, мучительно размышляет-пророчествует тютчевский автобиографический повествователь.

«Буря бы грянула что ли? Чаша с краями полна…» - смятение «участника» первой революционной ситуации в России. Накануне первой революции 1905-1907 годов пассионарно настроенный автор (Кржижановский) переведёт с польского языка на русский язык решительное вопрошание: «Кто скажет буре: стой на месте? Чья власть на свете так сильна?». «Буря, скоро грянет буря!» - подтвердит «буревестник Революции» с мятежной Волги.

…Сергей Есенин в Университете Шанявского слушает лекцию профессора-культуролога Юрия Айхенвальда, автора «Этюдов о русских писателях». Вот прозвучало имя Александра Ивановича Левитова; оригинальная характеристика «народного заступника»: «…Левитов не был, подобно Горькому, буревестник, «черной молнии подобный», гордо реющий между тучами и морем и возвещающий, что будет буря. Левитов – это скромная, печальная чайка, низко-низко летающая над морем человеческого страдания, сама зачерпывающая своим крылом его волны, и тихо стонущая жалобным, трогательным, звенящим криком».

«Умирает человек - Народ бессмертен и бессмертен

Поэт, чьи песни - трепет сердца его народа». М. Г о р ь к и й.

Борясь с фальшивой идеализацией народа, революционные демократы и тяготевшие к ним прогрессивные деятели литературы и искусства отдавали должное качествам характера крестьянства и городского рабочего люда, прозорливости народной фантазии, проявлениям свободолюбия; подлинно народное, не погубленное веками кабалы, воспринималось ими как здоровое, естественное, имеющее животворные потенции саморазвития. Н.А. Добролюбов, на новом этапе освободительного движения развивая концепцию Белинского, заявлял: «… под нами есть твёрдая почва – настоящий русский народ».

Идеологическое и эстетическое сложно и противоречиво взаимодействуют в художественном синтезе. Для жанров разночинцев-демократов характерны публицистичность, открытое проявление симпатий и антипатий. Главным критерием, определяющим способы воплощения нравственногор и эстетического идеала, становится народ. Подлинно народные писатели, отмечал Д.И. Писарев, «развивают в своих читателях способность уважать народ, надеяться на него, вдумываться в его интересы, смотреть на совершающиеся события с точки зрения этих интересов, называют злом всё то, что усыпляет, а добром всё то, что будит народное самосознание». Рациональные тенденции, связанные с требованием пробуждения народного самосознания, вызвали сочувственный отклик у деятелей освободительного движения. Прогрессивные литераторы, реализуя смелую мысль Н.А.Добролюбова о «п а р т и и н а р о д а», как носительнице действительных интересов народа, стремились к идейно-художественной консолидации (объединение вокруг революционно-демократических, народнических, а впоследствии, «кружков», типа Суриковского кружка крестьянских писателей).социалистических, марксистских изданий

Народ. Народовластие. Народность…

«…Вчера шёл в Бабурино и… встретил 80-летнего Акима пашущим, емичеву бабу, у которой в дворе нет шубы и один кафтан, потом Марью, у которой муж замёрз и некому рожь свозить, и морит ребёнка, и Трофим, и Халявка, и муж, и жена умерли, и дети их...разбираем, и молимся, чтобы он избавил меня от этой жизни. И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь"

Л. Н. Т о л с т о й. Дневник.

… морочат ребёнка-народ,

Чтоб гнул он покорнее шею…

У щедрой кормилицы нашей земли

Для всех нас довольно и хлеба,

И миртов зелёных, и роз, и любви, -

К чему торопиться на небо?

Г е н р и х Г е й н е

«… Народ, вся нация должна быть героем

истории…»

Г. В. П л е х а н о в

Гейневские строки, вынесенные в эпиграф, Георгий Валентинович Плеханов цитирует в своём обращении «Два слова читателям-рабочим» (Женева, 25 апреля 1885 года).

Н а р о д н о с т ь как идейно-эстетическая категория, её сущность, историческая изменяемость, новаторское содержание получили оригинальную

трактовку в трудах Г.В. Плеханова.

Народность - одна из «ключевых проблем» литературы и искусства,

связующая прошлое, настоящее и будущее духовно-художественного развития человечества. Проблема народности исторически развивалась в тесном сопряжении с проблемой гуманизма.

В основе представления о народности искусства у Плеханова - уважительное отношение к человеку труда, его физическим и духовным

возможностям. Труд, умение, мастерство считались с незапамятных времён мерилом ценности человеческой личности. Фольклорные и литературные памятники отразили вековечные мечты народа о свободном справедливо организованном обществе, об освобождённом труде («Владыкой мира станет

Труд»).

