Сообщество «Форум» 08:44 3 декабря 2017

Паровоз гудит, колеса терлися…

двадцать пять лет нового капитализма в России

Любите ли вы железную дорогу? Нет, любите ли вы ее так, как люблю я? Той удивительной и загадочной любовью обитателя державы в четверть планеты. Когда, заслышав гудок на степном горизонте или заприметив на полотне Дейнеки летящий состав, ты испытываешь великое чувство дороги – нашей русской дороги. Вроде и объезжена страна вдоль и поперек, пройдены ее порубежные окрестности. Но ты вновь собираешься в дорогу. Вещи уложены, ушел мандраж: от укладки, жареных куриц, шматков сала, хлеба, ножей, вилок и ложек. А тебя вновь встречает суетливый перрон, сонные проводницы, купе или полка в обычном плацкарте, попутчики и неповторимый запах железной дороги, наполненный дорожными историями и байками, которые всегда с большим удовольствием собираю.

Именно дорожные были, еще в прошлом году хотел я выложить для читающей России, благо их великое множество, да таких, что избалованный горожанин может и не поверить. Ухмыльнется мой искушенный литературный попутчик, да и скажет – «Э, приятель, какие пули ты отливаешь». К тому же повод поговорить с друзьями о железной дороге был преотличный, как-никак, а 180 лет транспортной магистрали континентального гиганта. Хотелось поделиться тем, что знаю, о том, как великий путь замышляли, как прокладывали. А тут еще довесок из личных событий – второй пеший поход по Кругобайкальской ветке, по той самой «Золотой пряжке Трансиба» от Порта Байкал до Слюдянки. Первый поход был неудачен. На половине пути поймал мой неизменный спутник клеща, пришлось срочно эвакуироваться в Улан-Удэ, откуда случай нас повел уже совсем в ином направлении. Однако борьба за хлеб наш насущный на каждый день, отодвинула желанный разговор на целый год, за который тональность мыслей изрядно поменялась.

По зиме осел я на юге, под уютным Адлером. И уже пришел час возвращаться на зимние квартиры в сибирскую котловину, как обстоятельства потребовали моего присутствия на пару недель в Петрограде. А поскольку был небольшой запас времени, то решил опробовать на вкус, увиденный еще в Москве, новый двухэтажный вагон. Конструкция заманчивая, вкупе с «Сапсанами» и «Ласточками» перед нами очевидные преимущества капиталистической России, это вам не советская «Красная стрела» и «ЭР-200». Хотя, первый неприятный колокольчик прозвенел при сравнении цен на самолет и этот двухэтажный кампус. Перелет из Адлера в Петроград оказался почти на тысячу рублей дешевле! Два часа полета с традиционным перекусом за счет фирмы (с извечным вопросом – курица или рыба?) и, ты дома. А здесь тридцать шесть часов дороги и, масса расходов, чтобы прокормиться в станционных забегаловках. Но желание испытать новинку, отлежаться и проехать с юга на север, взяли верх над коммерческим расчетом. Согласитесь, что в этом движении есть неповторимое очарование, как путешествие из лета в зиму. Когда же перемещаешься по Трансибу, твой пейзаж неизменен, хоть зимой, хоть летом. Вот разве людские постройки подсказывают, где ты сейчас. И домик в Татарии никогда не спутаешь с жилищем на суровых перевалах Урала, а тем более в Сибири, где-нибудь под Ерофеем Павловичем.

В Сочи у меня оказались дела и потому билет был взят не из Адлера (что было вполне удобно), а из большого города. Зимний вокзал встретил непривычно пустыми перронами, вовремя подали состав, мы угнездились. Из попутчиков: погруженная в свои мысли женщина, спешащая по семейным обстоятельствам в Воронеж, да пожилая супружеская пара, что возвращалась с зимнего отдыха в свои в Апатиты. Выехали в ночь, наскоро перекусили, по российской дорожной традиции предлагая друг другу то, что Бог послал. Перемолвились вежливыми фразами, из которых острый слух сразу выцепил пару: Я в шахте всю жизнь и это лучшие годы моей жизни. Разговор будет. Настроение великолепное – первая ночевка под усыпляющий перестук колес и, попутчики о которых только можно мечтать.

