Сообщество «Схватка за Украину» 11:02 2 октября 2017

Неудобный праведник мира

О ком на Украине не вспоминают в дни памяти Бабьего яра
3

29 сентября 2017 г. главари Украины традиционно отпиарились на костях киевлян и советских военнопленных, расстреляных в Бабьем Яру при содействии героев Украины образца 1941 года. А русские в этот день обязаны поминать и православное священство, отказавшееся сотрудничать с т.н. «Церковной радой» – ядром учрежденной по распоряжению Гитлера «украинской автокефальной церкви», и доныне действующей на Украине.

10 мая 1890 г. в селе Подголье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье священника о. Василия Вишнякова родился мальчик. Его в честь Александра Невского назвали Сашей. К этому времени в роду Вишняковых насчитывалось более 350 лет преемственного духовенства. Один из основателей династии служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань.

Во время учёбы в Санкт-Петербургской духовной семинарии особые таланты пробудились в юноше при изучении языков, но пастырский путь пришлось и ему начать в войсках – грянула Первая Мировая и о. Александра направили полковым священником в Ставропольскую дивизию. 

Молодой батюшка сразу же снискал любовь солдат и уважение офицеров. И не только не только своими наставлениями перед боями и утешительными беседами в лазаретах.

Как-то во время штурма превосходящих сил немцев был убит комбат, и войска дрогнули. И тогда о. Александр в рясе с крестом в поднятой руке поднял батальон в контратаку. Оказавшуюся победной. За это батюшка был награжден солдатским Георгиевским крестом.

Когда стараниями либералов и большевиков война переросла в Гражданскую, о. Александр Вишняков переправился на Юг к Деникину.

Здесь он заболел сыпным тифом. Священника вывезли с линии фронта в новороссийскую степь, где он три месяца находился между жизнью и смертью. После выздоровления о. Александр переехал в Киев, где жили родственники жены. Он получил приход.


Отец Александр Вишняков с супругой

С приходом к власти Петлюры, в городе начались еврейские погромы. Однажды – после разгрома синагоги Бродского – вооруженная толпа тогдашних «героїв нації» ворвалась во двор дома, где жили Вишняковы и несколько еврейских семей. Батюшка вышел навстречу петлюровцам с крестом и заставил их покинуть двор.

С возвращением в 1919 г. в город Красного террора о. Александр оказывается в числе первых 3000 арестованных. Семья о его судьбе не имеет никаких вестей. В отчаянных поисках матушка попадает на приём к то ли комиссару, то ли чекисту, чьих родственников батюшка спас во время погромов. Тот приказывает освободить узника. Избитый до неузнаваемости, в изорванной одежде, священник возвращается домой.

Отец Александр, понимая, что только вера способна утешить и укрепить людей в Окаянные дни, продолжает проповедовать Христа. Слава о бесстрашном проповеднике распространяется по городу. Послушать его идут люди с разных концов Киева. Не удивительно, что вскоре власти запрещают о. Александру произносить на службе проповеди.

В это же время в рамках антирелигиозной кампании повсеместно проводятся атеистические лекции, Киев посещают «светила» соответствующей мысли. Используя это, Александр находит нишу для проповеди в публичных диспутах с разного рода иванами бездомными и берлиозами. Среди таковых посрамлён им и сам нарком просвещения Луначарский.

 

В отместку Троицкий храм, где служит о. Александр, принуждают сократить длительность служб. Вскоре настоятеля выселяют с семьей (женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года) из церковного дома на улицу. На квартире, которую снял священник, бесконечно производятся обыски, в том числе и ночные. Нередко уводят самого батюшку и неделями держат в заключении.

Но самый страшный удар – смерть от воспаления легких старшего сына. 16-летний Георгий был одним из талантливейших учеников выдающегося пианиста профессора Киевской консерватории К.Н. Михайлова.

В 1935 г. после убийства Кирова в стране очередная волна арестов и расправ. Конечно же, одним из первых в Киеве «берут» о. Александра. С огромным трудом родные добиваются свидания с ним. Следователь по фамилии Черноморец «милостиво» разрешает свидание на 3 минуты. Сын Гавриил вспоминал: «Отец был неузнаваем. Лицо – сплошная синяя маска, зубы выбиты, поседевшие волосы. А ведь ему было всего 47 лет».

