Notre-Dame de Paris. Очищение огнём
Авторский блог Георгий Паутов 17:21 21 апреля 2019

Notre-Dame de Paris. Очищение огнём

когда священный храм становится источником эстетического наслаждения, не есть ли это извращение в самом прямом смысле данного слова?
4

Наверняка читатель, ознакомившись с заголовком статьи, ожидает сентиментальных сентенций, связанных с исчезновением великой реликвии. Не хочется показаться циничным, с первых строк развеивая подобные ожидания. Действительно, пожар, уничтоживший одну из наиболее почитаемых достопримечательностей Европы, заставляет жалеть об утрате сгоревшего Собора как немого свидетеля многовековой истории Парижа.

Даже те, кто, как и автор заметки, никогда не имел счастья пройтись под величественными сводами этого средневекового здания и заворожённо смотреть на готические барельефы его внешней отделки, оказались глубоко тронуты случившимся и не перестают делиться чувствами, выражая солидарность со всем цивилизованным миром. Преодолевая желание поддаться всеобщей подавленности, постараемся с холодной головой ответить на вопрос: почему всем нам так жаль утраченного?

Вспоминая репортажи с места события, мысленно перенесемся в столицу Франции, и посмотрим на произошедшее со стороны. Пообещав оставаться беспристрастными, всё же нельзя не признаться, что на ум в первую очередь приходят невероятно трогательные кадры с улиц города, где в едином сентиментальном порыве смотрящие на пылающий собор парижане проникновенно поют «Ave Maria». Этим людям по-настоящему горько видеть символ своего города в огне. Перед их печальными взглядами высится шпиль здания, обнажающий свой скелет в ярко-оранжевом пламени, языки которого как бы оживляют его символическую устремленность к небу.

Во многом разделяя скорбные чувства горожан, тем не менее, удивительно наблюдать, как европейцы трепетно относятся к собственному культурному наследию... Неужели все забыли, как ещё несколько десятилетий назад в пылу Второй мировой старинные европейские города целиком уничтожались многодневными сплошными бомбардировками? Стоит ли говорить о повсеместном, отчего ещё более варварском грабеже европейскими колонистами богатства других цивилизаций в не таком уж далёком прошлом? Достаточно вспомнить тот мародерский азарт, с которым британские солдаты и офицеры грабили Летний императорского дворец в Пекине (1860 г.), чтобы понять наше недоумение. И всё же мы искренне сожалеем о судьбе исторических памятников – таких, как Нотр-Дам де Пари. Но не только когда они сгорают.

В наше время многие сакральные творения средневековых зодчих стали частью туристической индустрии. Разве этот факт уже сам по себе не говорит о том, как изменилось мировоззрение людей? Символы теряют своё значение в отсутствие понимающего их. Когда священный храм становится в первую очередь источником эстетического наслаждения, не есть ли это извращение в самом прямом смысле данного слова? На Западе эстетика уже давно возведена в культ, а сентиментальность подменила истинное религиозное чувство, о чём писал ещё Рене Генон. Даже католическая церковь, приняв современный образ жизни в его основных проявлениях за норму, сама оказалась подвержена несвойственным ей прежде модернистским явлениям.

Нам представляется очевидным факт, что в течение последних десятилетий европейская культура окончательно отошла от религиозной традиции и в некоторых проявлениях даже стала противоположна ей. Эта тенденция чётко проявляется в современном искусстве, где смысловая составляющая уступила дорогу новаторству. Музыка, архитектура, кино притягивают людей приятными ощущениями, всё реже и реже погружая нас на глубину больших смыслов. Мы всё больше привыкаем к тому, что искусство развлекает нас, превращаясь, как и многое другое, в продукт потребления. Великие символы, которыми преисполнена архитектура средневековой Европы, растворяются в творческом хаосе современности, теряя свою силу.

В головах некогда ортодоксальных европейцев теперь процветает религиозный синкретизм. Опросы последних лет показывают, что половина населения этой части света уже не считают себя приверженными какой-либо религии, причем большинство из них верит в некую абстрактную высшую силу.

