Авторский блог Алина Уханова 23:26 13 сентября 2018

Одноимённые Вороничи -- город, городище и деревня. Некрополь на городище

История, география и люди, чьи жизни так или иначе связаны с А.С. Пушкиным

Городище Воронич Георгиевская Церковь

Посвящаю Другу Пушкиногорья, связавшему свою литературную судьбу, жизнь земную и мечту о вечном с "тем уголком земли"

"Есть такие вечные понятия, как долг и память. Это категории нравственные, духовные, впрямую связанные между собой, и на их взаимосвязи основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле". С.С. Гейченко "Пушкиногорье"

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как ....... пустыня
И как алтарь без божества.

А.С. Пушкин. 1830г.

Думаю не ошибусь в своём предположении, что географический термин "городище Воронич" обрёл широкую известность от первоначального заглавия к трагедии "Борис Годунов". Доказательство тому приведу ниже. А сейчас обратимся к происхождению названия и хроникам.

Воронич... Ворон -- птица; воронОй -- чёрный...

На сайте (https://unotices.com/page-families.php?id=90010) нахожу много любопытного. Ворон — вещая птица, он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад. Известно, что, являясь одним из древнейших символов Руси, ворон изображался на династическом знаке Рюриковичей. В Библии есть легенда о Вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что, выпущенный из ковчега, чтобы узнать, кончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это Ворон, бывший когда-то белым, как снег, и кротким, как голубь, стал черным, кровожадным и обречен питаться падалью. Исходя из этого, можно предположить, что прозвище Ворон могло относиться и к так называемым «охранительным» именованиям и выполнять функцию оберега.

Так, функция оберега.

Заглянем в историю России.

Первое упоминание о Ворониче встречается в псковской летописи и датируется 1349 годом. Крепость была основана на холме при впадении речки Воронец в Сороть. Этот псковский пригород XIV--XVI веков стоял в первой линии приграничных укреплений, защищавших Псков и Великое Московское княжество с запада и юго-запада наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Дубков, Остров, Велье, Опочка и др.). Пригород, расположенный на тракте из Москвы и Пскова на Литву и Польшу вблизи переправы (средневекового моста) через Сороть...Крепость была обнесена деревянной стеной со сторожевыми башнями по углам. В ней располагались склады с оружием и боеприпасами, а также продовольствием. Внутри были «осадные клети», служившие убежищем для местных жителей, когда на город надвигалась опасность.
В XVI веке до разорения польским королем Баторием Воронич был самым крупным пригородом Пскова с население более двух тысяч жителей.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Значительный доход местным крестьянам приносило выращивание и обработка льна. Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Большую часть населения Воронича, помимо ремесленников, военных, торговцев и землепашцев, составляло духовенство.
Воронич по свидетельству документов из архива местной епархии был крупным духовным центром Псковской земли, в нём и окрестностях находилось несколько десятков церквей и монастырей. Главный храм – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория деревни Воронич) находились храмы Ивана Милостивого и Воскресения Христова... В церковных документах упоминаются также Никольский, Ильинский, Покровский и Михайловский монастыри. От последнего впоследствии получила название усадьба Ганнибалов и Пушкиных...
Крепость Воронич
верно служила Пскову более трех веков и пала лишь во время Ливонской войны, полностью разрушена в 1581 году войском польского короля Стефана Батория. С этого времени место называлось городищем...

В 1708 (или 1719) году пригород Воронич был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции и был исключён из списка городов. Местные земли с крестьянами отошли к царской вотчине. Самодержцы дарили имения своим приближённым вельможам. Так, большая часть Михайловской губы перешла во владение Ганнибалов, Егорьевской – во владение Вындомских.
К XIX веку от крепости Воронич осталась лишь часть земляного вала на горе. Во время ссылки Александр Пушкин часто посещал городище Воронич, о чем свидетельствует первоначальное заглавие к трагедии «Борис Годунов»: "Комедия о настоящей беде Московскому Государству о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве — писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче".

7 апреля 1825 года Пушкин заказал панихиду в Егорьевской, на городище, и Воскресенской, в деревне Воронич, церквах по английскому поэту лорду Байрону, умершему в Греции.

Егорьевская (Георгиевская) церковь была домовым храмом семьи Вындомских, а сЕмьи Ганнибалов-Пушкиных были прихожанами --Воскресенской. Георгиевская церковь сгорела в 1913 году. А Воскресенская -- была разрушена во время ВОВ.

