Авторский блог Константин Шульгин 14:58 16 декабря 2018

Парижский бунт и ростовский коллапс

Волшебная сила невидимой руки рынка

Слыханное ли дело! Во Франции цены на топливо вздумали поднять. На бензин, на 3,5 процента, на дизель – 2,5. Или наоборот, не важно, главное – посмели. Ну как такое стерпеть, народ и попёр на улицы, показать кто в доме (французском) хозяин. А власти сразу и не врубились; думали, пронесёт (такое по-русски «авось» называется). Куда там! Такой тарарам в Париже учинили, что все рождественские туристы разбежались. Штурмом взяли Триумфальную арку и расписали там стены всякими непотребными словами про власти. Магазины, ну это как положено, пограбили, опять же баррикады, битые витрины, машины, что под горячую руку подвернулись, палили пачками. Хозяин Елисейского дворца гостил за морем-океаном, в Аргентине, вот и не доглядел за подчинёнными. Пришлось всё скомкать, и мчаться через океан, тушить очередной бунт. Прямо с дороги велел свому премьерчику с народом перетереть, обещать малость отступиться. Обещание не вводить целых полгода налог на топливо, жёлтых так всколыхнуло, что прежнее воркованием показалось. Примчавшийся президент сразу назначил встречи со всем полит-бомондом, а затем и с представителями жёлтых жилетов. Наобещал с семь коробов; бедным помочь, налоги отменить, премиальные разрешить, пенсии увеличить, и прочее разное вкусное. Жёлтые успокоились, да другим обидно стало; чего это те, вона сколько нагребли, а нам что? Ну и явились, кому не лень «демонстрировать». Профсоюзы своё, школяры всяких свобод добиваются, чтобы, и секс, и «лёгкие» наркотики в школу легально, чтобы, если учителя побили, то разбираться по понятиям; ежели за дело, то и ничего. В общем, тряхнули старушку-Францию по самое немогу. Старый ловелас Эдичка, вспомнив свои лихие парижские года, что проводил в ресторане «Распутин», взвился: «Во Франции революция!»

