Сообщество «Учебный космос России» 16:43 20 июля 2017

Патриарху Кириллу:Духовные светочи Русского Подстепья

Дистанц-лекторий МТОДУЗ (Троицк-в-Москве) проф. В.В.Шахова. О новых учебниках духовности.

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖДУТ ОБНАРОДОВАНИЯ

....................................................................................................

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

……………………………………………………

ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ: Д У Х О В Н Ы Е

С В Е Т О Ч И Р У С С К О Г О П О Д С Т Е П Ь Я

О «животворящих святынях», без которых будет мертва сама земля, говорил

А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

Малая родина… Русское Подстепье… Великая православная культура,

формировавшаяся «в том плодородном подстепье, где древние Московские цари,

в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из

поселенцев различных русских областей, где благодаря этому образовался

богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие

русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым» (И.А. Бунин).

О Русском Подстепье, Тамбовщине, где протекли его детские, отроческие и

юношеские годы Евгения Баратынского (1800-1844), поэт проникновенно сказал:

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаще

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще,

Приют младенческих годов.

« Мы слишком мало знаем о том, что у нас есть на Руси хорошего, и слишком

мало высказываем сочувствия и поощрения всякому честному труженику. Сколько раз

мы проходим мимо таких честных бойцов, даже не замечая их, сколько прекрасных

гражданскою доблестью и общественною пользою богатых жизней уносит могила

бесследно, без привета от этого общества, которому эти жизни были всецело и

бескорыстно посвящены», - с горечью констатировал Ф.М. Достоевский.

Землякам из Русского Подстепья ещё предстоит приобщиться к родниково-духовным

истокам православной культуры «малой родины».

Евфимий Болховитинов в «Описании Воронежской епархии» свидетельствовал,

что «издревле сии места принадлежали Рязанскому княжеству. По сему

отношению издревле также и церковное ведомство половины сих мест

принадлежало рязанской иерархии».

В просветительско-педагогическом выпуске «Л и п е ц к о в е д е н и е.

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ» прослеживаются исторические истоки нынешней Липецкой и Елецкой епархии.

Д. С. Лихачев констатировал: «…святость места - в его истории.

История прикреплена к местности, неразрывна с географическими

пунктами. Русская история есть история русской земли - территории, городов, княжеств, монастырей, церквей».

В «Жизни Арсеньева» И. Бунин воссоздаёт древнюю историю малой

родины: «…Аргамача, скалистые обрывы, на которых она стоит, и

тысячи лет текущая под ними на далекий юг, к низовьям Дона, река, в

которой погиб когда-то молодой татарский князь: о нём тоже

хочется… рассказать в стихах; его, говорят, покарала чудотворная икона

божьей матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей,

что стоит над рекой, как раз против Аргамачи, - тот древний образ, пред

которым горят негасимые лампады…»

…Краеведы внимательно исследуют летописные тексты… Рязанская

у к р а й н а… Вера православная… «…по словеси Христову, еже рече во

Евангелии своем…»; «…сродники Борису и Глебу… Бяше родом

христолюббивыи, благолюбивыи… святого корени отрасли и Богом

насажденнаго сада цветы прекрасныи» «

С вершин истории с отеческой и материнской теплотой, с мудрой

ласковостью дедичей и отчичей смотрят на нас пращуры наши;

здесь и Сергий Радонежский, и Стефан Яворский, Василий Рязанский, Евпатий Коловрат, Тихон Задонский, святитель Феофан , Митрофан, Амвросий

Оптинский, Силуан Афонский, Иларион Троекуровский, Иоанн Кронштадтский.

Здесь и Державин, Болховитинов, Стаховичи, Киреевские, Пушкины, Семёновы, Арсеньевы, Лермонтовы, Жемчужниковы, Толстые, Бунины.

Уроки истории… Воспитание православной историей Родины…

Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. С нами -

герои Поля Куликова и Елецкой битвы, Отечественных войн,

трудовых созидательных буден.

…Вместе с Петром Великим и самостоятельно навещал Русское

Подстепье Александр Данилович Меньшиков, которому император

за выдающиеся заслуги подарил Становую Слободу, ставшую

позднее Ораниенбургом (Раненбургом). Наши края были

свидетелями взлёта и падения любимца Петра Первого - князя

Святой Империи, Ижорского, герцога всей Ингерманландии,

графа в Дубровне, Горках и Потчепе, генералиссимуса, члена Высшего

Совета, маршала империи, председателя военной школы,

адмирала «красного флага». Сокольск и Липецк, Добрый и

Лебедянь знавали строгость «птенца гнезда Петрова» -

Петербургского генерал-губернатора, подполковника

Преображенского полка, подполковника трёх отрядов

лейб-гвардии, капитана роты бомбардиров, кавалера ордена

святого Андрея, ордена Слона, Белого и Черного орла,

и прочая, и прочая, и прочая.

