Сообщество «Форум» 11:00 15 мая 2019

Обогатиться и изолировать

О проблемах народного образования

Заканчивается очередной учебной год. Я уже несколько лет на пенсии, но стараюсь быть в курсе всего происходящего в школах. Многое пугает, например, реклама по телевизору. Я имею в виду рекламу о том, что все дети должны учиться вместе. И дети с болезнью Дауна тоже вместе со всеми. И аутисты, так я понимаю, тоже.
Помню в детстве жила около метро Пролетарская, рядом на Таганке была школа для детей с синдромом Дауна. Существует ли она сейчас? В рекламе о том, что все должны учиться вместе, звучит обнадёживающая для родителей информация.
Да, действительно, и с людьми с синдромом Дауна всё стало неоднозначно. В Испании одному из таких людей памятник поставили при жизни. И он приезжал в Россию, искал себе невесту. Почему ему оказано такое внимание? Да потому что он - единственный профессор с синдромом Дауна. В программе о нём было рассказано о том, что где-то лет с четырех отец, директор оперного театра, водил его на оперу. Брат занимался с ним шахматами, другой брат ещё чем-то, мать - ещё чем-то. Его развивали постоянно в течение суток в домашней обстановке. Четыре человека посвятили себя ему. И получился потрясающий результат!
А тут учитель, у которого около 30 детей без синдрома и один с ним. Сможет учитель уделить достаточно времени такому сложному ребёнку? Не сможет. У него ещё много учеников. У нас теперь, правда, не учителя, а тьютеры. А это ещё кто такие? Это такие учителя, которые имеют индивидуальный подход к каждому ребёнку. Да ладно! Учителя, советские и русские учителя, всегда так работали, имея индивидуальный подход. Причем это все было закреплено и в программах школ, и можно было увидеть и в кабинетах учителей, например, карточки с заданиями для отличников и отстающих помечали разными знаками и т.д. И на уроках администрация требовала задавать домашние задания с расчётом на детей с разным уровнем подготовки и с разным подходом к учёбе, например, можно было дополнительно подготовить презентацию по теме. Индивидуальный подход был всегда, теперь же его преподносят, как нечто суперновое. Обозвали в очередной раз американским словом “тьютер”. Словно американцы придумали индивидуальный подход в ХХI веке, а до них никто об этом и не слыхивал.
Как же можно сложных больных детей соединять со здоровыми, да ещё в такие большие группы? Сделали бы классы с 10 учащимися, тогда бы и можно было что-то подобное делать.
Сама работала однажды с классом, в котором был аутист. Родители ребёнка это всячески скрывали, но проблем из-за него было великое множество, потому что с другими детьми контактов у него не получалось. Постоянно возникали проблемы.
Государству-то удобно - перестанут создавать специализированные школы, родителей порадуют информацией о якобы здоровом ребёнке. А учителя будут мучиться, и уже мучаются несколько лет.
От тьютеров перейдем к инновационной школе. В 2013 году я участвовала в праймериз в Московскую Городскую Думу специально для того, чтобы остановить волну огульной компьютеризации школы и ещё раз подать голос против ЕГЭ. Что я имела в виду, говоря об огульной компьютеризации? В наше время дети сидят за компьютером часами. Пришли из школы и сели на весь вечер в игры играть. Не все, конечно, но многие родители не могут данный процесс проконтролировать, так как работают до позднего вечера. Дети без них и играют. Да и сами родители сейчас обитают вечерами в соцсетях, во всяких одноклассниках и фейсбуках. Так вот, дети вечерами играют, а теперь ещё и по 4-7 часов в школе будут проводить за компьютером. Полезно ли это для детского организма? Мы пока не знаем. Наши дети первое поколение, которое столкнулось с компьютерами и ноутбуками. Вдруг это чрезвычайно опасно? Ведь сейчас уже есть огромное количество детей с компьютерной зависимостью и с жуткой необоснованной агрессией на фоне этой зависимости. Но вместо того, чтобы остановить этот негативный процесс, мы, наоборот, его раздуваем. Ладно, посмотрели дети презентации на экране в кабинете биологии, географии или литературы, или один раз в месяц прошли компьютерное тестирование по предмету, но каждый день на каждом уроке???
