Сообщество «На русском направлении» 11:07 29 апреля 2017

Николинские храмы как вехи русской истории. Печатается с продолжением

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно, а по названиям николинских церквей можно изучать и географию, и историю нашей страны.

Продолжение

Основному роду деятельности прихожан обязан своим названием и храм Святителя Николая в Толмачах (основное фото). В поселении Старые Толмачи в XIV – XVI вв. жили толмачи-переводчики, обслуживающие замоскворецких татар-ордынцев. Нынешние Толмачёвские переулки – наследие той древней топонимики.

Первое упоминание о храме, тогда ещё деревянном, относится к 1625 году, каменный храм был возведён в 1697 году усилиями зодчего Лонгина Добрынина. В 1929 году храм закрыли, а возобновлены богослужения с 1993 года. Уникален статус храма – он одновременно является и храмом, и залом Третьяковской галереи. Купцы и меценаты Третьяковы много сделали для благолепия Николинской церкви, являлись её ревностными прихожанами. Сегодня храм является домовой церковью Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), здесь – постоянное местонахождение досточтимой иконы Владимирской Богоматери, сода же на Праздник Святой Троицы (другое название – Праздник Пятидесятницы, отмечается на 50-ый день после Пасхи, т.е. является переходящим) из зала древнерусской живописи ГТГ переносится знаменитая икона Святой Троицы Андрея Рублёва.

Храм известен ещё и тем, что в нём с 1867-го по 1895-ый год, 28 лет, в скромном диаконском сане служил о. Феодор, будущий старец Зосимовой пустыни, иеросхимонах Алексий (в миру – Фёдор Алексеевич Соловьёв, 1846-1928). Именно ему было доверено 5 ноября 1917 г. тянуть жребий с именем будущего Патриарха на Всероссийском Поместном соборе в Кремле. Как мы помним – по воле Божией им стал Митрополит Московский Тихон (Беллавин)…

Преждевременная смерть монарха или наследника всегда существенно, и чаще всего отрицательно, сказывается на судьбах государства. В отечественной истории я бы отметил смерть старшего сына Ивана Грозного – Царевича Ивана Ивановича (1554-1581), в которой многие наши соотечественники до сих пор, повторяя «утку» папского легата Антонио Поссевино, винят его отца. Иезуит Поссевино прибыл в Московию для того, чтобы склонить Грозного Царя к унии с католицизмом, но миссия его не удалась, что очень расстроило тогдашнего Папу Римского Григория XIII и что, конечно, не способствовало карьере самого Антонио. Известно, что в феврале 1582 года на разрешённом самим Грозным диспуте о вере, Царь не сдержался и в порыве гнева чуть не убил Поссевино. Так что папский легат покидал Россию в дурном расположении духа, что и нашло позднее отражение в его записках о Московском государстве… К сожалению, эти записки без критического подхода были приняты на веру такими отечественными историками как князь М.М. Щербатов, а позднее и самим Н.М. Карамзиным.

О личности самого Царевича до нас дошло очень немного сведений, однако он был верным сподвижником отца, сопровождал его в военных походах, вместе с ним встречал иностранных послов, определённое участие принимал и в управлении государством. Видимо не случайно в 1574-75 гг. часть православной западно-русской шляхты прочила ему польскую корону и престол Речи Посполитой. Не забудем и о том, что взошедший после смерти отца на Российский трон царь Фёдор Иванович по словам самого же Грозного был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». Эти факты в совокупности и дают мне некоторое право говорить о том, что взойди на престол старший сын Грозного Царя – Иван Иванович, то, может быть, и не было бы на Руси польской интервенции и страшного Смутного времени…

Как известно, гробницы Ивана IV Грозного, его сыновей Фёдора и Ивана, а также князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля вскрывались Государственной комиссией в апреле-мае 1963 года. При этом велось протокольное описание всего процесса вскрытия, а также фото и кино фиксация. Соответствующие пробы были направлены в Институт этнографии АН СССР и в Институт судебной медицины. Интересующий нас череп Царевича Ивана оказался полностью разрушен, однако Комиссия отметила, что на сохранившихся остатках волос следов крови не обнаружено. Так же было отмечено, что на сохранившихся костях всех четырёх скелетов механические повреждения отсутствуют. Обращает на себя внимание повышенное содержание ртути в останках самого Царя Ивана и его старшего сына. Однако, Комиссия отметила, что данный факт может быть объяснён применением ртути в лечебных мазях, что широко практиковалось в то время. Впрочем – цитирую – «обнаруженное количество ртути не позволяет полностью исключить возможность острого или хронического отравления ее препаратами».