«Решением особой комиссии при НКВД УССР от 13 июня 1937 г. Вишняков Александр Васильевич осужден на три года исправительно-трудовых лагерей, – читаем в деле. – Для отбытия наказания направляется в бухту Нагаево Северо-Восточного ЛАГа».

Эти три года, работа на грани человеческих сил, голод, цинга, отмороженные конечности и карцеры ещё более подрывают здоровье о. Александра. Голодает в Киеве и семья. На работу родственникам «врагам народа» и «служителя культа» устроится невозможно. Матушка вынуждена подать на развод.

Воспользовавшись эти, пятидесятилетний священник принимает решение постричься в монахи. Он едет в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий постригает его и возводит в чин архимандрита.

После возвращения в Киев архимандрит Александр получает приход в Соломенской церкви и назначается ее настоятелем.

Сегодня Покровский храм на Соломенке – один и немногих сохранившихся в Киеве памятников русского стиля – захвачен теми, кто сыграет не последнюю роль в гибели о. Александра

Конечно же, и здесь о. Александр мгновенно завоевал любовь прихожан. Вскладчину община покупает ему глинобитный домик на тогдашней окраине Киева – Демиевке. В нём батюшка устраивает и домовую церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

22 июня 1941 г. начинается Великая Отечественная война. В этот же день Местоблюститель престола митрополит Сергий обращается с Посланиемк «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывает русский народ к защите Отечества. Вместе с митрополитом Киевским и Галицким Николаем Ярушевичем архим. Александр развозит обращение по всем церквям Киева. Ежедневно читает батюшка Послание на службах.

Вскоре до Киева начинают доходить известия об уничтожении фашистами евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться за помощью к о. Александру с просьбами о крещении. Батюшка крестит их, выдавая свидетельства о Крещении на церковных бланках.

А вот собственная безопасность заботит иеромонаха гораздо меньше. Даже после вступления немцев в Киев он продолжает читать на службах Послание митр. Сергия.

Батюшку в вызывают в управление гестапо. Однако отличное владение немецким языком (дало о себе знать академическое образование) и реноме репрессированного большевиками дает оккупационной власти основание надеяться на помощь о. Александра в работе с населением. Его отпускают, обязуя служить молебны о здравии фюрера.

Но мог ли он – Георгиевский кавалер, потомственный священник-воин – пойти на сделку с совестью? Украинские националисты доносят в гестапо о неповиновение приказу служить молебны о фюрере. Священнику выносят последнее предупреждение.

29 сентября начинаются расстрелы евреев Бабьем Яру. В этот день к архим. Александру прибежал сосед по ул. Казачей – мадьярский еврей, которого вместе с семьёй крестил батюшка еще в первые дни войны. Немцы схватили его жену и троих детей. Надев рясу с крестом и орденом Георгиевского кавалера, о. Александр направляется к Бабьему Яру. Батюшка пробивается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью. До ночи ходил о. Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Наконец, находятся жена и двое детей соседа. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.

По воспоминаниям сына Гавриила, записанным внучкой о. Александра Ларисой Барановской, он долго молился в ту ночь. А на утро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь. Но слышали её и доносчики…

Садясь в коляску гестаповского мотоцикла, архимандрит Александр снял свои часы, отдал их сыну и сказал: «Возьми сынок. Больше мы не увидимся».

