Авторский блог Марина Алексинская 12:23 20 июня 2017

Неладно что-то в датском королевстве

к пресс-конференции Алексея Учителя

17 июня «Прямая линия» с Владимиром Путиным актуализировала тему «Матильды», фильма Алексея Учителя. Ближе к финалу пресс-конференции речь зашла о культуре, ассистент передала микрофон «всеми нами любимому» Сергею Безрукову, и тот от имени «творческой интеллигенции» обратился к президенту с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг Гоголь-центра и Кирилла Серебренникова, но прежде замолвил словечко за не менее «всеми нами любимом» Алексея Учителя, своеобразный поединок которого с Натальей Поклонской встревожил умы: нет ли в том угрозы цензуры? Вышло не совсем корректно. Сергей Безруков рассыпал комплименты в адрес коллеги, когда тот сидел с ним рядом, плечом к плечу, в первых рядах сектора аудитории. Потом обратился к президенту сам Алексей Учитель, выразил беспокойство за государственный бюджет: организация проверок его киностудии «Рок», что была осуществлена по депутатскому запросу, стоит денег и видимо немалых. Послевкусие от общения оказалось горьковатым. Больше того, кто-то высказал предположение: неладно что-то в датском королевстве, уж слишком навязчивы появления на минувшей неделе Алексея Учителя в медиа-сфере. И тому есть свой резон. События развивались следующим образом.

12 июня, в День России, Алексей Учитель в качестве гостя был приглашен в Кремль, на церемонию награждения лауреатов Государственной премии. Здесь состоялось «историческое событие», встреча Алексея Учителя с Натальей Поклонской, в роли фотографа выступил министр культуры Владимир Мединский. Беседа была поначалу доброжелательной, - цитирую не дословно рассказ Алексея Учителя, - и просьба Натальи Поклонской заключалась в одном: покажите фильм моим экспертам. Вы сами должны посмотреть фильм - был ответ - потому что только вы можете эмоционально, чувственно и прагматично, как угодно, оценить, что в нем есть плохого. Реакция Натальи Поклонской: никогда и ни в коем случае, а потому разговор оказался бесполезным.Кстати говоря, неделей ранее, перед открытием кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи, Алексей Учитель в интервью НТВ рассказал о другом«историческом событии», получении от Натальи Поклонской персонального письма. Тогда как тайну, если в сегодняшнем мире еще есть место тайнам, встречи с Натальей Поклонской в Кремле Алексей Учитель раскрыл во время пресс-конференции, что была им устроена вТАСС, 13 июня, то есть буквально на следующий день после событий в Кремле. ТАСС – учреждение для меня небезразличное, место моей первой работы, интерес к фильму «Матильда» тоже нешуточный, как следствие, пропустить мероприятие я не могла.

Итак, ТАСС, 13 июня. Демонстрация трейлера №3 фильма «Матильда» задала тон пресс-конференции. Трейлер, он же рекламный ролик, я увидела впервые, впечатление произвел удивительное. В те несколько минут продолжительности ролика втиснута вся история: Кшесинская на сцене с голой грудью; тонущий в воде человек, можно предположить, что это Распутин; Кшесинская, но уже в постели; летящая корона с головы НиколаяII в час коронации в Успенском соборе … И строка на экране: фильм основан на реальных фактах. Далее, собственно говоря, и началась пресс-конференция. Участники: Алексей Учитель, режиссер фильма «Матильда»; Константин Добрынин, юрист (в прошлом сенатор), Ларс Айдингер, артист берлинского театра Schaubuehne, в фильме «Матильда» сыграл роль Николая II (в Москву приехал представить фильм «Вчерашний расцвет» режиссера Криса Крауса на открытии Московского еврейского кинофестиваля). Кроме того, был установлен телемост с солнечным городом Сочи, благодаря чему ряд спикеров (как модно говорить сегодня) расширился, её участниками стали Евгений Миронов, артист, художественный руководитель Государственного театра наций; артистка Ингеборга Дапкунайте и Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «Каро-Премьер», которая и осуществит прокат фильма в России.