Трагичной по своим последствиям я считаю и раннюю смерть Царя Феодора III Алексеевича (1661-1682). Для разговора о его личности и характере мы располагаем значительно большим количеством источников и можем с уверенностью сказать, что, несмотря на слабое здоровье, он был бы прекрасным Государем. Ученик Симеона Полоцкого, он был с одной стороны прекрасно по-европейски образован, а с другой – был глубоко укоренён в православной вере и в обычаях Русской церкви. Проведённые (не всегда завершённые) им реформы – отмена местничества, развитие полков иноземного строя и замена ими стрелецких войск, подворное обложение прямыми налогами, перепись населения, учреждение Типографской школы при Заиконоспасском монастыре – предшественницы Славяно-греко-латинской академии – говорят о том, что он глубоко понимал требования времени и нужды государства, и готов был к осуществлению широкой реформаторской деятельности. Но, следует полагать, без убыли трети населения страны, что стало следствием царствования «революционера на троне», его единокровного брата Петра Первого.

Короткое царствование Феодора Третьего было отмечено и значительными военными успехами, в частности, заключением Бахчисарайского мирного договора, по которому Османская Империя и союзное с нею Крымское ханство признали за Россией всю Левобережную Украину и Киев (помнят ли об этом киевские «рулевые»?).

И бороды стричь начали не при Петре, а при Фёдоре. Только делали это добровольно, следуя новым придворным веяниям, а не насильно. И европейские костюмы стали носить, и учиться языкам иностранным… И всё это без истерики и, тем паче, кровопускания…

Царствуй Фёдор Алексеевич подольше, не разгорелась бы война между Милославскими и Нарышкиными, не было бы стрелецких бунтов, не трудился бы в поте лица своего глава Приказа розыскных дел князь-кесарь Ф.Ю. Ромодановский… Да, не встала бы на болотах и мужицких костях новая столица Государства Российского – славный Санкт-Петербург, но это уже несколько иной разговор…

Драматичной по своим последствиям оказалась и преждевременная смерть внука Петра I, сына казнённого Цесаревича Алексея четырнадцатилетнего Императора Всероссийского Петра II (1715-1730). Собственно, с его смертью род Романовых по мужской линии пресёкся, и начался «век переворотов» и «время императриц» - Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны (регентши), Елизаветы Петровны, Екатерины Алексеевны… По разному можно оценивать царствования этих Государынь, но то, что легитимистская основа Русского царства как государственный механизм и как сакральная сущность, понесла невосполнимый урон – это бесспорно!

Трудно рассуждать о собственной политике столь юного Государя, реальная власть принадлежала вначале Светлейшему князю А.Д. Меншикову, потом Долгоруковым, но даже тот факт, что Петру удалось уйти от меншиковской опеки и довести дело до его полного устранения от государственных дел, на мой взгляд, свидетельствуют о многом. Историки уверяют, что Государь больше любил охоту и развлечения, чем учёбу и государственные дела. Но тот, кто ознакомится с планом обучения юного Царя, составленным вице-канцлером графом А.И. Остерманом, тот поймёт, что представлять Петра Второго неким Митрофанушкой – грубейшая ошибка! Внук Петра Первого обладал хорошей памятью, был хитёр и уже неплохо разбирался в международных делах. (Ну, насчёт того, что он «был хитёр»… А как не вырасти хитрецом внуку деда, казнившего его отца, и формально лишившего его своим Указом преимуществ при наследовании престола?)

Не стану настаивать, но полагаю, что царствование Петра II, продлись оно десятки лет, могло бы быть вполне благоприятным для России. Государь постепенно освободился бы от всевозможных опекунов (уж если даже Анна Иоанновна, дочь слабоумного Иоанна Алексеевича, смогла разорвать т.н. Кондиции и вернуть себе самодержавную власть, то почему бы этого не смог сделать внук Петра Первого?), и правил бы страной и по-европейски цивилизовано, благодаря материнским генам – его мать – немецкая принцесса София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская (сама она умерла через десять дней после родов, так что мальчик воспитывался без матери), и с оглядкой на старину, в память об отце, казнённом когда ему не исполнилось ещё и трёх лет, в результате чего ребёнок остался круглым сиротой… По крайней мере, ясно одно – не было бы в стране никакой бироновщины, и не возникла бы позднее нужда приглашать на Российский престол представителей Голштейн-Готторпской династии…