Улица Казачья на Демиевке сегодня. Где-то здесь видели о. Александра Вишнякова в последний раз

Два дня ждал сын отца, а на третий кто-то посоветовал ему пойти в новоучреждённую Церковную Раду. Войдя в помещение Рады, Гавриил Вишняков обратился к находившемуся там человеку с просьбой разузнать о судьбе отца. Тот яростно обрушился на него: «Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что и твоему отцу!». На выходе уже юноша поинтересовался, кто с ним разговаривал, ему ответили: «Мстислав Скрыпник». Это был племянник Петлюры и его адъютант времён УНР и будущий глава учреждённой по распоряжению Гитлера т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», и доныне действующей на Украине. И значит, Скрыпник уже знал судьбу архимандрита Александра…

Вот что писал после уже освобождения Киева в «Информационном отчете», уполномоченный по делам церкви при исполкоме Киевского областного совета: «Афтокефалисты при немцах православным священникам житья не давали (даже атеист понимал, что автокефалы – не православные, – Д.С.), писали на них доносы, а некоторых просто продавали. Рассказывают, что многие автокефальные священники работали в учреждениях Гитлера, а некоторые были заместителями бургомистров (а Скрыпник в июле 1941 г. был приглашен немецкими властями из Польши в качестве советника для подбора кандидатов на должности в украинской администрации, – Д.С.) и что автокефальная церковь молилась за Гитлера о даровании победы его воинству» (ДАКО. – Ф. Р-4828. – Оп. 3. – Д. 1. – Л. 2).

Узнал же о гибели отца Гавриил Вишняков гораздо позже – от Епископа Львовского Пантелеимона (фактически управлявшего Киевской епархией во время гитлеровской оккупации): «Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941 г.».

"Украина.ru"

Cообщество
«Схватка за Украину»
11 0 5 572
16 октября 2017
Cообщество
«Схватка за Украину»
13 0 9 259

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
2 октября 2017 в 18:21

Вечная память, и вечная благодарность.

3 октября 2017 в 05:02

Упокой, Господи, верного Твоего служителя архимандрита Александра, Прости ему прегрешения вольные и невольные, и Даруй ему Царство Небесное!

3 октября 2017 в 10:52

ЗАДУМАЕМСЯ НАД СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

1. Для чего?
Ведущим дискуссии ЗДЕСЬ о Православии и РПЦ разумно посмотреть СВОИМИ
ГЛАЗАМИ СВИДЕТЕЛЯ на То, о чем разговор. Такую возможность дают
прямые трансляции богослужений из Подворья Св. Оптинской пустыни,
что в Санкт-Петербурге возле Васильевского острова.

2. Когда, в какое время?
С 9-ти ч. утра и после 17-ти ч. вечером ЕЖЕДНЕВНО. На Азбуке ру есть и конкретное
расписание.

3. Что увидите и услышите?
Трапезную часть красивейшего Успенского храма, где стоят прихожане, амвон, иконостас
и священнослужителей. В будние дни народу в храме мало не более десяти
человек. В праздничные и выходные храм заполняется более.
Богослужение идет на церковно/славянском языке. Полно красивых и знакомых
фразеологических оборотов, знакомых из русской классики. Для литературных людей,
знающих русский язык, проблем в понимании не будет. Священные тексты
и молитвы читаются четко, громко, понятно, пение также есть. Даже по вере иудеи
могут извлечь пользу на богослужении, слушая псалмы Давида.

4. Как найти ссылку «Прямая трансляция богослужения на сайте Азбука ру»?
В любом поисковике, например в Яндексе, забиваете поиск на тему: «Прямая
трансляция богослужения на сайте Азбука ру» и найдете нужную ссылку.

5. Технические подробности прослушивания:
Чтобы не мешать близким и соседям из других квартир, нужно купить
в радио-магазине наушники и кабель-аудиоудлинитель 3-8 метров достаточной
длины, чтобы можно было перемещаться по квартире. Остальные технические проблемы
Вам помогут решить знакомые пользователи, школьники или компьютерщики.

6. Самое главное:
Поскольку большинство посетителей сайта «Завтра» люди в возрасте, им в
скором времени предстоит личная встреча с Богом. Так учит Православная Вера.
Прожившим всю жизнь без Бога по разным причинам может оказаться оправданием
перед Богом даже такое присутствие на богослужении.

7. В полноте нужно :
-уверовать в Спасителя Христа от власти грехов и пагубных страстей,
-исповедоваться и причащаться во оставление грехов и в жизнь Вечную,
-жить прилично «никого не осуждая, никого не обижая и всем «Мое почтение».
Желаю успехов Вам в этом нужном и спасительном деле.