Авторский блог Надежда Диас 12:01 12 ноября 2017

Неординарный Пелевин

Позитивное и негативное ко дню рождения автора

Я стояла у библиотечной стойки, и вдруг увидела на обложке книги лицо своего кумира, нет, неправильно, какой он для меня кумир! Он совсем другое - друг, товарищ, старший брат. Я знаю его биографию в деталях, я много раз смотрела о нём фильмы, а уж «Путешествие мотоциклиста» я пересматриваю каждый год. И мне кажется, что я пускаюсь в путешествие по Андам вместе с ним, я вместе с ним сижу на развалинах Мачу-Пикчу, бреду по пустыне Атакама, плыву на плоту по Амазонке, кишащей крокодилами. Я всегда душой вместе с ним. Сколько стихов я ему посвятила! Вот это, например:

«Санта Клара

Кубинке смуглой от загара
Колибри песенки поют,
Им вторит нежная гитара,
Их звуки в небесах плывут.

Здесь где-то город Санта Клара,
Где узких улочек не счесть,
Здесь похоронен Че Гевара,
И в этом смысл душевный есть.

За этот город он сражался,
В горах от астмы он страдал,
Но он болезни не сдавался,
И по врагам своим стрелял.

Тогда здесь очень страшновато было,

И бомбы падали в горах.
Его душило и знобило,
Он автомат сжимал в руках.

От революции пожара
Не скрылись богачи зимой...
А мне всё снится Санта Клара,
И Че, как будто, он живой» («Компас – Полярная звезда» Торонто-Москва, № 4, 2008, обложка).
28.02.2006

И вдруг Че здесь, в библиотеке. Надо срочно брать эту книгу! Дайте мне её! Пожалуйста!

Странная вещь. У нас в стране, очень-очень мало людей, которые не любят Кубу, их почти нет. Каких бы взглядов люди не придерживались, та гражданская война в горах Сьерра-Маэстра окружена ореолом романтики, даже, если человек не любит Фиделя, не любит Че. Знаменитые бородачи неподвластны идеологии. Хотя мне, например, кажется очень смешным то, что Елена Ваенга поёт песню под названием «Че Гевара», и в этой песне рассказывается только о внешней красоте Че. Дескать, жил да был такой красивый мужик. И человечество его и запомнило только потому, что был в берете и с красивыми глазами. Обидно! С этими мыслями я и взяла почитать книгу Виктора Пелевина «Generation П». И надо сказать, что тоже там ничего про Че не откопала. Хотя поняла, почему он на обложке. Но об этом я расскажу позже. Че был причиной номер один, по которой я взялась за анализ романа Пелевина. Но была и причина номер два. Причина номер два кроется в том, что я тоже человек из этого поколения. Пелевин родился в 1962 году, а я в 1959 (в хороший годок я родилась – в год победы Кубинской Революции). Мы – люди одного возраста и поколения, то есть Виктор Пелевин пишет о героях нашего времени. Что и как?

Итак, сейчас Виктор Пелевин – лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и « Национальный бестселлер» (2004).

«Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве в семье Зинаиды Семёновны Ефремовой, которая работала директором гастронома (по другим данным — школьной учительницей английского языка), и Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ им.Баумана. В детстве жил в доме на Тверском бульваре, затем переехал в район Чертаново.

После школы Виктор Олегович «поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), который окончил в 1985 году» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...). Служил в армии, в Военно-воздушных силах.

В 1987 году Пелевин поступил в очную аспирантуру МЭИ. «В 1989 году Пелевин поступил в Литературный институт им. Горького на заочное отделение…» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...). В 1991 году его отчислили с формулировкой «за отрыв от института».

. В 1989 году в «Науке и религии» был опубликован первый рассказ Пелевина «Колдун Игнат и люди».

«В 1992 году Пелевин выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь» ( ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...) (Малая букеровская премия – 1993). В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован роман Пелевина «Омон Ра» (номинация на Букеровскую премию). «В апреле 1993 года в том же журнале был опубликован следующий роман Пелевина — «Жизнь насекомых»»(ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...).

