Авторский блог Сергей Животков 11:23 18 июня 2017

Необычность храма Рождества Богородицы притягивает русских и итальянских исследователей

Настоятель подмокловского храма рассказал об историческом исследовании этого памятника русской культуры и о том, как идет его реставрация.

Мы встретились с отцом Дионисием , чтобы поговорить о фестивале барочной музыки, который уже четвертый год подряд проходит в Подмоклово. Но разговор сам собой перетек в тему реставрации храма Рождества Богородицы.

двойной клик - редактировать изображение

Настоятель оказался исследователем

На вопрос о том, как возникла идея проводить при храме такой уникальный для Подмосковья фестиваль, отец Дионисий ответил, что такой шедевр архитектуры, очень значимый объект для русской культуры, как храм Рождества Богородицы, должен быть известен и должен привлекать внимание людей.

Организаторам хотелось, чтобы вокруг храма кипела культурная жизнь, чтобы сюда съезжались люди, интересующиеся историей и культурой. Отец Дионисий, не просто проводит здесь службы, как настоятель, но и ведет свое глубокое исследование истории этого памятника русской культуры.

Сам батюшка – из семьи ученых. Его отец был математиком, но потом ушел на служение в Свято-Данилов монастырь, хотя, и там игумен Феофан продолжил заниматься наукой. Отец Дионисий говорит, что отец привил ему не только талант религиозности, но и тягу к науке.

- В свое время я так и не стал ученым, стал пианистом. Но сейчас я тоже занимаюсь наукой, но уже искусствоведением. Этот храм меня сподвиг на то, чтобы изучать и его архитектуру, и те времена – эпоху очень интересную для русской культуры, конец 17 - начало 18-го века, где процессы происходили стремительно, все преобразовывалось. Поэтому влияние отца сказалось не только в религиозности, но и в таком систематическом подходе. Мы с ним видимся регулярно, ездим друг к другу, он является моим духовником, и духовником моей семьи. Для нас это человек номер один.

Сейчас отец Дионисий вместе с несколькими русскими учеными и известной итальянской исследовательницей истории и архитектуры Федерико Росси готовят целую монографию по храму Рождества Богородицы.

- Мы с разных точек зрения пытаемся объяснить феномен возникновения такого необычного храма в тех условиях, и что это могло значить как для строителей, так и для Григория Федоровича Долгорукого, для его среды.

двойной клик - редактировать изображение

Храм Рождества Богородицы – один из немногих в России храмов-ротонд

Храм действительно необычный для России, у нас не так много храмов-ротонд. Хотя, батюшка говорит, что это не первый случай такого архитектурного исполнения.

- Есть известный храм в Новом Иерусалиме, который построил патриарх Никон, как подражание иерусалимскому храму на Святой земле. Но это проект именно круглого ротондального храма, он уникален для русской архитектуры, и, конечно же, его культурное убранство также является особенностью этого храма. Но опять же, это была зарождающаяся линия петровского барокко, когда мы начали украшать скульптурами. В частности, известный другой храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, храм, который строился несколько раньше, но строил его конкурент Григория Федоровича по его политической жизни. И в некотором роде это было даже такое культурное соперничество, которое проявилось в храмах, и не только в этих двух.

Был целый комплекс храмов, которые так или иначе строились людьми одного круга, и их архитектура друг другу что-то говорила. Это были такие послания своим зрителям или людям этого круга. Вот эти вот обстоятельства, эти особенности культурной жизни очень интересно изучать, сопоставлять. Есть несколько важных, на мой взгляд, выводов, которые мы надеемся в скором будущем опубликовать.

двойной клик - редактировать изображение

Одна из особенностей храма – скульптуры апостолов

Отец Дионисий является настоятелем храма Рождества Богородицы с 2008 года, и примерно в это же время начался второй этап реставрации. Первый был еще в конце 80-х, перед перестройкой.