Плеханов прослеживает, как лучшие умы человечества создавали социальные утопии, устремляясь к счастливому будущему, будя народное сознание. Первый русский революционер А.Н. Радищев пророчествовал

о грядущих изменениях в судьбе соотечественников («О народ, народ преславный! Твои поздние потомки Превзойдут тебя во славе Своим мужеством изящным, Мужеством богоподобным, Удивленье всей вселенной, Все преграды, все оплоты Сокрушит рукою сильной, Победит - природу даже, - И пред их могущим взором, Пред лицом их озаренным, Славою побед огромных Ниц падут цари и царства…»). В формировании индивидуальности Радищева - много воспитательных, познавательных аспектов глубокого патриотического значения, которые способствовали становлению народных заступников вплоть до судьбоносных событий ХХ столетия ( в их числе - уроженец Гудаловки).

Поучителен радищевский путь к народу, к постижению народности на уровне мировоззрения революционного демократа.

Плеханов обращает внимание на особенности воспитания Радищева,

постигавшего «народную педагогику». «Народная молва», голоса людей труда трансформировались впоследствии в художественные обобщения огромной

поэтической силы («Путешествие из Петербурга в Москву»). Издавая в Лондоне главный труд первого русского революционера, Герцен сделает

важный акцент-комментарий: мол, Радищев, «едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс».

Радищевское понимание народности, гражданственности, патриотизма новаторски развили А.С. Пушкин, декабристы, демократы, народники.

Несколькими изданиями ( брошюрами) выходило плехановское сочинение « 14-е декабря 1825 года. «Речь, произнесённая на русском собрании в Женеве 14 декабря 1900 года». Плеханов как бы восстанавливает д и а л о г

читателя рубежа Х1Х-ХХ столетий с авторами преддекабристской и декабристской эпохи, цитирует Княжнина («Вадим Новгородский»), Радищева («Вольность»), Пушкина («Чаадаеву»). Рылеевский Наливайко как бы предостерегает-вдохновляет будущих свободолюбцев и народных заступников:

Известно мне: погибель ждёт Без жертв искуплена свобода?

Того, кто первый восстаёт Погибну я за край родной,-

На утеснителей народа, - Я это чувствую, я знаю…

Судьба меня уж обрекла. И радостно, отец святой,

Но где, скажи, когда была Свой жребий я благословляю!

Задушевно-весомые строки посвящены Александру Ивановичу Одоевскому. «Мы умрём, но мы умрём со славой!» - говорил поэт-декабрист перед восстанием.

Кто из революционеров-подпольщиков не читал наизусть сокамерникам, сокаторжникам ответ на послание Пушкина «В Сибирь»?

Струн вещих пламенные звуки Наш скорбный труд не попадёт:

До слуха нашего дошли, Из искры возгорится пламя,

К мечам рванулись наши руки, И просвещенный наш народ

И – лишь оковы обрели. Сберётся под святое знамя.

Но будь спокоен, бард, цепями, Мечи скуём мы из цепей

Своей судьбой гордимся мы И пламя вновь зажжём свободы:

И за затворами тюрьмы Она нагрянет на царей,

В душе смеёмся над царями. И радостно вздохнут народы.

Плеханов стремится постигнуть и раскрыть психологию декабриста, мучительную тайну человеческой индивидуальности, посвящающей себя (всего себя!) служению справедливости, свободе. «…чем же объясняется нецелесообразное поведение заговорщиков в день четырнадцатого декабря 1825 года? - размышляет Плеханов. – Я думаю, что на этот вопрос можно правильно ответить лишь указанием на эту черту их психологии, которую я отметил, сказав, что они сознательно шли на мученичество (выделено Плехановым – В.Ш.). Георгий Валентинович напоминает о том, что поэт-декабрист гвоздём на оловянном блюде начертал в каменном каземате Петропавловки: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну…»

Г.В. Плеханов, обращаясь к «русскому собранию» Женевы заявил: «Мы, социал-демократы, помним имена этих мучеников, по-своему преследуя ту самую цель, к которой они стремились всем сердцем и всем помышлением». Завершает свою страстно-пассионарную речь он пушкинским: «Россия вспрянет ото сна…»

* * *

Народность - органическое, неотъемлемое свойство подлинно поэтического создания, обусловленное существенными особенностями мировоззрения, творческого метода, захватывающее как содержательную, так и формальную сферу произведения, проявляющееся в характере раскрытия эстетического и общественного идеала.

Движение жизни, развитие искусства обуславливают эволюцию эстетических категорий. Н.А. Добролюбов выделил исторически складывающиеся «ступени народности».

Важные исторические «ступени народности» связаны с творчеством разночинцев (шестидесятники, народники 70-80-х годов, пролетарские писатели конца Х1Х-начала ХХ вв.).

