Сообщество «АНТИ-ЗАВТРАК» 00:50 15 декабря 2017

О ГРАФСКОМ ДОСТОИНСТВЕ

В смысле графЫ

Слово ПАСПОРТ состоит из ПАСС (пройти) и ПОРТ (дверь, по-французски).

Совершенно ясно, что ПАСПОРТ во все времена, от Юлия Цезаря, имел одну лишь цель: заграничные путешествия. Внутренние паспорта - изобретение сугубо совковое (какую именно ДВЕРЬ надо проходить с этим документом?)

То же и с самим понятием «национальность», которое нигде не существовало и нигде ни в каких документах ранее не фигурировало.

В царской России были параметры «сословие» (дворянское, духовное, мещанское и пр.) и вероисповедание.

Создание в СССР национальных квази-государств вместо административно-территориального деления было отчасти вынужденной мерой в ответ на петлюровщину-дашнаковщину и прочий вильсонианский пожар, возникший от плохого знания английского языка (право НАЦИЙ на самоопределение, а не право ЭТНОСОВ; НАЦИЙ на свете ок. 200, а ЭТНОСОВ около 5тыс.) В.В.Путин с полным основанием назвал «мудрую ленинскую национальную политику» с её акцентированием предписанных идентичностей, атомной бомбой, заложенной под государство.

Ничего марксистского в том, чтобы пестовать местных этнических царьков, конечно нет.

Сама мысль, что этнос может быть детерминирован казённой бумажкой, и сам о себе человек не знает, кто он, узбек или эстонец, - абсурдна.

Меня улыбнуло, когда высокопоставленный госчиновник из южного региона обосновывал по телевидению необходимость указывать национальность даже в загранпаспортах: «Хачу чтобы америкаски палицейски видел, что я - ингушь!» Радость, конечно, чрезвычайная.

В основе лежит совершенно дикая идея «национально-пропорционального представительства». Т.е. татар и эвенков в театре оперетты должно быть столько же, сколько их среди населения.

Насаждалась, по сути, ливанская система: первый секретарь - нацмен, второй - русский. Нарушение, напр. попытка посадить Колбина на престол в Алма-Ате, заканчивалась бунтом.

ПО факту, во многих сферах жизни, пятая графа была антисемитской. В синкретической советской стране, где евреи были становым хребтом, но составляли, в позднее время менее процента от общего населения (2млн из 250млн) приходилось мимикрировать, чтобы не подводить не только себя, но и тех, кто тебя продвигал. Любого худрука или завлаба могли вызвать на ковёр «ты чё развёл тут синагогу?»

На практике, конечно, это не соблюдалось. Жизнь в прокрустово ложе не засунешь. М.С.Горбачёв, в интервью французскому телевидению в1985м, назвал цифру в 20% евреев, представленных в «общественно-политической и культурной жизни страны». В другом интервью, годом позже, он назвал цифру 25% учёных, посетовав также, что «США наполовину решили проблему математиков (он имел ввиду програмистов) за счёт выехавших советских евреев.» (Эти сведения он выдавал не просто так, а под обстрелом дежурных вопросов «Сахаров-Щаранский-отказники»).

Но вопрос фильтрации нельзя рассматривать в отрыве от общей анкетной картины. Паспорт - это маленькая вершина огромного айсберга. Мне приходилось видеть многостраничные анкетки, используемые приёмной комиссией университета, допустим. Там ДЛЯ ВСЕХ находилось место.

Согласен, национальность, била, в основном, по евреям.

А вот «родственники за границей» - это уже отнюдь не только, и не столько, анти-еврейская графа.

Есть такое малоафишируемое явление, как «трудовая украинская эмиграция». Количество украинцев в Канаде ок. миллиона человек на ТОТ момент (это без учёта нынешних «заробитчан»), чуть менее миллиона в - США. Разумеется, рот международных коммен-какеров не искривлялся так сильно при слове «Канада», как при слове «Изра-а-иль!», но всё же большинство украинцев имело «вуйка у Канади».

Долгое время на это смотрели сквозь пальцы, подчёркивая «трудовой характер» эмиграции. Типа, хоккеист Айвен Бойко поехал в Канаду пасти коров, но скоро вернётся. Кроме того, украинцы создали себе массу мелких кайфиков и каналов общения с заокеаном, под вывеской «народных промыслов», регулярно завоёвывая сердца канадцев горшками и глиняными свистульками.

Но после падения Шелеста и прихода Щербицкого, к середине 70х украинцев уже прессовали по полной и по этой графе.

Об армянах - всё понятно, армянин без родственников за границей - это радио Еревана без песни Оф сирун-сирун. Но 3.5 млн армян имели то, чего не было у 2 млн евреев - своего первого секретаря ЦК. Поэтому излишнее рвение в этом вопросе пресекалось тов. Демирчаном.

То же и в отношении прибалтов: поскольку ни в Финляндии, ни в Швеции не было Арафата, которого требовалось закармливать деньгами и оружием, вопрос о многочисленных родственниках горячих эстонских парней в Скандинавии старались «не будировать» (идиотский термин партхозактивного новояза: очевидно они думали, что слово «будировать» происходит от «будить».)

А вот другой прелестный пунктик: «проживание вас (либо родственников) на оккупированных территориях». В период Великой Отечественной войны нацисты оккупировали 2млн квадратных километров территории с населением ок 90 млн. человек, т.е. половина всех граждан СССР побывала в оккупации. Но наличие бабки на оккупированной территории, в какой-нибудь подмосковной деревне Малые Грязи, могло стать для вполне себе русского внучека препятствием карьеры.

Был такой старый анекдот: украинец вернулся с партсобрания. Жена: приняли тебя в партию? - Нет. Один вскочил, и кричит: я его помню! Он в оркестре у Петлюры играл! - Ты бы сказал, что это ложь! - Как я мог сказать такое, если весь секретариат играл там вместе со мной!

В рамках небольшой заметки нет возможности рассказать обо всех замечательных пунктиках: социальное происхождение, «испытывание колебаний при проведении генеральной линии», «судимость родителей» и прочее.

Хочу лишь заметить, что анкетная система, науршавшая все возможные каноны справедливости и права, наносила вред не одним лишь евреям. Человека любой национальности, от слесаря до Генсека (у него была масса анкетной головной боли) можно было при желании прищучить анкеткой.

Не знаю, как теперь обстоят с этим дела в России, но, по слухам, «мы всё-таки мудреем год от года».

Но кое-кто ностальгирует по анкеткам и паспортам образца 1977г. Не для того, конечно, чтоб преисполниться законной гордости, глядя на перфорацию и фиолетовый штемпель.

Нет, им грезится, что кто-нибудь усатый и с трубкой зачистит им поляну, и их востребуют. Зачем-нибудь.

1.0x