В 1993 году Пелевин опубликовал в «Независимой газете» (в ответ на критику) своё программное эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». «В том же году Пелевин был принят в Союз журналистов России» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...).

В 1996 году в «Знамени» был опубликован «дзен-буддистский» роман Пелевина «Чапаев и Пустота», вошёдший в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International impact Dubin Literary Awards. В 1999 году вышел роман Пелевина «Generation П». «Во всем мире было продано более 3,5 миллионов экземпляров романа» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...), книга приобрела статус культовой.

В 2003 году вышел роман Пелевина « Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»). В 2004 написан роман «Священная книга оборотня», а в 2005 – «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре». В 2006 году издательство «Эксмо» выпустило роман «Empire V». В октябре 2009 года вышел роман Пелевина «t». В декабре 2011 года Пелевин выпустил в издательстве «Эксмо» роман «S.N.U.F.F.». В 2013 был издан «Бэтман Аполло», а в сентябре 2014 «Любовь к трём цукербринам». Кроме этого Пелевиным написаны три повести: «Затворник и Шестипалый» (1990), «Принц Госплана» (1991) и «Жёлтая стрела» (1993). Им написан 51 рассказ и 12 эссе.

«Книги Пелевина переведены на основные языки мира, включая японский и китайский» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...). Его произведения много раз ставились в театре. Экранизирован рассказ «Синий фонарь» и романы «Generation П» и «Чапаев и пустота».

«Generation П» - роман. Это жанр эпической прозаической литературы. Роман «сформировался позднее других жанров, но особенно популярен на современном этапе развития словесного искусства.

Самые общие характеристики художественного универсума романа таковы: внимание автора сосредоточено на конкретных героях с их особыми судьбами, существующих в сложном, утратившем гармоническую целостность мире.

«Романные» герои, помещённые по воле автора в противоречивый, дисгармоничный универсум, контактируют друг с другом и с внешним миром, в процессе этого контакта они вынуждены постоянно решать разнообразные вопросы бытия. Вышеописанные творческие установки автора-романиста, как правило, воплощаются в «разветвлённом», «многолинейном» сюжете, охватывающем судьбы ряда действующих лиц» (Большая школьная энциклопедия, Русское энциклопедическое общество, Москва, 2004, стр.851-852) (в данном случае - Вавилена Татарского, Морковина, Ханина, Азадовского, Гиреева, Саши Бло – Н.Д.), «и в общей композиционной сложности произведения» (Большая школьная энциклопедия, Русское энциклопедическое общество, Москва, 2004, стр.852).

«…предметом художественного осмысления в романе является прежде всего неповторимая личность конкретного человека, иными словами, образ главного героя» (Большая школьная энциклопедия, Русское энциклопедическое общество, Москва, 2004, стр.852). В данном произведении всё получается несколько глубже, так как Вавилен Татарский – представитель поколения П, то осмысливается не только Татарский, как главный герой, но и Татарский, как представитель своего поколения.

«Романный герой в процессе развития сюжета постигает и самого себя (свой внутренний мир), и мир внешний» (Большая школьная энциклопедия, Русское энциклопедическое общество, Москва, 2004, стр.852). Постижения самого себя даётся ему довольно трудно, и, для улучшения результата, он использует наркотические вещества. По свидетельству Википедии, автор романа «Generation П» наркотики не употреблял, но в молодости «экспериментировал с расширяющими сознание веществами» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...). (Понять бы, чем они отличаются от наркотиков!). Словом, свой необычный жизненный опыт автор в роман привнёс.

И последнее, в романе повышен авторский интерес к главному герою, и поэтому «в названия романов часто выносятся имена главных действующих лиц» (Большая школьная энциклопедия, Русское энциклопедическое общество, Москва, 2004, стр.852). А поскольку Пелевин рассматривает Татарского, как представителя определённого поколения, то роман и называется так, как образно, с подачи автора, стали называть поколение моих ровесников.