- В 1992 году этот храм уже передали церкви, но реставрация в тот момент была произведена не на очень высоком уровне. Просто потому что в стране была сложная ситуация. Но в то же время тот этап реставрации был очень важен, храм просто спасли, простояв еще лет 10, он бы просто развалился. Аркады разваливались во все стороны.

Во время проведения первой реставрации пять скульптур были сброшены со своих исторических мест, их спасли только благодаря оперативной работе специалистов - куски были собраны и отвезены в Москву, в музей, в мастерские Грабаря. Там они были восстановлены, насколько это было возможно, и сейчас они находятся на балансе Серпуховского историко-художественного музея.

Еще 11 скульптур сняли и отреставрировали уже во второй этап, их пришлось поместить внутрь храма, так как сделаны они из русского известняка, который уже не выдерживает здешних погодных условий.

- Это очень значимые для русской скульптуры факты, это первые известные русские скульптуры, имеющие авторство. Если в Дубровицах есть более ранние скульптуры, но там это, скорей всего, работа иностранных мастеров, то здесь точно известно, что их выполнили артели Ивана Афанасьевича Зимина. С этого момента можно начать отсчет русской скульптуры, которая уже в эпоху классицизма дала свои выдающиеся произведения, в первую очередь, в Петербургских храмах. И не только в храмах.

двойной клик - редактировать изображение

Откуда в композиции «Страшный суд» появился образ Лермонтова?

Среди людей, интересующихся историей, ходит полу быль-полу легенда о том, что на стене подмокловского храма был изображен персонаж с портретными чертами Лермонтова, горящий в аду. В интернете приводятся разные версии происхождения этого изображения. И я, конечно же, не могла не спросить, какой версии придерживается отец Дионисий.

- Это не легенда, это совершенно известный факт. Сейчас эта художественная композиция снята со стены. Она находилась, скорей всего, на западной стене, в простенке аркады, который раньше был заложен. Там было изображение Страшного суда, где находился персонаж с портретными чертами Михаила Юрьевича. Понятно, что в советское время это был такой важный, интересный , скажем так, привлекательный факт для атеистической пропаганды. Эту композицию сняли со стены и отвезли в Музей истории, религии и атеизма в Петроград. Сейчас она там же и находится в фондах музея, и даже выставлялась в здании Казанского собора. Мы не претендуем на ее возвращение, потому что, конечно, факт не очень привлекательный. Хотя у Андрея Пилипенко из серпуховского музея есть свое довольно правдоподобное и интересное объяснение, как могло появиться такое изображение в интерьере православного храма.

Андрей считает, что в это время, когда создавалась эта композиция, русская армия переходила на новый устав. По этому уставу, который был списан с русских образцов, офицеры обязаны были защищать свою честь на дуэли. Если дуэль во времена Пушкина и Лермонтова была делом богопротивным, то в конце 19 века наоборот предписывалось стреляться, защищая свою честь, и эта коллизия описана в «Поединке» у Куприна. Когда офицер должен защищать свою честь на оружии, а он не умеет стреляться. И вот, по мнению Андрея, и я тоже всегда озвучиваю эту версию, это была такая реакция церковного сознания, чтобы напомнить обществу о том, что все-таки дуэль не является делом терпимым, что это грех, в том числе, покушение на убийство и на самоубийство.

Версия о том, что композицию заказал помещик Васильчиков за то, что Лермонтов написал на того злобную эпиграмму, по словам батюшки, слишком бульварная. Да и потом, помещики, которые владели здесь усадьбой, - совсем другая ветвь Васильчиковых – однофамильцев.

двойной клик - редактировать изображение

Версия: проект подмокловского храма изначально должен был быть осуществлен в римском Колизее

Отец Дионисий рассказывает, что храм Рождества Богородицы особенно интересен тем, что это итальянский проект, который был переработан на русской почве.

- У него есть явное, совершенно четко ощущаемое русское влияние. В частности, влияние нарышкинского стиля. Есть очень похожий проект в Кембридже. Но там не храм, а библиотека, которую построил тоже ученик Карло Фонтана, того же архитектора, чей проект, как мы предполагаем, был использован здесь. Мы думаем, что именно ему этот проект заказал Григорий Федорович Долгорукий.

