Авторский блог Олег Котолупов 15:03 26 октября 2018

Новой экономике – новую правящую элиту!

Новой экономике – новую правящую элиту!

О том, что ВВП России при нынешней социально-экономической системе достиг своего потолка, авторы данной статьи писали еще несколько лет назад. Сегодня даже ЦБ свидетельствует, что экономика производит столько, сколько она способна производить при показателях близких к максимуму.

Как известно эффективность экономики определяется двумя факторами: капиталом и трудом.

Без развития капитала, т. е. без создания новых промышленных мощностей, в том числе в целях импортозамещения, с внедрением самой передовой технологии, роботизации экономика России обречена на длительную стагнацию с периодическими кризисными обвалами. Но развитие капитала в несырьевых отраслях в существующей антинародной и антигосударственной социально-экономической модели малореально.

Та же ситуация сложилась и в развитии труда. Два этих фактора позволяют прогнозировать, что начиная с 2019 года российскую экономику ожидают рецессия, снижение ВВП и рост инфляции.

Но на внутрироссийские проблемы еще накладываются и внешние факторы. К таковым относятся уже принятые США и странами Запада к России и еще ожидаемые санкции, а также прогнозируемый мировой кризис, который, как правило, больнее всего бьет по странам, чьи основные доходы создаются от продажи сырьевых ресурсов. Подавляющее большинство экспертов видят причины возможного глобального кризиса в низких процентных ставках, наращивании бизнесом долгов и нереальном удорожании активов. Но бизнес, надеясь на дальнейший рост экономики и рост стоимости активов, продолжает наращивать долги, в результате чего возникают так называемые «пузыри». В добавление к экономическому кризису, социологи отмечают рост социальной напряженности и нарастающий конфликт между богатыми и бедными странами и населением внутри стран. Россия также не избежала социальной напряженности. Как показывают последние социологические опросы, россияне отмечают: массовое обнищание, рост цен и преступности, рост безработицы. Каждый из этих показателей, по мнению опрашиваемых, вырос по сравнению с преддефолтным 1998 годом на 30%. Да и как могло быть иначе, если на протяжении последних 4-х лет реальные доходы населения стабильно сокращаются, зато с начала 2018 года десять первых богачей РФ увеличили свои состояния, более чем на 10%. Расслоение населения на сверхбогатых и крайне бедных постоянно нарастает, несмотря на то, что Россия по этому показателю занимает лидирующее место в мире. Так на долю 10% самых богатых россиян приходится 82% всего личного богатства, в то время как в США – 76%, в Китае – 62%.

Федеральная резервная система (ФРС) США в целях смягчения кризисного падения будет вынуждена постепенно, но постоянно повышать ставки, что с одной стороны ударит по бизнесу, а с другой оттянет инвестиции с рынков развивающихся стран в американскую экономику.

В таких условиях значительно возрастает стоимость финансов, а это неминуемо приводит к глобальному финансовому кризису и под ударом окажутся в первую очередь развивающиеся экономики, в том числе и Россия. А учитывая, что уровень жизни и потребления в этих странах и так не высокие, а они обязательно еще снизятся, и все это приведет к замедлению мировой экономики и к дальнейшему росту социальной напряженности.

Как в этих условиях должна вести себя Россия? Убеждены, что это, в первую очередь, развитие собственной экономики, наращивание капитала (мощностей) в обрабатывающей промышленности и переориентация на внутренний рынок за счет увеличения спроса.

Решение таких стратегических задач возможно только заменой существующей в России абсолютно неэффективной, абсолютно безответственной и абсолютно несправедливой системы. Авторы данной статьи на протяжении нескольких лет направляли свои предложения по безболезненной смене существующей порочной системы на социально-экономическую модель, ориентированную на интересы народа и государства. Предлагаемая новая социально-экономическая парадигма базируется на:

- развитии государством промышленных мощностей;

- государственном регулировании через Обязательный Государственный Заказ (ОГЗ);

- справедливой и адекватной социальной политике;

- развитии среднего класса, через реальную поддержку малого и среднего бизнеса.