Всё же не удержусь, и напишу о том, как трактуют жанр произведения читатели из Интернета. Один пишет так: «Наверно, сюр. Хотя, начиналось всё с хорошей добротной фантастики» (Generation П. Виктор Пелевин/Отзывы покупателей irecommend.ru/content/generation…). Другой человек определяет жанр ещё проще: «Банальный постмодернизм» (Generation П. Виктор Пелевин/Отзывы покупателей irecommend.ru/content/generation…). Я думаю, что читатели, пишущие эти замечания в Интернете, несколько перепутали направления и жанры в литературе и искусстве. Но насчёт добротной фантастики запомним – пригодится.

Тема романа. И здесь передо мной возникает большой вопрос. В Интернете читатели столь по-разному описывают тему данного романа, что лучше сослаться на Википедию. Коротко тему романа можно сформулировать так: роман рассказывает «о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов». Но на самом деле тем здесь гораздо больше. Вот они:

«Одна из главных тем творчества Пелевина — это миф с учётом всех его форм, вариаций и трансформаций, от классической мифологии до современной социальной и политической мифологии.

Роман представляет собой пародию на антиутопию с описанием многочисленных рекламных роликов и изображением выдуманной реальности. В самом романе Фарсейкин обращается к главному герою со следующими словами: «Ты, Ваван, не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь», таким образом, автор обращается к критикам и

читателем, ожидая разоблачение замысла. Критики выделяют следующие основные темы романа:

Шумеро-аккадская мифология, эзотерика и религиозные вопросы (говоря о религиозных вопросах, вспомним слова Гиреева о том, что Страшный суд уже начался, «и всё, что с нами происходит, - просто фазы следственного эксперимента. Подумай – разве Богу сложно на несколько секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную стоящую перед ним дущу?» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.278) – Н.Д.).

Рекламные и маркетинговые стратегии, их влияние на человека, а также адаптация зарубежных маркетинговых стратегий к русской ментальности.

(« Как утверждает литературный критик Максим Павлов, роман перегружен однотипными пародиями на рекламу, часто представляющими собой «пародию для пародии» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия)).

Вера в СМИ («В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.228) – Н.Д.), отечественная ментальность и национальная идея.

Теории заговора (в книге обрывается идея того, что миром правит«ложа рекламщиков»(ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия), но даётся ясное указание на то, откуда поступают средства, и кто урезает количество герц.

Роль наркотиков в творчестве.

Отсутствие абсолютной истины.

Зависимость «человека от телевизора и превращение его в «виртуальный субъект» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия). Не случайно, в начале 90-х телевидение прозвали «империей зла». А «философия рекламы, разработанная Вавиленом Татарским, представляет собой авторскую концепцию романа, когда человек перестаёт быть Homo Sapiens, превращаясь в Homo Zapiens — Человека Переключаемого» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия) .

Проблематика романа, по-моему, та же, что и у произведений классиков XIX века. Они писали о лишних людях, о потерянном поколении, Виктор Олегович пишет о пропащем поколении, которое ожидает что-то вроде конца света в виде пса по имени П... Поколение лишних людей. И отсюда возникает вопрос: «А для чего человек живёт?». Герои романа не чувствуют себя счастливыми, да и немудрено. Они не приносят реальной пользы. Не строят заводов, не выпускают часов или кастрюль, не сажают пшеницу. Они только зарабатывают деньги, причём им неважно каким путём эти деньги зарабатываются. О пользе говорить не приходится… Кто больше вредит своему народу и стране, тот больше и зарабатывает. Творцы, приносящие пользу, больше не нужны, нужны «криэйторы». Главный герой – Вавилен Татарский – согласен на любую работу, лишь бы деньги были. В начале повествования мы видим его торгующим сигаретами, потом он начинает сочинять рекламные слоганы, а потом начинает работать на телевидении. На протяжении всего романа он ни разу не подумал о том, что вообще-то нехорошо людей обманывать. Он живёт как все окружающие его люди. И, когда попадает к Ханину, его не смущает убийство предыдущего шефа, и то, что папка с его работами оказывается прямо здесь, в этой комнате, и сразу после убийства, и что Пугин именно о ней «не переставая бредил до самой смерти» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.83).

