Авторский блог Владимир Семенко 03:27 13 января 2017

О некоторых итогах церковного 2016 года

Интервью В.П. СЕМЕНКО

На фото: Крест святого императора Константина, хранящийся в афонском монастыре Ватопед

«Завтра»: Уважаемый Владимир Петрович, сейчас настало такое время, когда все (ну, или, во всяком случае, многие) пытаются подводить итоги завершившегося года и говорят о перспективах на наступивший. Есть немало людей, кто может вполне квалифицированно поговорить на различные политические темы – от Сирии и Украины до выборов в США и экономики. Но Вы у нас специалист в других вопросах. Какие итоги года можно подводить, если иметь в виду проблемы, связанные с процессами, происходящими внутри и вокруг религиозных институтов, прежде всего, разумеется, РПЦ? Если отвлечься от того, о чем говорят другие: от Хилари Клинтон, Трампа, терактов, войны в Сирии, ситуации на Донбассе, цен на нефть и т.д.?

В.Семенко: Ну, во-первых, я, по-моему, уже много раз говорил, что невозможно какой-то один круг проблем рассматривать совсем изолированно, отдельно от всего остального, прежде всего от международной ситуации. Возьмем те же выборы в США. Есть элитарии, в том числе и здесь, в России, которые уверенно готовились по меньшей мере ближайшие четыре года жить при новой демократической администрации, и вот на тебе! Теперь приходится перестраиваться… В феврале 2012 года Клинтон, теперь проигравшая выборы, была госсекретарем, и именно она там у них проводила совещание, на котором было принято стратегическое решение о прекращении поддержки «болотного» движения в России. Совещание это прошло 6 февраля, через два дня после митинга на Поклонной горе, переломившего ситуацию на улицах Москвы (и не только ее!), а 8-го состоялась знаковая встреча Путина и Патриарха Кирилла, на которой Патриарх объявил о безоговорочной поддержке ВВП на выборах президента, что в тот момент сыграло крайне важную роль в его победе. Ну а потом либералы начали патриарху мстить, развернув антицерковную кампанию, в основном в СМИ. Этот сюжет я не раз описывал. Так что в истории и в реальной политике все очень тесно переплетено…

Опять конспирология в вашем фирменном стиле. Может, давайте все же обратимся к тем знаковым событиям, которые произошли в жизни Церкви? Их, кстати, было немало

Ну почему сразу конспирология? Я же не занимаюсь домыслами, просто констатирую: таков был ряд событий. Именно Хилари Клинтон провела тогда совещание в США, после которого практически сразу Патриарх Кирилл объявил о своей однозначной поддержке Путина на выборах Президента России. Именно она сейчас проиграла выборы. Я констатирую всего лишь временнóе совпадение, а вовсе не говорю о том, что одно как-то связано с другим.

Но в том, что чисто «церковных» событий в завершающемся году было немало, Вы, конечно, правы. Причем, «тема» главных из них так или иначе вертелась вокруг экуменизма. Сначала – встреча в Гаване, совершенно вопиющим образом подготовленная в обход не только всей церковной полноты, но даже и Архиерейского собора, в глубокой тайне. Здесь, как мы уже не раз отмечали, был нарушен и церковный Устав и Апостольские правила, в частности, 34-е правило, по которому «первый среди равных» епископов той или иной области (а именно таковым является патриарх) не может принимать никаких важнейших решений без «рассуждения», то есть совета с другими епископами данной области. Кроме того, именно Архиерейскому собору, согласно действующему Уставу РПЦ, принадлежит право определять характер отношений нашей Церкви с инославными конфессиями, а небывалая в истории встреча русского патриарха с папой – это и есть то, что прямо входит в понятие «характер отношений». Затем – уже просто силовое продавливание через Архиерейский собор так называемых «шамбезийских документов» (проектов документов к Критскому совещанию), когда малейшие попытки их обсуждения на соборе решительно пресекались лично Патриархом Кириллом. Когда сейчас услужливые люди из числа клириков и мирян никак не могут остановиться после юбилейных славословий нашего Предстоятеля, они ведут себя глубоко непорядочно и, с чисто церковной точки зрения, абсолютно несостоятельно, поскольку вопиющие канонические нарушения со стороны Патриарха Кирилла налицо! Если к рядовым священникам или даже епископам в случае канонических нарушений с их стороны применяются соответствующие канонические же прещения, то спрашивается, почему их нельзя применить и к патриарху? «Достигнув высшей власти», можно каноны не соблюдать?