В 1936 году накануне 100-летия смерти Александра Сергеевича Пушкина территория городища Воронич была включена в состав Пушкинского Заповедника.

По инициативе музея-заповедника и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Псковского и Великолукского, ныне митрополита Евсевия, церковь Святого Георгия на городище Воронич восстановлена на сохранившемся старом фундаменте в 2005 – 2007 годы (фото на заставке). Строительство шло по старинным технологиям на средства благотворительного фонда «Общество друзей Пушкиногорья». У Храма также сохранились ограда из камня и древние каменные кресты (XV – XVI вв.), отреставрированные в 1984 году.

Городище Воронич с одноименной деревней расположено в 3 км к северо-западу от посёлка Пушкинские Горы по соседству с усадьбой Тригорское на берегу реки Сороть. В деревне проживает несколько десятков человек.

(По материалу с сайта: https://dergachev-va.livejournal.com/138229.html)

*
В 2009 году во время первого посещения нашей семьёй Пушкиногорья с коллективной экскурсией, мы 22 июля от дома Осиповых-Вульф в Тригорском через овраг наблюдали церемонию похорон Саввы Васильевича Ямщикова на городище Ворониче.

В июне же нынешнего года, приехав в Заповедник в очередной раз, мы решили в первую очередь посетить некрополь на Ворониче и поклониться праху людей, там захороненных.

**

Слово Некрополь (по Ефремовой) означает -- кладбище, на котором похоронены знаменитые люди.
На городище Ворониче у восстановленной церкви Святого Георгия находится родовое кладбище владельцев Тригорского. Здесь у алтарной стены погребены А. М. Вындомский, члены семейства Осиповых-Вульф — Прасковья Александровна Осипова, её муж и сын Алексей Вульф. Рядом с церковью похоронены бывший директор Пушкинского заповедника Семён Степанович Гейченко с супругой и российский реставратор, историк искусства и публицист Савва Ямщиков.

***

Вындомский--Осиповы--Вульф

двойной клик - редактировать изображение

На вставке:

П.А. Осипова. Рисунок Н.И. Фризенгоф, 1841г.

А.Н. Вульф. С акварели А.И. Григорьева, 1828г.

Фото места семейного упокоения

Александр Максимович Вындомский (ум.12 (24) февраля 1813г.), полковник в отставке, опочецкий уездный предводитель дворянства, второй хозяин и главный устроитель Тригорского, отец П.А. Осиповой (Вульф).

Иван Сафонович Осипов (1773—5.02.1824гг.), статский советник почтового ведомства, вдовец в первом браке (дочь Александра), второй супруг П.А. Вульф. От совместного брака -- две дочери, Мария и Екатерина.

Прасковья Александровна Осипова (Вульф) (1781-1859), псковская помещица, хозяйка Тригорского , в первом браке с Н.И. Вульфом (1799-1813) - мать пятерых детей.

Алексей Николаевич Вульф (1805-1881), сын П.А. Осиповой от первого брака, выпускник дерптского университета, боевой офицер, в отставке - штаб-ротмистр. С 1833 года до конца жизни хозяйствовал в Тригорском.

Велико значение усадьбы Осиповых-Вульф на Трёх Горах, общения с хозяйкой её и "милыми тригорскими невестами" (как сказал один поэт) в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

двойной клик - редактировать изображение

Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф. Художник Дмитрий Белюкин

Сам поэт увековечивает лирой отдельные душевные эпизоды столь важного периода своей жизни:

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

П.А. Осиповой

Быть может, уж недолго мне
В изгнанье мирном оставаться,
Вздыхать о милой старине
И сельской музе в тишине
Душой беспечной предаваться.

Но и в дали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней.

Когда померкнет ясный день,
Одна из глубины могильной
Так иногда в родную сень
Летит тоскующая тень
На милых бросить взор умильный.

1825

Признание (Алине)

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей...

Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

1926. {Это стихотворение посвящено Александре Осиповой, падчерице П.А. Осиповой. Но, к сожалению, девушка, в отличие от А.П. Керн ("Я помню чудное мгновенье..."), о нём никогда так и не узнала}.

