Невостребованный "Буран"
Авторский блог Владимир Князев 11:52 24 марта 2016

Невостребованный "Буран"

Д.Рогозин заявил, что санкции, объявленные Западом против России - это навсегда. И Слава Богу! Мы всё, всё (!) можем решить и сделать сами. К тому же экономика на чужих капиталах - мышьяк, по словам С.Ю.Витте, очень неустойчивая штука. Он знал, что говорил, ибо купил жену у господина Лисапевича; разорил и отправил в тюрьму доверчивого русского созидателя, предпринимателя и мецената С.И.Мамонтова...
8

                                  Невостребованный «Буран»

 

   Болью отозвалось известие о  пожаре  на Тушинском машиностроительном заводе. На этом предприятии создавались легендарные космические аппараты «Буран».

   Завод, основанный в 1932 году, в разные годы выпускал: самолёты гражданской авиации и фронтовые истребители, а также троллейбусы, трамваи, и даже сельскохозяйственные машины.

   В 1976 году секретным Постановлением Правительства принято решение о создании многоразового космического корабля, с полезным грузом до 30 тонн.  Было создано НПО «Молния», во главе с  Генеральным директором  и  Главным  конструктором Глебом Евгеньевичем  Лозино-Лозинским (1909-2001гг).

    К тому времени Глеб Евгеньевич  Главный конструктор  ОКБ  А.И.  Микояна, автор  всех отечественных  истребителей серии МиГ,  Герой Социалистического Труда.  Под его руководством, в КБ «Зенит», создавалась  так же  сложная  воздушно-космическая система, представляющая   собой гиперзвуковой  самолёт  разгонщик  и отделяемый  от него орбитальный самолёт.  Проект, получивший название «Спираль»,  не имел дальнейшего развития, по решению Министра обороны  А.А.  Гречко…  

   Однако идея,  не потеряла  актуальности и по сей день:  иметь в космосе  самолёт, который способен изменять орбиту(!) и приземляться на обыкновенном аэродроме - величайшее достижение!  Проект «Спираль»  опережал, по-видимому,  и сейчас опережает технический прогресс в космической технике…

 

   Космическая программа, над которой предстояло работать НПО «Молния», получит название: «Энергия»- «Буран», т.е. вывод на орбиту  станет  аналогичным «Шаттлу». 

   В объединение «Молния», по поручению Министра авиационной промышленности П.В. Дементьева, вошёл Тушинский машиностроительный завод,  к тому времени не соответствующий грандиозной задачи создания космического корабля. Многие  даже сомневались, что корабль не будет сделан в нужный срок.

   Г.Е. Лозино-Лозинский собрал группу ведущих конструкторов и ведущих специалистов из КБ А.И. Микояна, и КБ «Зенит», где он работал над воздушно-космической системой «Спираль», привлёк  ещё более 1000 предприятий и научных центров страны, что позволило создать мощное мобильное  производство.

   Промышленная площадка Тушинского завода, где на стапелях собирались  «Бураны»  явилась вдохновляющим символом  научно-технического  прогресса – одним из последних проектов  позднего социализма СССР! 

   Перечень основных направлений деятельности НПО «Молния» мог бы занять не одну страницу. Вот лишь некоторые из них.

    Созданы системы автоматической  высокоточной аэродинамической посадки  тяжёлого космического корабля.   Авионика такого масштаба не имела аналогов в мире!

   Разработана уникальная технология воздушной  перевозки  тяжёлого корабля «Буран» на космодром, с созданием специальных самолётов:  «Атлант» и Ан-225 «Мрiя».

   Решалась задача создания новейших теплозащитных материалов, способных работать до температур +1700оС .

   Теплозащитный материал на такие рабочие температуры был создан (!) и об этом нужно рассказать подробнее.  Углерод-углеродный материал получил название «Гравимол», как аббревиатура его участников  – разработчиков: НИИ «Графит»,  ВИАМ и «Молния».

   Уникальная, весьма продолжительная  технология  получения углерод-углеродного материала  имела многие высокотемпературные переделы.  Первоначально формовали необходимую конструкцию детали  из углеродной ткани и фенольных смол, методом пропитки под давлением, т.е. получали обыкновенный углепластик.  Деталь проходила контроль ОТК, затем отправляли её на карбонизацию или пиролиз, где удалялась вся органика  связующего.  В  углепластике оставался только углерод, содержание которого составляло 80% или чуть более.  Затем проводили   окончательную  карбонизацию и насыщение углепластика пироуглеродом, чтобы увеличить содержание углерода и ликвидировать пористость.  Процессы эти занимали более 10 суток.  После этого  углеродную деталь  отправляли на боросилицирование, при  температуре 2000оС,  в течение трёх суток, где проходила реакция соединения углерода с  кремнием,  и получался принципиально новый материал -  карбид кремния (SiC).

   Теплозащитный материал  предназначался для защиты  «Бурана»,  элементов  его конструкции: носовых обтекателей и передних кромок крыла.

   Материал имел высокие прочностные свойства, плотность:  1,85 – 1,9 г/см3 и рабочие температуры + 1650оС !  Ни один жаропрочный ниобиевый сплав – не способен конкурировать с  материалом «Гравимол»!

   И это ещё не всё – для эрозионной, акустической и прочей защиты этот теплозащитный материал покрывали стеклосилицидным покрытием, или дисилицидом молибдена (МоSi2).

