Авторский блог Дмитрий Скворцов 10:06 5 марта 2017

Небесный покровитель весны Русской

С Днём памяти Ярослава Мудрого - первого русского колорада!

В честь отмечаемого ныне дня памяти Ярослава Мудрого Запорожская епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата) объявила конкурс сочинений, посвящённых благоверному князю. Как указано в положении о конкурсе, его задачей является привлечение школьников к углубленному изучению истории… «украинской державы времен правления Ярослава Мудрого».

Мы уже упоминали Митрополита Запорожского Луку в связи с его инициативой учредить отдельный от общерусского сонм «украинских святых» (среди которых, вообще-то, нет ни одного, выступавшего за отдельную «украинскую церковь»). И примере свт. Иоасафа Белгородского, смеем надеяться, была исчерпывающе показана абсурдность и даже кощунственность этой идеи.

Что же, придётся разобрать «украинскость» блгв. кн. Ярослава Мудрого и его державы, которая с лёгкой руки шарлатана Грушэвського именуется его последователями «Украиной-Русью».

Действительно, держава Ярослава Мудрого, его отца Владимира, его детей, внуков и правнуков имела двойное название: Русь – для внутреннего употребления и Россия на языках международного общения, каковыми тогда были греческий и латынь. Возьмется ли кто-то подсчитать сколько раз в русских летописях и иностранных хрониках времён Ярослава упоминается Русь и Россия? Сто или сотни? Да и столь это важно в нашем случае, если Украина не названа ни разу! Лишь через сто пятьдесят лет, когда Русь/Россия будет повторено уж тысячи раз, в Ипатьевской летописи проскочит, наконец, «украина». Но именно так – с прописной. Как окраина Земли Русской.

А когда же появятся украинцы? Нашлись героические личности, взявшиеся за «инвентаризацию» того самого Ипатьевского списка. Итак, в нём по одному разу упоминаются ятвяги, черемисы, обры, моавитяне, индусы (!), вавилоняне (!), македоняне, фряги (франки или генуэзцы), сербы, скифы. По два раза – агляне (угличи или англичане), готы, мурома, хананеяне, шведы, абхазы, персы. По три раза – моравы и мордва; По четыре – сарацины и агаряне (т.е. все мусульмане вместе взятые), весь, римляне, египтяне (!). Пять раз – хорваты, шесть – северяне, восемь – пруссы, девять – булгары, десять – хазары и древляне, двенадцать – кривичи, тринадцать – чудь, семнадцать – варяги и евреи, девятнадцать – болгары. Двадцать четыре раза упоминаются немцы, 27 раз – печенеги, 28 – татары, 29 – торки, 32 – литва, 44 – греки; 88 – ляхи, 69 – угры, 122 – половцы. Ни разу – украинцы.

Псевдоэтноним «украинец» лишь через 800 с лишним лет после Ярослава католики придумают первоначально для униатов. Однако среди католических святых Ярослав Мудрый, преставившийся Господу в празднуемое сегодня Торжество Православия, не значится. Его имя внесено в православный месяцеслов по благословению Патриарха Московского Алексия II.

Как же удостоился князь причисления к сонму святых? Ведь первые пятьдесят лет, то есть большую часть сознательной его жизни, ничто не обнаруживало в нём праведника. Напротив, до определенного (Богом) времени он отстаивал интересы носителей самой реакционной разновидности язычества – балто-норманнского. Ярослав принял сторону варяжской дружины в спровоцированном ею же конфликте с новгородцами, и она оставалась его оплотом десятки лет. Да и сам выход Ярослава на историческую арену связан с его восстанием против отца-христианина, уже святого по своим деяниям Владимира, когда тот избрал себе наследником также будущего святого, праведного по жизни Бориса.

Не станем тут описывать последовавшие после того войны Ярослава со Святополком Окаянным (когда Ярослав сжёг в Киеве церкви) и, затем, с Мстиславом Удалым. Они достаточно подробно описаны в литературе, периодике и учебных курсах истории. Но вот завершению этой брани, а именно поражению Ярослава от Мстислава стоит в нашем случае уделить внимание.