О личном представлении событий пушкинской поры читаем и у известных авторов. К примеру, в романе у И.А. Новикова "Пушкин в изгнании", т.2 "Пушкин в Михайловском"; и у Ариадны Тырковой-Вильямс в книге "Жизнь Пушкина" (серия ЖЗЛ), т.2, ч.1 "Михайловское".

Но на меня особое впечатление произвела современная работа "Семья Вульф в жизни Пушкина" (http://www.stihi.ru/2014/03/28/9417) писательницы и поэта Валентины Томашевской (http://www.stihi.ru/avtor/lavinija).

P.S. Её личная Пушкиниана (http://www.proza.ru/avtor/lavinija&book=43#43) поражает своей масштабностью и всесторонностью. Сразу же приходит мысль -- не потомок ли В. Томашевская известного пушкиниста Томашевского Б.В.? Но... Как отвечает она на заданный в обсуждениях её работ вопрос -- только однофамилица.

****

Они-Хранители
Наследия Былого!..

И ими взыскана...
И ими же цельна...

Семёна Гейченко
И Саввы Ямщикова...

Земля Воронича
Лелеет имена!..

19.04.2012 Вадим Константинов

Супруги Гейченко

двойной клик - редактировать изображение

Семён Степанович (1903-1993) и Любовь (Рукижат) Джалаловна (1920 -1991) Гейченко -- "всюду вместе, всюду рядом"

В Википедии биография С.С. Гейченко достаточно скромна -- родился, учился...

А вот его заслуги! -- как чеканный шаг: русский и советский писатель-пушкинист, музейный работник. Заслуженный работник культуры РСФСР. Герой Социалистического Труда (1983). Организатор восстановления пушкинского музея-заповедника Михайловского с 1945 года и его многолетний Хранитель.

Чтобы виртуально приблизиться к этому чудо-человеку перелопатила массу материала о нём. Меня не удивило отсутствие у мужчины руки, понятно -- Война. Но то, что этому образованному, работающему в самом центре культуры: Петергофе и Ленинграде, специалисту-музейщику, не удалось избежать "лесоповала" (1941-1943), штрафбата...ещё раз подтвердило -- "неисповедимы пути Господни".

С Любой Сулеймановой Семён Гейченко, на 17 лет её старший, дважды женатый, отец двух детей, живущих уже не с ним, познакомился в Тбилиси, когда после ранения приехал к находящимся в эвакуации матери и сестре. Двадцатипятилетняя девушка, горянка, была заворожена этим "чемоданом" всесторонних знаний и, как в омут головой, рванула за ним в окопы, землянки разрушенного Пушкиногорья, чтобы подарить ему дочь и на все 46 лет своей оставшейся на этой земле жизни, стать, его "левой рукой", по сути -- правой...

За подробностями биографии -- отправляюсь к статье С.А. Сокурова с сайта InfoRoss (https://test-www.inforos.ru/ru/?module=news&action=view&id=33) "Мой добрый домовой" (к 100-летию со Дня рождения), 18.02.2003г.

И к статье Анны Эпштейн с сайта "Встреча" (http://www.dubnapress.ru/social/4420-201) "Вторая жизнь Семёна Гейченко", 18.02.2013г.

А вот и документальные фильмы, где можно увидеть:

-- "Больше, чем любовь". Любовь Сулейманова и Семён Гейченко (tvkultura.ru);

-- Три ролика о С.С. Гейченко. ЦСДФ, 1988г.:

https://drive.google.com/file/d/1fGDaJH_xDeWWqy3Q4rp3YzEVYP41J79c/view

Домовой. ч.1

https://drive.google.com/file/d/1UM4r7kTvDOPs9rtSBNY6GgVMCSDG3TNC/view

Домовой. ч.2

https://drive.google.com/file/d/1YrARNkXEkFNUQVimkv8OALXck2tKsxFy/view

Домовой. ч.3

Листаю фолианты Гейченко с моей полки:

двойной клик - редактировать изображение

Эти книги одного "Гения места" -- о другом.

В "Пушкиногорье" читаем о Пушкине:

"Только человеку, духовные потребности которого сведены к минимуму, кажется, будто Пушкин ему совершенно ясен. А чем более развит человек, чем он культурнее и эрудированнее, тем неисчерпаемее представляется ему наследие великого русского поэта...

Пушкин действительно неисчерпаем и непознаваем до конца. И каждый человек воспринимает его по-своему. И никогда не будет найден общий эталон понимания..."