- Вы, собственно, к чему призываете?

- А почему надо обязательно «призывать»? Порой полезнее просто указать на явление, а вывод пусть каждый делает в меру своих сил. И своей христианской совести. Сейчас я хотел бы просто еще раз подчеркнуть: закон, будь то светский или церковный, един для всех; в первом случае для граждан страны, во втором – для членов Церкви, независимо от должности, которую человек занимает. Можно, конечно, воспринимать свою власть как право сильного, а не как служение Богу (как тому Писание учит). Но тогда, если люди, то есть все мы, это терпим, Сам Бог рано или поздно говорит Свое веское слово. А Его власти сопротивляться, как Вы понимаете, невозможно.

- Но ведь участие нашей Церкви в Критском соборе удалось предотвратить?

Да, и это вселяет некоторую надежду. Признаться, тогда, после Архиерейского собора, многие из нас впали в полное уныние, полагая, что заведенную машину либерально-экуменических реформ в РПЦ уже не остановить. Рад констатировать, что, по крайней мере, отчасти, мы оказались неправы! С ощущением некой безнадежности, мы все же наращивали сопротивление, апофеозом коего стала конференция в гостинице «Измайловская» 31 марта 2016 г. Но главное заключалось не только в этом, а в том, что, как уже не раз отмечалось, сопротивление нарастало практически по всему православному миру, во многих других Поместных Церквях. Проекты документов Критского собора (как и пресловутая Гаванская декларация) были разобраны скрупулезно, буквально по косточкам, были наглядно показаны все их слабые места, вся их богословская неубедительность и уязвимость. В этом участвовали отнюдь не только мы, грешные, но лучшие люди мирового Православия: духовники, богословы, иерархи. Параллельно нарастало движение «непоминащих», в основном в Молдавии и на Украине. Причем, что характерно, никакого убедительного ответа со стороны экуменистов не последовало. Причина очевидна: что-то серьезно ответить на всестороннюю и глубокую критику они просто не в состоянии.

- Но тем не менее реакция была?

Разумеется! Знает кошка, чье мясо съела. Спустя менее чем через три недели после нашей конференции была созвана официальная конференция РПЦ в помещении Свято-Тихоновского богословского университета, флагмана нашего конфессионального образования, на которой был выработан ряд поправок к проектам Критских документов. Причем, именно отказ рассматривать эти поправки на предстоящем соборе со стороны главного инициатора и модератора всего процесса – Константинопольского Патриархата был в конечном счете одним из главных предлогов, с помощью которого официальные круги РПЦ, в свою очередь, обосновали отказ нашей делегации от участия в этом Критском совещании.

- Насколько это было канонически обосновано?

- По сути это было правильное решение, за которое мы с самого начала выступали. Но склонные к волюнтаризму официальные круги РПЦ, высшая церковная бюрократия – они сами загнали себя в каноническую ловушку. Ведь ранее Архиерейский собор, как я уже сказал, формально утвердил проекты Критских документов, принятые совещанием в Шамбези, без всякого обсуждения и без всяких поправок. Поправки же были подготовлены под давлением нараставшей критики уже позднее. Поэтому «Константинополь» имел полное право, в свою очередь, встать на формальную точку зрения и сказать: «Не знаем, что это за поправки и почему они возникают только сейчас, ведь ваш собор все уже одобрил».

- В других Поместных Церквях было не так?