Мстислав Владимирович (по прозвищу Удалой или Храбрый) вступил в войну с братом как князь Тмутараканский. Большинство населения Тмутаракани составляли хазарские иудеи. На их богатую общину и опирался князь-богатырь. По многочисленным просьбам он покорил сначала черкесское племя касогов, а затем уже вместе с касогами и иудеями пошёл завоёвывать киевский престол. Великим князем объявил себя тогда Ярослав, но поскольку правомочность его в глазах киевлян выглядела сомнительной, предпочитал основную часть времени проводить в Новгороде.

Кстати, ещё одна особенность средневековой «украинской державы»: именно новгородцы ставили своих князей в Киеве, начиная с прадеда Ярослава – Игоря, отца – Владимира. Дед Святослав и его преемник на киевском престоле Ярополк перед этим также княжили в Новгороде. Да и карта «украинской державы» наводит на «зрадницькі» сомнения: в самом центре её – зарождающаяся Москва, а Киев – лишь в приграничье с евразийской степью.

Итак, Мстислав со своими степняками разбил под Черниговом варяжскую дружину Ярослава и… запросил мира. Умный тмутараканский князь, зайдя на «большую» Русскую землю, успел прочувствовать неприязнь автохтонных русичей к хазарским иудеям. Киев очень хорошо помнил и подлость каганата, и расправу над городом и страной «досточтимого» полководца Песаха. Поэтому шансы Мстислава Храброго удержаться на престоле благодаря иудейским деньгам были такие же, как у Святополка Окаянного, пытавшегося опираться на польские «штыки» (дружина польского короля Болеслава Храброго, вернувшего Святополка в Киев, была вырезана киевлянами спящей за одну ночь).

Собственно, Мстислав «разбудил» Илариона, подвигнув его на проповедь о Законе (иудейском) и Благодати (христианской). Тмутараканская дружина (касоги уже были отпущены) стояла совсем рядом – в ста тридцати верстах, и киевляне не без основания усматривали в ней не только прообраз возрождённой Хазарии, но и возобновление проповеди иудаизма (только недавно отвергнутого Владимиром). Поэтому успех поучений священника Илариона был ошеломляющим. Что и указало, наконец, Ярославу на Православие, как на опору, которая способна была не только сделать его власть в Киеве незыблемой, но вновь сплотить Русь. Ведь со смертью Владимира в 1015 году Новгород, Полоцк, Суздаль, Червленая Русь, не говоря уже об отдалённой Тмутаракани стали практически независимы от Киева.

Мир между могущественными братьями, полюбовный раздел ими Руси на сферы влияния (за Ярославом оставался правый берег Днепра со стольным Киевом и богатый Новгород, Мстиславу же отходило огромнейшее Черниговское княжество, всё Левобережье и, разумеется, Тмутаракань) заложил основу долгого мира на Руси. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав окончательно осел в Киеве, приняв власть над всей страной. «Единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом – самостоятельной славянской "республикой", Киевом, с его влиятельной христианской общиной, и Черниговом – богатым городом с воинственным населением, – заключает Л. Н. Гумилёв. – Именно это соглашение – компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя, – принесло стране долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым».

В летописях тема мудрости Ярослава также впервые устанавливается сразу после смерти Мстислава. Но связана она, согласно «Повести временных лет», с «похвалой книгам». «Похвала» эта воплотилась не только в легендарной «библиотеке Ярослава» (общего пользования!). В 1037 году была составлена первая, известная на сегодня русская летопись (т.н. «Древнейший свод»), а на следующий год в книжном виде вышло «Слово о Законе и Благодати». Для обучения народа грамоте Великий Киевский князь ещё в Новгороде успел открыть училище на 300 детей.