Обращения адресовались во все властные инстанции, а в адрес Президента – трижды. Но ни один руководящий орган не ответил нам по существу. (Тезисно наши предложения изложены в брошюре « Антикризисный проект возрождения России». Издание шестое. ИТ «Ариал» 2018 г.).

Да и наивно было бы ожидать, что в современной России, новая аристократия, убежденная в своей окончательной и бесповоротной победе над обществом, пойдет на замену системы созданной американскими советниками в интересах российской элиты, а главное в интересах США. Убежденность элиты в своей победе приводит к откровенному презрению к народу. Совершенно недавно это было цинично продемонстрировано одной высокопоставленной чиновницей. На вопрос: «Как можно прожить на 3,5 тысячи рублей в месяц, она заявила, что если у кого-то нет денег на нормальное питание, пусть питаются «макарошками». А на вопрос: «не хочет ли она попробовать прожить месяц на эти деньги, она ответила, что ее статус этого не позволяет». Презрение к простому человеку демонстрируют не только чиновники, но и так называемая правящая элита, и все те, у кого много денег – звездные спортсмены, «светские львицы», олигархи и т.д.

Поэтому рассчитывать, что правящий класс пойдет на смену существующей порочной системы не приходится. Одна надежда, что ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в стране вынудит элиту, в целях самосохранения, пойти хотя бы на отдельные структурные реформы. К таким структурным реформам следует первоочередно отнести реформу налоговой системы. Существующая налоговая система действует крайне угнетающе на экономику и совершенно не стимулирует деловую активность. Налоги надо снижать, а не повышать, как сегодня поступает Правительство в поисках сиюминутной выгоды. Брало бы пример наше либеральное Правительство со своего кумира – США, в котором чтобы достичь роста ВВП в 4% провели политику налоговой рефляции. На этом примере видно, что налоговая политика является наиболее эффективным средством для повышения экономического роста через повышение деловой активности. Политика снижения фискальной нагрузки на бизнес и население повышает платежеспособность, а субсидии исполнителям Обязательного Государственного Заказа увеличивают объем выпускаемой продукции, рост внутреннего спроса и в конечном итоге рост ВВП, а это в свою очередь повышает налоговую базу.

Таким образом в экономике запускается синергетический эффект. У государства появляется возможность обновлять и создавать заново инфраструктуру, больше вкладывать средств в человеческий капитал страны и крепить обороноспособность. В ранее названной брошюре «Антикризисный проект возрождения России» имеются некоторые предложения по реформированию финансовой и банковской систем. При государственном регулировании банки не должны являться олигархическими структурами, которые работают не на рост экономики, а исключительно в собственных интересах, зарабатывая до одного трл.рублей в год, за счет выкачивания средств из реальной экономики и населения. Даже в царской России во всех крупнейших банках руководителями были чиновники из Минфина, в результате чего они из олигархических структур, превратились в инструмент Правительства для выполнения программ, направленных на рост экономики в государстве. И Центральный Банк в царской России не был какой-то независимой структурой, а был подразделением Правительства, в отличие от нынешнего ЦБ. И руководствовался он не инструкциями из МВФ и ФРС, а исходил из интересов собственного государства.

Постоянно заявляя о якобы растущей экономике в России, о повышении благосостояния населения, власти проводят в тоже время крайне непопулярные меры, бьющие, как по экономике, так и по благосостоянию населения: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, повышение акцизов, повышение налогов на недвижимость, повышение тарифов и установление крайне жестких лимитов на электроэнергию, резкий рост цен на ГСМ, так например, в некоторых регионах в 2017 году литр диз. топлива был 38 рублей, сегодня 57 рублей и это еще не предел цены. Естественно, что повышение транспортных расходов откликнется повышением цен на все потребительские товары.

Кроме того, за счет высоких экспортных цен на энергоносители государство в 2018 году получит дополнительно 2,7 трл.рублей, но все эти деньги пойдут на закупку Минфином золота и валюты. Ни один рубль не пойдет на социальные нужды, более того социальные расходы на пенсии и здравоохранение предусматриваются к сокращению почти на 60 млр.рублей.