В том-то и дело! Там соответствующее решение принимал или утверждал высший орган церковной власти, в силу чего решение это было безупречным не только в чисто богословском, догматическом пане, но и с канонической стороны. Лишь у нас всему миру фактически было продемонстрировано: высший орган церковной власти в РПЦ, Архиерейский собор, патриарх Кирилл и его ближайшее окружение воспринимают в качестве «соборного» декора для самих себя, реально принимающих решения. Фразой года в РПЦ, считаю, стала фраза Патриарха, сказанная в ответ на попытку владыки Лонгина начать на соборе обсуждение проектов Критских документов: «Садитесь, все уже решено». То есть было практически открыто сказано: высший орган церковной власти собирается не для того, чтобы что-то обсуждать и решать, а лишь для того, чтобы штамповать готовые решения. А потом, поняв, что ошиблись (это говоря очень мягко) они вдруг решили выдвинуть эти поправки. Отсюда простой вывод: если не будет с нашей стороны давления, и чем жестче, тем лучше (разумеется, строго в рамках святых канонов), они будут об нас просто ноги вытирать. Пребывающие у высшей власти, владеющие реальными властными рычагами бюрократы в рясах церковную полноту глубоко презирают. Причем касается это не только рядовых священников и мирян или даже викариев, но и правящих архиереев! Стало быть, выход видится только один: надо грамотное давление на них всеми силами наращивать.

- Ну а почему в конечном счете на собор все же не поехали? Не кажется ли Вам, что в ваших словах содержится серьезное противоречие: с одной стороны, Вы, по сути, говорите, что они всех нас презирают, а с другой – что именно критика Критского проекта изнутри Церкви сыграла главную роль в том, что они изменили свое решение?

- Критика сыграла свою роль в том смысле, что они поняли: для того, чтобы не выглядеть совсем некрасиво, надо обозначить достаточный градус критичности и со своей стороны. Когда теперь услужливо поддакивающие комментаторы говорят, что во всем виноват Варфоломей, они откровенно лукавят. Не будь критики со стороны ревнителей, у нас и за рубежом, с этим «злодеем» прекрасно бы договорились. Поехать они до последнего очень хотели.

- И почему же не поехали?

- Я вроде бы уже предположительно высказывался об этом. Сейчас скажу яснее. Все информированные люди, с которыми довелось общаться, однозначно уверены: все коренным образом поменялось после встречи Путина с афонитами, многие из которых тоже были резко против экуменических документов, готовых к принятию на Крите. О чем шла речь на этой встрече, мы вряд ли в ближайшее время узнаем. Но скорее всего именно после нее и возникли новые обстоятельства, в силу которых предстоятель РПЦ и его окружение решили не ехать.

- Вы хотите сказать, что был задействован какой-то компромат?

- Это смотря что считать компроматом, с какой стороны смотреть… Я обычно никогда не выражаюсь столь плоско и однозначно. В элитном мире смысл привычных слов и понятий не вполне такой, как среди обычных людей, это отдельный и долгий разговор. Скажем так: в данном случае некто нашел аргументы, на которые нечего оказалось возразить. Но и потом – уж так они жалели, так жалели… Некоторые синодальные чиновники ну никак не могли скрыть своего разочарования. Бодливой корове Бог рог не дал…

- Вы упомянули о чрезмерно услужливых клириках и мирянах. Но, быть может, люди просто боятся смуты и поэтому поддерживают политику церковных властей, просто боясь раскола?

- На самом деле раскол просто провоцируется, как сознательными провокаторами, так и этой услужливой без меры группой поддержки. О провокаторах скажем чуть позже, а сейчас про этих, «верноподданных». Я про них уже достаточно сказал в свое время. Тогда им ответить было совсем нечего. Но вот, какое-то время прошло, и опять они за старое. Вот, выступил опять один такой известный публицист в рясе на одном известном сайте. И снова повторяется эта смешная мантра: встреча в Гаване была правильным решением, а нехорошие «ревнители» возбудились, потому что хотят раскола. Правда, потом хитрые иезуиты нас обманули и не думают теперь выполнять соглашение между папой и Патриархом. Но патриарх все равно молодец, а ревнители дураки и вообще нехорошие люди. И т.д. и т.п. Про Критский же собор опять пишет, что все дело в «папистских» поползновениях Варфоломея, а содержательную сторону, связанную с документами, обходит совсем. По-моему, здесь «верноподданные» садятся в глубокую лужу, ничуть не лучше тех, кому они поддакивают.

