Авторский блог Алина Уханова 20:35 15 марта 2019

О двух Коломнах, Подмосковной и Петербургской

И о судеб Пушкина и Лажечникова связующей нити

Раритеты домашней библиотеки (из века прошлого)

Кто же лучше всего

сможет выразить образ города,

как не художник, и, может быть,

лучше всего художник слова?

Н. П. Анциферов «Душа Петербурга»

...Ночь над мирною Коломной
Тиха отменно...

А.С. Пушкин "Домик в Коломне"

Коломна Подмосковная известна нам ещё по школьному учебнику истории средних веков, в те времена -- крепость на подступах к Москве. А вот о Коломне Петербургской, как районе города на Неве, своего рода -- острове в океане, мы, не жители его, наверное, впервые услышали от А.С. Пушкина в его "Домике в Коломне" и "Медном всаднике". И между этими двумя Коломнами ведь существует историческая связь. Обе они известны своими обитателями, современниками, как оказалось, нечаянно познакомившимися. Иваном Ивановичем Лажечниковым и Александром Сергеевичем Пушкиным. Встреча сия стала судьбоносной...

По Пушкинским местам Петербурга и его пригородам истоптаны нами не одни сандалии. А вот на родину И.И. Лажечникова заехать всё никак не складывалось. И вот случилось...

I. Коломна Подмосковная

двойной клик - редактировать изображение

1. Дом-музей купцов Лажечниковых

2. Храм в честь св. князей Бориса и Глеба на Большой Запрудной ул., 25. Здесь крестили И.И. Лажечникова

3. Пятницкие ворота Кремля

Природным или рукотворным украшением любого населённого пункта, конечно же, являются водоёмы. Хорошо, даже если один. А если два? А три? Коломна Подмосковная богата водой на все сто. Три водных бассейна: река Коломенка, Москва-река и река Ока. Они как в сказке про Репку друг за дружкой: Коломенка впадает в Москву-реку, а Москва-река впадает в Оку.

В городе был и Кремль. Фрагменты Коломенского фортификационного сооружения, два участка стены от 2-х км первоначальной длины и 7 башен, ухоженные, -- историческая память о городе-крепости (к примеру, фото 3 на вставке).

По останкам стен Коломенского Кремля его можно сравнить с Кремлями Пскова и Смоленска. А вот по причинам разрушения -- с Кремлём города Серпухова. Так если Кремли Пскова и Смоленска пали в боях истории Страны, то Коломенский же и Серпуховский разбирались на городское строительство.

Существует легенда, что Екатерина II, побывавшая в Коломне и пораженная неприступностью стен Кремля, опасалась заговора и смуты (возможно, напуганная Пугачёвским бунтом), повелела разбирать населению стены крепости...

О происхождении названия города есть несколько версий, две из них:

-- От слова «колома», означающее — колесо (родственное — колымага, колесная повозка);

-- От лат. columna "колонна", что нашло отражение в его историческом и современном гербе.

Вот в этом историческом городе в купеческой семье Ложечниковых (торговцев хлебом и солью, а возможно и ложками) и родился будущий писатель Иван Иванович Лажечников (1790-1869), один из зачинателей русского исторического романа. Крещён он был в Борисоглебском Храме (фото 2 на вставке). Получил отличное домашнее образование. Литературным творчеством начал заниматься с 15 лет. Печатался в популярных в то время журналах "Вестник Европы", "Вестник России"... В 1812 году без согласия отца ушёл сначала в ополчение, а затем с гренадерским полком дошёл до Парижа. В 1814 году получил орден Св. Анны 4-й степени.

Вплоть до отставки в 1819 году был адъютантом при графе А.И. Остермане-Толстом.

Интересный документальный фильм "Иван Лажечников. Тепло ледяного дома" (https://www.youtube.com/watch?v=PILk7tpV3Ps) сняла режиссёр Светлана Белоус по собственному сценарию.

Дворянство писателя не было «настоящим», родовым. Отец его, получив звание коммерции советника, что приравнивалось к чину коллежского асессора, первым в роду перешел из купеческого сословия в дворянское, благодаря богатству, связям и положению. Тогда и появилась в фамилии Ложечниковых вместо буквы "о" -- буква "а". Все литературные произведения писателя подписывались именем Лажечников.