Очень похожая композиция должна была быть осуществлена в Римском колизее. Колизей – это эллипсис, и тогда была идея перестроить этот античный памятник в христианский храм в честь римских мучеников. И вот в одной из частей этого эллипсиса должна была стоять вот такая ротонда. Но тот проект не был осуществлен, и, скорей всего, в переработанном виде его передали или продали Григорию Федоровичу, который и привез его в Россию.

двойной клик - редактировать изображение

Апостолы в храме расположены по определенной системе

Говорит, что архитектура этого храма – особенная, и с удовольствием мне, как любопытному экскурсанту, рассказывает про каждую интересную деталь:

- Круг – это образ бесконечности: ни начала, ни конца. Его восьмичастное членение - тоже образ будущего - всеобщего воскресения и райской жизни. Купол – это образ мироздания, такой образ космоса, творения божьего. Он украшен снаружи фруктовыми гирляндами и головками херувимов, что тоже является райской тематикой. Но уже упомянутый мною Андрей Пилипенко, первый серьезный исследователь этого храма, выявил, что скульптуры тут стояли по определенной системе, и эта система была связана с одним текстом из Священного писания «Деяния святых апостолов».

Они тут стоят как образ проповедников Христа, они распространяют проповедь о Христе во все концы земли. Это событие описывается в Книге деяний, момент, когда апостолы получили свои дары от Святого духа в день пятидесятницы, которую мы как раз празднуем в День Троицы. Скульптуры стоят в определенном порядке, в соответствии с текстом этой книги. Сами по себе все скульптуры индивидуальны. Они изображены в одежде, которая была современна для людей рубежа 17-18 веков. В частности у апостола Матфея мы видим отложной воротник и застежки, которые носили придворные. Есть даже изображения придворных и даже самого царя Алексея Михайловича в подобной одежде. А все-таки апостолов чаще всего изображают в античных одеяниях. Здесь это более современная для того времени одежда. Конечно, у этих скульптур много утрат - известняк, из которого они сделаны, пластичный для обработки, но не может долго сохраняться. Эти скульптуры – ровесники скульптур в Летнем саду в Петербурге, только там это итальянский мрамор, а здесь – русский известняк. Там делали венецианские мастера, а здесь – русские.

двойной клик - редактировать изображение

Чтобы воссоздать иконостас храму нужно 4 с лишним миллиона рублей

Сейчас одной из самых насущных задач для храма является создание иконостаса. Этим занимается выпускник Московского художественного института имени В.И. Сурикова, участник многих церковных проектов Сергей Животков.

- Это человек, который очень тонко чувствует икону того времени, рубежа 17-18 веков. Им написано три иконы, сейчас он пишет еще две. Работа долгая, многодельная, помимо того, чтобы написать иконы, надо еще вырезать много декоративных деталей, потом еще вызолотить. Поэтому мы объявили о сборе средств, нам нужно 4 миллиона 630 тысяч рублей, чтобы закончить этот иконостас. Пока за год мы набрали только около 400 сот тысяч.

Реставрацией храма занимается архитектор, который ведет Новодевичий монастырь и некоторые объекты московского Кремля

Отец Дионисий считает, что ему очень повезло найти для реставрации замечательного помощника. Это архитектор-реставратор Ирина Давыдовна Любимова, которая также ведет Новодевичий монастырь в Москве, Рязанский кремль и некоторые объекты Московского Кремля.

- Это человек очень высокой квалификации, эрудированный и тонко чувствующий архитектуру этого времени. Благодаря ее подвигу мы и совершаем реставрацию на таком высоком уровне, что-то приходится восстанавливать, а некоторые вещи делать заново по аналогам того времени. Например, деревянный тамбур с хором на нем - такого здесь не было изначально, храм предполагался быть летним, не отапливаемым, не было задачи сохранять тепло. Это уже наша потребность, Ирина Давыдовна в этом тоже помогает.