А.Д. Меньшиков имеет прямое касательство к строительству

и украшению православных храмов. В двух с половиной верстах

от Ораниенбурга князь Меньшиков построил обитель для богомолия

о здравии государя Петра 1 и о упокоении своих родителей. Было

получено благословение митрополита Московского и Рязанского Стефана

Яворского, приславшего в Ораниенбург иеромонаха Тихона, который возглавил

строительство храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Самим

императором была подарена новому храму древняя икона. А.Д. Меньшиков

же преподнёс храму крест с мощами. Раненбургская Петропавловская

пустынь - один из крупных очагов православной духовности.

Анна Бунина воспевала православные идеалы, ценности, и прежде всего -

добротолюбие («Прошу тебя и заклинаю, Всему предпочитать добро!.. Оно и к

Небу приближает, и жизнь земную веселит!». Православно-нравственный

идеал «русской Сафо» («За прелести лица нас могут час любить, За прелести души

нас любят вечно!»). В родном Урусове постигала она красоту и совершенство

природы («Хвала Всевышнему!.. Пою природы я красы, Рогами месяц в воду

ставлю, Счисляю капельки росы, Восход светила славлю…»).

Формированию нравственной позиции, становлению и

воплощению православно -этического идеала призваны

споспешествовать мысли, деяния, традиции наших предков,

строивших храмы на берегах Воронежа, Дона, Красивой Мечи,

Матыры Становых Ряс. Басовы и Шишковы, Лодыгины и Эртели,

Левитовы и Славяновы, Чаплыгины и Плехановы, Писаревы и Никитины,

Кольцовы и Полонские, Литаврины и Флёровы здесь жили, трудились,

защищали своё православное Отечество.

Уроки истории… Традиции и преемственные связи… Никто не

забыт, ничто не забыто…

Исторический романист Н.А. Задонский в «Жизни Муравьёва» пишет:

«Мне с детских лет знакома калитка в монастырской ограде, посыпанная

желтым песочком тропинка в монастырском садике, пьянящий

запах цветущих белых акаций и лип. А под ними, близ главного собора,

монолитный надгробный памятник из серого финляндского гранита с

краткой четкой надписью: «Николай Николаевич Муравьёв. Начал военное

поприще Отечественной войной 1812 года, кончил Восточной 1856 под Карсом».

Уроки православной истории…Традиции и преемственные связи… Диалог с

классиками…

Заслуживают большего внимания подвижнические усилия одного из

основоположников науки о лесе ельчанина М.М. Орлова (1867-1942),

крупного энтомолога данковчанина В.Ф. Ошанина (1845-1917), одного

из основоположников педиатрии Н.А. Тольского (1832-1891),

создателя электросварки задонца Н.Г. Славянова(1854-1897), одного

из основоположников аэродинамики раненбуржца академика С.А.

Чаплыгина (1868-1942), видного гидротехника долгоруковца

А.Н. Аскоченского (1898-1973).

В разных сферах и направлениях материальной культуры проявили

себя С.Н. Журков, И.В. Мушкетов, Д.Н. Прянишников, А.Г. Стаханов,

Н.А. Семашко.

Православное Подстепье воссоздано поэтическим гением Михаила Васильевича

Милонова (1792-1821), родившегося в имении Придонской Ключ под Задонском;

Алексея Михайловича Жемчужникова (1821-1908), трепетно любившего свою

Павловку под Долгоруковом ; известной писательницы, классика

русской и украинской литературы, Марко Вовчок (М.А. Виленской), родившейся

в имении Екатерининское под Ельцом. Малая родина предстаёт перед

любителем душеполезного чтения со

страниц эпических жанров Петра Дмитриевича Боборыкина (1836-1921),

навещавшего родное Павловское под Лебедянью.

Трагические изломы народных судеб вызывали к жизни горькие раздумья

Фёдора Вадковского, Александра Грибоедова, Дмитрия Писарева, Леонида Радина,

Георгия Плеханова, Тихона Чурилина.

Орловско-елецкие, орловско- липецкие «тропы» к Фёдору Тютчеву.

Тютчевское видение исторических судеб православной России («Умом

Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать.

В Россию можно только верить»). Тютчевское видение окружающей

реальности («Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной

долготерпенья, Край ты русского народа… Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил,

благословляя»).

Орловско-липецкие «тропы» к Афанасию Фету. Фетовское видение

судеб православной России («Ни тучи нет на небосклоне, Но крик петуший -

бури весть, И в дальнем колокольном звоне Как будто слёзы неба есть»).