Да, Татарский – это не Родион Раскольников, и муки совести ему недоступны (или автор о них не рассказывает?). Да, он не был свидетелем этого убийства, но впоследствии у него за спиной убивают Азадовского, и он остаётся с убийцами и чувствует себя превосходно. Даже секретарше выговаривает.

У Татарского свои теория. У Раскольникова тоже она была. Но вспомним крохотную комнатку Раскольникова и его полуголодное существование. И сравним. Татарский не бедствует, но начинает оправдывать всё происходящее вокруг него потребностью в материальных благах. И здесь перед нами возникает такое понятие, как консьюмеризм (consumerism), «означающее общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей» (Волапюк – Википедия ru. wikipedia.org/wiki/Волапюк> копия). «Основной принцип продвижения консьюмеризма - утверждение, что успешный человек всё время что-то потребляет» (Волапюк – Википедия ru. wikipedia.org/wiki/Волапюк> копия). А Вавилен Татарский не хочет быть хуже других, тоже хочет быть успешным человеком. Возникает только маленький вопросик: успешный и счастливый человек – это разное или одно и то же? Если так замечательно быть успешным, то почему же Вавилен так благодарен Гирееву за его грибочки, за возможность уйти от реальной жизни в другой не мерзкий фантастический мир?

И далее в романе Виктор Пелевин озвучивает «свою экономическую теорию орануса. Центральным понятием этой концепции является ротожоп (лат. Oranus) — человеческое общество в целом как живой организм. Люди в этой концепции — клетки и нервная система, а массмедиа — переносчик нервных импульсов. Сами люди в этой концепции всё оценивают в деньгах, будь то заработанных или потраченных. Вау-импульсы — сигналы, побуждающие зарабатывать и тратить деньги и вытесняющие из головы всё, что не связано с деньгами. Таким образом, автор выделил три вида вау-импульсов:

Оральный вау-импульс побуждает человека к поглощению денег;

Анальный вау-импульс — импульс, побуждающий к акту испускания из себя денег. Именно сам факт траты, а вовсе не обладания, приносит удовольствие;

Вытесняющий вау-импульс — это защитный механизм, при помощи которого оранус охраняет себя от вмешательства сознания в его деятельность. Заключается в полном игнорировании любых понятий, не относящихся к деньгам (ну, убили кого-то – стоит ли на это обращать внимания? – Н.Д.)

Пелевин показывает семантизирующую роль телевидения, компьютера, наркотиков в повседневности, которые воздействуют на «identity», и побуждают его поглощать и выделять деньги, превращая человека в клетку потребляющей массы. Человек становится зависимым от определённых симулякров, навязанных средствами массовой информации. Эти симулякры создают образ счастливого человека, который нашёл счастье в обладании материальными объектами. Для того, чтобы соответствовать и производить должное впечатление, люди вынуждены покупать одежду, аксессуары, автомобили, женщин определённого класса» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия).

Главная идея произведения – это «идея о неготовности человека к встрече с демократическими ценностями и рыночными отношениями выражена на уровне поиска главным героем смысла жизни, утраченного при переходе из коммунистического прошлого в демократическое настоящее. Пелевин уделил много внимания становлению бизнеса в России и сформулировал «основной экономический закон постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала является в ней также и окончательным».

Как и в других книгах Пелевина, в «Generation „П“» ставится вопрос, как всё происходящее в стране влияет на личность и духовность людей» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия). ( И действительно, главный герой романа, начав работать в киоске, приобрёл два новых качества - стал циничен и научился обсчитывать людей, т.е. воровать - Н.Д.).

Предыдущие книги Виктора Олеговича («Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых») «создавали атмосферу сюрреалистического хаоса, в «Generation „П“» среди хаоса начинает появляться порядок, и порядок этот оказывается страшным.

