Авторский блог Виктор  Власов 14:22 25 августа 2018

Образование движется к пропасти

За последние пятнадцать лет выросло число учеников, обучающихся на домашнем обучении.

За последние пятнадцать лет выросло число учеников, обучающихся на домашнем обучении. Из-за психических и физических травм дети не могут находиться в коллективе. А что говорить о массе учителей, подсказывающих на ОГЭ, ЕГЭ, на ВПР или НИКО. Если на итоговых экзаменах учителя подсказывают лишь больным детям, в большинстве своём не способным учиться, то в рамках недель Всероссийских проверочных работ (ВПР) или на тестах Национального исследования качества образования (НИКО), это делается открыто и массово. Чтобы увеличить рейтинг школы. Этим «пороком» грешат гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Впрочем, не только учителя статусных бюджетных образовательных учреждений помогают своим подопечным. Своего рода «помощь» происходит повсеместно в бюджетных образовательных учреждениях, потому что контингент детей пошёл ленивый и плохо подготовленный. Нет средств на дополнительные занятия с учителем, а обязательные кружки-факультативы с целью проверки и стимуляции полученных знаний можно не вести, главное не забывать отмечаться в специальном журнале, а детей после уроков не оставлять.

Не секрет, что перед запуском гонки проверочных работ, присылаемых из Департамента Образования или аналогично из Министерства, директор проводит совещание учителей, где отвечающий за общее образование его заместитель рекомендует подсказывать ученикам. Оказывать помощь следует в отсутствие «гостей» из выше перечисленных структур.

– Сидит неизвестная тётка на уроке – раздали работы детям, молчим, не подходим, - рекомендует заместитель директора. – Если никого – действуем!..

Далее – завуч называет фамилии неуспевающих детей (учителя сами их знают), ответы им нужны в первую очередь. Пусть они хотя бы поглядывают в лист к более грамотным.

Свой предмет учителя знают досконально, запросто подскажут незаметно. Почему бы не помочь слабым ученикам, повысив шансы на оптимальную оценку, улучшив общий показатель успеваемости. На кону денежная премия за месяц, а также уважение педагогов из школ округа, которые наблюдают статистику «онлайн».

Дети, сдавая серьёзные проверочные работы в формате «ВПР» или «НИКО», не переживают. Уверены, что им помогут. Ко дню сдачи не готовятся, хотя даты контрольных сообщаются заранее.

– Лёша, кто тебе подсказал по биологии? – спрашиваю я одного «троечника»-шестиклассника. – Списал?

– Училка продиктовала на ухо, – улыбается он. – Всегда подсказывает и не одному мне. Мы же тупим с Петькой, ничего не знаем. А Дианка вообще писать не умеет…

По поводу умственно слабых детей и помощи на всероссийских контрольных работах я разговаривал с несколькими школьными директорами. Только один из них согласился, что помогать не следует детям никаким. Как ребёнка научили, так он и отправится в большую жизнь и рейтинги здесь не причём. Однако слабых детей хватает везде (в его школе тоже) – помогать педагоги умудряются в любом случае, это правило негласное.

Многие директора БОУ выступают за помощь детям на присланных издалека контрольных работах. Вдруг школа потерпит позор, а значит, детей учителя не научили... А в день ЕГЭ, например, к слабоумным ученикам на домашнем обучении приглашается из чужой школы не только утверждённая группа учителей, поставленных следить за процессом и в случае нарушения докладывать выше, но также человек из родного образовательного учреждения, имеющий ответы на пункты ряда заданий «А» и «В».

Вот уже третий год я вхожу в группу педагогов, которые следят за процессом выполнения заданий на выпускных экзаменах. Каждый раз мы принимаем работу у разных учеников-«домашников» и не было случая, чтобы не появился незнакомый учитель из их родной школы и не продиктовал ответы. Ученики на домашнем обучении – это, как правило, дети из малообеспеченных семей. В прошлый раз мы работали с ребёнком-девятиклассником, который находился под опекой бабушки. Отец давно умер, а мама жила с другим «папой». Разогревая нам рагу, предлагая пельмени, угощая тортом и крепким ароматным чаем, бабушка буквально молилась за столом. Повернётся к углу с красивыми иконками, крестится, шепчет молитву. Поворачивается к нам и радуется, что Бог послал именно нас, а не каких-нибудь канцелярских бездушных работников.