- Но все же, если вернуться к итогам года, можно ли считать промежуточные итоги борьбы вокруг экуменической темы какой-то, пусть частной, победой православной общественности?

- Именно что промежуточные. Теперь предстоит следующий, главный этап: по поводу Крита должен, наконец, высказаться предстоящий осенью наступившего года Архиерейский собор. Кстати, заметьте, что по уставу, он должен созываться раз в два года, а созывается второй год подряд. Отсюда видно, что у правящей церковной бюрократии не все сходится во властном пасьянсе, есть проблемы.

Я согласен (начал с того), что не все так уж ужасно. Опыт нашей борьбы в прошедшем году показал, что и малыми силами можно добиваться успеха. То есть побеждает всегда Господь, конечно. Нужно лишь честно перед самим собой прозревать Его волю. И ничего сверхъестественного здесь нет. Разве не очевидно, что Его воля – в том, чтобы мы твердо стояли в вере? Но все же думаю, что силы наши слишком малы. Характерная особенность, на которую также уже не раз обращалось внимание: чем дальше от Москвы, тем больше здоровых церковных сил, чем ближе к центру, тем сильнее сервилизм, угодничество. Люди, имеющие доступ, казалось бы, ко всей полноте информации, словно слепы и глухи, абсолютно не понимают суть происходящего. Многие, похоже, вполне искренне верят в то, что ничего страшного не происходит.

- А как бы вы могли двумя словами определить это «страшное»?

- И об этом я уже не раз говорил. Впечатление такое, что раз заведенная машина модернистских реформ в РПЦ (неуклонное усиление экуменических контактов здесь – лишь одна из составляющих) движется, несмотря ни на что. Машину не интересуют аргументы противников, она же машина! Ей нужно топливо и безупречная работа всех деталей. Того, кто не хочет быть такой шестеренкой, рано или поздно просто выкидывают из системы. Достаточно упомянуть, что на «непоминающих» священников в центральной России сейчас просто открывают уголовные дела по 282-й статье УК с подачи церковных властей! То есть сугубо внутрицерковный, канонический вопрос пытаются насильственно решать при помощи государственной власти, помимо всего прочего, еще и грубо нарушая принцип светскости государства!

Но вот на окраинах «канонической территории», где-нибудь в Молдавии, это далеко не так! Там невозможно расправиться с «непоминающими» священниками, манипулятивно обвинив их в расколе, как это частенько происходит здесь, в центральной России. Патриарх не станет звонить тамошнему митрополиту и говорить: «Разберись с этими смутьянами, они мне надоели». Не станет, потому что прекрасно знает, что тот ему ответит: «Как же я ними разберусь, ведь это лучшие священники, и их не так уж мало! Я не могу давить на лучших людей Церкви, провоцируя настоящий раскол!» Или вот, к примеру, Греция. Там сейчас очень серьезные процессы идут, весьма острые дискуссии. Заметьте, что полный отчет о недавнем заседании Синода так и не опубликован! Если те митрополиты, которые не ездили на Крит или голосовали там против заранее подготовленных документов, уйдут в канонический раскол и создадут новую юрисдикцию, то они, теоретически, вполне могут объединиться с греками-старостильниками, перейти на юлианский календарь, и для недовольных либерально-экуменической «машиной» в других Поместных Церквях откроются интересные перспективы. В свете понимания этой опасности членам, в общем, немногочисленного модернистско-экуменического лобби следовало бы вести себя потише.

- Но тем не менее машина катится?!

- В том-то и дело. И касается это отнюдь не только неуклонного и какого-то совершенно не отменимого усиления экуменических контактов, вопреки всему, вопреки прежде всего тому несомненному кризису (это если сказать мягко), который охватил западное христианство. Да, если сказать прямо, его прямому вырождению! Практически во все аспектах пресловутых церковных реформ стиль неизменный, один и тот же. Немногочисленная верхушка церковной бюрократии упорно делает вид, что церковной полноты не существует! Возьмем недавний скандал с проектом нового Типикона и нового Катехизиса. Как и Гаванская встреча, все готовилось в глубокой тайне, с полным попранием принципа соборности. И лишь вовремя произведенная засветка позволила, как мы надеемся, хоть как-то, хоть на время приостановить процесс.