В романе Вовчик Малой заказал Татарскому концепцию русской национальной идеи, которую Вавилен никак не мог разработать. Вовчик жаловался главному герою, что русских во всём мире не уважают, считают зверьми только потому, что у русских нет национальной идеи. В романе русская идея была высказана таксистом и заключалась в том, «чтобы лично меня мордой об стол не били». В итоге Татарский вывел лишь одну стоящую мысль относительно национальной идеи: «Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нём участвует всё взрослое население России»» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия). Поиск национальной идеи, на мой взгляд, опасен. Он может привести к разделению людей по национальностям, странам и т.д. И потом, какая национальная идея, есть, скажем, во Франции, или в Монако?

А идеи добра и справедливости – наднациональны.

Кроме главной идеи – идеи неготовности человека к встрече с рыночными отношениями - на мой взгляд, в романе проглядывают расплывчатые контуры продолжения этой идеи. И они в том, что потеряв идею социальной справедливости, мы потеряли всё.

Время, описанное в романе, было трагическим. Картинка, приведённая Пелевиным, до боли знакома всем, пережившим 90-е. Вот она: «…ближе к метро Татарский немного отвлёкся. Там творилось что-то странное. Стояло оцепление – десятка два ментов с автоматами, которые переговаривались друг с дружкой по рациям, делая героические и таинственные лица. В центре оцепленного пространства небольшой кран грузил на платформу тягача обгоревшие остатки лимузина…» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.181). Это расправились с Вовчиком. Ближе к началу романа читатели уже узнали о расстрелянном Диме Пугине, а ближе к концу увидят задушенного Азадовского.

Взорвать какого-то или убить кого-то в 90-е годы стало привычным событием в стране. Человеческая жизнь обесценилась. А это страшно.

Но есть в романе и трагические моменты, в которых нет убийств, но они как бы и есть. Вспомним, пьяного мужика, служившего в Кандагаре, и разбившего машину Татарского. Понятно, что у этого человека тяжёлая судьба, хотя автором о нём написано всего несколько слов. Почему он пьёт? Потому ли, что жизнью своей рисковал ради страны, которой больше нет? И ему от этого больно и муторно. Или от того, что здоровье своё сгубил в Афгане, и теперь думает, что это было никому не нужно???

«Нет, нужно было, - уверена я, - в Афганистане теперь хозяйничают янки. И стратегическое сырье Таджикистана рядом с ними». Но какая была огромная кампания по оболваниванию и внушению идеи о ненужности этой войны!!!

Но всё же сделаю вывод: трагическое в произведении связано с главной идеей – идеей о том, как трудно было людям выжить и приспособиться к новой жизни, к этим рыночным отношениям. И выживали-то далеко не все.

Комическое в романе соседствует рядом с трагическим. Здесь есть и юмор (и чёрный юмор), и сатира, и ирония, и гротеск. Не знаю даже к чему и отнести пачку парламента на фоне Белого дома? Надо сказать, что от такого чёрного юмора моё сердце болит.

Реклама, о которой постоянно идёт речь в книге, раздражает обычного зрителя, и порой приводит в негодование. Рекламщики словно не понимают, что не обо всём можно говорить и не всё можно показывать. Стыд и совесть действительно остались где-то в далёком прошлом.

Гротескно звучит песня о берёзовом спрайте, вроде бы смешно, но, пожалуй, больше грустно. И тут мы неожиданно видим Татарского человеком, всё-таки помнившим, что у него есть Родина. Иначе бы он так не выругался!

Правильно, очень правильно написано об этом в Википедии: «Духовные ценности в рекламе, искусстве начинают выполнять подчинённую функцию, снижаются, опошляются — всё ради потребления» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия).

И всё-таки в романе много юмора. Вспомним, например сцену, когда Вавилен, наевшись мухоморов, начинает неправильно говорить – менять слоги местами. И гоняется по лесу за Гиреевым.

И вдруг «впереди появился прохожий. Татарский подошёл к нему и вежливо спросил:

- Вы ска нежите стан пройти до акции? Ну, где торектрички хо?» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.51).

В произведении присутствует и ирония (может быть злая?). Вот, например, эта фраза из второй главы звучит с большой иронией: «Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве её проявлений, но всё же ему было непонятно – стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.18). Или эта из третьей: «Впрочем, к концу поисков Татарский понял: история парламентаризма в России увенчивается тем простым фактом, что слово «парламентаризм» может понадобиться разве что для рекламы сигарет «Парламент» - да и там, если честно, можно обойтись без всякого парламентаризма» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.44).