Все это свидетельствует, что впереди нас ожидают очень суровые годы, но власть вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие экономики, готовит так называемую «подушку безопасности».

Если средства в ближайшее время на пенсии еще и найдутся, то их размер только обеспечит оплату ЖКХ и покупку «макарошек», что позволит пенсионерам просто не умереть с голоду. Власть объясняет свои действия «демографическими ямами», мол ситуация складывается так, что в недалеком будущем на одного работника придется почти один пенсионер. У нашего Правительства, кроме как залезть в карман населения, нет никаких других мер по улучшению соотношения работников и пенсионеров и демографической ситуации в стране в целом. А таких мер очень много и в первую очередь повышение производительности труда. Сегодня производительность в России ниже, чем в развитых странах в 3,5-4 раза. И причина главная не в том, что наши люди плохо работают-наоборот. Так в 2017 году каждый трудозанятый россиянин был занят на рабочем месте 1980 часов и это намного больше, чем во всех странах ОЭСР, при этом суммарный часовой заработок у нас составляет 4,1$, а средний часовой заработок по странам ОЭСР – 16,8$.

В майских Указах 2012 года Президент Путин ставил задачу к 2018 году повысить производительность в 1,5 раза. Но эта задача, как впрочем, почти все другие, была «успешно» провалена Правительством. Фактическое выполнение за весь период составило всего 5,5%, т.е. менее 1% в год, а необходимо было не менее 6– 8% ежегодно. Та же задача поставлена и в майских Указах 2018 года, но учитывая, что в государстве, во-первых, царит полная безответственность и, во-вторых, отсутствие четкой экономической политики и стратегии развития страны, есть абсолютная уверенность, что и новые майские Указы этого периода будут так же провалены, за что Правительство удостоится от Президента благодарности и пожелания такой же «успешной» работы в будущем.

Сегодня в большинстве развитых стран идет бум роботизации. Какова производительность труда на роботизированных и не роботизированных предприятиях можно сравнить на конкретном примере. Совершенно недавно в Южной Корее запущен в эксплуатацию очередной роботизированный автомобильный завод, с производством 300 тысяч автомобилей в год, на котором работают 3 тысячи человек. На нашем АвтоВАЗе работают почти 50 тысяч человек, и выпускает он в год менее 150 тысяч автомобилей. Лидерами в роботизации являются Китай, США, Южная Корея и ряд других государств, Россия, как и всегда, в последнее время, в хвосте этого процесса. Стратегически мыслящие власти в выше названных и других странах понимая, что роботизация неминуемо приведет к массовой безработице уже сегодня задумываются над этой предстоящей проблемой. По мнению экспертов, единственной альтернативой массовой безработицы при роботизации является ускоренное освоение космоса. В настоящее время многие развитые и не особенно развитые страны стали уделять повышенное внимание космической отрасли. А какова ситуация у нас в России? По победным реляциям получается, что у нас с космонавтикой все хорошо, что мы до сих пор лидеры и т.д. А говорить о реальных проблемах при такой эйфории абсолютно бессмысленно. Тем не менее, мы хотели бы обратить внимание читателя на статьи в журнале «Профиль» №36 (51) от 24.09.18 года под названием «Сбились с курса» и «На низкой космической скорости». Журнал опубликован под общей рубрикой: «Прости нас, Юра». И ранее предполагалось, что в нашем «космическом королевстве» не все в порядке, но то, что такая мрачная обстановка и в мыслях не допускалось. Одной из лакмусовых бумажек положения дел в космонавтике является аварийность при запусках. Как сообщается в статье с 2010 года по 2018 год произошло 12 крупных аварий, скрыть которые от общественности было просто невозможно. Но сразу же после выхода в свет журнала, произошла очередная 13-я авария с «Союз-ФГ». Аварийность при наших запусках в разы выше, чем в США и Китае. Сложилась катастрофическая ситуация с проектированием и производством ракет и космических кораблей в России. Из 13 главных ракет проектируемых и эксплуатируемых в СССР и России действующих осталось 2, это «Союз» и «Протон», а из 9 космических кораблей – 1 – «Союз». Число запусков тоже не в нашу пользу. С начала 2018 года Россия запустила 9 ракет, в то время, как США и Китай по 24. Наша спутниковая группировка по количеству уступает американской в 10 раз, а по качеству систем примерно в 2 раза. Несмотря на то, что финансирование космонавтики из бюджета с 2006 года по 2018 год увеличилось в 4 раза, оно все равно отстает от США минимум в 10 раз.