Ещё в пушкинские времена прославился Иван Иванович своими историческими романами, где оживала эпоха Петра ВеликогоПоследний Новик»), Анны ИоанновныЛедяной дом»), Ивана IIIБасурман») (фото на заставке).

Эпизодически возникал в них образ старинного подмосковного родного автору города Коломна.

А вот в повести И. И. Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серень­кие» (1856г.) -- хронике уездного городка Холодни (на рубеже XVIII--XIX веков) однозначно узнаваема Коломна. Знаменитый уже автор исторических романов соединил здесь семейные предания с провинциальными нравами. Недаром это творение писателя называли «Энциклопедией староколоменской жизни». Удивительна окраска городских жителей Холодни: чтущих добродетель -- «беленькие», творящих зло -- «чёрненькие» и расположившихся между ними -- «серенькие».

Большую часть жизни посвятил этот образованнейший человек народному образованию и государственному управлению в России. Города Пенза, Казань, Тверь, Витебск помнят это имя.

Помнят его и на родине, в Коломне. На ул. Октябрьской революции, 192, в исторической усадьбе купцов Лажечниковых открыт музей (фото 1 на вставке). Здесь И.И. Лажечников провёл детские и юношеские годы.

II. Коломна Петербургская

двойной клик - редактировать изображение

1. С-Петербург. Мемориальная музей-квартира А.С. Пушкина, наб. реки Мойка, дом 12

2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне. Арх. Старов И.Е. Освящена в 1812г. Снесена в 1934г.

3. Памятный знак на пл. Тургенева (бывш. Покровской пл.) на месте Покровской церкви

Петербургская Коломна --Пушкинская.

Вот как в стихах воспел некто Алкора (https://www.stihi.ru/2014/04/20/2012) Коломну Петербургскую:

Коломна - петербургский уголок,
Известный с восемнадцатого века.
При Анне Иоанновне поток
Всех погорельцев двинулся за реку,
Найти себе работу и постой,
Одной общиной поселившись густо.
Переселенцы слободы Морской
Каналов наших углубили русла.
Нева, Фонтанка, Мойка, и канал
С названьем Крюков,
узенькая Пряжка
Переплелись, здесь неба пелена
Глядится в темень вод, и, словно стражи,
Возносят храмы шлемы-купола...

Великий Гоголь здесь писал «Портрет»,
Потом - «Шинель», снимал квартиру Пушкин,
И «Домиком в Коломне» был воспет
Вот этот дом с фронтоном на верхушке…

Люблю бродить в Коломне и дома
Рассматривать, будя воспоминанья
О тех, кто жил в них в прошлом иль бывал,
Творил шедевры и обрёл признанье.

Коломна. Каково же здесь на северо-западе происхождение этого названия уголка местности? В материалах А.В. Рейтеровича (http://literatura5.narod.ru/kolomna.html) знакомимся с двумя версиями названия. Первая -- "Коломна" выводилась из слова "колония", подразумевалась обосновавшаяся в этом месте немецкая колония. Вторая -- название принесли с собой столяры-мастеровые, переселившиеся сюда из подмосковной Коломны в 30-х годах XVIII века. Вот она историческая связь.

Пушкин впервые познакомился с Петербургом, в Коломне, в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком с дядей В.Л. Пушкиным приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царкосельский лицей. Жили они в считавшейся одной из лучших в Петербурге гостинице Демута и располагавшейся на Набережной реки Мойки, в доме 40 (держим этот адрес в уме!).

А в 1816 году переехали в Петербург и родители А.С.Пушкина. Они жили в самом конце Фонтанки, на правом её берегу, в трёхэтажном каменном доме, принадлежавшем адмиралу Клокачёву. Большие комнаты в центре Петербурга были им не по карману, а тут за умеренную плату они могли снять семь комнат во втором этаже. Объяснялось это тем, что в это время Коломна считалась почти окраиной Петербурга, заселённой, в основном, мелкими чиновниками, мастеровыми и торговцами.

Здесь и провёл юноша Пушкин после выхода из Лицея свои три года незаметных до ссылки на Юг в 1820 году. Однако, как оказалось, именно в это время балагуром (вспомним об этом далее в работе!) Пушкиным было написано одно из популярных его творений -- поэма "Руслан и Людмила". Но речь не об этом -- речь о Коломне.

Поэт тогда полюбил тот уголок земли и обращался к нему в своём творчестве.

В 1830 году в Болдине им написана поэма "Домик в Коломне".