   Кто в мире владел такой современной технологией производства  углерод-углеродного

композита,  способного работать  при т-ре  1650оС в окислительной среде?

 

   В 1988 году, 15 ноября состоялся первый запуск универсальной  ракетно-космической системы «Энергия» -«Буран».  Полностью автоматический двухвитковый полёт  по орбите вокруг Земли  и возвращение на Землю!

   Многолетняя напряжённая работа, гений Г.Е. Лозино-Лозинского в организации производства, позволили создать космический корабль с уникальными характеристиками! Достаточно упомянуть, что вся теплоизоляция корабля состояла из 38 000 плиток из кварцевой керамики, разработки НПО «Технология» г.Обнинск.  Приклеить их на корпус корабля –  ещё одно уникальное технологическое достижение.

   Потенциал разработок  и идей, заложенных в проекте «Буран» оказался настолько велик, что не использован и по сей день.  К примеру, создание гиперзвукового пассажирского самолёта…

    Патентов было оформлено несколько сотен, более 500.   Мощный технологический прорыв советской инженерии!

   Как спрессовано время!  Ведь, это было более 1/4 века тому назад, а кажется, что вчера, даже когда вспоминаю вражий шёпот: «система «Буран» - нам не очень то и нужна…»

   Настойчиво внедрялась мысль, что мы страна догоняющего развития…

 

   Создание углерод-углеродных материалов осуществлялось на Московском электродном заводе и в НИИ «Графит», который расположен через дорогу – шоссе Энтузиастов.  Судьба этих предприятий – печальна, как и судьба тысячи отечественных  заводов, включая  Тушинский  машиностроительный  завод.

   В 1992 году распоряжением Госкомимущества  принято решение о приватизации Московского электродного завода. Однако в плане приватизации МЭЗ не упомянули, что мощности завода специализированы на выпуск спецпродукции  для  оборонной отрасли. К тому же МЭЗ и НИИ «Графит» являлись единым научно-производственным комплексом, связанным едиными коммуникациями. НИИ «Графит» так же не подлежал  приватизации.

   Несмотря на все нарушения, провели какие-то чековые и денежные аукционы… Акции достались какой-то липовой организации, которая их перепродала.  Держателями пакета  стали другие люди, живущие в Лондоне и т. п.

   При  приватизации МЭЗа, в его уставной фонд включили цену опытного завода НИИ «Графит», что лишило институт  территории, коммуникаций, электроэнергии…

 

   Результатом всего этого стали: полная утрата уникальной технологии производства углерод-углеродных композитов;  а так же специализации по выпуску графитовых материалов, которые использовались в ядерной энергетике,  авиации, радиоэлектроники,

и др. отраслях ВПК.

   Восстановить технологию получения  углерод-углеродных  материалов, увы, уже  невозможно…

   Разумеется, иностранные агенты проникли в секретные сейфы ВПК, присваивая наши богатства и подрывая оборонную мощь.  Явно при  попустительстве  Госкомимущества, где трудились иностранные советники и консультанты…

   Запад приобрёл в России столь большой объём информации, что НАТО создало для обработки специальную программу: «Информационная  совместимость  технологий СССР, и глобальных сетей блока и стран Восточной Европы».  Советские  инженеры  стали приглашаться  на Запад, для консультаций…  

 

   Так закончился ХХ век – век великих конструкторов  советской эпохи!

 

                             Владимир Князев

 

   P.S.  У великого писателя земли русской Андрея Платонова есть мудрые слова:

«…когда исчезнет в рабочем человеке влекущее чувство к машине, когда труд из

безотчётной, бесплатной естественности станет одной денежной нуждой, тогда

и наступит конец Света.

   Даже хуже конца…  оживут последние сволочи, чтобы пожирать растения Солнца

и портить изделия мастеров».

 

   Что мы и видим – в Сирии… на Украине, да и во всём мире.

 

  

  

   

    

 

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
4 апреля 2016 в 11:43

О нано, Олегу Летютину.
Этот "нано-Чубайс" освоил одну приставку, как Эллочка Людоедка, и решил осчастливить Отечество новейшими технологиями и создать денежный анклав. С первым пунктом ничего не случилось, со вторым - всё в ажуре. Независимый, ни кому не подчиняемый - создан.
Однако эти технологии существуют давно. Плазменные покрытия. Покрытия из газовой фазы, путём термического распада мелаллорганических соединений, карбонилов металлов, хлорсиланов; да и гальванический метод... Везде толщина покрытия определяется не в аршинах, а в микронах.
Давно существуют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Ткань зонта покрыта водоотталкивающим составом на основе кремнийорганики . т.п.
Вселенский закон Природы, сформулированный Д.И.Менделеевым гласит: "Свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома..." и никакому гениоту не пришло в голову назвать Таблицу наноэлементов...
И последнее. В 1959 году был спущен на воду первый атомный ледокол "Ленин", который эксплуатировался в тяжёлых Арктических условиях 35 лет. Американы понять не могли, откуда такой ресурс? Механические части привода были обработаны фторорганическим соединением, под названием "Эпиламы", который снижает коэффициент трения в 100 раз! На два порядка! Начальник лаб. Ленинградского института прикладной химии, разработчик этих составов говорил, что когда установили многотонный винт, то мы могли повернуть его лёгким прикосновением руки...
Где тогда был нано-Чубайс? На горшке сидел...