О словах и символах
Сообщество «Символ веры» 20:59 1 мая 2019

О словах и символах

мистическая красота древнего языка
7

Древний язык ближе к внутреннему Логосу — языку духа, языку религиозной интуиции и молитвенных созерцаний. Это язык не рассудка, а сердца, язык глубоких проникновений в гнозис, язык напряжённой работы духа и особой динамики. Древние языки вызывают в человеческой душе нечто вроде припоминаний о потерянной человеком способности внутренних непосредственных передач своих мыслей, восприятия другой души и озарений от Бога.

Есть сокровенный внутренний язык, который глубже внешнего языка, нуждающегося в форме слова. Профористические (внешние) языки всё больше отдаляются от своего центра — духовного Логоса, всё больше дифференцируются и материализируются. Новые языки обращены преимущественно к рассудку человека — аналитической способности его разума, низшей по сравнению с духовной интуицией. Они способны также выразить эмоциональные и страстные состояния человека; но для той области духа, которая проявляет себя в молитвенном порыве, новые языки оказываются вялыми, бессильными.

Сторонники языковой реформы богослужения утверждают, что на новом, современном языке литургия будет более понятной. Но литургия сама по себе — тайна. Она не может стать понятной на вербально-семантическом уровне, иначе можно было бы понять и усвоить литургику с книгой в руках за письменным столом.

Литургия — это не повествование, которое может быть подробно разъяснено, не загадка, которую можно разгадать, не задача, которую надо разрешить. Богослужение — это включённость человека в мир духовный, а средством для этого является воздействие на душу человека всего того, что есть в Православной церкви: храмовой архитектуры, убранства, иконописи, богослужебных напевов, а самое главное — силы молитв священнослужителей и народа. Про святого Иоанна Кронштадтского рассказывали, что когда он совершал литургию или молча молился на проскомидии, люди чувствовали явно, почти физически, силу его молитв и благодатную помощь.

Древний язык ближе к внутреннему Логосу, поэтому он имеет большее воздействие на человеческое сердце, чем современный. Странное явление: иногда фраза на церковнославянском языке, минуя аналитический рассудок человека, струёй горячего света озаряет, как будто открывает его сердце, и оно трепещет, как душа странника, который после дальнего пути увидел огни отеческого дома. Здесь происходит то, что мы можем не вполне точно назвать припоминанием. Человек вспоминает о потерянном рае и о том языке, которому повиновались все живые существа, как царю земли, на котором он беседовал с ангелами.

Здесь мистика и обаяние языка: древний священный язык трогает человеческое сердце, заставляет звучать сокровенные струны души. Модернисты не знают и не чувствуют этого; они хотят древний язык заменить новыми языками для того, чтобы была понятнее семантика слова, которая не делает понятнее тайну богослужения. Кроме того, в богослужении существует язык обрядов и ритуалов, не менее важный, чем словесный язык. Этот символический язык ещё менее понятен, но он служит средством включённости человека в живую реалию происходящих событий.

Если мы хотим сделать богослужение доступным для нашего плоского рассудка, то должны сделать понятными церковные обряды: заменить их словесной интерпретацией или перевести их на язык театральной пантомимы, то есть превратить обряд из многогранного священного символа в мимический жест. Что же останется тогда от литургии — "назидательное" театрализованное представление? Когда мы говорим, что литургия — это выражение земной жизни Христа Спасителя, то мы вовсе не имеем в виду, что литургия — инсценировка Евангелия: литургия — это возможность для человека посредством священных символов самому стать участником библейских событий, внутренне воспринять Голгофскую жертву как Жертву, совершенную лично для него, а Воскресение Христа — как воскресение своей души.

Древний (церковнославянский) язык — это напоминание сердцу человека о его давнем отечестве — потерянном рае. Современный язык — это язык школы и университета, язык улицы и рынка, фабрики и вокзала. Он не помогает человеку вырваться из плена обыденных повседневных дел, забот и интересов. Напротив, священный язык как бы свидетельствует, что в храме мы общаемся с другим миром, с другой, необычной для нас реалией. Hе только между содержанием речи и чувством, но также между самой формой языка и чувством существуют ассоциативные связи. Вообще форма не может быть совершенно абстрагирована от содержания. Новый язык, хотим мы этого или нет, будет нести в сeбe новое содержание, новую информацию, новый эмоциональный подтекст, выявить и определить которые невозможно нашему всё логизирующему рассудку.