Почти все ученики на домашнем обучении – с психическими травмами и не должны учиться в коллективе. За редким исключением, конечно, можно встретить вдумчивого и талантливого «домашника» – и тот окажется в инвалидной коляске. В одной из школ, где мне довелось преподавать английский язык, я встретил восьмиклассника, который был способен умножать трёхзначные числа в уме. Мама называла его «Электроником». Отца не было – ушёл из семьи ещё до рождения ребёнка. Стёпа цитировал Закон Божий, изречения многих православных старцев и отлично рисовал, мечтая выпустить комикс манга, где главными героями станут Иисус Христос и апостолы. Откуда у паренька тяга к религии? Мама – воцерковленный человек.

Учителя – народ совестливый, это правда. Ненароком натворят чего, допустят грубую ошибку редко, будут переживать и вспоминать, просить прощение. Однако халтурить учителя иногда себе позволяют. Стоит дать повод не ходить к ученикам на домашнем обучении – не пойдут. Помню, как мама одного из таких учеников не брала трубку мобильного телефона – это один из поводов позвонить и собраться к ребёнку лишь через неделю. Потом сам ученик может обманывать занятого опекуна, мол, учителя к нему ходят регулярно. Опекуны или одинокие родители иной раз увлечены обустройством личной жизни и совсем не думают о чаде. Безответственность никому не чужда, с какой стороны не посмотри. А зарплата бюджетника считается по установленному тарифу, премиальные зависят от расположения духа заместителя директора, который отвечает за распределение средств между старательными учителями и другими работниками школы. Пока о возможном нарушении не заявляют, никто и не хватается проверять.

Каким образом некоторые учителя зарабатывают на проведении кружков-«призраков»? Это просто: нужно лишь заявить ответственному заместителю директора о желании вести кружки по определённой теме, а потом не говорить о них детям или звать только минимальное их количество, чтобы особенно не напрягаться. Заявляешь несколько кружков – по одному или по два урока в неделю, а по факту ведёшь – как настроение и проверки позволяют… Если в маленькой школе получается работать абы как, то представляете, что творится на постах в огромной структуре государства.

– К чему идёт образование, батюшка Александр? – спрашиваю настоятеля Храма в честь Святой мученицы Татианы – духовника ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, благочинного Покровского благочиния, руководителя Отдела по делам молодёжи Омской епархии.

– К своему логическому концу, – отвечает протоиерей. – Лично мои наблюдения показывают, что мир движется к пропасти. Похоже, не только структура образования должна рухнуть под корень, но культура и другие сферы разрушаются показательно, тогда народ поймёт и начнёт строить заново!

Омский академик РАЕ, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Владимир Иванович Гам (ректор Многопрофильной Академии непрерывного образования) разворачивает монитор в мою сторону и демонстрирует данные по сдачи ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. С каждым годом итоговый экзамен даётся выпускникам тяжелее – это видно по данным плачевной статистики, которую ведёт, во-первых, Департамент Образования Администрации г. Омска, а во-вторых, отображают на страницах крупные российские СМИ. Процентные соотношения таковы: растёт число будущих абитуриентов, которые сдают экзамены не с первого раза или в худшем случае – остаются на пересдачу на следующий год, где ответы им скажут от безвыходности.

Заслуженный учитель РФ В.И. Гам знает, о чём говорит – несколько лет он был директором Департамента Образования Администрации г. Омска. И сейчас к специалистам-предметникам академии обращаются за помощью лично через него. Число обращающихся родителей растёт из года в год. Как вернуться на путь прогресса, подняв планку образования и культуры, Владимир Иванович утверждает, что нужно возрождать культ добросовестности и ответственности перед людьми, перед обществом в целом. Начать в первую очередь с образования семьи и воспитания детей.

Ждём новостей в наше Родное Православное Прииртышье

1.0x