А вот и о самом их общем МЕСТЕ:

"Михайловское — сыроватое место. Оно «трехэтажное». Есть место воды, есть место земли — матери-благодетельницы, дающей хлеб, и есть просто красивое место — городище, где ничего не посадишь, оно для другого дела..."

Судьба всех книг и альбомов Гейченко одинакова. Не успев выйти из печати, они вскоре становились библиографической редкостью.

Документальный фильм 1971 года режиссёра Алексея Габриловича "Монолог о Пушкине" приглашает нас на виртуальную встречу, пожалуй, с самым первым экскурсоводом по жизни и творчеству А.С. Пушкина Семёном Степановичем Гейченко. (https://ok.ru/video/8939178580).

Кадры живой природы Заповедника, сопровождающие рассказ гида, перемежаются музейными интерьерами. А рассказчик говорит, словно реченька журчит. В отдельные моменты он вдруг делает небольшую остановку, будто бы набирает в лёгкие побольше воздуха, и начинает с выражением, как декламатор, читать любимые строки Пушкина...

Вот звучит и стихотворение "Домовому":

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!..

Пушкин, обращаясь стихом к мифологическому хозяину и покровителю дома, расширил границы его владений, поручив охрану и любимой михайловской природы.

С.С. Гейченко по жизни стал реальным ДОМОВЫМ-ХРАНИТЕЛЕМ не только Пушкинской усадьбы Михайловское со всеми постройками и парком, но и усадеб Ганнибалов и Осиповых-Вульф, буквально возрождённых из пепла...

Он любит каждую травинку,

Что шепчет летом на лугу,

И знает к Пушкину тропинку,

Ту, что найти я не могу.

И как страдает он от боли,

Когда от раны стонет клен,

И сохнет озеро и поле,

И оседает древний склон.

Но как ликует, веселится,

И как душа его поет,

Когда он видит, как стремится

На встречу с Пушкиным народ.

Как входим в «чудное мгновенье»,

И как становимся добрей…

Прими поклон благодаренья

За то, что сделал для людей.

В.Г. Никифоров

На сайте (http://pln-pskov.ru/society/303473.html) г. Пскова 15.02.2018г. было размещено сообщение, что в Пушкинских Горах предполагается установить памятник С.С. Гейченко.

двойной клик - редактировать изображение

А пока будем улыбаться, глядя на шуточную фигуру Хранителя Заповедника, "Человек-скворечник", выполненную "Лабораторией Искусств Кордон-2" в Пушкиногорье. Автор Пётр Быстров .

И на по-доброму шаржированную гравюру на Гейченко, подарок Семёна Степановича С.А. Сокурову, который передал её мне, как младшей по возрасту, в дальнейшем с правопередачей достойному. Так я (пусть и через посредника) прикоснулась к автографу Великого Хранителя. (Автор гравюры Рудольф Яхнин).

Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков (1938-19 июля 2009)

«Он всегда говорил только правду и у многих вызывал восхищение. Но, как человек неуспокоенный и честный, кому-то был неудобен и неприятен. Но это одна из замечательнейших личностей нашего времени» (Г.Н. Василевич).

двойной клик - редактировать изображение

На вставке:

С.В. Ямщиков, фото Виктора Великжанина

Место захоронения на городище Ворониче

Скульптурный портрет С.В. Ямщикова. Автор Альберт Чаркин

Советский и российский реставратор, родился в семье старообрядцев на Павелецкой набережной р. Москвы, историк искусств, публицист, журналист, теле- и радиоведущий. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". Член РАЕН.

По трудовой книжке местом его работы был институт реставрации, на самом деле, им была вся России. (Он считал, что только 1/3 жизни пребывал в Москве). Вспомним тут одну быличку о Пушкине:

В 1829 году юный выпускник Лицея, еще не снявший лицейского мундира, встретил на Невском проспекте Пушкина. Пушкин спросил:
— Вы, верно, только что выпущены из Лицея?
—Только что выпущен с прикомандированием к гвардейскому полку, — с гордостью ответил юноша. А позвольте спросить вас, где вы теперь служите?
— Я числюсь по России, — ответил Пушкин.

Вот и Савва Васильевич числил себя по России...Так называется и документальный фильм о нём "Числюсь по России", 2010г., режиссёра Александра Смирнова по сценарию Татьяны Басовой (https://russia.tv/brand/show/brand_id/5007).