Виноваты в этом в первую очередь мы сами, потому что у нас нет столь нужного мужества, доверия Промыслу, умения прозревать волю Божию, да и духа подлинной общинности – всего того, что есть у тех, кто своим стоянием в Истине в конечном счете вынудил наших экуменистов уступить в «Критском» вопросе. Хотя и с помощью «василевса»…

- Могут ли «непоминающие» уйти в раскол?

- Вменяемые «непоминащие» ни в какой раскол не хотят. И их крайне трудно сдвинуть с их канонически безупречной позиции, сколько бы услужливые борзописцы из числа информационной обслуги церковной бюрократии не доказывали, что применение 15-го правила и раскол – одно и то же. Но здесь есть и серьезные проблемы, особенно у нас, в центральной России. Понятное дело (я уже говорил об этом), что раскол «справа» провоцируется. Это давняя идея необновленческого модернистского лобби в РПЦ. Но сейчас, когда уже стало ясно, что вытолкнуть в него вменяемых «ревнителей» не получится, игра приобретает более сложный характер. Уже в феврале минувшего года и позже закулисными силами активно создавались всякие симулякры, о чем написано достаточно. Тогда (как, впрочем, и сейчас), цель заключалась в том, чтобы замкнуть все движение на людей управляемых, в том числе и с помощью имеющегося на них компромата. И вот некий батюшка с довольно пестрой биографией, широко известный в узких кругах как «отец Арамис» (это потому, что он зациклен на модной ныне теме единоборств) был назначен на роль харизматического лидера движения. То, с какой яростью он обличал Патриарха Кирилла, прямо и не раз называя его предателем и еретиком, качественно отлично от нашей взвешенной критики, в которой доминирует все же аналитизм и понимание всей сложности ситуации. Понятно, что если патриарх у нас еретик, то вывод о том, что надо уходить из канонической Церкви в какие-то «катакомбы», напрашивается сам собой. Доходило до того, что всякие ревнительские сайты, на тот момент сопровождавшие проект, публиковали некие «молитвословы» для службы «мирянским чином». Понятное дело, священники же все предатели, в пещере будем сидеть и молиться. Причем, что интересно, прямо говорилось: нечего играть в игры с этой апостасийной Патриархией, надо просто молиться и «ожидать царя», который все разрулит. Дошло до того, что на одной ревнительской тусовке появился некий прикольный мужик с деревянным посохом и в белом подряснике, позициионированный как «царь Михаил».

- Вы думаете, что это просто очередной сумасшедший или…

Видите ли, в этой игре сумасшедшие всегда в какой-то степени и в каком-то смысле «или»… Один редактор некоего ревнительского сайта, регулярно ворующего чужие материалы, публикуя их без гиперссылки с какими-то просто провокационными экстремистскими вставками, даже в плане внешности «косит» под Царя-мученика. Но такая простота, говоря мягко, бывает не всегда эффективна.

Получилось так, что вовсе не все ревнители оказались готовы молиться в катакомбах, никак не влияя на реальную церковную политику. И многие из «непоминающих» оказались вовсе не такими примитивными и эмоциональными существами, какими их хотели бы видеть закулисные игроки. Ну не хотят люди в раскол, а хотят повлиять на общую ситуацию в Церкви! И вот наш отец Арамис (он же по определению склонен к приключениям) проникает в окружение одного из ведущих представителей движения «непоминающих» - владыки Банченского Лонгина, после чего начинает активно проповедовать на тему недопустимости раскола и ухода из канонической Церкви, то есть, на первый взгляд, просто перехватывает наши лозунги. И при этом старательно стравливает разных «непоминающих», в частности, усиленно противопоставляет владыку Лонгина и владыку Косовского Артемия, вслед за нашим и сербским церковным официозом называя его раскольником.