IX.

... -- Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой будкой. Вижу как теперь
Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

XX.

По воскресеньям, летом и зимою,
Вдова ходила с нею к Покрову
И становилася перед толпою
У крылоса налево. Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.

Здесь "У Покрова" -- А.С. Пушкин имеет в виду Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (на вставке фото 2). Церковь находилась на Покровской площади. Пушкины были её прихожанами.

В Коломне же поэт поселил и своего несчастного Евгения из "Медного всадника", написанного в 1833 году так же в Болдине.

...Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине...

Вот и Пушкин с октября 1836 г. по 29 января (по ст.ст.)1837 г. вновь живёт в Коломне, на Набережной Мойки, 12, снимая квартиру для своей семьи в доме княгини Волконской. Из этой квартиры 1 февраля гроб с его телом был вынесен и через Конюшенную церковь отправился в последний путь...

Прозвонил колокол ещё одной судьбы...

III. Судеб связующая нить

А.С. Пушкин и И.И. Лажечников были современниками. У каждого из них была своя Коломна. Судьба вела их навстречу друг другу. И встреча состоялась в конце 1819 года. Она и стала их судеб связующей нитью. Всё дело в случае.

О нём я сперва узнала из вступительной статьи Н.Н. Петруниной к роману "Ледяной дом" (1985г. издания). Затем прочла в интернете статью И.И. Лажечникова "Знакомство моё с Пушкиным" (http://www.as-pushkin.net/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-25.htm). И наконец -- в музее Коломны -- из уст экскурсовода.

Итак. 1819 год. Пушкину 20 лет. Петербург.

И.И. Лажечников, будучи адъютантом, проживал в доме графа Остермана-Толстого на Английской набережной. За несколько дней до будущего события в Петербург по делам службы прибыл майор Денисевич, штабной офицер. Адъютант разместил прибывшего в одной из двух занимаемых им самим комнат.

Денисевич был большим любителем театра. В один из вечеров, опять же, случай свёл на одном спектакле Пушкина и майора. По-видимому молодому человеку пьеса не нравилась. Но вместо того, чтобы встать и уйти -- он зевал, шикал, громко произносил: "Несносно!". На замечания рядом сидевшего Денисевича не реагировал. А на угрозу офицера полицией, тот хладнокровно ответил: "Посмотрим!".

После спектакля Денисевич пригласил Пушкина на следующее утро к себе на квартиру, потом станет ясно -- на воспитательную беседу.

Как вспоминает И.И. Лажечников, утром, без четверти восемь на Английскую набережную пожаловали три молодых человека, один штатский, два других -- кавалерийские гвардейские офицеры в полной амуниции. Денисевич в это время отлучился в графскую конюшню. Гостей принял адъютант.

Возвратившийся майор, увидев молодого человека с таким серьёзным сопровождением, попытался провести очередной урок воспитания. Но услышал в ответ предложение о сатисфакции за публичное в театре унижение наставлениями о неприличном поведении. Денисевич оборвал неслушника фразой: "Я не могу с вами драться, вы молодой человек, неизвестный, а я штаб-офицер..." В ответ услышал: " Я русский дворянин, Пушкин: это засвидетельствуют мои спутники, и потому вам не стыдно иметь будет со мною дело".

Тут наступило время удивлению Лажечникова, услышавшего знакомую фамилию поэта, стихи которого ходили по Петербургу в списках...При имени Пушкин Лажечников задумал провести Денисевича. Пригласив в соседнюю комнату, настращал его неприятностями как офицеру в случае проведения дуэли. Так как Денисевич был сам виноват в своём нетактичном поведении на публике в театре после спектакля, теперь именно ему следует принести извинения.

Всё окончилось благополучно.

Спустя много лет И.И. Лажечников ставил себе в заслугу, что ему удалось предотвратить дуэль 20-летнего юнца с боевым офицером. Тем самым сохранить жизнь гению русской литературы.

Их знакомство продолжилось до самой гибели поэта на Чёрной речке. Но следующей встречи не получилось, так складывались обстоятельства.

Они переписывались, посылали друг другу на отклик вышедшие произведения, а главное, пересеклись в жанре исторического романа.

Вместо эпилога

"Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует… между всеми, всеми; в этой жизни, даже в самой пустынной глуши, ничто не случайно, всё полно одной общей мысли, всё имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем" А.П. Чехов

1.0x