Как говорит в фильме Проханов А.А., С.Ямщиков "...всю жизнь чистил иконы, эти чёрные, потускневшие из запасников или спасённые из половодья и пожаров доски... Всю жизнь он чистил огромную Икону русской культуры, которая была искромсана, истоптана, покрытая скверной..."

Савва Васильевич Ямщиков действительно считал, что культура вообще начиналась с религии.

Вот и для восстановленной Георгиевской церкви на Ворониче Савва Васильевич провёл необходимую реставрацию трёх икон середины XIX века, подаренных храму корреспондентом «Литературной газеты» Наталией Боргин, выкупившей их в Австрии специально для этой церкви.

Как считает теперешний директор Заповедника "Михайловское" Г.Н. Василевич, С.В. Ямщиков -- один из десятка людей, благороднейших, профессиональных, великолепно образованных и любящих Пушкиногорье, каждый из которых внёс свой вклад в сохранение пушкинского места как величайшей святыни нашего Отечества".

Удивительным открытием для меня стало то, что Савва Васильевич, оказывается, был активным блогером сайта "Завтра с 8 апреля 2002 по 15 июля 2009гг. (скончался, напомним себе, 19 июля 2009г.).

"Последняя прижизненная публикация Саввы Ямщикова (газета "Завтра" за 15 июля) носит символическое название "Воруют". Правда, символическим оно стало только сейчас, после кончины автора. При жизни Савелий Васильевич не раз вкладывал в это знаменитое карамзинское словцо (генерализующее, неопределенно-личное и потому как бы ускользающее) вполне конкретный, а то и персонифицированный смысл.
Кем он считал себя: сторожем в обворованном доме, свидетелем преступления или потерпевшим? Пожалуй, и то, и другое, и третье..."

Авторский блог Редакция Завтра 03:00 29 июля 2009 Виктор Топоров

А вот две небольших выдержки из публикации Саввы Ямщикова от 23 августа 2005г.

"…Помнится первая встреча с Семёном Степановичем на дорожках Михайловского. Дочке моей Марфе было лет семь. Навстречу сам. "Так, это я вижу того самого Савву, который устраивал во Пскове выставку икон и на которой я имел честь присутствовать? Ну-ка, давай, загребай твою курицу (то есть Марфу), идём к нам чай пить". Так мы оказались на знаменитой террасе с ещё более знаменитыми самоварами, где встречала нас красавица жена хозяина, Любовь Джалаловна. "Семён на мне не женился, он меня похитил", — объясняла она как-то, при более близком знакомстве. Думаю, чувство юмора, присущее этой самоотверженной женщине, очень помогало сносить напрочь лишённые комфорта деревенские будни.

...Очень скоро перестал я обращать внимание на пивную Голову и прочие наивные мелочи. Просто представил себе, какую ношу несёт на себе этот человек — и всё встало на свои места. Не смущали уже и шепотки (а они то там, то здесь возникали), что Гейченко "слишком много", Пушкина он собою подменяет. Не подменял, а жил Пушкиным, и словно знал, что он где-то тут, рядом. "Выйду, закричу: "Пушкин!" А он мне в ответ: "Семён, ау!" Верил по-детски. Весь в шутках-прибаутках, розыгрышах, импровизациях, но хозяин рачительный... — фанатичный, таких днём с огнём не сыщешь. Говорят и сегодня про ошибки Гейченко; не совсем так восстанавливал, не совсем те экспонаты… Да, были ошибки, куда без них! Но представьте на минуточку, сколько людей в Михайловском, у Гейченко, не по-школярски узнали и полюбили Пушкина! Скольким эти встречи открыли красоту мира и даже помогли изменить свою жизнь" (http://zavtra.ru/blogs/2005-08-2381 СОЗИДАЮЩИЕ).

С А.А. Прохановым Савву Васильевича связывала крепкая дружба. Вот как Александр Андреевич вспоминает об этом: "Наша с ним дружба, так или иначе, была связана с Псковом..." По мнению публициста, не случайно смерть настигла Савву Васильевича в Пскове... "Он и сам отчасти являлся псковским памятником и псковской святыней. Он ушел в край лесов, озер, рек, ушел от нас туда, куда звали и зовут его старец Филофей, Александр Невский, его любимый Александр Пушкин, старец Николай Гурьянов. Это очень светлое начало, которое, конечно же, не затмевает горя расставания с ним".