Выступления носили яркий, победительный характер, угадывалась в речах претензия на юмор и сарказм. Публика, а это аккредитованные на пресс-конференцию журналисты, эмоции спикеров разделяли. Был очевиден еще и тот факт, что спикеры лучше подготовились к пресс-конференции нежели чем журналисты. И хотя «Заключение» экспертной комиссии от 29 апреля 2017 года фильма «Матильда» (экспертиза осуществлена по запросу депутата Госдумы Натальи Поклонской) не цитировалось, ссылкой на него спикеры нет-нет, да и интриговали. В частности, говорилось, что «та» (от Поклонской) экспертиза никакая не экспертиза, а вот «эта» от 5 мая 2017 экспертиза (от Учителя) и есть экспертиза. Журналисты, что важно отметить, получили на руки папку с рекламой фильма «Матильда», Тайна Дома Романовых, в которую был вложен текст той самой настоящей экспертизы. Больше того, ряд её глав были зачитаны. Однако, тень смущения вызвал тот факт, что авторы экспертизы от 5 мая 2017, они как бы анонимны, имена фамилии не указаны. Известно разве, что проведена была в Петербургском государственном университете.

Ну а теперь для полноты картины, передам суть выступлений участников пресс-конференции.

Первым слово взял Алексей Учитель. Он порадовался числу собравшихся на пресс-конференцию журналистов, пожаловался на практически невыносимые условия работы над фильмом, не преминул напомнить об угрозах «православных активистов» поджечь кинотеатры, где будет демонстрироваться фильм. Но главное: фильм практически полностью готов, осталось доделать графику, и тогда трейлер №4 фильма покажут по всей стране. Прокатное удостоверение еще не получено, но это будет сделано в ближайшее время. Валерий Гергиев подтвердил тот факт, что 6 октября премьера фильма состоится в Мариинском театре (оркестр театра под управлением маэстро записал музыку к фильму). На широкий экран фильм выйдет в конце октября. «Не знаю, что могут придумать,чтобы запретить фильм, - ответил Алексей Учитель на вопрос журналиста о возможных рисках. - Всё непредсказуемо в нашей жизни. Если в фильме нет кадра, который нарушает какой-то закон, то запретить его нельзя». Кроме того, доля людей, которые протестуют - заверил Алексей Учитель –и требуют запретить демонстрацию фильма, ничтожно мала, и даже правоохранительные органы говорят, что половина из них скорее –«липа». Тем не менее, пример с «Матильдой» страшен. Что, если завтра другому депутату не понравится спектакль или картина? Он тоже будет писать депутатский запрос? «Невозможно, - добавил Алексей Учитель, - чтобы депутаты занимались произведениями искусств, тогда возникнет вкусовщина». Надо остановить.

О фильме. Несмотря на название, фильм будет о Николае II, отношение Алексея Учителя к которому самое благоприятное: в мае 1896 года Николай II вступил на трон и сумел создать вокруг себя такое окружение, что к 1913 году Россия стала ведущей страной в Европе. Задача режиссера и всей съемочной группы в том и состояла, чтобы показать многообразие Николая II как человека. Человека, который выбирал между свободой и своей совестью, любовью (узнала, что Николай II одинаково любил двух женщин, ну это, к слову). В глазах верующих людей, по мнению Алексея Учителя, такая история позволит глубже понять Николая II, это и будет интересно. «А если мы будем показывать только статую, которая может замироточить, тогда беда». Факт один: в те четыре года истории любви Николая II и Кшесинской решался вопрос будущего страны.