Утвердились стереотипы в трактовке творчества демократов: их повальный документализм, протокольность, очеркизм; обнаженная очевидность их «народности» фиксируется в фольклорности, диалектизмах, пристрастии к архаизмам, стилизации. Имена демократов в различных сочетаниях подвёрстываются под историко-литературные концепции; при этом принимается во внимание преимущественно содержательная (тематическая, проблемная) сторона их творчества, в эстетических же, философских исканиях им отказывается. Между тем, именно эстетическое постижение народности особенно заметно у демократов. Оно вылилось в традицию, подхваченную «критическими» реалистами ХХ века, «социалистическими» реалистами. И

эти тенденции чутко фиксировал Г.В. Плеханов, хотя его трактовки также порой в чём-то тоже «грешили».

Движение философской, политической, эстетической мысли, интенсивность которого в воззрениях и художественной практике разночинцев поступательно нарастает к началу ХХ века, показывает, что в своём творчестве они всё решительнее обращаются к идейно-эстетическому анализу народной жизни как почвы и источника подлинного искусства. «Содержание дает поэту жизнь его народа», - говорил Белинский. С каждым новым писательским именем, с каждым десятилетием расширяется и углубляется творческий поиск,

обращенный к настоящему и прошлому народа; возникают облеченные в разнообразные жанрово-эстетические формы социальные утопии о будущем многострадального народа.

Г.В. Плеханов говорил: «Пример наших «людей 60-х годов», твердо веривших в недалекое торжество разума… …показывает нам, что так называемый утилитарный взгляд на искусство, то есть склонность придавать его произведениям значение приговора о явлениях жизни и всегда ее сопровождающая радостная готовность участвовать в общественных битвах, возникает и укрепляется там, где есть взаимное сочувствие между значительной частью общества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художественным творчеством».

Борясь с фальшивой идеализацией народа, революционные демократы и тяготеющие к ним прогрессивные деятели литературы и искусства отдавали должное лучшим качествам характера крестьянства и городского рабочего люда, прозорливости народной фантазии, проявлениям свободолюбия; подлинно народное, не погубленное веками кабалы, воспринималось ими как здоровое, естественное, имеющее животворные потенции саморазвития. Н.А. Добролюбов, на новом этапе освободительного движения развивая концепцию Белинского, заявлял: «…под нами есть твердая почва - настоящий русский народ».

Идеологическое и художественное сложно и противоречиво взаимодействуют в художественном синтезе. Для жанров разночинцев характерны публицистичность, открытое проявление симпатий и антипатий. Главным критерием, определяющим способы воплощения нравственного и эстетического идеала, становится народ. Подлинно народные писатели, отмечал Д.И. Писарев, «развивают в своих читателях способность уважать народ, надеяться на него, вдумываться в его интересы, смотреть на совершающиеся события с точки зрения этих интересов, называют злом все, что усыпляет, а добром всё то, что будит народное самосознание». Рациональные тенденции, связанные с требованием пробуждения народного самосознания, вызвали сочувственный отклик у деятелей освободительного движения. Прогрессивные литераторы, реализуя смелую мысль Н.А. Дорбролюбова о «п а р т и и

н а р о д а» как носительнице действительных интересов народа, стремились к

идейно-художественной консолидации (объединение вокруг революционно-демократических, народнических, а впоследствии вокруг социалистических изданий, «кружки», типа Суриковского кружка крестьянских писателей).

Демократическое движение в литературе и искусстве захватило не только содержательную сферу, но и форму произведений. И в этом плане

плодотворны некоторые суждения (хотя отнюдь и небесспорные) Г.В. Плеханова.

Разные эпохи характеризуются различным характером освоения предшествующего опыта, разной степенью интенсивности и направленности отрицания одного и утверждения другого. Рубеж Х1Х-ХХ столетий ознаменовался заметным «ускорением» эстетического развития, обусловленным коренными сдвигами в социальной структуре общества. В литературу и искусство всё решительнее проникает вначале предчувствие, затем осознание необходимости, неотвратимости революционного преображения страны.

Осмысливая исторические судьбы России, пророчески определяя грандиозные перспективы её развития, марксисты (в их числе Плеханов)

предсказывали, что русская революция, свергнув царизм, откроет возможности для «подлинной и всеобщей цивилизации» страны и «благородная великорусская нация… выполнит свою подлинно цивилизаторскую миссию по отношению к Азии и в сотрудничестве с Западом разовьёт свои обширные интеллектуальные силы».

Плеханов с удовлетворением констатировал, что деятели искусства,

стремясь к постижению общественного и нравственно-эстетического идеала,

искали и находили возможности изменений к лучшему.