Сатирически изображены все эти оцифровки в Останкино, актёр, когда-то игравший Гамлета, а теперь изображающий Ельцина. А нарисованные Радуев с Березовским в форме гротеска и вправду показывают нам, как «террорист и олигарх делят народное добро за игорным столом» (Виктор Пелевин «Generation П». Москва. Вагриус. 1999, стр.235). Но весь этот комизм – это комизм на грани… «… в сатире, по словам писателя, - подкладка всегда трагическая» (А. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература», Москва, 1972, стр.13).

Фантастического в романе предостаточно. Почему? Автор хотел донести до читателей свои сокровенные мысли, и, видимо, побоялся излагать их напрямую. И облёк их в форму фантасмагории. Отсюда и зиккурат в Расторгуево, и, появляющийся вслед за мыслью Татарского, Гусейн, и Радуев с Березовским, сделанные при помощи компьютерных технологий. И «женитьба» Вавилена на богине Иштар, символизирующей золото. Возможно, автор и был прав. Напиши он просто ругательную статью в оппозиционную газету о нашей жизни, сколько бы человек её прочитало? Ну, тысяч пятьдесят. Тиражи у таких газет маленькие. А фантасмагория Пелевина, как я уже писала, в результате разошлась миллионными тиражами. Или автор просто побоялся напрямую поделиться своими мыслями? И облёк всё заветное в форму художественной «сказочки».

Основания для своих фантазий он брал из жизни. Именно в те годы по Москве гуляла статья журналиста Юрия Мухина, доказывающего, что настоящего Ельцина давно нет в живых, а страной правит его двойник. Поскольку статья была скандальной, то многие её видели или читали, возможно, что читал её и Виктор Олегович. В данную ситуацию можно поверить, так как из истории известно (и об этом писал Юлиан Семёнов), что у Бормана было 44 двойника. Ну, а о возможностях компьютерных технологий я вообще говорить не буду! Техника сейчас фантастическая!

Зачем ещё Пелевин прибегнул к фантастике? Наверное, для того, чтобы ярче показать зависимость главного героя от золотого тельца. В данном случае, фантастика здесь выступает в роли аллегории.

Кроме этого в фантастике Пелевина видны буддистские мотивы. И литературные критики, говоря о фантасмагориях Виктора Олеговича, отмечают его склонность к постмодернизму и абсурдизму. «Упоминалось также и влияние на творчество писателя эзотерической традиции и сатирической научной фантастики» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...).

На мой взгляд, в произведении очень забавна фантастическая сцена беседы Татарского с сирруфом.

В экранизации же романа режиссёр Гинзбург ещё более усилил фантастическую составляющую романа. Он, например, разместил в лесу рядом с мухоморами огромную анаконду.

Напоминаю, что роман был впервые опубликован в 1999 году. «Ещё до публикации его отрывки были выложены в Интернете, что позволило критикам сделать первые выводы о романе, а читателям заинтересоваться им. Появление «Generation „П“» было долгожданным, так как он был издан спустя два года после написания предыдущего романа Пелевина «Чапаев и Пустота» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия), о котором критик Л. К. Оляндэр написал следующие строки:

«Роман «Чапаев и Пустота» отражает состояние глубочайшего духовного кризиса, в который было ввергнуто современное общество» (Русская литература накануне третьего тысячелетия. Выпуск III. Русская литература. Исследования. Сборник научных трудов, стр.93). Думаю, что это высказывание целиком можно отнести и к «Generation «П»».

«В основном Пелевин начинал тиражирование своих произведений с журналов — прежде всего в журнале «Знамя». Однако Generation «П» пропустило публикацию в журналах и сразу же вышло книгой» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия).

«Generation «П»» вышел в свет через восемь лет после событий 1991 года и через шесть лет после событий 1993 года в Москве. За эти годы автором было осмыслено происшедшее с его страной, были сделаны определённые выводы.