Расширив город, князь обвел его каменными стенами («город Ярослава» со знаменитыми Золотыми воротами с Благовещенской церковью над ними). Купцы, приезжающие из своих западноевропейских столиц поражались масштабу «второго Константинополя» (Киев становился третьим по богатству, населению и культурному развитию городом Европы после Царьграда и Кордовы). Многие оседали здесь. Не потому ли будущий князь Всея Руси Всеволод Ярославич, не выезжая из Киева, выучил пять языков.

На Русь едут не только греки зодчие, но и регенты, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор пишет, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться». Именно при нём преподобный Антоний основывает будущую Киево-Печерскую лавру.

Все из школьного курса о «Русской правде», появившейся в 2016 г. ещё в Новгороде. Но в Киеве, в итоге сотрудничества со святителем Иларионом рождается «Устав Ярослава», основанный не только на древних славянских обычаях, но на понятиях греха пред Богом и ближним своим в его христианском понимании.

К примеру, такое новшество, как статья «Прелюбодеяние». В частности, «прелюбодеяние мужа от жены» подлежало двойному – церковно-гражданскому – наказанию. Также и «прелюбодеяние с сестрой» – смертная казнь от светской власти, или пеня епархии 100 гривен (чтобы оценить значительность суммы, достаточно сказать, что варягам за марш из Новгорода и взятие Киева во время войны со Святополком было заплачено «всего» по 10 гривен). Только церковному суду подлежало прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной (те же 100 гривен с покаянием в монастыре). Виновная в несохранении девственности, направлялась замаливать грех в монастырь, откуда её могли только выкупить.

Огромная пеня предусматривалась и за обзывание чужой жены распутной – от 1 гривны серебра до 5 гривен золота.

Раздел, связанный с побоями прирос статьёй «За побои родителей» (во исполнение заповеди «Чти отца твоего и матерь твою»), предусматривавшей смертную казнь.

Духовному суду духовному суду подлежало и нарушение поста.

Очень подробно расписывались преступления, связанные с браком: двоебрачие, кровосмешение, брак без согласия родителей, брак по принуждению родителей, брак без совершения таинства (языческий), самовольный развод, даже совершенный по согласию супругов (в этом случае муж платил 12 гривен пени). Для развода требовались веские основания. К таковым относились доказанное прелюбодеяние жены, «разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа», «если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт». Развод считался незаконным, если был совершён без согласия или вины жены (за это на виновного накладывалась пеня, исходя из его общественного положения).

И это спустя каких-то пятьдесят лет после веков языческой вакханалии!

Сам же благоверный князь, по свидетельству летописца «ум имел добрый», «жизнь скромную».

Всем этим он не просто вернул благосклонность киевлян, но завоевал их любовь и Церкви. Уже в 1075 году – всего через 21 год после смерти великого князя хронист Адам Бременский свидетельствует, что Ярослава почитают на Руси как святого.

И последнее в помощь украинизаторам святого русского воинства

Князь Ярослав (Георгий или Юрий в Крещении) построил в Киеве Георгиевский храм в честь своего Небесного покровителя. В 1051 г. церковь была освящена святителем Илларионом. Этот день князь заповедал праздновать ежегодно как память великомученика Георгия Победоносца. Со временем «Юрьев день» стал одним из самых почитаемых праздников и у русских военных. В 1769 году был учреждён орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В 1807 году был утверждён знак отличия ордена в виде серебряного креста (с изображением св. Георгия) на Георгиевской ленте. Той самой, что стала в наше время символом «антиукраинства».

Фото medalirus.ru


С 1849 г. имена Георгиевских кавалеров писались на мраморных стенах Георгиевского зала БоНебесный покровитель весны Русскойльшого Кремлевского дворца. Главного дворца самой большой страны мира.

Так исполнились слова акафиста святому благоверному князю Ярославу Мудрому: «Радуйся, всех концев земли Русския покровителю… Народу твоему ты еси удобрение, Киеву – слава и всей Русстей земли – утверждение».

1.0x