Проповедь в храме произносится на современном языке. Но молитву нельзя смешать с проповедью или богословием. Проповедь рассказывает о духовном мире, а молитва включает нас в этот мир; богословие указывает путь, а молитва ведёт по этому пути. Мы говорим о красоте древнего языка. Что мы подразумеваем под этим? Мы думаем, что это некое тайное созвучие ритмов сердца с его ритмами, и эта гармония воспринимается нами как особая красота языка.

Загрузка...

Cообщество
«Символ веры»
75
Cообщество
«Символ веры»
1
Cообщество
«Символ веры»
Комментарии Написать свой комментарий
1 мая 2019 в 21:59

"древний священный язык трогает человеческое сердце, заставляет звучать сокровенные струны души"
- Всё так, Ваше-ство, Рафаил Карелин, всё так! Верны и следующие ваши слова:
"Современный язык — это язык школы и университета, язык улицы и рынка, фабрики и вокзала"
- А современные "батюшки" используют как эти, так и другие языки - для того, чтобы ОБОЛВАНИТЬ паству. Вот какие слова (и подобные им) мне как-то попались в ПРАВОСЛАВНЫХ изданиях, прошедших благословение, как это принято в РПЦ:
"15 мая 1932 года. В этот день Сталин подписал Декрет о безбожной пятилетке. К 1937 году имя Бога должно быть забыто".

2 мая 2019 в 07:52

Да, такой документ не найден.

Но действительность развивалась именно в направлении, описанном в его тексте.

"Только в 1937 г. было закрыто более 8 тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно около 60 архиереев»" (см. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах) – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. – С. 92).

2 мая 2019 в 12:22

Древний священный язык трогает человеческое сердце...
Современный язык - это язык школы и университета, улица, рынка фабрики, вокзала...

Э не, язык школы и университета (и т.д.) - это вчерашний язык, СОВЕТСКИЙ великий и могучий ЯЗЫК. А вот сегодняшний язык - это наглицко-пиндоско-финансоово-офисно-планктонный суржик. Вот что мы на этом суржике построим? Вообщем-то уже очевидно. Результаты и их отсутствие уже на лицо и на ботексных лицах власти-елиты.

2 мая 2019 в 14:32

Владимир, а не на Крутицком ли подворье эти "любители истории" и состряпали приведённое мной сообщение? Мне-то любопытно глянуть - есть там како-нито опровержение?
А вообще-то мы ведь чему хошь поверим!

2 мая 2019 в 07:42

Божественная держит литургия
небесный свод и купол надо мной
здесь действуют законы но другие
без силы притяжения земной
в пространстве храма время замирает
и вечность чрез отверстые врата
кадильный дым лучом пронзает
так весть благая о распятии Христа
оружием проходит души и сердца
любимый Сын всевышнего Отца
стою пред Ним молюсь Ему и внемлю
и Дух Святой спускается на землю

2 мая 2019 в 22:31

НАРОД ВОСКРЕС?!...
Воистину Сын здесь.



Всяк ЛЮД, уверовав, глаголит:
«Христос воскрес!», то истиной примя.
К ЧЕМУ ж чрез мысль НАПРАВИТ волю –
Ко Жизни ли СЕБЯ стремя?

ВОПРОС один на сей день ГЛАВНЫЙ,
Кой должно каждому решить:
ВОСКРЕС ЛИ ТЫ? Живёшь ли? Славно?

Азъ есмь. Суд должно совершить.

ХРИСТОС ВОСКРЕС. Свет воссиял.
Для мира НОВЫЙ КОН НАСТАЛ.
Пришло мгновенье – день и час –
СПАСИТЕЛЬ-СУДИЯ СРЕДЬ ВАС.

Найду ли веру на земле?
СВЯТЫЕ, ВЫ – ОГОНЬ во мгле!

Во Слове Жизнь. Во Слове Суд.
Пред Ним народы предстают.