Когда я впервые столкнулась с Интернетом лет 14 назад, помню, что чувствовала себя плохо сразу же после использования Интернета где-то в течение нескольких недель. И друг детства, компьютерщик, объяснил такую мою реакцию наличием вращения жесткого диска и полей вокруг него. И подобное было не только со мной.
Насколько я понимаю, планируется, что учитель не будет вести урок, а будет только присматривать за детьми и консультировать их в случае затруднений. Раз объясняет не учитель, а дети получают знания сами из компьютера, то, соответственно, количество учащихся в классах будет увеличено в разы. А учитель будет только в роли надсмотрщика, как на ЕГЭ. Представим себе картину. Предположим, в классе 50 или 60 детей. Они вошли все в аудиторию, им всем надо сесть, открыть компьютеры, достать тетради, ручки и т.д. При таком количестве идеальной тишины не будет, да и дети не роботы, они интересуются не только знаниями, но и своими одноклассниками.
Уже пишут, что подобные попытки, свалить работу учителя по объяснению материала на компьютер, уже привели к понижению уровня знаний за рубежом. Нам же как всегда надо обжечься лично! Неужели не ясно, что с дисциплиной станет хуже, если количество учащихся увеличат.
Знания тоже станут хуже, потому что человек объясняет в соответствии с ситуацией в классе. О чем я? Например, детишки пришли на самый первый урок. Восемь утра. Надо им дать немного проснуться. Потом они на свежую голову будут очень хорошо усваивать, ведь они ещё не устали. И картина прямо противоположная - седьмой урок. Силы уже на исходе. В компьютер смотреть уже надоело. А тут учитель в игровой форме взял да всё объяснил! Поиграли и поняли! И не заметили, что седьмой урок! Не надо принижать роль учителя, и делать из него только надсмотрщика.
Разберем ещё один аспект. Большой класс, большая аудитория. Надо будет смотреть, кто, что делает. Такое под силу только молодым, хотя и им не под силу. Невозможно будет понять, усвоили или нет, если общение будет только с компьютером.
А потом ещё одно. Все дружно идут на поводу у Министерства Образования, но подумаем ещё и о том, что компьютеры будут ломаться ( и дети их будут ломать - и это будет), и будут ситуации, когда не все ученики смогут на занятии поглощать знания, глядя на экран. Что тогда? Сажать по двое-трое у одного прибора?
А за сломанную технику кто будет платить? Опять учителя? Ведь родители это делать не станут. И очень бы не хотелось, чтобы подобный ориентир на инновацию в итоге привёл к платному образованию.
Если в школах станет работать ещё труднее, то молодёжь не пойдёт в педвузы. Кто будет учить детей? И зачем нужны эти опыты над юным поколением, над детьми?
Выделили средства и теперь кому-то наверху нужно обогатиться. Эти все мучения для учителей придумываются специально для того, чтобы кто-то, кто детей и не видит, мог обогащаться? Может хватит новомодных изобретений для школ? Может пора уже вернуться к отличной советской системе образования, отменить эти гадкие ЕГЭ, на которых обыскивают и учителей, и учащихся? И начать поднимать авторитет учителя, а не пытаться изолировать его от учеников. Да, да, именно изолировать! Ведь, если дети не будут общаться с учителем, а будут в общении только с прибором, то кто научит их доброте, аккуратности, честности, порядочности и массе других хороших человеческих качеств? Кто?
Одна дама так и сказала: “Учителя слишком много говорят о порядочности и честности. А об этом в наше время не надо”. Словом, получается ещё хуже, чем во времена Чехова. Там у него в какой-то школе был один учитель в футляре, а теперь всех отгородят от детей. Как бы чего не случилось! А вдруг кто-нибудь детям о Ленине расскажет? Ужас! Или о Сталине? Кошмар! Кошмар! Кошмар!
Нет, нельзя такого допустить, потому приняли решение ректорами Педагогических Вузов ставить только православных, надёжных для капиталистического государства людей. Они и студентов так воспитывают в духе трепета и преклонения перед всем, что ни делается. И будут будущие учителя только терпеть и молиться. Несчастный удел...

1.0x