В мире ускоренными темпами развивается в космосе конкуренция, но чем дальше мы уходим от времени распада СССР, тем дальше Россия от лидерских позиций, которые занимал Советский Союз. И если в целом говорить о космонавтике, то в советское время она была нашей гордостью, сейчас – нашим позором. Но примерно такая же ситуация и во многих других отраслях России и ничего удивительного в том нет, так как мы живем при либерально-олигархической модели, написанной для России консультантами из ЦРУ, да и политическая система (Конституция РФ) написана под диктовку тех же «спецов».

Было бы удивительно, даже глупо ожидать, что Соединенные Штаты после десятилетий противостояния с Советским Союзом и затраченными триллионами долларов на его развал, захотели бы создать конкурента в лице России, с процветающей экономикой, благополучным населением, политически стабильным и прекрасно вооруженным. Все программы и социально-экономические и политические, включая Конституцию РФ, разработанные советниками из ЦРУ были направлены на всемерное ослабление России, с чем они успешно и справляются.

Но самое удивительное то, что даже в условиях жесткого противостояния наших государств, мы и в настоящее время живем, вернее, существуем в рамках этих программ, несмотря на то, что за четверть века с развала СССР, все эти системы показали себя абсолютно неэффективными, как в России, так и во всех постсоветских республиках. Падение экономики по сравнению с 1990 годом до сих пор ни в одной республике полностью не устранено.

Россия, как ни одно государство, даже после развала СССР имела уникальную возможность выйти в мировые экономические лидеры. Развитая производственная база, вполне грамотные и профессионально подготовленные кадры, относительно дешевый рабочий труд и наконец, гигантские запасы природных ресурсов. Но мы «благодаря» навязанной нам порочной либерально-олигархической социально-экономической модели и бездарному госуправлению не только растранжирили наши преимущества и не вышли в лидеры, но и откатились в страны III Мира, за исключением обороноспособности.

И сегодня было бы не поздно реформировать нашу экономику, обеспечить России суверенный путь развития, но Штаты сумели создать к тому же пока непреодолимую преграду для смены социально-экономической модели в лице национально-неориентированной российской элиты, которая в назревших структурных реформах видит смертельную опасность для своего существования, не оценивая того, что без реформ дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации создает такую же смертельную опасность для них, но только еще в большей степени.

Полагаем, что создание национально-ориентированной элиты в России – одна из первейших и главных задач руководства страны. Конечно, формирование новой элиты не простой и не быстрый процесс. Так как с одной стороны недопустимо скатиться к национализму, что в многонациональном государстве грозит развалом, наглядный пример тому несчастная Украина. С другой стороны также опасен космополитизм для единства страны. Народ не приемлет кредо большинства нашей элиты, которые заявляют: «Родина там, где мне хорошо жить!».

Убеждены, что при подборе руководящих кадров необходимо руководствоваться принципом: кроме личных качеств, претендент на высокую должность обязан быть патриотом России, а сегодня подбираются руководители по принципу личной преданности. Однако, к великому сожалению, руководство страны не пойдет или ему не дадут пойти на формирование патриотически настроенной, национально-ориентированной российской элиты, чьи интересы находятся в России, а не за рубежом. К И.В. Сталину можно относиться по разносу, но его слова: «кадры решают все!» и сегодня актуальны для России, как всегда.

д.э.н., профессор, академик КАН д.с.н., профессор, академик КАН

Котолупов О.А. Хриенко П.А.

1.0x