Подумаешь, революция. Вон, в Ростове-на-Дону, тоже чай, революция и ничего. У нас, как водится, революцию затеяли сами власти. Правда, не такую бучу, как в 91-м, но для местного масштаба приметно. Нынешняя революция – транспортная. Назревали революционные события, естественно, давно. Общественный транспорт в Ростове, как везде. Ну, может в Москве-Питере ещё терпимо, а в прочих местностях только что душа в теле. А в прифронтовом Ростове даже пытались трамваи закрыть, да отрезанными оказались целые районы, куда их денешь. Брать на себя такую беду: рельсовое хозяйство, тяговые подстанции, изношенных подвижной состав: латка на латке, кому всучишь? Это не нефть качать. Вот и мается городская администрация с трамваями. Тож и с троллейбусами; ездят через пень колоду. Ростов – единственный город-миллионник, где нет метро. Основная нагрузка на автобусы, с ними обошлось получше. В Ростове, с советских времён, было несколько автобусных парков, теперь существовавших в приватизированном виде. Худо-бедно, возили. Да завелась одна вредная привычка, раньше такого в Ростове не примечалось. Не осталось никаких кондукторов, никаких посадочных талонов и прочих месячных глупостей, – всё налом на месте, в шапку-самобранку водиле. Билетами шофера особо не раскидывались; выдавали в меру, а то и вовсе без них. Но план в автопарк привозили исправно, а всё что «сверху» – себе в карман. Ну, может не совсем только себе. Кто был знаком и помнит порядки в советских таксопарках, знают, что водилы за выезд платили малость механикам, опять же – диспетчерам, а за ремонт отдельно слесарям, электрикам, малярам, и кто там ещё по ранжиру. Всё крутилось, все работали. Работу свою любили, держались за неё. Так сложилось и с автобусами: вся цепочка была заинтересована, чтобы автобусы ездили, людей возили, копеечку привозили. Хозяева смотрели сквозь пальцы: план давал прибыль, а больше из старичков-автобусов и не выжать. Все были довольны, до поры, до времени. А как стало у власти с деньгами проблемно, как стало не хватать на разные нужды, где ещё денег взять? Вот и попали под «прожектор перестройки» водилы. Начальство аж несколько раз самолично на общественном транспорте не побрезговало, прокатилось. И точно; всё в шапку-самобранку. Прикинули, подсчитали: так налево процентов 30-40 уходит. Это ж какие налоги город теряет. Не попустим! Сказалось патологическое желание властей отобрать у народу любую лишнюю копейку. Решили, как везде, валидаторы учинить, чтобы всё через талоны, без налички. Закупили, установили. Всё бы хорошо, да за пару дней все валидаторы в городе дружно сломались, и опять явились шапки-самобранки. Починили, через день результат тот же: ни один не работает. Чистый саботаж; ведь вся производственная цепочка осталась «жить на одной зарплате». Разве такое мыслимо? Но тут забузил народ: за талона-то деньги плачены, а теперь ещё налом из кровных плати. Тогда гор-администрация пошла на первый революционный шаг. Было издано постановление, что если в автобусе валидатор не работает, везти пассажиров бесплатно. Все валидаторы разом выздоровели. Да начались серьёзные болячки у транспорта. Автобусы-то все старенькие, за ними уход, да уход. А кто теперь за дело болеть станет, за голую-то зарплату. Шофёр вышел на работу, ему подай исправную машину, а если не на ходу, то оплачивай простой. Мастера слесари-электрики не торопятся; стимула нет, а со старьём возись да возись, кому охота. Дело механика написать заявку на ремонт, он и пишет, а запчастей нет. Замкнутый круг. Совсем стало плохо с общественным транспортом в Ростове. Тогда и решили начальники устроить буржуазную революцию; чтобы рынок-волшебник всё сам решил и наладил. То, что произошло, не поддаётся здравому смыслу. Объявили всероссийский тендер на автобусный извоз в городе. «Волшебники»-победители прибыли откуда-то, то ли с Урала, то ли ещё с каких далей. Все условия тендера выполнили, пообещали сразу всё наладить; мол, про транспортные проблемы город забудет навсегда. Отдали заезжим знатокам весь город гамузом, без остатка. Нет, чтобы выделить один-два маршрута, или хотя бы одно предприятие, понаблюдать, как дело пойдёт. Да видимо решили не заморачиваться, а бултых в воду, а там как выплывут. Вот и приплыли. «Победители» притащили в Ростов кучку б/у зарубежных колымаг, и к ним неполный комплект водителей. Прибыло пару начальников, вот и весь «коллектив». Город стал, буквально, стал. Бросились новые перевозчики к старым хозяевам автопарков просить продать им базы, а те заломили такую цену, что мама не горюй, да и денег у новых кот наплакал. Кинулись новые заманивать старых водителей, да предложили такие зарплаты, что выгоднее алюминиевые банки собирать (ведь по тендеру выложили неподъёмные условия, чтобы выиграть). Тогда администрация, по предложению горе-перевозчика, решила кардинально поменять сетку городских маршрутов, чтобы сократить потребное количество машин. Схема, складывавшаяся десятки лет, была сломана, что ещё больше внесло хаоса в городские перевозки. Не обошлось и без традиционного российского головотяпства. Предвкушая «новую транспортную жизнь», начальники решили приукраситься и поменять остановочные павильоны. Срезали все разом, а новые где-то запропастились. Люди, помимо того, что лишились транспорта, так ещё и старые ориентиры потеряли. До кучи и погода разгулялась: невиданные на Дону снегопады, с последующей грязью и гололёдом, к которым рука дворников не притронулась. Многие потенциальные пассажиры, отчаявшись дождаться вожделенного транспорта, угрюмо брели по грязной и скользкой дороге. Зато наступил праздник на улице маршруток. В одночасье вся тяжесть перевозок легла на них, у которых всё по-старому: нал и шапки-самобранки. Маршруток, разумеется, катастрофически не хватает; набиваются, не продохнёшь, везде адские давки. «Нас возят штабелями», говорят теперь ростовчане. Массам, как всегда, устроили шоковую терапию. Власти – в шоколаде. А что народ? – Взорвался возмущением…, в интернете (аналог советским кухонным посиделкам), где все всё друг другу рассказали, какие власти плохие, чем и душу успокоили.

Ну, а что с повышением цен на бензин? – так это во Франции, а у нас тишь, гладь и благодать, спасибо партии за это (едросовой).

1.0x