Православный пейзаж в «Оскудении» и «Потревоженных тенях» Сергея Атавы

(С.Н. Терпигорева): «В ясные дни осенью воздух чистый, небо ярко-голубое, - летом

такого не бывает, летом оно знойное, тусклое, какое-то точно запыленное, а

это - свежее, чистое. Вдаль страшно далеко видно в те дни. Видны колокольни

отдаленных сел, и видно даже, как горят золотые кресты на них, играют на

солнце. Верст за двадцать, за тридцать

видны. Видны леса, церкви…»

Всё новые грани жизни Руси Святой открываются при знакомстве с

сочинениями уроженца Ельца баснописца Александра Яковлевича Бакулина

(1813-1893), деда В.Я. Брюсова; родившегося в с. Ксизово под Задонском

автора «Зависок Степняка» Александра Ивановича Эртеля (1855-1908).

Мятущийся, ищущий, взыскующий истины, но неизменно преданный лучшим идеалам

добра и справедливости, Пётр Кропоткин во время своих путешествий ( его именем

назван город в Краснодарском крае, посёлок под Иркутском; есть Кропоткинский

хребет в бассейне Лены) вспоминал «малую родину», Урусово, «мощный

вертикальный всплеск каменных объёмов Николаевской церкви» («У

подножия холма прихотливо петляет покорная изгибам бесконечного оврага -

какими богата наша Средне-Русская возвышенность Ранова, приток Прони.

Ранова - речка живая и какая-то очень интимная в зарослях пышного лозняка,

паслена, осоки. Время от времени она как бы прижимается к высоким,

крутогрудым холмам, освобождая пространство для зелёных ровных лугов.

А подойдёшь поближе - запах луговых трав, «горький дух» лозины, тишина и

ласковый шелест воды в осоке…»

До сих пор искажена творческая индивидуальность Леонида Радина, одного

из достойных сынов России Православной. Он был любимым учеником Дмитрия Ивановича Менделеева. Трудная, с трагическими изломами, жизнь. «За не платеж в срок

по займу взносов» продано с торгов родное раненбургское имение. Скитания. Ранняя

болезнь. В Ялте его пытается спасти А.П. Чехов. В !900-ом он уходит из жизни.

«Судебный пристав описал и опечатал все скудное имущество безродного покойника.

Гостиница и гробовщик предъявили свои счета, и все, включая и бесценные рукописи, было продано с молотка. Листки пошли на оберточную бумагу в мелочную лавку…»

В 1895-ом под псевдонимом Яков Полынков опубликовал он «Простое слово о мудреной

науке. Начатки химии» - просветительскую книгу для народа. Ушли в народ его стихи,

его думы, его мысли («Снова я слышу родную «Лучину». Сколько в ней горя, страданий и слёз, - Видно, свою вековую кручину Пахарь в неё перенёс. Сидя за прялкой, в осеннюю вьюгу, Пела, быть может, крестьянка в тиши И поверяла той песне, как другу, Жгучую скорбь наболевшей души»).

«Русская мысль» - название журнала, издававшегося Вуколом Лавровым. Уроженца Ельца высоко ценили Л.Толстой и Гаршин, Короленко и Мамин-Сибиряк, Гл. Успенский и А. Майков, Чехов и Э. Ожешко. Православно- педагогические идеи В. Лаврова вызывали живейший отклик читателей («Пусть по плоти они не были его детьми, - сам Бог связал их более прочной цепью, цепью духа»).

Владимир Иванович Немирович-Данченко в своих воспоминаниях повествует о том, как Россия Православная, Православное Подстепье прощались с «Белым Генералом» Михаилом Дмитриевичем Скобелевым: «Из Москвы вагоны наши двигались до Рязани по коридору, образованному массами народа, столпившегося по обеим сторонам полотна…

Это было что-то, до тех пор неслыханное. Крестьяне кидали свои полевые работы,

фабричные оставляли свои заводы. В Рязани весь вокзал залит народом. За Рязанью шёл

дождь, под дождём стояли всю ночь и мокли толпы в ожидании нашего поезда… Казалось, что это не похороны одного человека, а совершается какое-то грандиозное явление природы… Поезд подошёл к Раненбургу. Тут ждали гроб крестьяне села Спасского… Последние вёрсты несли его на руках, в серых сермяжных кафтанах, в лаптях…»

Яков Полонский в те дни вопрошал:

Зачем толпой стоит народ!

Чего в безмолвии он ждёт?

В чём горе, в чём недоуменье?

Не крепость пала, не сраженье

Проиграно, - пал СКОБЕЛЕВ!