Вот что пишет Википедия о связях романа с реальными событиями, с жизнью: «В книгах Виктора Пелевина сравнительно часто задействованы, помимо религиозных и философских текстов и аспектов, также и другие художественные произведения, особенно современной культуры (как масс-культуры, так и инди) и классики. Среди них: песни, литературные и музыкальные произведения, книги, фильмы, сказки и легенды.

Также активно присутствуют и прочие явления, деятели, средства и составные части современной культуры, общественной жизни, истории и различных субкультур, или — как сказано в предисловии к книге — «торгово-политического информационного пространства». Среди них: распад СССР и развитие событий в постсоветской России после него, компьютерные технологии, мобильная связь, интернет, торговые марки, реклама, маркетинг и пиар, СМИ и получившие в них широкую огласку происшествия. Такое регулярное стратегическое использование произведений и средств именно современной культуры прослеживается в различных работах Виктора Пелевина в разном соотношении.

В романе присутствует большое количество прецедентных феноменов: со сферой-источником «литература и фольклор» — 73 единицы, из которых 43 — это упоминания об отечественных и зарубежных писателях, героях отечественных и зарубежных произведений; со сферой-источником «кинематограф» — 33, из которых 14 — это киногерои, актёры,

режиссёры, киностудии; со сферой-источником «мифология» — 43, из которых 28 — это боги и мифологические существа, религиозные деятели и места, библейские персонажи.

Виктор Пелевин в романе упомянул литературных критиков, которые раньше давали негативные отзывы на его книги. Например, литературного критика Павла Басинского, который нелестно отозвался о романе «Чапаев и Пустота», в образе критика Павла Бесинского автор засунул в сельский туалет, а потом и по шею в фекалии, таким образом реализовав метафору «сам ты дерьмо». По мнению некоторых критиков, фамилия одного из героев романа Азадовский является сатирическим указанием на Константина Азадовского, председателя жюри Букеровской премии 1999 года. Прототипом дизайнера Сени Велина, который изобрёл зелёный шар для вывоза трупов, является известный дизайнер Семён Левин, который изобрёл логотип НТВ. В романе автор упоминает тексты песен Бориса Гребенщикова и при сочинении рекламы сигарет использует его образ. Основные идеи относительно пса по имени П...были заимствованы Пелевиным из работы «Русская идея: Всенародный культ П...» Константина Крылова» (ru.wikipedia/wiki/Generation…>копия).

Ещё о реальном. Об учёбе автора в Литературном институте. По признанию самого Виктора Пелевина, « учёба в Литературном институте ничего ему не дала» (ru.wikipedia.org/wiki/Пелевин,_...). Но я уверена в противоположном.

Год назад я прочитала книгу Пелевина «Generation П», несколько дней назад посмотрела экранизацию этого романа, а биографию писателя я прочитала только вчера. Так вот, год назад у меня сложилось совсем иное мнение на этот счёт. Я не знаю, что и как писал Виктор Пелевин до института. Тут я не могу спорить с ним по поводу того, что учёба ничего ему не дала. Но в самом сюжете романа, по ходу его действия, постоянно сообщаются сведения, то из институтского курса истории Древнего Мира, то из курсов русской литературы ХIХ - ХХ веков. В какой-то степени произведение производит впечатление отчёта об учёбе в Литературном институте. Тем не менее, и зиккураты, и ворота богини Иштар, и даже Вавилон почерпнуты именно здесь, на лекциях по Истории Древнего мира. На меня, как и на Виктора Пелевина, Древний Восток произвёл огромное впечатление. И после изучения Древней истории мне захотелось посмотреть художественный фильм об Александре Македонском, и там я увидела и Вавилонскую башню, и висячие сады. Декорация к фильму была просто потрясающей.

Но вернёмся к роману Пелевина. Здесь и сам главный герой, как бы списан с автора, он тоже учился в Литературном институте. И в тексте Виктор Олегович даже вспоминает какого-то профессора философии из этого института. Да и другой персонаж, Сергей Морковин, якобы тоже там учился.

2013 год

(продолжение следует)

1.0x