Анатомию поезда начал изучать на следующий день и наметанным взглядом выцепил с десяток нелепостей. Чем больше изучал, тем более разочаровывался. Тот, кто хочет узнать все достоинства и недостатки этого вагона, пусть почитает отзывы пассажиров. Я же отмечу системное заболевание нашей железной дороги.

Передавая железную дорогу в частные руки, буржуазная государственность провозгласила, что организация пассажирских перевозок будет с качеством «цивилизованных стран» и сохранением доступности. Но так ли это? Сразу после акционирования стали заметны изменения в сторону ухудшения качества и ориентации на максимальное выжимание прибыли – от парковки перед вокзалом до платных туалетов. Первым шагом стало изменение в меньшую сторону размеров столичных камер автоматического хранения – мол будем как в Европах путешествовать с маленькой сумкой. Вслед за этим резко изменились размеры багажных полок и рундуков в купейных вагонах, введено ограничение на вес багажа. И не потому, что поезду везти тяжело, просто нужна прибыль. В двухэтажном вагоне все эти коммерческие стратегии реализованы в полной мере. В сидячем исполнении, когда общий бюджет времени в пути не более шести часов, сей вагон может и хорош. Но его приспособили под спальный, для дальней дороги отчего он сразу превратился в вагон для перевозки скота. Для человека, едущего на юг, даже некуда положить багаж. В вагоне нет «титанов» с горячей водой. Разработчики очевидно полагали, что вежливые стюарды по первому клику будут бегать с бытовым чайником и предлагать пассажирам бодрящий чай и кофе? «Титан» с кипятком – великое и уникальное явление русской железной дороги, это часть нашей национальной культуры. Тот, кто постарше, помнит, что когда-то на каждом вокзале были раздатки горячей, точнее кипяченной воды. Но «титан» в вагоне – великое изобретение. Надо сказать, что его взяли на вооружение в Китае и когда едешь в китайском вагоне, пить чай становится приятным дорожным ритуалом.

Что же происходит с нашей железной дорогой? После акционирования, космополитичный капитал принципиально и безвозвратно отказался от российских традиций и ценностей. Железная дорога для него не более чем средство по выжиманию прибыли. И это очевидно во всем, даже внешне, достаточно посмотреть на раскраску подвижного состава. Российский вагон, что в Дореволюцию, что в Советской цивилизации всегда окрашивался в темно-зеленый цвет, традиции чтились – это цвет нашей империи. Новая буржуазия отказалась быть наследницей по прямой, ее вагоны безлико окрашены в мышиный цвет, как шинели вермахта. Советская железная дорога несла огромную социальную нагрузку перед обществом. А сегодня? Снуют сегодня серые мышки РЖД, выжимают прибыль для владельцев шубохранилищ. Сегодня в каждом вагоне проводница будет жалостно просить вас купить у нее ненужные сувениры иначе ее лишать премии.

Кстати о них, о владельцах. Казус Якунина показал, что передача транспортных магистралей в частные руки, это не просто ошибка, это преступление перед страной. Человек, выставивший свою роскошь напоказ, не просто мог, а был обязан пустить прибыль на развитие, на проектирование железных путей России нового века, чтобы скоростные поезда уже летали до Байкала. Почему Китай, не имевший таких традиций, как как у нас, уже окутан скоростными магистралями, китайские инженеры пустили фантастический состав в Тибет, в котором паришь над высокогорной тундрой, а мы закупаем «Ласточки» и «Сапсаны» в Германии и наивно гордимся веткой из Петербурга в Москву? Современный парк вагонов в России не выдерживает никакой конкуренции, даже с вагоном «Варшавского содружества», созданным для наших дорог в 70-е годы. Вагон из ГДР до сих пор отлично служит, скажем, на маршруте Москва-Пекин. Современные российские вагоны, это откровенный и дешевый ширпотреб, «евроремонт на колесах». И это очень хорошо видно по двухэтажному вагону – сорок людей, восемь лошадей.

Какой же вывод? Российский капитализм показал свою полную несостоятельность в управлении государственной железной дорогой. Он преступно сдерживает развитие нашей транспортной инфраструктуры, изымает всю прибыль на аморальную роскошь жирных, олигархии от железных дорог. Железнодорожная транспортная магистраль должна быть национализирована, экономические убытки от приватизации посчитаны, деятельность высшего управления с момента акционирования рассмотрена, оценена по «заслугам», виновные привлечены к ответственности, имущество преступных «семей», конфисковано.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x