- На самом деле это не так?

- Все эти сложные канонические вопросы невозможно обсуждать в нашем сегодняшнем, в общем, вполне светском, формате. Здесь важны две вещи: владыка Артемий – правящий епископ, его власть, как власть всякого епископа, имеет харизматическую природу. Никаких преступлений против собственно веры он не совершал. Никакого раскола не учинял, говоря: «Я отделяюсь от Церкви и создаю свою параллельную иерархию». Ничего подобного не было. Все его «преступление» исключительно в том, что он не подчинился церковной администрации, когда его пытались отправить под запрет, убрать из Косова, после того, как он не поддался диктату внешних сил. А те, кто пытался его запретить, подчинились. Вот ведь что страшно! Порой высокие иерархи свою собственную власть воспринимают чисто бюрократически. Начальник сказал, ваше дело исполнять. И точка. Давно уже обозначена (не без моего скромного участия) эта главная проблема: харизматическая власть епископа подменяется чисто административно-бюрократическим ее пониманием, иерархия священная превращается в обычное учреждение, претендующее, однако, на церковную власть! Отсюда, кстати, вся эта раздутость синодальных отделов и прочей надстройки. В конечном счете именно это и есть пресловутое «сергианство», о чем следует говорить отдельно.

Почему церковная бюрократия так ненавидит и боится владыку Артемия? Да потому что он являет собой достойный пример, когда епископ действует как подлинный харизматик в единстве со своей общиной. И это единство – есть единство любви, а не административного подчинения, то есть – подлинная Церковь! А вдруг и в других проснется этот подлинный общинный, церковный дух? И что тогда делать церковной бюрократии? Ведь нельзя же запретить членам общины любить своих пастырей и жертвовать на строительство храмов, на приходскую деятельность, на благотворительность, собираться для совместной молитвы, как это происходит, в частности, у сербов? В этом плане считаю своим долгом заявить, что противопоставлять друг другу таких ревностных епископов, как владыка Артемий и владыка Лонгин – особая подлость. Они оба – люди Божии, просто действуют, исходя из особенностей тех условий, в которых промыслительно оказались.

- Вы намекаете на то, что «отец Арамис» - тоже проект?

- Сами-то как думаете? Человек, который обличал патриарха Кирилла, митр. Иллариона и др. в выражениях, выходящих за все рамки приличий, изображал харизматического лидера, собирал вокруг себя всяких малахольных оппозиционных отцов с каноническими нарушениями, вдруг в час «Х» заговорил так, будто очередное его «обращение» в ОВЦС написали!

- Традиционный вопрос. Каков ваш прогноз насчет ближайших событий вокруг обсуждаемых тем?

- Здесь, во-первых, крайне важно, что произойдет на Архиерейском соборе, которого приходится ожидать не без тревоги. Что решат по поводу Критских документов? Признают или нет т.н. «Екатеринбургские останки»? Признание их может породить дополнительную смуту. Далее. Поскольку недовольство правящей церковной бюрократией внутри Церкви возрастает, думаю, может что-то начать меняться и у нас. Посмотрите на лицо этого последнего из «непоминающих», отца Андрея Соковых. Это же лицо настоящего подвижника, поистине человека Божьего! Вот таких больше всего боятся и ненавидят бюрократы в рясах, которые сейчас буквально из кожи вон лезут, чтобы приравнять применение 15-го правила к расколу! Но здесь необходимо сохранять духовную трезвость. Предполагаю, что в течение ближайших месяцев, до лета могут быть предприняты попытки осуществить некую операцию «Диомид–2», в ходе которой попытаются как-то вывести из активной жизни, лишить возможности влиять на ситуацию наиболее активных епископов, священников и мирян, в общем, возможна какая-то провокация. И это уже не «отец Арамис», по сути, отыгравший свое. Подробнее говорить пока не готов, простите.

Ну и в заключение: С НОВЫМ ГОДОМ! По нашему, правильному календарю он как раз сегодня.

Беседовал Владимир Архангельский

1.0x