Интеллектуально-духовные ресурсы страны пополнялись прежде всего

литературными и художественно публицистическими жанрами. «…дело литературы - преследовать остатки крепостного права в общественной жизни и добивать порожденные им понятия», - полагал Добролюбов («Черты для характеристики русского простонародья»). «Степень внимания, обращаемого литературою на те или другие предметы, соразмеряется со степенью важности, какую имеют эти предметы в народной жизни», -отмечал Чернышевский («Заметки о журналах»).«У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» ( А.И. Герцен. «О развитии революционных идей в России»).

Г.В. Плеханов внимательно штудировал «мысль сердечную» и «мысль головную», «идеи времени» в критико-публицистических, просветительско-порлемических жанрах Максима Алексеевича Антоновича(1835-1918), Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Александра Ивановича

Герцена (1812-1870), Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

«От доски до доски» читались сочинения Писарева, Некрасова, Добролюбова,

Тургенева, Чернышевского.

Реалисты и романтики конца Х1Х- начала ХХ вв., продолжая и развивая

гуманистические традиции предшественников, дали глубокую трактовку народности прежде всего со стороны этической, нравственной, выступили против забвения «драгоценнейшего качества русской литературы», каковым является совесть. М. Горький полагал, что в «творчестве истинно-народном эстетика - учение о красоте - всегда связана с этикой - учением о добре».

Органическое взаимопроникновение нравственного и эстетического, всестороннее исследование явлений жизни и мотивированное законами искусства соотнесение с ними художественных форм выдвигалось как задача данного этапа развития литературы. «Вечные» вопросы требовали новой идейной и художественной трактовки в условиях назревания бурных исторических движений. Настоятельную, неизбежную потребность перемен почувствовал гениальный Л. Толстой: «Поэзия народная всегда отражала, и не только отражала, предсказывала, готовила народные движения…»; он был

скептически настроен по поводу дворянской оппозиционности: «Что может предсказать, подготовить поэзия нашего паразитного кружка?» Л. Толстой раскрывал специфику «литературы народа», связывал народность её с воплощением нравственного идеала: «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития».

Характер и уровень воплощения народности зависят от глубины постижения тем или иным художником понятия «н а р о д». В историческом и

социально-демографическом плане данное понятие сложно и многофункционально. Революционные демократы и писатели-демократы многое сделали, чтобы наполнить это понятие конкретно-историческим

содержанием.

«Только в формах русской народной жизни находим мы… задатки для развития полного коллективизма… только отстаивая эти формы, мы можем найти незыблемую опору…» - настаивал Плеханов.

В эпоху социальных потрясений особую значимость приобретает

политическая сторона народности. Широкий общественный резонанс имеют не только новые концепции прогресса, лозунги «злобы дня», вновь становятся популярными, действенными те теории предшественников, которые оказались близкими новейшему времени по духу и направленности. Так, в 90-900-ые годы как бы получили новую жизнь идеи Радищева, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Речь идёт не о какой-то искусственной «гальванизации»» устаревших теорий, - революционно-гуманистические прозрения деятелей предшествующих этапов освободительного движения органично вошли в исторический «контекст»

новой эпохи.

Исходя из концепции В.Г. Белинского, что «литература есть последнее и высшее выражение мысли народа, проявляющейся в слове», демократы ХХ века, вскрывая «ревущие противоречия» действительности, будили народное самосознание, способствовали революционизации общества. Белинский, раскрывая основные категории искусства, указывал, что «под народностью должно разуметь верность изображения нравов, обычаев и характера того или другого народа, той или другой страны». При этом выдвигалось требование художественной правды («если изображение жизни в е р н о, т о и

н а р о д н о»), сопряженной с разумной тенденциозностью, горячей заинтересованностью автора в судьбах человека и человечества. Н.А. Добролюбов, развивая с позиций нового этапа концепцию Белинского, уточнил, что под народностью следует понимать не только умение изобразить красоту природы, употребить меткое выражение, «подслушанное у народа», или верно представить обряды, обычаи простолюдинов; «истинно народный» поэт должен «проникнуться народным духом, прожить его жизнью, встать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий», «предчувствовать всё тем простым чувством, каким обладает народ». Своеобразными путями постижения художественной правды шли очеркисты, которые стремились «проникнуться народным духом», стать «народными заступниками».

И ещё один важный момент: общедемократическое истолкование

народности, которое было характерно для демократов 60-8-ых годов, для реалистов 90-х годов, начнёт в творчестве М. Горького обретать принципиально новое качество.

Максиму Горькому принадлежит поистине гениальная формула народности, воплотившая в себе гуманистические устремления минувших столетий и дерзновенный идейно-эстетический поиск нового ХХ века:

«Умирает человек - Народ бессмертен и бессмертен Поэт, чьи песни - трепет сердца его народа».

1.0x