Эту дружбу навеки связал и "Холм славы" под Изборском, проект которого возник в 2007г. по инициативе А.А. Проханова, при поддержке С.В. Ямщикова и руководителя АНО "Переправа", предпринимателя Александра Нотина.

(https://www.vesti.ru/doc.html?id=2018082)

Впервые об этом я услышала в авторской программе "Холм славы" (как раз в 2007 году) журналиста Аркадия Мамонтова, который провёл нас по памятным псковским местам.

А в "Реплике" А.А. Проханова на канале Россия-24 (3 октября 2014г.) прозвучал полный рассказ уже о свершившемся событии (https://www.vesti.ru/doc.html?id=2018082):

"Изборск, город-крепость, город-мученик, святой город. Вся псковская земля, это святая земля. Казалось, что сама русская история множество раз поцеловала псковскую землю своими священными устами. И возникла идея насыпать холм, который был бы чашей и стал бы священным сосудом, куда мы снесем все псковские земли, а значит, псковские времена, а значит, псковские героические победы, а значит, лики и деяния великих псковских полководцев, святителей, философов..."

двойной клик - редактировать изображение

На вставке:

Холм Славы и Часовня

Савва Ямщиков

Александр Проханов

Из интервью:

- Савва Васильевич, все же Вы уже не на ярмарку, с ярмарки едете… Чему Вас жизнь научила?
- Заниматься надо тем, что даётся тебе легче всего. Но делать это изо всех сил. Тогда жить будет интересно и свободным будешь всегда.

- Нравственная проповедь должна быть тихой, а вера — негромкой. Верующий для меня — человек, который может пострадать, претерпеть, повести за собой людей, помочь им.

"Он реставрировал человеческие души" (Василий Ливанов).

"Он тратил себя, не жалея свою сердечную мышцу" (Ирина Антонова).

Савва Васильевич Ямщиков очень любил Псков и многое сделал для него. Он и умер здесь, так и не открыв запланированную выставку. Понятно и его желание быть упокоенным на святой земле городища Воронича.

Почётным гражданином города Пскова его так и не "назначили"...

Известный российский скульптор, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств Альберт Чаркин передал в дар Пушкинскому заповеднику скульптурный портрет Саввы Ямщикова, чьи жизнь и творчество на протяжении долгих лет были связаны с Михайловским, со Святогорьем.

Бронзовый бюст(на фото вставки) сейчас установлен в анфиладе выставочных залов в Научно-культурном центре музея.

Эпилог

Нам известны строки из поэмы "Горный венец" поэта, светского и духовного правителя Черногории Петра II Негоша, относящиеся к имени А.С. Пушкина:

Счастлив тот, кто будет жить в веках,

В этом величайший смысл его рождения...

"Ведь дела людей не измеряются только пределами их земной жизни" (по С.С. Гейченко).

"Ум и дела (их) бессмертны в памяти русской" (по Н. Чавчавадзе)...

И вот лежат они, бескорыстные радетели русской культуры, сами выбрав место своего упокоения на холме городища Воронич, будто памятуя о словах Пушкина в письме Нащокину: "Лучшего кладбища, чем в моей псковской деревне, вряд ли где в другом месте и сыщешь. Земля -- не земля, пух..."

"Да будет земля над ними легка!"(пер. с латыни).

Послесловие

Городище Воронич, овеянное боевой и мирной славой, является частью Пушкиногорья – земли особой святости для русского человека. С.А. Сокуров, основатель Русского общества им. А. Пушкина в Прикарпатье, попечитель Заповедника "Михайловское" и его желанный гость, настойчиво склоняет хранителей вернуться к первоначальному имени этих мест -- Святые Горы, или совместить прошлое с настоящим: Святые Пушкинские горы.

А вот и его стихотворение "Завещание", связующее начало и окончание моего очерка:

Уж много лет твержу я неустанно:
Когда меня среди людей не станет,
огню предать; и серый пепел мой
порою летней, с лодки, утром рано
над светлой гладью озера Кучане,
средь Гор Святых, где воля и покой,
развеять тайно…
Здесь мне будут сниться
прошедшей жизни дорогие лица
в забвенье зла, в любви. И, верю, вдруг
из глубины фантомной вереницы
мне улыбнётся Самый Лучший Друг,
сошедший в детстве с букваря страницы.

2010 г. Реутов

1.0x