Авторский блог Сергей Ёжиков 17:49 17 февраля 2015

Одной колодой с дьяволом и с богом не играют

О том, что институт "прав человека", т.е. по сути вопросы юридического порядка, намерены перенести в область этики.

Согласитесь, что не всё, что можно было бы здесь публично сказать, будет всеми также нормально и воспринято. Есть темы, которые мы лихо отметаем и даже не пытаемся приблизиться к сути разговора. Дескать, не серьёзно все это, это мистика, популизм, всё, что угодно, но не серьёзный круг вопросов. Вот и я пытаюсь сейчас сказать о том, что вроде бы ясно и понятно, более того, на бытовом уровне вполне допустимы, но на уровне политики и культуры считаются несерьёзными… Я о метафизике.

Впрочем, по порядку.

Для начала хочу сказать огромное спасибо Марату Шахману за его горячий отклик и активность в поднятой мною теме о «правах человека». Думаю, что «география» участников этой беседы будет на сайте «Завтра» постепенно расширяться. Потому что всё это очень важно, потому что нам надо понять как с нами разговаривает Запад, что он пытается нам вменить, и какие технологии использует?

Но сейчас я хочу сказать о причинах, которые заставили меня институт «прав человека» назвать религией. И тут мне вспоминается, что С. Кургинян не так давно, кажется в 2012 году, применил термин «метафизика» и сказал, что он впервые употребил этот термин в политике. Потом добавил, что о метафизике в политике теперь заговорят многие. И он оказался прав, термин прижился.

Тогда, услышав этот термин от Сергея Ервандовича, я не постеснялся и, хоть и понимал этимологию этого слова, но залез-таки в словари и прочитал, что «Метафизика (от греческого meta ta physika – после физики 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данного Андроником Родосским (1в. До н.э.) сочинению Аристотелю об умственных началах бытия)». Именно тогда (в своей книге «Исав и Иаков») С. Кургинян сказал, что в мире людей есть надматериальные ценности, эти ценности нами почитаются превыше всего и порой являются даже выше ценности самой жизни (!). Это те культы, которым мы поклоняемся: вера отцов, служение Родине, почитание отца и матери… То, чему мы поклоняемся – и является нашей культурой (сравните – Христианская культура, культура Ислама, буддийская культура…). Следовательно, у каждого народа есть метафизические ценности, и именно они, эти ценности, и определяют суть того или иного общества. Можно было бы перефразировать и даже вывести некий подход к пониманию вопроса: «скажи мне кто твои Боги – и я скажу кто ты».

«Скажи мне, кто твой бог, и я скажу, что я в него не верю, -
Одной колодой с дьяволом и с богом, детка, не играют;
Озноб внутри, под танцем легких, и крючочки заржавели
И не цепляют больше за живое, ты дошел до края.

Скажи мне, кто твой бог и есть ли он, да что там мне, - себе же!..
Слов много, - меньше там, внутри, но я с тобой уже не спорю;
Увидимся в финале… фильма, не игры; он неизбежен:
Мы достучимся до небес и, может быть, увидим море.

Давай не будет завтра, раз не вовремя глаза открыли,
Давай останемся никем, так будет проще и честнее;
Скажи мне, кто твой бог, кто эти ангелы и что ж без крыльев?..
И я, поверишь, больше не мелькну в твоем фальшивом небе

© Copyright: Сама Адекватность, 2011»

И здесь я опять возвращаюсь к тому вопросу, что над политикой всегда была и будет Культура, то великое и бескрайнее, в котором есть место вечному и нетленному, есть место метафизическому и нет места материальному, проще говоря, Золотому Тельцу. А политика продажна, политика – вторая древнейшая, она вся о материальном.

Но институт «прав человека» его основателями и создателями выведен в универсальное понятие, которое на первый взгляд вроде бы как и не материальное…, но мы же знаем, что оно исходит от политики, оно по природе своей взрастает из области, критериями которого можно манипулировать на уровне юриспруденции. То есть здесь задумано технологами так, что права человека священны и именно в этой точке происходит нисхождение метафизического, в этом месте происходит священное сочетание высших духовных ценностей с правами, данными человеку быть свободным.

И ведь подобное уже было. История человечества знает, когда однажды новая религия - Протестантизм пришёл в общество и отодвинул высшие метафизические ценности до уровня человека: «Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», а французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется». Именно тогда Протестансткая этика и породила наш нынешний капитализм, ибо в условиях католической церкви этого сделать было бы невозможно.

То есть, я хотел здесь сказать и поговорить о том, что всякие опыты и какие бы то ни было манипуляции с метафизическими ценностями, с тем, что человек воспринимает на уровне высших его ценностей – есть вмешательство в мир его нравственного и духовного понимания мира. И институт «прав человека» - это как раз и есть попытка оперировать именно такими универсальными надюридическими категориями.

Если понятие совести, честности, истины и нравственного можно регулировать с помощью юридических институтов, то это уже вторжение в мир нашей Этики. Но ведь мы, человечество, всегда, во всяком случае многие тысячелетия считали, что Богу – Богово, а кесарю кесарево. То есть, это два мира – Божественный мир и мир человека - существуют с разными законами и различными критериями оценки наших деяний, а практика отстаивания «прав человека» - легко ломает эти границы.

И поэтому такую практику с правами человека я бы относил к идеологическому фронту, к миру политтехнологий, и вероятно, к юридическим институтам, разбираться с которыми должны политики, проапгандисты, агитаторы, судьи, адвокаты, присяжные, но не радетели неких надобщественных, т.е. метафизических ценностей.

1.0x