Евгений Миронов. Прежде чем передать всем привет попросил рядом сидящую Ингеборгу Дапкунайте ущипнуть его, ибо не может поверить в происходящее. «Начинаю анализировать, - не скрывал недоумения артист - как мы все оказались в такой ситуации?» Призвал с сегодняшнего дня говорить «уважаемый депутат»: «давайте фамилию не будем называть»! Потому что не дело. Включает Евгений Миронов «Дождь» и видит строку на экране: «муж Поклонской». «Я предлагаю- продолжил артист - говорить муж уважаемого депутата». Далее он подчеркнултот факт, что любая страна гордилась бы тем, что об их императоре снимают фильм: и выразил уверенность: «художник вправе рассказывать о жизни любого». Фильм «Матильда» (который, если я правильно поняла, Евгений Миронов еще не видел, но полностью доверяет именитому режиссеру) расскажет о Николае II, его выборе между влечением и предназначением. Иными словами о том, каким тернистым путь бывает у святых.Евгений Миронов назвал Алексея Учителя «классиком нашего кинематографа», возмутился наступлению «эпохи невежественности профессионалов». «Не стыдно ли,- возмутился Евгений Миронов, - не посмотрев картину, устроить вокруг неё такой пошлый как «Дом-2» концерт?»

Ингеборга Дапкунайте. На вопрос об отношении к происходящему, ответила: «Очень трудно добавить что-то после Жени (Евгения Миронова – ред.), потому что его исчерпывающий анализ происходящего здесь и сейчас – это анализ художника». Как и Евгений Миронов, как и Алексей Ефимович Учитель она потрясена тем, что обсуждают не художественные ценности картины, а ситуацию вокруг неё. «Хотя на самом деле хотелось бы говорить, как художник Алексей Учитель подошел к теме наследника, к теме любви, к теме брака, к теме обязанности, к теме власти и свободы выбора». Говорят, - рассуждала Ингеборга Дапкунайте, - что мы изобразили порнографию, «ну если так серьезно подходить, то порнография является тоже частью жизни. Потому что если бы не порнография, то никто из нас здесь бы не сидел, мы как-то все родились. И Николай II тоже имел детей, и они тоже как-то родились, наверное, не святым зачатьем». Художник выражает себя так, - по мнению артистки – как он видит в данный момент мир. «И данный персонаж, имя которого мы не будем называть сегодня, может спорить с Алексеем Учителем», а вот цензура – не тот подход к искусству.

Константин Добрынин. «Дело не цензуре» - развил мысль Ингеборги Дапкунайте. – Дело в том, что Поклонская не по назначению использует полномочия, которые ей предоставлены её статусом. Почему она так поступает? для чего? это её какая-то личная история? «Дурость» ситуации вокруг фильма – добавил Константин Добрынин – её опасность в том еще, что «уважаемый депутат» сама не помнит вопросы в своих депутатских запросах и не помнит, какие ответы на эти вопросы получает, однако такие запросы вызывают бесконечное воспроизводство юридически значимых действий, которые влекут правовые последствия и мешают нормальному художнику работать. На вопрос журналиста: стоило ли Алексею Учителю брать государственные деньги на картину? Константин Добрынин ответил: «я не могу советовать уважаемому Алексею Ефимовичу брать деньги от государства или не брать». Важно другое. Важно, что Поклонская на протяжении восьми месяцев не о государственных деньгах ставила вопрос, а об оскорблении чувств верующих. И как только она поняла, что этот аргумент, честно говоря, ничтожен, нелеп у нее возникли идеи проверки хозяйственной деятельности, вопрос расходования средств. «Я уже не раз говорил, что Уголовный кодекс большой, она, по всей видимости, находится где-то посередине его чтения». Константин Добрынин сообщил также, что жалоба на действия депутата Натальи Поклонской, что была направлена в Госдуму, в Комитет по этике, загадочным образом оказалась потерянной. Пришлось еще раз отправить жалобу, а также письмо лично Вячеславу Володину с тем, чтобы он сам «проконтролировал процесс прохождения жалобы на пути из канцелярии до Комитета по этике. Есть надежда, что на этот раз Комитет рассмотрит действия Натальи Поклонской, сделает выводы.