Восход с востока. Пробужденье.
От мира тьмы освобожденье.
ДЕРЗАЙТЕ, Други, СМЕРТЬ ПОПРАВ.
Азъ победил, живым представ.

Вставай, страна огромная,
ВСТАВАЙ, НАРОД СВЯТОЙ.
На Жизнь благословлённый ты
ЛЮБОВЬ В СЕБЕ РАСКРОЙ.

Пусть милость благодатная
Даруется сполна, –
ИДЁТ война Добра и зла –
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА.

ОЧИСТИТЕ СЕБЯ, Друзья,
ВОСПРЯНЬТЕ ДУХОМ, Братья, Сестры.
НАСТАЛО ВРЕМЯ. Богъ – Судья.
Да – да. Нет – нет. Для лжи нет места.

Брань Света с тьмою в сердце каждом,
Добра и зла среди людей.
Мой ДРУГ, БУДЬ КРЕПОК И ОТВАЖЕН,
ДОЛГ ИСПОЛНЯЯ С СИЛОЙ ВСЕЙ.

Свой крест, своё предназначенье
Осознавай во всякий миг:
МЫСЛЬ, СЛОВО, ДЕЛО – все явленья
ТВОИ ПУСТЬ СОВЕРШАЮТ СДВИГ –

Сдвиг к Свету, Благу, Миру, Ладу,
К Любовью сотворённу Саду,
К ТОРЖЕСТВУ ЖИЗНИ, В ДУХЕ БРАТСТВУ,
К Небесному для всех Богатству.

ВО ЦАРСТВО БОЖИЕ ВОЙДИ
Да на земле его взведи:
СОБОЙ СВЯТЫМ СЕЙ МИР НАПОЛНИ,
Сим Миссию свою исполни.

Настало время слышать глас –
Чрез Сына Вышний всем воздаст.

ДОБРО ВСЕВЕЧНО ПОБЕЖДАЕТ –
ВСЯК ПРАВЕДНИК СЕБЯ ВЛАГАЕТ

НА БЛАГО КАЖДОГО И ВСЕХ
ВСЕЦЕЛО, зря лишь в том успех,
Освободившись от мирского,
Собою правит Он толково.

Благословения такому,
Кто весь предал Себя Благому.
Родные, ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ:
ЖИТЬ ВЕЧНО или умирать.

СВОЕЙ СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ лишь
С Добром себя соедините.
Открыт Путь Света, Путь Любви –
Чрез мысль СВОЮ СУДЬБУ ТВОРИТЕ.



Благословенен ДОБРЫЙ ПУТЬ РОССИИ,
НА БЛАГО ВСЕХ грядёт глава – Мессия.
Всевышний Человека открывает,
И каждый свой путь ныне выбирает.

ДРУГ, ПРОБУЖДАЙСЯ ото сна,
НАСТАЛА РУССКАЯ ВЕСНА.
Всеблагий Добрую Россию
Благословил принять Мессию.

Встаёт на Добрый путь Россия,
И ВО ГЛАВЕ ГРЯДЁТ МЕССИЯ.
Настало время – пробил час –
БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ОТЧЕ НАС.



http://единение.рус



#АзъЧеловекъ и #Вселюдидобрые в #ЕдинениесДобром
#НаполнимМирДОБРОМиСВЕТОМ
#наблаговсех

Сие #ДобраяРоссия #ДобраяРусь #ДобраяЗемля

☀☀☀

3 мая 2019 в 18:40

Одни люди любят слушать музыку Моцарта, другий- Кипелова и Арию. У всех своя музыка родная. То же самое можно отнести и к тяге к различным языкам. Одному нужен старый, исконный язык, другомы- язык подворотен. Но в главном, Вы абсолюно, уважаемый автор, правы- Искренностьи естесственность личной Веры. Только она включает нас в этот процесс включенности в мир духовный.Только так, а не иначе! Но лично для меня еще важна Осознанностиь моей Веры, из котороый и вытекает свет искренности, который меня проносит на крыльях небесных над суетой материального мира. Свою осознанность я упаковываю в доступный лично мне язык. Вам повезло знать и наслаждаться исконный, жаль, что знаю его немногте. Он действительно красив. Но уже за дымкой тумана для нас, простых людей.