Не стало

Той силы, что была страшней

Врагу десятка крепостей…

Той силы, что богатырей

Нам сказочных напоминала

«Мой символ краток: любовь к Отечеству, наука и славянство», - говорил Скобелев, национальный герой Болгарии. На венке от Генерального Штаба

была надпись: «Герою Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, полководцу, Суворову подобному».

История православной культуры Подстепья будет неполной без сочинений авторов нового и новейшего времени: уроженца Задонска Николая Алексеевича Задонского ( 1900-1974), жившего в Усмани Леонида Николаевича Завадовского (1888-1941),поэта-усманца, Героя Советского Союза Бориса Александровича Котова (1909-1943),

тоже усманца ( родное село - Завальное) Павла Петровича Кустова (1906-1970),

прозаиков-данковчан Василия Михайловича Кудашева (1902-1943), Василия Дмитриевича

Ряховского (1897-1951), Сергея Ивановича Малашкина (1888-1988), драматурга-

данковчанина Ивана Ивановича Лебедева (1859-1945). Сложную и противоречивую

судьбу Отечества запечатлели замеченный Маршалом Жуковым уроженец Ивановки

(под Добринкой) Василий Дмитриевич Соколов (1919-1990), уроженец краснинской

земли Андрей Сергеевич Пришвин (1907-1978).

Разные судьбы. Разные дарования. Разные масштабы творчества. Ельчанка же Варвара Бутягина и её обращение к православной теме («Образа, тишина и подвижники, Вам зимою псалом мой пропет… День весенний к молитве неистовой…»). Тоже ельчанка Клавдия Лаврова и её обращение к православной сюжетике («…ум

в неизбывном томлении вечного просит… тлеющий миг освященную мудрость уносит…»)

Несомненно талантливы Алексей Липецкий, Павел Шубин, Владислав Титов, Иван Лысцов, Виталий Чернов.

В историю православной культуры вписали впечатляющие страницы музыкальные деятели. Участник Отечественной войны 1812 года, адъютант Багратиона, автор обстоятельных работ по богословию, по музыковедению, Н.Б. Голицын (1794-1866) вместе с сыном Ю.Н. Голицыным (1823-1872) создал певческую капеллу (более ста сорока человек) из крестьян- новочеркутинцев, покорившую взыскательного европейского слушателя.

Трогательно любил свою Царёвку под Долгоруковом С.Н. Василенко (1872-1956),

автор превосходных опер, кантат, сюит, симфоний («Сказание о граде Великом

Китеж и Тихом озере Светояре», «Исторические концерты»). В Хворостянке, у сельских певуний перенимала мастерство Н.А. Обухова (1886-1961), выдающаяся

представительница русской вокальной школы, артистка оперы (меццо-сопрано)

и камерная певица. Ельчанин Т.Н. Хренников - продолжатель лучших

музыкально- духовных традиций России Православной.

Духовную жизнь Русского Подстепья нельзя представить без художественно-

изобразительного творчества Льва Жемчужникова, Алексея Измалкова,

Алексея Комарова, Ивана Космина, Николая Массалитинова, Василия

Мешкова, Николая Москалёва, Николая Орлова, Андрея Плотнова,

Георгия Рублёва, Николая Ульянова, Николая Жукова, Виктора Сорокина.

Театральное искусство также впечатляет творческими работами

земляков ( А.И. Писарев, Н.П. Россов).

Уроки истории… Воспитание историей…

С родной елецкой колокольни совершал «открытие мира»

автобиографический повествователь Михаила Пришвина. «Наша Россия, как родина наша, очень маленькая, такая, какой мы видим её с нашей родной колокольни, чувство родины даёт нам представление, подобное тому чувству, которое в древности

создало образ плоской земли. Когда к чувству присоединилось знание, земля

стала шаром. Так наша родина Россия, если мы узнаем её географию, станет

для нас отечеством: без знания своей родины она никогда не может быть

для нас отечеством… Вопрос: что означает слово родина и слово

отечество, какая между ними разница? Ответ: родина - место, где мы

родились, отечество - родина, мною созданная».

Учитель елецкой гимназии В.Розанов и ученик этой же гимназии М. Пришвин

многие годы будут вести «диалог» о природе, человеке, о Боге, о земном

предназначении индивидуальности. Пришвин говорил о себе как о

«природном русском человеке», современники видели в Розанове

«архирусского человека» («В нём жилки не было нерусской, без

выбора понёс он всё, и хорошее и худое - русское»). «Сердечная

мысль», по Пришвину, - величайшее богатство души и

творчества, это «и есть добрый ответ на Страшном суде»

(«Стремись споры мыслей твоих разрешить в своём сердце, а не

вовлекать в их борьбу людей и природу»).

…………………………………………..

1.0x