Авторский блог Борис Сергеев 12:09 25 июля 2018

Очень "хитрый" план

Нищета очередных "майских указов" президента

Как часто мы слышим глубокомысленные придыхания по поводу очередной «стратегии», «цели и мечты», «проекта», «приоритетного развития», «хитрого плана», вышедшего из-под кремлёвского пера или только ожидаемого! Всплеск подобных эмоций произошёл после публикации очередного «майского» Указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Попробуем оценить его без официальной бравурности, поэтических метафор, образов «пробуждающейся России» и разъяснений, что на самом деле президент имел в виду. (Примечательно, что сплошь и рядом эти домысливания или пожелания комментаторов не оставляют места самому президентскому тексту).

Итак, какие же цели и стратегические задачи ставит перед страной президент, баллотировавшийся, как известно, без всякой программы? Заключаются национальные цели в следующем:

«а) обеспечение устойчивого естественного роста численностинаселения Российской Федерации;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами»

Прочитав этот список, возникает ощущение, что когда-то мы это уже слышали. И про «ускорение» и про «инновации» и про «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира». Конечно, слышали! От того же В.В. Путина. И не раз:

21 ноября 2007 г.
Россия, о которой мы сегодня говорим, сегодня вернулась в первую десятку крупнейших экономик мира. И это далеко не предел. Независимые эксперты и у нас в стране, и за рубежом абсолютно точно убеждены: если продолжится нынешний курс развития страны, сохранятся темпы прироста экономики – Россия в течение 10 лет способна войти в первую пятерку ведущих крупнейших экономик мира. И мы это обязательно сделаем.
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24713

24 сентября 2011 г.
Поэтому объективное требование одно: темпы нашего развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Нужно вновь вернуться к тому, что было совсем недавно, несколько лет назад, до кризиса, и раскрутить маховик экономического развития, темпов роста до 6–7 процентов в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира. Абсолютно реальная задача.
Причём это должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, на повышении эффективности, на создании современной индустрии.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/12802

11 апреля 2012 г.
Уважаемые коллеги, по нашим оценкам, уже в ближайшие два-три года Россия войдёт в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.
http://premier.gov.ru/events/news/18671/

Очевидно, что «вхождение в число пяти крупнейших экономик мира» превратилось в жизненную миссию нашего президента, который в очередной раз за последние 11 лет ставит эту цель, не объясняя при этом, почему же предыдущие его попытки оказались не очень успешными. Отсутствие же такого анализа делает призрачными ожидания, что на этот раз дело не ограничится пустой декларацией.

Вернёмся к началу списка, однако. «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения», «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет», «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции». Поскольку именно с этих целей начинается отсчёт государственных приоритетов, то, видимо, их достижению придаётся особое значение. В теории, именно им должно быть подчинено и «ускорение технологического развития» и «ускоренное внедрение цифровых технологий », и «создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора». Минуточку, но разве «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан» не предполагает развитие и внутреннего рынка, в том числе производства, ориентированного на внутреннее потребление? Как же иначе добиться «импортозамещения», о котором в указе президента ни слова? В отличие от «экспортно-ориентированного сектора».

Отметим также, что подготовка планов национального уровня, конечно, предполагает определенный уровень обобщенности, но в данном случае конкретика отсутствует практически полностью. Например, ничто не мешает объявить о повышении ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет уже сегодня, не дожидаясь 2024 года. Это относится и к «снижению в два раза уровня бедности в Российской Федерации», тем более что критерии этого уровня правительственными структурами и определяются. Почему бы тогда не снизить уровень бедности, слегка изменив величину дохода, ниже которого семья считается «бедной»? Собственно говоря, планы по повышению пенсионного возраста, отсекающие миллионы российских граждан от заработанных ими выплат, объявленные одновременно с обещанием повысить пенсии на 1 000 рублей в год для оставшихся пенсионеров как раз и показывают, каким образом будет достигаться аналогичная цель - «рост уровня пенсионного обеспечения». Достижение других продекларированных задач, даже содержащих количественные параметры, также невозможно будет проверить, поскольку инструменты учёта и статистки находятся в руках государственных органов, подотчетных авторам указа. Например, регулярно к 9 мая появляются распоряжения предоставить благоустроенное жилье ветеранам войны, хотя сам факт повторного появления подобных предписаний говорит о том, что предыдущие выполнены не были, несмотря на представленную отчетность. Да и некоторые цифры можно впослдествии просто "забыть" - как забыли "создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест" из "майских указов" 2012 года.

В качестве новелл в 2018 году появилось разве что «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», но и этот пункт означает, скорее всего, продвижение к «чипированию» населения, что никак не связано с «обеспечением устойчивого роста населения» или «ростом реальных доходов граждан». Если под последними, конечно, не иметь в виду вполне конкретных граждан. Увы, эта язвительность навеяна откровениями еще одного Дмитрия Пескова, назначенного президентом ответственным за «цифровые технологии». Вот как он описывает одну из курируемых им программ:

«Часть этого эксперимента — уже объявленная президентом программа "Билет в будущее" (проект по профориентации и выдаче грантов для школьников шестых-десятых классов). Молодые люди заходят в онлайн, проходят тестирование, по результатам которого им дают рекомендации по будущей профессии, а также рассказывают о том, где он может ее получить и развить. Это может быть университет, может быть колледж, может быть онлайн-программа. После прохождения обучения учебное заведение или организатор курсов обращается в Worldskills за возмещением услуг

Эта программа уже работает?

— Она будет запущена осенью. Ее стоимость составляет 1 миллиард рублей.
(РИА Новости https://ria.ru/interview/20180518/1520822780.html).»

Миллиард бюджетных рублей за ни к чему не обязывающие онлайн консультации школьников и их направление в учебные заведения. Кому же достанется контракт на разработку и поддержание системы онлайн консультирования? Какие учебные заведения или онлайн-программы будут допущены к возможности «возмещения услуг»? Образовательных, надо понимать.

Песков упомянул и об еще одном семинаре на острове Русский (оцените сарказм!) для «бизнесменов, чиновников и талантливых людей, обучающихся работать в эпоху цифровой экономики»:

«Обучать слушателей курсов будут лучшие эксперты по информационным технологиям из Европейской комиссии, правительства Великобритании, Всемирного банка, Гарвардской школы бизнеса, Сколково и другие. Во время интенсива все участники будут носить нейробраслеты. С помощью них будет отслеживаться состояние участников, их субъективная реакция на активности, в которых они участвуют» (https://ria.ru/interview/20180518/1520822780.html)

Судя по этим откровениям, никакого конкретного плана по использованию цифровых технологий у ответственного нет, а их ускоренное внедрение связано с заказом из-за рубежа на подготовку отряда «цифровых надсмотрщиков».

Вот, собственно, и всё, что мы имеем в «сухом остатке». Разумеется, кроме призывов обеспечить рывок в развитии страны по всем направлениям.


1.0x