После гибели Александра II от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги польским дворянином, народовольцем Игнатием Гриневицким, на Всероссийский престол взошёл Александр III Александрович, правивший с 1881 по 1894 гг. 13 лет мирной жизни, при неуклонном усилении военной мощи и столь же неуклонном облегчении положения народных масс, при росте экономики и укреплении правовой базы государства, стали одним из самых благодатных периодов российской истории. Не случайно, и в России и за рубежом за Александром Третьим укрепилось прозвание Царь-Миротворец. А как мы помним «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (От Матфея, 5:9). И всё же титаническая фигура Александра Александровича не должна для нас затмить память о том, кто по первородству готовился взойти на Российский трон. Я имею в виду старшего сына Императора Александра Второго - Наследника Цесаревича Николая Александровича (1843-1865). И отец, и дед (Николай Первый) не чаяли в нём души, он был любимцем Семьи, отличался умом, прекрасным характером и обладал красивой внешностью и приятными манерами. Но… «Судьба иль воля провиденья»… Весной 1865 года, находясь в заграничном турне, во время которого он был помолвлен с дочерью датского короля Христиана IX принцессой Дагмар, ставшей впоследствии супругой Императора Александра III, Николай Александрович внезапно заболел и 12 апреля скончался от туберкулёзного менингита на руках Августейшего отца, срочно прибывшего из России к умирающему сыну…

Его смерть потрясла и Семью Романовых, и всю Россию. Знаменитый поэт князь П.А. Вяземский в стихотворении, посвящённом смерти Цесаревича, писал:

Народ, под красотою личной

Любя и сердца прелесть в Нем,

Ждал, что сберет Он плод сторичной

С бразды засеянной Отцом…

двойной клик - редактировать изображение

Внимательный читатель вправе спросить меня – а с чего это автор так далеко и надолго ушёл от первоначальной темы своего очерка, и точно на кофейной гуще, гадает о том, что было бы и чего не было бы, не случись в отечественной истории нескольких преждевременных смертей Русских Государей и Наследников? Что ж, прошу прощения за свои, может быть, анти-историчные фантазии, и спешу возвратиться к изначальному рассказу…

Помимо выше процитированного стихотворения, князь Пётр Андреевич написал ещё и брошюру «Вилла Бермон», в которой рассказал о последних днях Наследника. В ней он предложил возвести в Ницце храм во имя Святителя и Чудотворца Николая в память о почившем. И в 1868 году в этом городе уже была возведена Никольская часовня, а в 1903-1912 гг., при Государе Николае Александровиче, вырос великолепный пятиглавый собор Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Ревность по памяти так неожиданно и драматично скончавшегося дяди со стороны Николая Второго не случайна – ведь его Августейший отец назвал его, своего первенца, будущего Императора Всероссийского, в честь покойного брата…

Николаевский собор был спроектирован известным русским архитектором, академиком М.Т. Преображенским, но строительные работы велись под контролем местных зодчих.

По решению муниципалитета г. Ницца улочка рядом с часовней получила название «Бульвар Царевича», а улица, на которой расположен собор – Avenue Nicolas II… Так что, в душе французов, ревностных республиканцев, всегда остаётся место для роялистских симпатий…

После многолетних судебных споров о принадлежности собора, весной 2013 года, после решения Французской Кассационной палаты, храм окончательно перешёл из Западноевропейской архиепископии в юрисдикцию Корсунской епархии РПЦ Московского патриархата.

С 2014-го по 2016 год в самом здании и на близлежащей территории были проведены масштабные реставрационные и ландшафтные дизайнерские работы. По оценкам специалистов и средств массовой информации, Николаевский собор является самым крупным Русским храмом за рубежом: высота его 50 м и рассчитан он на 625 человек. Но не только самым крупным, он считается и самым красивым, и самым богато убранным храмом. Не случайно он является одной из достопримечательностей Ниццы и охраняется государством.

Особое место в храме занимает образ Николая Чудотворца, находившийся при умирающем Цесаревиче. Сперва он был установлен с наружной стороны при входе в часовню, а в 1912 году сильно пострадавшую от городской нагрузки икону, перенесли в храм. В мае 1935 года почерневший и частично покоробившийся образ чудесным образом обновился и с тех пор он выставлен для всеобщего почитания…

двойной клик - редактировать изображение

Небольшое отступление. Первый читатель этого очерка спросил меня, а есть ли различие между храмом и церковью. На этот вопрос даже священники могут ответить по-разному. Попытаюсь всё же прояснить ситуацию. Некоторые считают, что если у здания три купола и больше – это храм, а меньше – церковь, у часовни – и вовсе – один. Но дело не только, и не столько в количестве куполов. Храм – это прежде всего само здание, а под церковью мы понимаем ещё и приход, то есть, общину, людей, этот храм регулярно посещающих, молящихся в нём, общающихся друг с другом, чьи дети посещают воскресную школу. Главный храм города или монастыря называется Собором. Собор, где находится и совершает службы глава епархии (церковная область) – епископ (и выше – архиепископ, митрополит), именуют кафедральным. Главное отличие часовни от храма заключается в том, что в ней нет Престола, а, следовательно, не совершается Таинство Евхаристии (Причастие) и не служится Божественная Литургия.

(Продолжение следует)

Cообщество
«На русском направлении»
15 марта 2024
Cообщество
«На русском направлении»
1.0x