Совершенно понятно, что люди с таким мировоззрением скорее будут относиться к искусству как к источнику ментального наслаждения, чем серьёзно. Увы, памятники старины утратили ту актуальность, которая была заложена в них создателями, и обрели абсолютно новый смысл в новейшее время.

На наш взгляд, то, что произошло накануне, придало новый символизм истории Европы последних десятилетий. Быть может, как это не раз бывало в истории Франции, огонь на улицах Парижа возвещает нам о грядущих больших переменах. Если на этот раз некое острое чувство, связанное с утратой важнейшей культурной ценности, наконец подтолкнёт хотя бы некоторых людей к переосмыслению основ их жизни, это и будет самое настоящее очищение огнём.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
21 апреля 2019 в 19:43

Ну, хватит уже про символизм , а то в голову народу полезут мысли о символизме пожаров старинных церквей и храмов на территории РФ.
Или там во всём всякие хомосеки виноваты, а в РФ -- обычный бардак, не несущий никакого символизма? Так это ещё посмотреть надо-- чей символизм глыбже...

21 апреля 2019 в 21:02

Если огонь на улицах Парижа и «возвещает нам о грядущих больших переменах», то вовсе не о тех, чтобы снова загнать сознание людей во тьму средневековых религий. Этого не будет. И та половина европейцев, которые уже отказались туда возвращаться - подтверждение тому. Этот пожар действительно мог бы «подтолкнуть хотя бы некоторых людей к переосмыслению основ их жизни», если бы они восприняли его как знак, что старые религии больше не пригодны для дальнейшего духовного роста. Они, морально устаревшие, и к тому же уже давно изрядно искаженные и выхолощенные, сгорят в лучах наступающей зари Новой Эры человечества. Тем более, что время религий на Земле прошло - наступает Эра Космизма, когда люди будут верить в Бога более просвещенно - именно как в «некую абстрактную высшую силу».

24 апреля 2019 в 18:50

Благодарю за комментарий. На мой взгляд, эра космизма уже наступила вместе с тем, как наука, технологии и глобальная экономика постепенно вошли в быт и сознание людей по всему миру. Вопрос в том, к какому результату этот космизм приведет, и такие ли радужные перспективы нас ждут в "Новой Эре человечества". Оставлю его пока что открытым. Замечу только, что "духовный рост" в условиях разрушения традиций превращается в сугубо субъективный процесс, что ставит под сомнений сам факт данного явления, так как исчезают онтологические критерии соответствия, то есть ориентиры, этого самого "роста".

25 апреля 2019 в 13:29

«Наука, технологии и глобальная экономика» - это знаки эры НТП (научно-технического прогресса) и космонавтики, но отнюдь еще не космизма. Космизм подразумевает духовную основу Космоса, когда не материальный мир порождает сознание, а вечное духовное Начало порождает материальную Вселенную. Вот об этой Эре я говорю. Она еще не наступила, но вскоре должна наступить, и ростки ее уже понемногу пробиваются по всему миру (о чем, на мой взгляд, поневоле свидетельствует и Ваша статья).
Радужны ли те перспективы, что нас там ждут? Еще бы! «Радужней» просто и быть не может. Перед человеком откроется путь к вечной и светлой жизни, к беспредельному самосовершенствованию и все более широкому космическому творчеству. Однако, об этом не скажешь в нескольких словах.
Также напрасны опасения, что духовный рост превратится при этом в «сугубо субъективный процесс» вследствие якобы «разрушения традиций». Традиции традициям рознь. Есть подлинные корни, а есть корни сорняков, которые так переплелись с настоящими корнями, что с виду тоже кажутся ими. Поэтому необходимо различать Традиции и «традиции». Настоящие традиции будут сохранены и еще более углублены и расширены, но все сорняки надо безжалостно выполоть, если мы не хотим, чтобы будущий «райский сад» засох и погиб.
А насчет «субъективности» писал тут недавно одному: «Субъективной науки в принципе существовать не может. Субъективная - значит, у каждого своя. Получается, сколько людей - столько и Истин? Нет, наука потому и наука, что для всех едина. И Истина тоже для всех одна». Думаю, при таком раскладе «онтологические критерии соответствия, то есть ориентиры» духовного роста никуда не исчезают.