Ее же работа - проект иконостаса, тут очень высокое качество резьбы, и надо сказать, что она достаточно хорошо сохранилась, утрат было немного. Что интересно - в процессе реставрации мы находили много всяких забракованных деталей, мы их собрали здесь, на основании этого нам удается реконструировать изначальную задумку и видеть решения, которые были отвергнуты, а это важно для истории архитектуры, для художественного процесса того времени. Это все мы надеемся в ближайшее время описать в наших статьях работы, которую собираемся издать.

Батюшка рассказывает, что сначала предполагалось написать иконы и для ниш, расположенных по стенам, но сейчас там стоят скульптуры, которые эти ниши загораживают. Была идея перенести их в музейное пространство, которое вполне можно было бы организовать в усадебном доме. Говорит, что его обещали восстановить, но получится ли – пока неизвестно, ведь дело это очень дорогостоящее.

- Если бы получилось, то эти скульптуры, конечно, лучше бы смотрелись в музейном пространстве, а здесь мы оставили бы место для молитвы. Но, тем не менее, сейчас у наших прихожан есть возможность молиться вместе с апостолами, ощущать себя в их обществе. Они сделаны в рост человека, их непропорциональность – это художественный прием, потому что они предполагались для обозрения снизу. Для этого эффекта использовано перспективное сокращение, нижняя часть немножко сокращена. Поэтому сейчас они кажутся немножко коротышками. Но это не недостаток, это продуманное решение.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Храм не будут расписывать изнутри, и колокольни тоже не будет

Сейчас стены храма не расписаны, и делать это пока не планируют, тем более, что это задача очень дорогостоящая.

- Храм был расписан в конце 19 века, расписан, надо сказать, довольно неловко, мы предполагаем, что изначально у Григория Федоровича не было планов его расписывать.

Возможно, он думал сделать на стенах большие рельефы, как это сделано в Дубровицком храме в Подольске или в Меншиковой башне на Чистых прудах в Москве. Но роспись здесь была сделана позже, как раз тогда, когда была выполнена и композиция с Лермонтовым, горящим в аду. Большинство росписи не сохранилось, потому что храм долгое время стоял в руинированном состоянии, но то, что осталось на стенах, нам удалось снять, если у нас будет музейное пространство, в дальнейшем они там будут представлены.

Интересно, что в подмокловском храме нет привычной колокольни. Отец Дионисий рассказывает, что, согласно архивным документам, колокольня здесь предполагалась на протяжении всего 19 века, строили разные звонницы, которые со временем ветшали, потом перестраивались и, в конце концов, в начале 20 века была построена колокольня на пути в храм , отдельно стоящая. Но она была взорвана перед началом войны.

- Восстанавливать ее мы не планируем. Возможно, мы здесь построим когда-нибудь звонницу. Раньше, конечно, колокола имели важное значение, потому что часы имели совсем немногие люди, а собирали богослужения через колокольный звон.

двойной клик - редактировать изображение

«Нам хотелось бы, чтобы люди сюда приехали и почувствовали здесь свой родной дом»

Большую помощь для реставрации храма оказали известные меценаты Константин Малофеев и Виктор Зотов.

- Благодаря их усилиям и в том числе финансовой помощи, тут было сделано то, что сделано. Попасть в государственную программу – тоже ведь задача непростая, много у нас памятников выдающегося значения, но далеко не у всех такая счастливая участь.

По словам настоятеля храма, это место становится все более популярным для того, чтобы здесь венчаться, креститься. У людей есть ощущение, что это их храм.

- И это важно, что это не просто красивая картинка. Нам как раз не хотелось бы переделывать этот храм просто ради красивого фона, для какого-то события для семейного альбома. Нам хотелось бы, чтобы люди сюда приехали и почувствовали здесь свой родной дом и сюда возвращались, потому что храм для этого и строился. Изначально он строился как усадебный храм аристократов, а теперь каждый может почувствовать, что это именно для него.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

1.0x