Ларс Айдингер. Продолжил мысль ИнгеборгиДапкунайте: «мне кажется, у жанра порнография есть свое место». Себя из этого жанра исключил: «снимаюсь в артхаусном, глубоком кино, коллеги в Германии, зная о скандале в России, усмехаются»…На вопрос: каким образом формировал свое мнение о НиколаеII, оно и в России неоднозначно, и каким образом работал над ролью, артист ответил: «я читал биографию, литературу о нем, но в какой-то момент понял, что всё это лишь мнение какого-то автора и, в конечном итоге, не очень-то хочется играть интерпретацию интерпретации. Но я хочу показать свое видение этого персонажа. И то, что я использовал как ориентир, это был сценарий. Все ответы на вопросы, которые у меня были, я нашел в сценарии». Секрет «творческой кухни»: Ларс Айдингер работает над ролью таким образом, чтобы исходить из себя, находить в персонаже схожие с собой черты, пытаться персонифицировать себя с персонажем, тогда и зрителю будет легче увидеть в персонаже себя. В случае с Николаем II, важным было показать человека со всеми его сильными сторонами, со всеми его ошибками, его желаниями. «Я играл Николая II таким образом, чтобы российский народ сумел увидеть себя в нем, я не пытался из него сделать героя или святого». Работать над ролью помог опыт работы над Гамлетом, Ричардом III в театре.

N.B. Алексей Учитель отметил важность приезда Ларса Айдингера на пресс-конференцию и посоветовал «уважаемому депутату» сходить на спектакли «Гамлет» и «Ричард III» во время гастролей театра «Шаубюне» (Schaubuehne) в Москве.

Пока берлинский театр в дороге, отмечу важное для себя. Важно, что в «Заключении» от 29 апреля 2017 эксперты обратили внимание общественности на тот факт, что артист Ларс Айдингер, выступивший в роли Николая II, в 2012 году «исполнил выраженно вульгарную роль печатника Амоса Кводфри в фильме Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания", и таким образом использован приём манипуляции общественным сознанием, замещения образа Императора Николая II — "порно-амплуа" артиста Ларса Айдингера», сам фильм «Матильда» «порнографическим» никто не называл. Тогда как нюансы выступлений спикеров пресс-конференции как бы нечаянно, как бы поверх барьеров являли собой если не прием манипуляций, то очевидного лукавства.

Так, Константин Добрынин причиной требования Натальей Поклонской проверки финансово-хозяйственной деятельности киностудии «Рок» назвал понимание ею тщетности аргумента «оскорбления чувств верующих». При этом, ни слова не промолвил об интервью соавтора фильма «Матильда» Владислава Москалёва изданию The Insider (февраль 2017 года), в котором на правах бывшего коллеги Алексея Учителя рассказал о связи финансирования фильма офшорами, о коррупционной составляющей.

Любопытно и объяснение Алексеем Учителем причины приглашения Ларса Айдингера на роль Николая II: пример Голливуда показывает, что именно «звездный» артист привлекает к себе внимание публики, дает кассовые сборы. Только о какой «звёздности»Ларса Айдингера можно говорить? если Ларс Айдингер – артист театра и снимается в родной Германии в артхаусе, то есть в авторских фильмах, которые - по его же признанию «Ведомостям» - «с эстетической точки зрения необязательно показывать в кино».

… И вот пока шла пресс-конференция, я всё пыталась ответить на вопрос: зачем понадобилось Алексею Учителю устраивать пресс-конференцию, тем более, что страсти вокруг «Матильды» поулеглись? зачем продолжать «такой пошлый как «Дом-2» концерт?» И знаете ли, момент истины наступил. Журналистка «Радио Свободы» обратилась к Алексею Учителю и Евгению Миронову с вопросом:

- Не считаете ли вы, Алексей Ефимович, Евгений Витальевич и пятьсот с лишним ваших коллег по культуре, по искусству, что вы сами привели в нашу действительность Наталью Поклонскую, «уважаемого депутата», когда три года назад подписывали письмо в поддержку аннексии Крыма? Не чувствуете ли вы своей вины за это слишком интимное дело, или сомнения хотя бы, ответственности?..

Оставим финал пресс-конференции открытым. Продолжение процесса выхода фильма «Матильда» на широкий экран следует.

На фото: Ларс Айдингер

9 апреля 2024
1.0x